ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА И ПОВЫШЕНИЕ ЕГО

 

УДК 159.922

English version:

Аннотация. Рассматривается проблема психологической безопасности, особое внимание уделяется здоровью как фактору национальной безопасности. Выделяются вопросы о профессиональном здоровье преподавателя вуза, его критериях и факторах риска. Отмечается, что неблагоприятные психические состояния личности преподавателя вуза выступают как угроза его психологической безопасности.

Ключевые слова: Психологическая безопасность, психологическое здоровье, профессиональное здоровье преподавателя, психологические защиты, психотехнологии регуляции неблагоприятных состояний.   

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Ситуация, связанная с переходом от одной ступени развития общества к другой, как никогда актуализирует проблемы здоровья. Жизнь в условиях неопределенности, кардинальной смены устоявшихся стереотипов поведения повышает уровень тревоги, беспокойства за свое будущее, за будущее своих детей, родственников и т.д., что в свою очередь отражается на развитии нервно-психической и психосоматической патологии. Многие результаты исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему, психику человека. Информационный бум, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки и т. д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из факторов развития различных заболеваний и, следовательно, угроз психологической безопасности личности [4, 5].

Анализ существующих подходов и исследований, посвященных проблеме психологической безопасности личности, указывает на связь с неумелой организацией умственного и физического труда, отсутствием «техники личной работы», нарушением элементарных норм психогигиены и профилактики, что позволяет констатировать, что большая часть населения России не владеет в полной мере психотехнологиями сохранения психологической безопасности [1].

Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [3, 7].

Психологическую безопасность личности можно понимать как определенную защищенность сознания от воздействий, способных против ее воли и желания изменять психические состояния, психологические характеристики и поведение. Она может кардинальным образом влиять на человека, вплоть до изменения его жизненного пути [2].

Психологическая безопасность личности – это защищенность психики каждого отдельно взятого индивидуума, его душевного здоровья, духовного мира. Нарушение какого-либо из этих составляющих ведет к дестабилизации внутреннего душевного состояния человека. Причинами дестабилизации могут быть: влияние общества на взгляды определенной личности, ограничивающие ее право на свободу мысли; психологические травмы и катастрофы; резкая смена ценностей и моральных принципов в результате некоторых обстоятельств [10].

Вопросы психологической безопасности в период смены общественно-экономического уклада и нестабильности общества имеют особую актуальность. Психологическая безопасность является важнейшим условием полноценного развития человека, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, – основа жизнеспособности, условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни [4].

Психологическую безопасность рассматривают как защищенность человека, предполагающую, наряду с внешними, внутренние условия безопасности, в число которых входят элементы опыта субъекта, складывающиеся в способность и готовность к распознаванию, предвидению и уклонению от опасностей, предполагающие как минимум владение соответствующими знаниями, умениями и навыками, определенный уровень развития перцептивных, мнемических, интеллектуальных и др. способностей, а также сформированную мотивацию к обеспечению безопасности жизнедеятельности [4, 5].

Структура психологической безопасности включает: отношение субъекта (к себе, социуму, другим), его удовлетворенность жизнью и социальную активность, что создает пространство защищенности от угроз [4]. Таким образом, психологическая безопасность – это состояние динамического баланса отношений субъекта к миру, себе, другим, его активности и удовлетворенности, соответствующих различным (угрожающим) влияниям внешнего и внутреннего мира. Психологическая безопасность позволяет субъекту сохранять целостность, саморазвиваться, реализовывать собственные цели и ценности в процессе жизнедеятельности. Критериями психологической безопасности становятся индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в условиях деятельности, а также индивидуальный опыт человека [4, 5].

Потребность в безопасности относится к группе базовых потребностей индивида. Эта потребность – важнейшее для человека необходимое условие нормального существования и развития [2, 3]. Ее ограничение является одним из факторов стрессорного воздействия и пребывания человека в боевой обстановке [7]. Угроза безопасности становится активным и доминирующим мобилизатором ресурсов психики в чрезвычайных обстоятельствах.

Сегодня актуальны вопросы валеологической ценности образования, под которой понимается совокупность знаний по предупреждению, средствам и практике обеспечения здоровья и выживания всех субъектов образовательного пространства [2].

Факторами риска в образовательной среде могут быть:

-        недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами,

-        материально-технической базы,

-        несформированность социальных и практических навыков, уровень воспитания и культуры,

-        личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса,

-        несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде, развитию личности и сохранению здоровья ее участников [7].

Вопрос о профессиональном здоровье преподавателя стал в последнее десятилетие особенно актуальным. Исследования психологической сущности этой профессии позволили установить, что она требует от человека высокой эмоциональной напряженности в течение длительного времени, мобилизации адаптационных механизмов, проявления толерантности и прогностических способностей. Естественно, что такой психологически напряженный труд не может не влиять на психологическое здоровье [7].

