ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЛОКУС КОНТРОЛЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

УДК 159.922

English version:

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы взаимосвязи жизнестойкости и локуса контроля у будущих специалистов. Социальная адаптация будущих специалистов проходит в условиях экономического кризиса и искажения социально-культурных ценностей, а также норм поведения, что само по себе является достаточным условием для трансформации показателя жизнестойкости. Постоянно растущие и недостаточно определенные требования, нестабильность нашего общества, неуверенность в будущем снижает жизнестойкость у будущего специалиста, поэтому важно рассматривать стратегии, основанные на локус контроле посредством которых люди атрибутируют ответственность за результаты собственной деятельности.

Ключевые слова: жизнестойкость, локус контроля, будущие специалисты, стратегия поведения.   

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

В процессе индивидуального развития личности формируется два типа мотивационных установок: экстернальный и интернальный, в соответствии с которыми люди различаются по характеру объяснения событий, происходящих с ними (Зинченко В.П., Фельдштейн Д.И. и др.). Опираясь на теорию Дж. Роттера о локализации субъективного контроля, мы исследуем проблему жизнестойкости, которая становится наиболее актуальной у будущих специалистов, так как она совпадает с периодом формирования смысложизненных ориентаций, которые именно в этом возрасте получают наибольшее развитие и приобретают конкретную направленность, формируют предпочтение той или иной профессиональной деятельности.

Возникающая потребность в самопознании, реализующаяся с помощью рефлексии, создает предпосылки для становления смысла жизни и оформления личности с одной стороны, и оформления мировоззрения – с другой.

Изучение научной литературы показывает, что определение понятия «жизнестойкость» неразрывно связано с понятием «смысл жизни». Определение смыслу жизни дают такие авторы, как Б.С. Братусь, Г.А. Вайзер, Е.З. Васина, К.В. Карпинский, Н.А. Карпова, Д.А. Леонтьев, рассматривая его как обобщенную, многоуровневую, сложносоставную систему смысловых структур, занимающую ведущее место в смысловой сфере личности и определяющую ее смысловую направленность, индивидуально построенный жизненный путь. Чудновский В.Э. приравнивает смысл жизни к идее, содержащей в себе цель жизни человека, присвоенную им и ставшую для него ценностью чрезвычайно высокого порядка. А В. Франкл ставит вопрос не о смысле жизни вообще, а о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент.

Понятийный аспект профессионального самоопределения рассматривался П.Г. Щедровицким как способность человека строить самого себя и умение переосмысливать собственную сущность. Идеологические соображения В.Э. Зеера, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова заключались в определении профессионального самоопределения как поисковой активности, направленной на нахождение смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения.

На разных этапах профессионального самоопределения осуществляется соответствующий им характер самореализации, в разной степени удовлетворяющий смысловую направленность личности. Это зависит от степени осознанности своих жизненных предназначений и наличия внутренних ресурсов для возможности их воплощения.

Характер взаимосвязи жизнестойкости в процессе профессионального самоопределения обусловлен индивидуальными особенностями личности, степенью самооценки и самоконтроля, эмоциональной стабильностью, практичностью, уровнем подчиненности и доминантности, тревожности и напряжения, преобладанием общительности или замкнутости, дипломатичным поведением, уровнем тревожности и напряжения, стратегией подхода к решению проблемы. Внешний локус контроля отражает уровень развития социального интеллекта и ориентацию на внешние социальные признаки, а внутренний позволяет будущему специалисту ориентироваться на себя.

Проблема исследования заключается в противоречии между наличием базовых смыслов личности: целей в жизни, степенью осмысленности и осознания жизненных предназначений, удовлетворенностью процессом, а также результатами жизнедеятельности и особенностями ее профессионального самоопределения, а именно процессом реализации смыслов в профессии и мотивами профессиональной деятельности.

Цель исследования – выявить взаимосвязь жизнестойкости и локуса контроля у будущих специалистов.

Объект исследования: проявление жизнестойкости у будущих специалистов, а его предмет – взаимосвязь жизнестойкости и локус контроля у будущих специалистов.

