ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Волков А.А., Чурсинова О.В. (г. Ставрополь)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АГРЕССИВНОМ ПОВЕДЕНИИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗА МИРА У ПОДРОСТКОВ

  

УДК 159.923.2

English version:

Аннотация. В статье изложены некоторые аспекты трансформации представлений об агрессивном поведении в подростковом возрасте в условиях новых жизненных приоритетов и стремительных изменений социокультурной ситуации.

Ключевые слова: представления, образ, образ мира, личностный смысл, предметное значение, агрессивное поведение, подростки, рефлексивное сознание, смысловая система.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования и становления образа мира. Подросток осознает себя как активного субъекта деятельности и носителя внутреннего мира. Он творчески осмысливает открывшуюся ему внешнюю и внутреннюю реальность. При этом смысловые акценты представлений о мире смещаются, так как ранее усвоенные от взрослых нормы и ценности теряют свою абсолютность.

Для детального рассмотрения представлений об агрессивном поведении в структуре образа мира у подростков, коснемся понятий «образ», «образ мира», «личностный смысл» [4, 5, 9].

Введение понятия «образ» в психологическую науку связано с именем А. Н. Леонтьева, разработавшего общепсихологическую теорию деятельности. Ключевой идеей автора является утверждение о том, что в процессе построения образа предмета или ситуации главное значение имеют не отдельные чувственные впечатления, а образ мира в целом. Автор определяет понятие «образ мира» как сложное многоуровневое образование, которое обладает полем смысла и системой значений [6].

Обращаясь к самому человеку, к его сознанию А.Н. Леонтьев рассматривает процессы порождения и функционирования образа и вводит понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается объективный мир. Это собственно смысловое поле, система значений. Введение данного понятия позволило понять, как в процессе деятельности человек строит образ мира, в котором он живет, и его действия, которыми он трансформирует и частично создает образ. В результате процесса восприятия создается образ объективной реальности, образ многомерного мира.

В структуре образа мира А. Н. Леонтьев выделяет три компонента:

- чувственная ткань, т.е. данность мира в форме представлений, образов, порождаемых в деятельности и выступающих связующим звеном между внешним миром и субъектом;

- предметное значение – обобщенное отражение действительности, зафиксированное в форме понятия, знания.

- личностный смысл, т.е. отношение субъекта к миру, выраженное в значениях, неразрывно связанное с мотивами личности и ее общей направленностью. Личностный смысл проявляется в эмоциональной окраске, неосознаваемых установках или готовности. В результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и тем, на что его действия направлены, как на свой непосредственный результат создается смысл. Именно отношение мотива к цели, по мнению автора, порождает личностный смысл. Неустойчивость, подверженность изменениям, по мнению А.Н. Леонтьева, является одной из характерных черт смысла.

В.П. Зинченко в структуре образа мира выделяет два слоя сознания:

- бытийное сознание, включающее движения, действия и чувственные образы;

- рефлексивное сознание, включающее смыслы и значения.

По мнению автора со значениями соотносятся научные и житейские знания, а со смыслом аффективные процессы и ценности.

Проблему личностного смысла как структурного компонента образа мира исследовали также А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, Е.Ф. Василюк и др. Так, А.Г. Асмолов ввел понятие смысловой установки. Смысловую установку автор рассматривал как форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенной деятельности. В свою очередь личностный смысл А.Г. Асмолов понимает как результат интериоризации и воплощения в сознании объективных отношений личности в мире. Личностный смысл представляет собой отражение содержания отношения личности к действительности [1].

Л.С. Выготский в своих исследованиях также рассматривал вопрос о смысловой регуляции деятельности. Он определяет смысл как сложное динамическое образование, совокупность всех психологических факторов [7]. Автор вводит понятие смыслового поля, под которым понимается осознаваемая человеком актуальная ситуация его поведения. По мнению Л.С. Выготского, осмысление человеком ситуации в ходе реальной деятельности влечет за собой изменение смыслового поля и реальных действий в ситуации. Динамика реальной ситуации превращается в динамику мысли, при этом обязательно обнаруживается обратное движение, а именно превращение динамики мысли в жесткую и прочную динамическую систему реального действия.

Смысловая система представляет собой целостный компонент, включающий аффективные и интеллектуальные процессы в их единстве. Смысловая система также позволяет проследить движение от мотива и потребности к мысли, а от нее к деятельности. Единицей смысловой системы является возникающее переживание (аффективное отношение действительности), выступающее формой единства эмоционального и аффективного.

Согласно взглядам Б.С. Братуся, смысловые образования выполняют две основные функции. Первая функция проявляется в создании образа, перспективы развития. Вторая функция заключается в нравственной оценке деятельности, имеющей надситуативную опору, в роли которой выступают смысловые образования [2]. При этом автор выделяет следующие уровни развития смысловой сферы:

- доличностный уровень. Данному уровню соответствуют прагматические, ситуационные смыслы, определяемые предметной логикой достижения цели в данной конкретной ситуации. Такие смыслы не являются личностными, они привязаны к ситуации, выполняют служебную регулятивную роль в ее осознании. Зацикленность на «вещном мире» характеризует индивида с данным уровнем развития смысловой сферы. К подростковому возрасту при условии нормального развития данный уровень развития смысловой сферы уже пройден, так как даже сугубо прагматические компоненты мира и стремления индивида в некоторой степени личностно означены, хотя бы на уровне эмоциональных смысловых образований.

