ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

 

УДК 159.922

English version:

Аннотация. Статья посвящена актуальности развития временной компетентности педагога у студентов педагогического вуза как средства адаптации к профессии выпускников вуза. Временная компетентность педагога рассматривается как средство повышения эффективности работы учителя в современных условиях и как способ повышения педагогического творчества. 

Ключевые слова: временная компетентность педагога, психологическая стрела времени, психологический возраст, восприятие времени, психологическая зрелость личности, организационные способности, педагогическая рефлексия.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

В сфере образования в настоящее время происходят глобальные изменения. Требования к компетентности учителя всё возрастают: переход от знаниевой парадигмы к компетентностной определил учителю задачу постоянного саморазвития и овладения всё новыми компетенциями.

Знаниевая парадигма предполагала овладение будущим учителем готовой технологией, способом деятельности, технологией обучения и воспитания. Компетентностная парадигма в образовании предполагает у педагога наличие активной позиции, связанной с постоянным получением нового опыта деятельности, открытием новых подходов к преподаванию, способностью к разработке инноваций. От учителя в настоящее время требуется творческий подход к профессиональной деятельности.

Новые стандарты в образовании задали для учителей и педагогов и новый объём отчетности в работе. Межрегиональным профсоюзом работников образования «Учитель» был проведён опрос среди российских педагогов с 19 февраля по 14 апреля 2015 года. Социологическое исследование прошли 425 учителей. В списке самых актуальных проблем 81% опрошенных отметили большие объёмы бессмысленной бумажной работы. Даже проблема низкой заработной платы оказалась на втором месте с большим отрывом (низкую заработную плату в списке проблем отметило 66% учителей) [5].

Результаты реформ в сфере образования были оценены учителями следующим образом: политику властей на муниципальном уровне оценили самым низким баллом 53% опрошенных, а на федеральном уровне 51% реципиентов поставили властям самый низкий балл.

Среди позитивных явлений в учреждениях, в которых они работают, учителя отметили востребованность творческих способностей педагога (34%), а разумную нагрузку на преподавателей отметили только 9% учителей [5].

Таким образом, современный учитель понимает необходимость и востребованность образовательными организациями и Министерством образования и науки Российской Федерации творческого подхода, но тратит практически всё рабочее время на заполнение необоснованно большого количества документации, дублирующей друг друга. Если использовать технический термин, то коэффициент полезного действия педагога (КПД), исходя из переменных: 81% реципиентов отметили большие объёмы бессмысленной бумажной работы, если перевести эти 81% затруднений в затраченную энергию, то на полезную работу энергии останется, соответственно, 19%.

И, поскольку КПД = Полезная работа / Затраченная энергия х 100 %, то КПД опрошенных учителей, исходя из самоанализа работы, составит 23%. Таким образом, около ¾ времени и энергии учителей расходуется на ведение документации. Учителя расходуют ¾ своей энергии и времени на работу, большая часть которой не определяет успешность непосредственно в профессиональной деятельности учителя. А «Время – это предмет потребления, который следует расходовать осмотрительно: чем больше времени расходуется в одной области жизни, тем меньше остаётся на другие» [6].

В условиях капиталистического общества одним из признаков общественно-экономической формации является эксплуатация наёмного труда. В сфере образования, как и в других сферах, появились менеджеры, всё чаще стал фигурировать термин «оптимизация» в процессе уничтожении учебных организаций и их слияния, сопровождаемого массовыми сокращениями кадров. Под «оптимизацией», как правило, понимается в капиталистическом контексте «снижение расходов и повышение доходов». Образовательным учреждениям вменяется в обязанность зарабатывать деньги, переходить на «самоокупаемость». Какими средствами возможно достичь снижения расходов? Самым простым и самым востребованным средством является сокращение персонала – педагогических работников и перераспределение нагрузки среди оставшихся сотрудников.

Учебные организации повышают ставки, и в результате педагогам приходится больше трудится за меньшие деньги, снижают стимулирующие надбавки, в результате чего заработная плата сокращается на 40-50%. Подобные меры объясняются сотрудникам всё той же «оптимизацией» образования для выживания организации в условиях очередного по счёту экономического мирового кризиса, в то время как кризисы и являются дежурным средством увеличения капитала 2% общества, составляющего капиталистическую элиту. Перефразировав известную фразу Вольтера про бога, можно сформулировать изречение о кризисах: «Если бы не было экономических кризисов, их следовало бы придумать», что собственно, и осуществлено капиталистической элитой.