Специальные исследования (Хусаинова Р.М., 2006; Вершловского С. Г., 1999; А.А. Реана, Н.Е. Водопьяновой, 2006; Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. и др.), посвященные этому вопросу, показали, что факторами риска психологического здоровья педагога оказывались: в эмоционально-волевой сфере – плохое настроение, сильное раздражение, трудности сосредоточения внимания; в социально-психологической сфере – неуверенность в себе во взаимодействии с окружающими, отсутствие чувства счастья при сравнении себя с другими; в соматической сфере – расстройство пищеварения, быстрое утомление, бессонница.

Психологическая безопасность является условием, способствующим развитию психологически здоровой личности [9].

Повышение уровня психологической безопасности способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.

Здоровье как фактор национальной безопасности является непременным условием социальной стабильности и прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Сегодня при решении этого вопроса имеет место борьба преимущественно со следствием, то есть концентрация сил специалистов на восстановлении уже нарушенной психики. Однако в стратегическом отношении принципиально большего эффекта следует ожидать, если сосредоточить все силы на пути предотвращения самих причин, порождающих психические заболевания, на профилактике психического здоровья людей и общества в целом [6].

Психологическое здоровье – это состояние душевного благополучия как следствие отсутствия болезненных психических проявлений и адекватного приспособления к актуальным условиям жизни [6].

Сознательное и ответственное воздействие на обстоятельства своей жизни ради обеспечения условий для своего душевного равновесия и развития предполагает, что человек готов к любым внешним переменам, в том числе и к тому, что изменения могут оказаться непредвиденными, а стечение обстоятельств – неблагоприятным. Он видит причину и следствие и осознает свое участие в сложившейся ситуации (высокий уровень субъективного контроля), понимает свои мысли и чувства, отдает себе отчет в своем отношении к тем или иным событиям. Социальная защищенность предполагает, что у человека нет опасений относительно окружающих его людей, нет впечатлений, будто с их стороны есть какие-либо угрозы, и нет предположений, что такие угрозы могут появиться в будущем. Человек открыт для контактов, он доверяет людям и ожидает от них того же [10].

Одним из определяющих критериев психического здоровья, довольно часто применяемых в современных психотерапевтических методиках разной направленности, служит сопоставление образов реального и идеального «Я» (представление о том, каким человек хотел бы быть). Высокую степень совпадения реального «Я» с идеальным принято считать хорошим показателем психического здоровья. Для психически здорового человека неприемлемы идеи заброшенности, одиночества, пессимистические настроения. Он обладает достаточным запасом жизненных сил, позволяющих ему поддерживать духовную бодрость и придерживаться оптимистических идеалов. Человек здоровой психики – это, прежде всего человек воспитанный, социально хорошо адаптированный, не совершающий действий, противоречащих принятым в обществе нормам поведения. Позитивно настроенные люди, которые имеют ясные цели в жизни и, соответственно, не склонны мучить себя вечными сомнениями, неуверенностью, дурными предчувствиями и пессимизмом, имеют хорошие перспективы на укрепление и поддержание собственного здоровья.

Также в качестве критериев можно выделить целеустремленность, работоспособность, активность, полноценность семейной жизни, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций.

Если все-таки попытаться выделить среди уже известных критериев психического здоровья наиболее важный, то Никифоров Г.С. отдает предпочтение психическому равновесию. Этот критерий связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. Здоровый человек – это человек гармоничный. Соответственно аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружением, т.е. в нарушении процессов социальной адаптации, сопряжения с социумом.

Асоциальная личность с присущими ей соответствующими чертами и стилем поведения не может считаться здоровым человеком. Криминальная ориентация, приверженность алкоголизму и наркомании, религиозный фанатизм (сектантство), политический экстремизм влекут за собой разрушительные последствия в сфере психического и физического здоровья. Это находит проявление в агрессивности, неприятии инакомыслия, сужении сферы жизненных интересов, эмоциональной экспрессии или тупости; а также имеет продолжение в функциональных расстройствах (заболеваниях нервной системы), органических поражениях (язвы, инфаркты, инсульты, онкологические заболевания и др.) [6].

Одним из проявлений нарушенного психологического здоровья педагога является профессиональное выгорание.Выгорание является ответной реакцией на продолжительные стрессы профессионального общения.

Другим признаком нарушения психологического здоровья педагога являются личностные профессиональные деструкции – разрушение, деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда. Факторами, детерминирующими вышеперечисленные деформации, являются профессиональные стереотипы и разнообразные формы психологической защиты [7].

Рассматривая психологические средства защиты личности от опасностей, современные авторы дают ей следующее определение. Психологическая защита – деятельность, предотвращающая нарушение внутренней устойчивости личности и социальной общности, нормального течения психологической жизни человека и его поведения под влиянием внешних воздействий [8]. Психологическая защита подразделяется на социально-групповую и индивидуально-личностную. Социально-групповая защита определяется наличием информационных потоков внутри и между формальными и неформальными группами, в которых взаимодействует индивид, групповыми нормами, требованиями и системой санкций. Она предполагает защищенность конкретной группы. Индивидуально-личностная защита – степень личностной защищенности индивида. Она обеспечивается комплексом защитных механизмов личности, стратегий поведения и взаимодействия с окружающими и подразделяется на три основные группы: межличностную защиту, психическую саморегуляцию и внутриличностную защиту. Межличностная психологическая защита представляет собой деятельность личности в целях сохранения своей целостности путем изменения характера внешнего взаимодействия [8].

