ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

СУБЪЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

   

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье рассматриваются индивидуально-психологические различия в проявлении субъективного контроля личности студентов в зависимости от типа родительской семьи. Выявлено, что проявления потенциала субъектности студентов в жизненных ситуациях имеют определенные особенности в зависимости от типа родительской семьи. Результаты исследования, представленные в статье, можно использовать в сфере психологического консультирования с целью организации более полного жизнеосуществления личности.

Ключевые слова: субъектность, уровень субъективного контроля, расширенная семья, нуклеарная семья

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

В отечественной психологии выделяются несколько аспектов рассмотрения феномена субъектности, раскрывающих многогранность и многоуровневость проявления субъектного начала человека: субъект деятельности, субъект развития и субъект жизни. Психологический анализ человека как субъекта жизни предполагает изучение закономерностей реализации субъектности человека в организации собственного бытия. В данном направлении психологического анализа субъектность изучается через взаимодействие человека с миром и рассматривается, как способность личности быть автором собственной активности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, В.Н. Мясищев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Селиванов, В.К. Шабельников и др.).

Реализация субъектности личности осуществляется в конкретных жизненных условиях, при взаимодействии с определенными обстоятельствами. Поэтому актуальным, на наш взгляд, является выявление существенных признаков проявления организации субъектной активности в жизненных ситуациях, содержательно характеризующих особенности взаимосвязи человека с миром.

Анализ реализации психического в пространстве и времени, т. е. в контексте ситуации в психологической науке открывают ситуационные исследования К. Левина, связанные с разработкой теории поля [6]. Введение категории психологического «поля» сыграло большую роль в понимании человеческого поведения, которое совершается в реальной окружающей его ситуации. К. Левин подчеркивал необходимость рассматривать действующего субъекта с его внутренними заряженными системами и окружающую ситуацию («психологическое окружение») как единое целое.

В отечественной психологии многими исследователями признается активность личности в ситуации. Еще А.Ф. Лазурским были выделены уровни активности приспособления личности к окружающей действительности, высший из которых связан с проявлением творческого отношения к условиям среды [5]. В работах А.Н. Леонтьева, разрабатывающего проблему личностного смысла, активность личности в ситуации связывается с оцениванием, как объективных условий ситуации, так и собственных действий субъекта в данных обстоятельствах [7]. В работах, выполненных в школе Д.Н. Узнадзе, активность личности в жизненных ситуациях рассматривается через понятие установки, как некой готовности к определенному действию, связывающей ее с объективными условиями ситуации [9].

В.Н. Мясищев, рассматривая активность личности через призму ее отношений с миром, одновременно подчеркивает ее индивидуальную зависимость от некоторых факторов среды, которая определяется автором как «ситуативная недостаточность» [8]. В рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского развивается представление о взаимосвязи, единстве внешних условий среды и внутренних возможностей ребенка в процессе его развития, что реализуется в понятии социальной ситуации развития [3].

Таким образом, психологическое содержание понятия жизненной ситуации неразрывно связано проблемой человека как субъекта, с тем как он воспринимает, оценивает ситуацию и реализует себя в ней. Так, обосновывая онтологическую сущность перцептивных явлений, раскрывающих связь человека с миром, В.А. Барабанщиков подчеркивает, что в характеристику субъекта изначально включается действительность, как реально существующие обстоятельства жизни, разворачивающиеся в пространстве и времени. Объективные обстоятельства жизни воспринимаются людьми с определенной позиции, реализуясь в действиях, поведении, общении, в свою очередь, определяя течение и смысл жизни. Автор само восприятие рассматривает как феномен жизни, ее событие, в котором реализуется связь индивида со средой [2].

Как было показано выше, реализация субъектной активности в жизненных ситуациях связана с тем, как воспринимается и осмысливается ситуация человеком. Поэтому субъективность с точки зрения интерпретации всего того, что происходит вокруг, оказывается личностным фактором контроля, регуляции и управления своим поведением. А вопрос об уровне контролируемости событий своей жизни – это, прежде всего, вопрос о различной степени выраженности субъектной активности личности в жизненных ситуациях.