Таким образом, современного учителя средней школы и педагога средне-специальных и высших учебных заведений вынуждают выполнять значительно больший объём работы за меньшую заработную плату. И чтобы выйти на прежний уровень заработной платы (прежний по цифрам, но пониженный к тому же, инфляцией, являющейся ещё одним средством экономической эксплуатации наёмных рабочих и сотрудников во всех сферах услуг и промышленности), педагогу приходится работать практически без выходных дней.

Существенное увеличение в последнее время объёма обязательной учебной документации, введение электронных ведомостей, интерактивное отражение успеваемости в сети Интернет, наделение учителя и педагога в условиях компетентностного подхода ещё и функцией осуществления педагогической диагностики (проведения и обработки результатов педагогического тестирования, а также зачастую и разработки педагогических тестов), приводит к такой полифункцинкциональности педагога, что эмоциональное выгорание сопровождает учителя на самых ранних этапах работы, включая даже этап профессиональной подготовки.

 Ещё одним современным средством «оптимизации» образования является сокращение специальных коррекционных образовательных учебных заведений и параллельное внедрение инклюзивного образования в практику работы средних школ как меры по выравниванию перекоса в образовании.

В этих жестоких реалиях учителю и педагогу средне-специальных и высших учебных заведений приходится работать и выполнять всё новые, зачастую, противоречивые и даже абсурдные требования. К тому же, как отмечалось выше, от современного педагога требуется творческий подход, поскольку в условиях применения новых образовательных стандартов и форм работы наблюдается острый дефицит методических материалов для работы, в то время как нагрузка педагога, обеспечивающая прежний уровень заработной платы, постоянно возрастает. Таким образом, возникает современная проблема или даже парадокс образования, обусловленный противоречиями: с одной стороны, педагог должен стать творцом и создавать и реализовать принципиально новые подходы к образованию, а с другой стороны, педагог лишён для этого самого необходимого ресурса – времени. Как решить это противоречие? Каким образом учителю реализовать творческий потенциал при остром дефиците времени? Каким образом избежать эмоционального выгорания, возникающего при высокой занятости?

Необходимо развитие временной компетентности у учителя еще на стадии профессионального обучения. Временная компетентность обеспечивает эффективное использование времени, повышает коэффициент полезного действия в разы. Но для развития временной компетентности студентов педагогического вуза, для разработки эффективной программы, необходимо рассмотреть компоненты временной компетентности педагога.

Л.П. Енькова выделяет следующую структуру временной компетентности студентов педагогических специальностей:

1. Временная организация учебной деятельности:

-                   навыки и опыт решения временных задач (оценка временного резерва, синхронизация собственных действий и синхронизация деятельности с процессами в окружающем мире, упорядочивание действий, выдерживание сроков;

-                   навыки оценки длительности и временная организация процесса (определение ритма, темпа, срока);

-                   умения и навыки замедления и ускорения исполнительного процесса (темпа, ритма);

-                   временные структуры опыта как рефлексивного акта и как основания действия (временные схемы действительности).

2. Временная организация профессиональной деятельности педагога:

-                   временная перспектива профессиональной деятельности;

-                   профессиональная событийность как временная структура.

3. Временная организация педагогической деятельности:

-                   временные структуры стратегического планирования профессиональной деятельности;

-                   ближайшая и отдалённая временные профессиональный перспективы;

-                   контекстный временной опыт [2].

Таким образом, Л.П. Енькова выделяет организационные навыки управления временем в учебной и профессиональной и педагогической деятельности. На первом уровне предполагается овладение начальными профессиональными навыками и компетенциями, связанными с организацией учебной деятельности и рефлексией, оценкой её результатов и соотнесением результатов учебной деятельности с особенностями её организации.

На втором уровне временной организации профессиональной деятельности педагога предполагается наличие и развитие у педагога прогностических способностей педагога или педагогической интуиции. «Учитель с высокоразвитыми прогностическими способностями в состоянии предвидеть, что получится из ученика в будущем, прогнозировать развитие тех или иных его психических свойств и качеств» [10].

Третьим компонентом и высшим уровнем развития временной компетентности, по Л.П. Еньковой, является временная организация педагогической деятельности (см. выше). Развитие прогностических способностей педагога предполагается на более качественно развитом уровне, чем на предыдущем, – предполагается наличие предвидения не только ближайших, но и отдалённых профессиональных перспектив и наличие стратегического планирования профессиональной деятельности.