На наш взгляд, к деятельности преподавателя наиболее применима такая группа защитных механизмов, как разрядка отрицательных эмоций, которая включает в себя следующие:

1. Реализация в действии предполагает аффективную разрядку в виде экспрессивного поведения. Часто проявляется под воздействием психоактивных веществ, формирует склонность к различным видам аддиктивного (зависимого) и агрессивного поведения.

2. Соматизация тревоги (образование симптомов). Вероятность возникновения этого защитного механизма тем выше, чем сильнее и длительнее воздействие внешних и внутренних блоков желания и чем меньше возможность устранить эти блоки. Он возникает в случае невозможности убрать фрустратор и выместить агрессию на виновнике или замещающем предмете. Тогда объектом становится сам субъект. На соматическом уровне проявляется в появлении сыпи, пятен, слепоты, глухоты, потере чувствительности.

3. Сублимация – перевод энергии влечения или агрессии в социально приемлемое русло. Чувство тревоги снижается, приходит к социально приемлемому результату [8].

Каковы же возможности для сохранения психологического здоровья и есть ли противовесы разрушительной силе профессиональных стереотипов, защит, напряжений и стагнаций? Таким противовесом является профессиональное самосознание. Основной его характеристикой является осознание различных сторон профессионального Я. От того, как человек воспринимает и оценивает свою работу, свои достижения в определенной деятельности и себя в профессиональных ситуациях, зависит его общее самочувствие и эффективность его деятельности. Профессиональное самосознание преподавателя является, кроме того, основным источником и механизмом его профессионального развития и совершенствования. Механизмом же этого процесса является профессиональная рефлексия. Только в том случае, если человек осознает себя в профессиональной роли, адекватно оценивает свои достижения, свои профессиональные качества и уровень их развития, возможно сознательное и активное профессиональное развитие и саморазвитие [7].

В целях поддержания профессионального здоровья и достижения профессионального долголетия преподавателя, необходимы два основных действия: предотвращение или устранение неблагоприятных сдвигов в организме, развивающихся в процессе трудовой деятельности; расширение функциональных резервов организма или повышение возможности их мобилизации [6].

С психологической точки зрения, самый мощный резерв и лучший метод регуляции психического состояния одновременно – это знание о себе самом. При самоанализе человек должен и может понять особенности собственного «Я».

Необходимо также повышать устойчивость психики к неблагоприятным воздействиям, расширять свои психические и интеллектуальные возможности, овладевать методами управления собой и способами снятия неблагоприятных последствий стресса, отрицательных эмоциональных напряжений. Для этого необходимы повседневные регулярные действия. Добиться цели с помощью одного какого-либо средства затруднительно, поэтому необходимо использование системы взаимодополняющих средств, включающей аутотренинг, самоанализ, точечный массаж и другие подходы, которые могут помочь достижению полезного результата. При этом у каждого человека могут быть свои оптимальные средства обеспечения психического здоровья, хотя не меньшее значение имеет и правильность их использования.

Человек, владеющий навыками психической саморегуляции, способен сохранять эмоциональное равновесие в различных чрезвычайных ситуациях. Это наиболее оптимальный и эффективный способ сохранения профессионального здоровья и поддержания психологической безопасности. Качество и величина (сила) опасности воздействия на человека при развитых навыках психологической саморегуляции практически не имеют значения. Однако крайне необходимо правильно выбрать индивидуальный способ саморегуляции. Помочь в этом может диагностика личностных качеств.

Литература

  1. Вербина Г.Г. Психологическая безопасность личности // Вестник ЧГУ, 2013. – №4. – С. 196-202.
  2. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. – М.: Владос-Пресс, 2001.
  3. Краснянская Т.М. Психологическая роль ритуала в самообеспечении безопасности личности: ресурсный подход [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн., 2014. – № 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 25.11.2015).
  4. Лызь Н.А. Развитие безопасной личности в образовательном процессе вуза. – Таганрог, 2005.
  5. Лызь Н.А., Куповых Ж.Г., Прима А.К., Басанова Т.А. (Таганрог) Разработка опросника субъективных представлений о безопасности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн., 2014. – № 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 25.11.2015).
  6. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебник для вузов. – СПб.: Речь, 2007.
  7. Регуш Л.А., Орлова А.В. Педагогическая психология: учебное пособие. – Издательство: Питер. – 2008.
  8. Соломин В.П., Шатровой О.В., Михайлов Л.А., Маликова Т.В. Психологическая безопасность. – М., 2008.
  9. Тылец В.Г., Краснянская Т.МТеоретические аспекты разработки психологической концепции лингвистической безопасности личности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн., 2015. – № 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 25.11.2015).
  10. http://psycabi.net.ru

 

Об авторе

Бондаренко Елизавета Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Северо-Кавказского федерального университета.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Бондаренко Е.В. Профессиональное здоровье преподавателя вуза и повышение его ресурсов в контексте обеспечения психологической безопасности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.