Гипотеза исследования заключается в том, что у будущих специалистов существует взаимосвязь между жизнестойкостью и локусом контроля:

 – чем выше уровень экстернальных особенностей личности будущих специалистов, тем более выражена у них «жизнестойкость»;

 – чем выше уровень интернальных особенностей личности будущих специалистов, тем менее выражена «жизнестойкость»;

 – степень выраженности показателя «жизнестойкость» у будущих специалистов с экстернальным типом мотивационных установок выше, чем у будущих специалистов с интернальным типом мотивационных установок.

Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические концепции изучения жизнестойкости как иерархически организованной динамической системы «больших» и «малых» смыслов, включающих определенные идеи, жизненные цели, ставшие для личности ценностью высочайшего порядка (Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, В. Франкл, В.Э. Чудновский), а так же концепция Д. Роттера о локализации субъективного контроля.

Теоретическая значимость исследования заключается в осуществлении историко-критического анализа основных существующих теоретических концепций отечественных и зарубежных авторов, в результате чего раскрываются общие и специфические аспекты по изучению жизнестойкости и локализации субъективного контроля.

Практическая ценность исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике подготовки студентов различных сфер профессионального образования. Полученные данные можно использовать в разработке развивающих программ и тренинговых занятий по формированию более высокого уровня жизнестойкости.

В модели жизнестойкости С. Мадди представлены следующие параметры: врожденная уязвимость, стрессоры (острые и хронические), напряжение (психическая и физическая мобилизация), нарушение благополучия (неэффективность, болезни, психологические проблемы), жизнестойкие убеждения (вовлеченность, контроль, принятие риска), жизнестойкое совладание, социальная поддержка и жизнестойкие практики здоровья (физические упражнения, релаксация, диета, лечение) [3]. Основываясь на данной модели, в которой, жизнестойкие практики здоровья связаны с социальной поддержкой и напряжением (психическая и физическая мобилизация), мы решили изучить: как представление о собственном здоровье у будущих специалистов связано с локусом контроля.

Учитывая, что прикладной аспект жизнестойкости включает в себя такую личностную переменную как противостояние стрессу, что опосредует влияние стрессогенных факторов на соматическое и душевное здоровье и делает профессиональную деятельность успешной, мы разработали авторскую анкету, выявляющую представление о собственном здоровье у будущих специалистов.

В рамках данной публикации считаем целесообразным показать содержание данной анкеты, выявляющей представление о собственном здоровье у будущих специалистов как фрагмент проведенного нами исследования.

 Анкета: «Представление будущих специалистов о собственном здоровье» (Мишина М.М., Траллманн АМ.В.)

1. Что значит понятие «укреплять здоровье»?

Выберите один или несколько ответов:

а) не употреблять алкогольные напитки;

б) употреблять алкогольные напитки редко (указать, что по-вашему мнению означает понятие «редко»);

в) следовать правилу: курить – здоровью вредить;

г) соблюдать правила гигиены;

д) соблюдать режим дня;

е) не употреблять наркотики;

ж) правильно питаться;

з) быть вегитарианцем;

и) делать зарядку по утрам;

и) заниматься физкультурой;

к) заниматься спортом.

2.         Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

а) не удовлетворительное;

б) удовлетворительное;

в) хорошее;

г) отличное;

д) затрудняюсь ответить .

3.         Насколько для людей вашего возраста важно быть здоровым?

а) очень важно;

б) не очень важно;

в) совсем не важно;

г) затрудняюсь ответить.

4. Чем вы руководствовались в выборе профессии?

а) интересом к профессии;

б) материальным благополучием;

в) семейными традициями»;

г) ориентир на мнение друга, рекламы или еще чего-либо (указать варианты)

5. Возможно ли приобретение профессиональных заболеваний в процессе вашей профильной работы?

а) да (укажите известные Вам заболевания)

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

6. Насколько выбранная Вами профессия является Вашим призвании?

а) это мое призвание;

б) это материальный стимул, определяющий выживание;

в) я получаю удовольствие от профессии;

г) не знаю;

7. Что Вы вкладываете в понятие «здоровый образ жизни»?