В начале статьи отмечалась актуальность овладения педагогом временной компетентностью, что в современных социальных и экономических условиях является важнейшим компонентом профессиональной самореализации педагога и важным условием проявления педагогического творчества. Актуальной потребностью современного педагогического образования является развитие временной компетентности педагогов ещё на стадии обучения в педагогическом вузе.

Для разработки программы развития временной компетентности педагога необходим учёт индивидуальных особенностей будущих педагогов с целью обеспечения возможности развития всех трёх уровней временной компетентности. В процессе овладения временной компетентностью будут играть роль такие психологические особенности будущих педагогов, как психологический возраст, прогностические и организационные способности.

Психологический возраст, выявляемый по соответствию психического (умственного, эмоционального) развития индивида нормам, определённым для его календарного возраста.

В современный период отмечается инфантилизация населения вне зависимости от возраста. Всё время растёт популярность «незрелого» жизненного стиля, происходит расшатывание норм гендера: феминизация мужчин и маскулинизация женщин, то есть возврат к более нейтральному детству, когда конституциональные различия не выражены явно. На роли манекенщиков и телеведущих, дикторов выбираются люди с предпубертатным телосложением и лицом, гиперинфантильные стили – мультфильмы, аниме имеют колоссальный успех [11].

В соответствии с общей тенденции в обществе, всё больше инфантилов приходит и в педагогические вузы. Инфантильные личности отличаются абсолютным преобладанием эго-состояния «Дитя» (Э. Берн). Для эго-состояния «Дитя» характерно отсутствие прогностических способностей, использование своего психологического будущего, перспективы, как психологического убежища, идеализация будущего. У «Дитя» на будущее распространяется образ «Идеального Я», не имеющий практически ничего общего с реальностью и наделённый компенсаторной функцией. Инфантилы представляют своё будущее как яркое, успешное, ничего не делая при этом в настоящем для будущих достижений. Для психологически незрелых личностей, инфантилов, характерна «оторванность» настоящего от будущего и, как результат, крах надежд, фрустрация в перспективе.

Для развития временной компетентности, которая включает развитые организационные и прогностические способности, стартовой индивидуальной особенностью, определяющей успех развития временной компетентности, является психологическая зрелость личности, которая включает адекватное восприятие действительности, креативность, устойчивые моральные нормы и многие другие компоненты (см. Признаки зрелой личности по А. Маслоу [12]).

Психологическая зрелость будущего педагога является системообразующим для временной компетентности качеством, поскольку на ней надстраиваются такие важные для педагога качества как, педагогическая рефлексия, прогностические и организационные способности. Современные антропологические тенденции связаны с тем, что всё чаще инфантильные учителя обучают инфантильных учеников.

Только психологически зрелый будущий учитель, студент педагогического вуза, способен овладеть временной компетентностью, важной составляющей, обеспечивающей профессиональную успешность педагога, и в перспективе развивать у своих учеников компоненты временной компетентности. Самым важным ресурсом личности является время, и задача педагога – обучить учеников рационально использовать этот ресурс.

Ещё одной составляющей, обеспечивающей базис для развития временной компетентности личности, является психологическое время личности, определяемое как «отражение в психике человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути. Психологическое время включает: оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени, осознание возраста, возрастных этапов (детства, молодости, зрелости, старости), представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений семьи, общества, человечества в целом» [13]. Таким образом, психологическое время личности включает в себя такие категории, как психологический возраст и восприятие времени, которое позволяет отмечать связи событий прошлого, настоящего и будущего и изменения своего «Образа Я» с течением времени.

Определение временной компетентности и раскрытие её компонентов осложнено тем, что в современной физике недостаточно раскрыто понятие времени, и понятие временной компетентности приходится строить на дискуссионном понятии времени.

«В общей теории относительности нет единого абсолютного времени; каждый индивидуум имеет свой масштаб времени в зависимости от того, где он находится и как он движется» [8]. Что означает понятие «масштаб времени»? С. Хокинг включает в понятие составляющую восприятия времени, которое варьируется в зависимости от условий, в которых находится индивид. В ожидании время «тянется» медленно, в экстремальной ситуации время «растягивается», создавая ощущение замедленности движения / изменения окружающей реальности относительно индивидуального времени индивида, что даёт индивиду возможность действовать по субъективным ощущениям «быстрее», повысить эффективность деятельности. В зависимости от меняющегося восприятия времени, меняется и эффективность использования времени и эффективность деятельности. Подобный феномен спасает человека в экстремальных ситуациях, когда от нескольких секунд зависит выживание индивида или сохранение его здоровья. Практически любой человек при помощи метода интроспекции может отметить замедление и ускорение течения / восприятия времени. Но может ли психологический масштаб времени быть различным у разных индивидов и в неэкстремальной ситуации?