Особенности контроля событий собственной жизни отражает понятие «локус контроля», введенное Дж. Роттером [12], в русскоязычной версии – уровень субъективного контроля (Бажин Е.Ф., Голынкина С.А., Эткинд A.M.) [1]. Являясь центральным конструктом теории социального научения Дж. Роттера, локус контроля представляет собой личностную характеристику, отражающую склонность, предрасположенность людей объяснять значимые события своей жизни внешними (экстернальный тип локуса контроля) или внутренними (интернальный тип локуса контроля) факторами. Экстернальный тип контроля характеризует низкий уровень субъективного контроля, интернальный тип отражает высокий уровень субъективного контроля за событиями собственной жизни. По мнению Дж. Роттера, данные личностные особенности в значительной степени влияют на поведение человека.

Сравнительные исследования людей с внешним и внутренним локусом контроля [10, с. 315-351] показали, что «интерналы» предпочитают действовать наверняка, «экстерналы» чаще рискуют; люди с внутренним локусом контроля более устойчивы к попыткам других людей манипулировать их мнением. Так же выявлена связь интернальности с высоким уровнем самоконтроля.

В исследовании И.М. Кондакова. и М.Н. Нилопца [4] было выявлено влияние локуса контроля на эффективность социально-психологической адаптации личности. Результаты показали, что одним из определяющих, ключевых факторов эффективной социально-психологической адаптации является интернальный локус контроля.

Обсуждая полученные результаты, можно предположить, что интернальность характеризуется высоким уровнем субъектной активности личности. Что проявляется в выраженной направленности реализации потенциала субъектности на собственный внутренний мир (на субъекта) и в эффективности взаимодействия с жизненными ситуациями. Тогда как экстернальный тип контроля характеризуется преимущественной ориентацией на объекты внешнего мира и более низким уровнем субъектной активности и адаптивности.

Подводя итог, можно сказать, что в современных исследованиях о феномене субъектности, понимаемом как способности быть автором собственной активности в жизни, определяется тенденция изучения конкретных характеристик субъектности личности, содержательно раскрывающихся при взаимодействии с жизненными ситуациями.

На основе анализа психологических исследований по данной проблематике в качестве одного из параметров проявления субъектности в процессе жизнедеятельности можно выделить некую направленность в реализации своих субъектных возможностей, ориетированность человека на объекты внешнего мира или на собственный субъективный мир. Что характеризует особенности субъектной включенности в процессы жизнетворчества.

Субъективная интерпретация и осмысленность жизненных изменений как личностный фактор контроля, регуляции и организации своей жизни можно считать субъективным параметром организации субъектности личности в жизненных ситуациях.

Изучение особенностей проявления субъектности как существенной характеристики личностного развития невозможно без учета социальных связей и межличностных взаимодействий в сложившемся психологическом пространстве семьи, в котором формируется личность ребенка. В современном обществе сложились 2 основных типа семейно-родовых отношений – расширенная (традиционная) и нуклеарная семья, в условиях которых формируются качества, характеризующие человека как субъекта собственной жизнедеятельности.

Рассмотрение семьи как детерминирующей основы развития личности связано с осознанием роли семьи как первой социальной системы, в которую попадает ребенок с первых дней жизни. Согласно взглядам Л. С. Выготского, социальная ситуация развития определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. Формообразующую роль семьи в формировании личности в основных ее направлениях подчеркивает в своих исследованиях В.К. Шабельников: «Ребенок впитывает напряжения, возникающие в семье, способы общения, взаимодействия с людьми, а зрелая личность будет нести на себе отпечаток этих влияний» [11].

В нашем исследовании предпринята попытка изучения особенностей проявления субъективного контроля как одной из форм организации активности личности в зависимости от типа семейно-родовых отношений, целью которого было раскрыть особенности влияния типа родительской семьи на характер проявления субъектности личности в жизненных ситуациях.

Исследование проводилосьс 2009 по 2014 гг. в высших учебных заведениях города Москвы (РГГУ и МГТУ им. Н. Э. Баумана). Выборку составили 231 чел. – студенты 2-3 курсов, представители гуманитарных (112 чел.) и технических специальностей (119 чел.), из них 130 девушек и 101 юноша.

С целью проведения сравнительного анализа проявлений субъектности у студентов из разных типов семьи на основе результатов психологической диагностики типа семьи были сформированы две группы испытуемых. В первую группу вошли респонденты, у которых выявлено преобладание признаков включенности в психологическое пространство нуклеарной семьи (n = 133), во вторую – испытуемые, у которых доминируют признаки расширенной семьи (n = 98).