а) отказ от вредных привычек;

б) крепкое здоровье, ведущее к долголетию;

в) «правильное питание»;

г) активный образжизни;

д) жизнь без стресса;

е) диетический режим питания;

ж) аутогенная тренировка;

д) другое (укажите что именно)

8. От кого и от чего зависит Ваше здоровье?

а) от меня самого;

б) от хорошей медицины;

в) состояния окружающей среды;

г) климата;

д) другое

9.) Влияет ли настроение на Ваше здоровье?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

С помощью данной анкеты мы планируем получить информацию о субъективной картине собственного здоровья респондентов как одного из важных параметров жизнестойкости человека.

Отметим, что в предыдущих работах, выполненных под научным руководством М.М. Мишиной [1, 2, 4, 5, 6], были получены следующие результаты по тесту исследования жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова). По шкале вовлеченность в профессию (вовлеченность, контроль и принятие риска) наблюдается высокий уровень устойчивого переживания студентами своих действий у 34% респондентов; у 43% – средний уровень и у 23% – низкий уровень. По шкале общей интернальности (при исследовании лa title="Локус контроля Дж.Роттер" href="http://vsetes">окуса контроля</a>)"у 27% респондентов выражен субъективный контроль над любыми значимыми ситуациями; средний – 66%, у 7% – низкий, т.е. будущие специалисты не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни. По шкале интернальности в области достижений было выявлено, что 20% имеют высокий показатель (приписывают достижения и успехи себе), 70% – средний; 10% – низкий (припсывают свои успехи, достижения и радости везению, счастливой судьбе или помощи других людей).     

Вслед за А.М. Прихожан, мы считаем, что жизнестойкость будущего специалиста обеспечивает:

1. «Хорошее» моторное развитие.

2. Располагающая к межличностному взаимодействию внешность.

3. Способности (в том числе и познавательные).

4. Интеллектуальное развитие.

5. Теплые отношения в семье (хотя бы с одним членом семьи).

6. Вера в осуществимость жизненных предназначений.

7. Благоприятная экономическая ситуация.

В понятие «жизнестойкость будущего специалиста» мы также включаем систему его убеждений о себе, как профессионале, о мире и об отношении с миром. Данное понятие характеризуется жизненной устойчивостью, активной адаптацией будущего специалиста в профессии, его способностью к сопротивлению некоторым социальным требованиям, что может быть связано с локусом контроля, обеспечивающем «мягкую» включенность в разные культурные среды, т.е. средостойкость.

С целью психологической адаптации будущих специалистов к профессиональной среде следует на моделируемом рабочем месте проводить тренинг жизнестойкости, который включает в себя упражнения, направленные на обучение навыкам саморегуляции и поддержки здорового образа жизни, а также вырабатывать умение осуществлять поиск и получать социальную поддержку в стрессовой ситуации.

 Литература

  1. Агапов В.С., Мишина М.М. Психология интеллектуальной деятельности личности: Монография. – М.: ИИУ МГОУ, 2015. – 431 с.
  2. Агапов В.С., Мишина М.М. Особенности проявления интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде // Вестник РГГУ – 2015. – № 1. – С. 47- 55.
  3. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
  4. Мишина М.М., Поливцева Т.Ю. Взаимосвязь особенностей межличностного восприятия и характера отношений в молодой супружеской паре. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн., 2015. – № 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 25.06.2015).
  5. Мишина М.М., Полозова В.Е. Влияние образа жизни семьи на удовлетворенность в браке. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн., 2015. – № 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 30.09.2015).
  6. Социальная успешность умственно одаренных детей: психолого-педагогические технологии сопровождения и развития: коллективная монография / Г.Н. Абдурахмонов, М.М. Мишина, С.В. Пазухина и др.; Под общ. ред. С.В. Пазухиной. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2015. – 286 с.

 

Об авторе

Мишина Марина Михайловна – доктор психологических наук, доцент кафедры теории и истории психологии Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва.

е-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Траллманн Анне Мария Вячеславовна – магистрантка 1-го курса по направлению «Педагогическая психология»Московский государственный областной университет.

е-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Мишина М.М., Траллманн АМ.В. Взаимосвязь жизнестойкости и локус контроля будущих специалистов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.