 С. Хокинг ввёл понятие «психологическая стрела времени» – «то направление времени, в котором мы помним прошлое, а не будущее» [9]. Увеличение энтропии (беспорядка) с течением времени, – одно из определений стрелы времени. Стрела времени – возможность определить настоящее время путём различения прошлого от будущего. Термодинамическая стрела времени указывает направление времени, в котором нарастает беспорядок, а психологическая стрела времени, по С. Хокингу, – это направление, в котором «мы ощущаем ход времени, направление, при котором мы помним прошлое, а не будущее» [9].

Согласно теории большого взрыва, Вселенная постоянно расширяется, причём с нарастающей скоростью с нарастанием энтропии (беспорядка), но С. Хокинг рассматривает также гипотетическую обратную ситуацию, в которой развитие Вселенной заканчивается в ситуации высокого порядка и беспорядок уменьшается со временем. В такой Вселенной люди видели бы, как разбитые чашки собираются и запрыгивают на стол. Психологическая стрела времени у таких людей из Обратной Вселенной по Стивену Хокингу должна быть направлена назад, то есть «они должны помнить события в будущем, но не должны помнить события, происходившие в прошлом. Увидев разбитую чашку, они вспомнили бы, как она стоит на столе, но … не помнили бы, что она была на полу» [9].

Тем не менее, несмотря на направленность психологической стрелы вперёд, когда мы помним, что было в прошлом, но «не помним», что будет в будущем, существует такой феномен, как антиципация, предвидение, предсказание событий на самых разных уровнях, от расчёта полёта тарелочки и стрельбы с упреждением до предсказания научных открытий будущего. И на третьем уровне временной компетентности педагога Л.П. Енькова выделяет предвидение ближайших и отдалённых временных перспектив [2].

Возможен ли феномен предвидения, исходя из теории психологической стрелы времени, которая в идеале должна быть направлена вперёд, что предполагает наличие прошлого опыта и отсутствие представлений (воспоминаний) о будущем?

Если соотнести понятия предвидения и психологической стрелы времени, то можно предположить, что для индивидов с развитыми прогностическими способностями характерно сочетание разнонаправленности психологической стрелы времени с сочетанием воспоминаний о прошлом опыте и предсказаний будущих событий. Но является ли психологическая стрела времени людей, у которых развито предвидение, действительно «разнонаправленной»? Или способность к предвидению основана на способности анализировать прошлый опыт и предсказывать на этой основе вероятностные события? Но данная проблема требует отдельного мини-исследования.

Развитие компонентов временной компетентности студентов педагогического вуза возможно только при условии диагностики индивидуальных психологических свойств, выявления их наличного уровня и развития их до необходимого качественного уровня, на котором возможно будет развивать компоненты временной компетентности.

Индивидуальными особенностями студентов педагогического вуза, на основе которых возможно развивать временную компетентность, являются:

  1. Адекватная самооценка, предполагающая возможность развития личностной и профессиональной рефлексии;
  2. Психологический возраст, соответствующий юношескому периоду и предполагающий профессиональное и личностное самоопределение, основанное на осознании своих личностных качеств и самооценке общих и специальных способностей, приближённой к адекватной;
  3. Психологическая зрелость личности, предполагающая развитие Эго-состояний (по Э. Берну) «Взрослый» и «Родитель» и связанная с наличием интернального локуса контроля и осознанием ответственности за свои поступки и ответственности за влияния на других людей, а также с осознанием ответственности за установление определённых взаимоотношений с окружающими.

В соответствии с общемировыми тенденциями изменения психологических особенностей населения, как отмечалось выше, для развития временной компетентности студентов педагогического вуза потребуется предварительная коррекция психологического возраста и самооценки некоторых студентов, а также развитие у них психологической зрелости. В процессе формирующего эксперимента будут разработана программа, по которой будут проводиться следующие мероприятия:

- обучение самоанализу личности и принятию личностных особенностей;

- тренинг рефлексии;

- обучение навыкам эффективной деятельности по С.Р. Кови [3];

- обучение приёмам использования скрытых ресурсов личности, активизация творческого мышления по В.П. Шейнову [2];

- развитие интуиции [1];

- обучение личному и деловому этикету;

- тренинг внимания;

- тренинг общения;

- тренинг аттракции (развитие общения на качественном уровне считывания настроения и эмоций собеседника и «пристройки» к собеседнику с целью повышения эффективности общения».