Анализ результатов эмпирического исследования уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями (методика «Уровень субъективного контроля») выявило разную выраженность субъектной активности студентов в вопросе принятия ответственности за события собственной жизни.

Большинство представителей нуклеарной семьи (68%) в той или иной степени приписывают ответственность за значимые события своей жизни внешним обстоятельствам. У многих испытуемых не развито чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям в их жизни (71%), к событиям, происходящим в семье (70%). Они склонны придавать большее значение внешним обстоятельствам в организации собственной производственной деятельности (82%), чем самому себе. В большинстве случаев они не берут на себя ответственность за свое здоровье (53%).

Большинство представителей расширенной семьи склонны принимать ответственность за значимые события своей жизни на себя (54%). Они контролируют достижения своей жизни (56%), считая их результатом собственных действий, умений, чувствуют ответственность за события, происходящие в семейной жизни (51%). В большинстве случаев представители расширенной семьи способны контролировать свои отношения с другими людьми и активно формировать свой круг общения (69%).

Для решения задачи исследования влияния типа семьи на особенности организации субъектности студентов был применен корреляционный анализ данных. С помощью линейной корреляции Пирсона были выявлены значимые взаимосвязи между проявлениями субъектных характеристик личности и выраженностью признака расширенной или нуклеарной семьи.

Анализ результатов показывает, что у студентов из расширенной семьи значительно сильнее проявляется интернальность в разнообразных событиях своей жизни (,191**). В интерпретации успехов (,112*) и неудач (,212**), а также значимых событий в семье (,276**) и на работе (,118*) они чаще, чем представители нуклеарной семьи ориентируются на результаты собственных действий. Таким образом, есть основания говорить о том, что в организации своей жизни студенты из расширенной семьи больше, по сравнению с представителями нуклеарной семьи, ориентируются на внутренние факторы.

Данные результаты показывают, что включенность в психологическое пространство расширенной семьи способствует большему развитию и раскрытию внутренней ориентировки личности по сравнению с нуклеарной семьей. Данные особенности мы связываем с различиями в особенностях функциональной организации данных типов семьи и их включенностью в современные формы общественной деятельности.

Расширенная семья отличается сложностью и сохранностью родовых отношений. Многочисленные и многоуровневые внутрисемейные взаимодействия расширенной семьи обеспечивают возникновение системы мотивов, смыслов, ценностей, мировоззрения, предопределяя формирование основ субъектных характеристик личности и обеспечивая развитие более сложной организации психического отражения действительности.

Нуклеарная семья, являясь порождением современного индустриального общества, оказалась в большей степени вовлеченной в общественные формы деятельности, диктующих свои мотивы и цели. Поэтому формирование субъектной активности представителей нуклеарной семьи в большей степени детерминировано общественными изменениями, внешними по отношению к субъекту жизнедеятельности, характеризуя объект-субъектное взаимодействие в жизненных ситуациях.

Литература

  1. Бажин Е.Ф., Голынкина С.А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля. – М.: Смысл, 1984. – 22 с.
  2. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. – СПб.: Алетейя, 2002. – 512 с.
  3. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – С. 244-268.
  4. Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля. // Психологический журнал, 1995. – №1. – С. 43-51.
  5. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. – Л.: Госиздат, 1924. – 290 с.
  6. Левин К. Теория поля в социальных науках: пер. с англ. – СПб.: – Сенсор, 2000. – 368 с. (Сер. «Мастерская психологии и психотерапии»).
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
  8. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. – 426 с.
  9. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. – Тбилиси: Мецниереба, 1974. – 170 с.
  10. Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2006. – 509 с.
  11. Шабельников В.К. Социально-психологические основания анализа жизнедеятельности семьи как детерминирующей системы развития личности // Семейная психология и семейная терапия, 2007. – № 4. – С. 93-104.
  12. Rotter, J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychol. Monog,

Об авторе

Токарева Ирина Николаевна – кандидат психологических наук, преподаватель кафедры педагогической психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманиторного университета

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Токарева И.Н. Субъективный контроль как форма проявления субъектности личности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.