Во второй части формирующего эксперимента предполагается развитие способностей и качеств, составляющих компоненты временной компетентности педагога: способности организовывать педагогические мероприятия во времени, выдерживать сроки, замедлять и ускорять темпы исполнительского процесса; прогностических способностей, определяющих ближайшие и отдалённые по времени профессиональные перспективы. Также необходимо будет развитие педагогической рефлексии и овладение навыками временной организации педагогической деятельности [2].

Развитие способностей и качеств, составляющих компоненты временной компетентности педагога, у студентов педагогического вуза будет осуществляться посредством:

-                   разработки индивидуальной стратегии «карьерный план»;

-                   решения проектных педагогических задач;

-                   заданий по педагогическому планированию на педагогическую практику;

-                   педагогических тренингов;

-                   тренинга педагогической рефлексии.

Эксперимент по развитию временной компетентности у студентов педагогического вуза будет включать предварительную диагностику личностных качеств (самооценка, психологический возраст, степень психологической зрелости, уровень рефлексии), определяющих базу для развития временной компетентности, и диагностику компонентов временной компетентности педагога (прогностические и организационные способности, уровень педагогический рефлексии, уровень педагогического творчества).

Формирующий эксперимент будет состоять из двух этапов:

  1. коррекция психологического возраста в соответствии с возрастной нормой и развитие психологической зрелости;
  2. развитие у студентов педагогического вуза компонентов временной компетентности педагога (способности организовывать педагогические мероприятия во времени, выдерживать сроки, замедлять и ускорять темпы исполнительского процесса; прогностических способностей, определяющих ближайшие и отдалённые по времени профессиональные перспективы, развитие педагогической рефлексии и овладение навыками временной организации педагогической деятельности).

На третьем этапе исследования будет осуществляться повторная диагностика личностных качеств, составляющих базу для развития временной компетентности педагога и диагностика компонентов временной компетентности педагога. С целью доказательства эффективности формирующего эксперимента и апробации программы предполагается выделение двух групп испытуемых: контрольной и экспериментальной. Предварительная и итоговая диагностика будет проводиться на контрольной и экспериментальной группе, в формирующем эксперименте будут участвовать члены экспериментальной группы.

В настоящее время рабочая и эмоциональная нагрузка учителя настолько существенна, что базовой мерой по адаптации выпускников педагогического вуза к профессии может являться развитие временной компетентности педагога. Овладение временной компетентностью позволит учителю стать творческим эффективным психологически здоровым педагогом.

Литература

  1. Дэй Л. Самоучитель по развитию интуиции. – М., 2000. – 208 с.
  2. Енькова Л.П. Временная компетентность у студентов педагогических специальностей и проблемы её диагностики // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология, 2011. – № 3. – С. 123-125.
  3. Шейнов В.П. Как управлять собой. – Мн., 2006. – 608 с.
  4. Кови С.Р. 7 навыков высокоэффективных людей, «Альпина Паблишер», 2015.
  5. «Бессмысленная бумажная работа» заняла первое место в списке проблем российских педагогов / Учительская газета / 12.05.2015/ http://ug.ru/news/ 5055 / 05.08.2015 / 09.00
  6. Докинз Ричард. Эгоистичный ген. / http://fictionbook.ru/author/dokinz_richard/yegoistichniyyi_gen/read_online.html?page=28 / 05.08.2015 / 09.40
  7. Кольцова И.В. Роль временной компетентности в личностно-профессиональном становлении студентов педагогического вуза / Sci-Article, 2015. – № 22 / http://sci-article.ru/stat.php?i=1434624190 / 12.08.2015 / 08.15
  8. Хокинг, Стивен. Краткая история времени от большого взрыва до чёрных дыр. Стрела времени. http://society.polbu.ru/hoking_briefhistory/ch10_v.html / 21.08.2015 / 09.10
  9. Ткачева М. Педагогическая психология. Конспект лекций http://www.razlib.ru/psihologija/pedagogicheskaja_psihologija_konspekt_lekcii/p5.php / 14.08.2015 / 09.30
  10. Инфантилизация населения Земли. http://www.babyblog.ru/user/ryazanova_m/3054845 / 20.08.2015 / 09.00
  11. 15 признаков психологической зрелости по Абрахаму Маслоу http://fit4brain.com/5657 / 20.08.2015 / 09.15
  12. Психологическое время личности / Психологический словарь http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=753 / 20.08.2015 / 09.30

Об авторе

Швецова (Хилько) Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт»

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Швецова О.В. Актуальность развития временной компетентности студентов педагогического вуза. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.