- личностный уровень развития смысловой сферы, в котором можно выделить такие подуровни как:

1. Эгоцентрический уровень. Для индивида, находящегося на этом уровне развития исходным моментом, является личная выгода, удобства, престиж как система отношений с внешним миром. Все остальные люди при этом ставятся в зависимость от данных отношений и рассматриваются как препятствующие их реализации. К себе индивид относится как к единице, самоценности, а к окружающим людям – исключительно потребительски.

2. Группоцентрический уровень развития смысловой сферы. Данный уровень предполагает идентификацию субъекта с референтной группой. Индивид либо отождествляет группу с собой, либо ставит выше себя в своих интересах. В данном случае его устремления и отношение к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет.

Под влиянием группоцентризма трансформируется восприятие социальной действительности. Так, можно выделить следующие закономерности:

а) группа фиксирует определенные аспекты воспринимаемого явления;

б) устанавливая уровни доверия к источникам информации, а также, определяя санкции к несогласным и меру допустимой толерантности к ним, группа влияет на принятие-отвержение той или иной информации.

   Д.А. Леонтьев наряду с понятием «личностный смысл» вводит понятие «жизненный смысл», которое выступает объективной характеристикой места и роли объектов и явлений в жизнедеятельности конкретного субъекта. Жизненный смысл, по мнению исследователя, определяется системой смысловых связей, распространяющихся на данный объект или явление [8] .

Смысловая реальность, с точки зрения Д.А. Леонтьева, представлена такими понятиями как «смысловые структуры» и «смысловые системы». Смысловые структуры представляют собой превращенные формы жизненных отношений субъекта и имеют уровневую организацию. Они выступают «квазиобъектами, замещающими в структуре личности ее действительные жизненные отношения». Смысловые системы относятся к определенным образом организованным целостным многоуровневым системам, включающим в себя целый ряд смысловых структур. Высший уровень систем смысловой регуляции образуют личностные ценности, выступающие смыслообразующими по отношению ко всем остальным структурам.

Образ рассматривается как результат деятельности всей системы познавательной активности личности. Так, в исследованиях Э. Тулвина вводится понятие семантической памяти. Семантическая память – это память о вербальных символах и значениях, в которой хранится структурированный и обобщенный опыт субъекта. Семантическая память, по мнению автора, имеет два уровня организации. Первый уровень получил название категориального (парадигматического). Он участвует в отнесении предмета к какому-либо классу и определяет его место внутри него. Второй уровень – синтагматический (схематический) презентирует содержательные и динамические связи между предметами (явлениями), последовательность действий. При описании синтагматического уровня организации семантической памяти активно используются понятия «фрейм», «скрипт», «сценарий». Фрейм представляет собой обобщенную когнитивную интерпретацию части пространственного окружения, скрипт – схему событий, эпизодов, «сценарий» – серию эпизодов, каждый из которых можно разделить, в свою очередь, на скрипты.

Вопрос об изменчивости образа мира рассматривается в аналитической психологии К.Г. Юнга. Автор выделяет такое свойство образа мира, как динамичность, которое связано с тем, что образ мира может постоянно трансформироваться, подобно изменчивости мнения человека о самом себе. При этом трансформировать образ мира человека может любое новое знание, новая информация о самом себе или о мире.

В качестве аналога понятия «образ мира» здесь используется категория «картина мира». Картина мира понимается как совокупность знаний субъекта об окружающем мире, представление о нем. Обеспечивая адекватную репрезентацию внешнего мира в психике субъекта, картина мира участвует в переработке информации. Определяется содержание картины мира сложившейся в социуме научной системой знаний, культурно-историческими особенностями социума. Основная функция картины мира, с точки зрения когнитивистов, проявляется в участии личности в процессе сбора и переработки информации об окружающем мире. Наряду с понятием «картина мира» исследователи данного направления используют как синонимичные понятия «карта мира», «представление о себе и вселенной» и «антиципирующая схема». По их мнению, картина мира обладает следующими свойствами: способностью выступать в качестве плана сбора информации, активностью, способностью выполнять проективную и предвосхищающую функции направленностью на поиск информации, отнесенностью к различным сферам жизнедеятельности личности.

Таким образом, в структуре образа мира формируются, развиваются и совершенствуются: а) целостные представления о мире, дополняющиеся и конкретизирующиеся на протяжении жизни субъекта в процессе реализации различных видов деятельности; б) способы организации перцептивных процессов, обеспечивающих построение образов конкретных предметов и объектов в различных предметных ситуациях и обстоятельствах.

В подростковом периоде развития личность выходит на новый уровень освоения социальной действительности и именно в этот период происходит формирование и становление образа мира подростка.

И.А. Буровихина выделяет в структуре образа мира современного подростка универсальные, групповые и индивидуальные особенности. Универсальные особенности являются устойчивыми и в ходе эмпирических исследований выявляются у большинства подростков. Групповые особенности характеризуют подростков, являющихся членами определенных групп. Индивидуальные особенности уникальны и неповторимы, они характеризуют субъективный опыт отдельного подростка [3].

Поддерживая позицию И.А. Буровихиной, мы считаем, что одной из универсальных особенностей образа мира современных подростков как интегральной системы значений является совокупность двух смысловых конструктов: позитивное – негативное, личное – социальное (категоризация явлений действительности на относящиеся к сфере переживаний, внутреннего опыта и на характеризующие наличествующие социальные связи и отношения, виды практической деятельности).

Подростковый возраст наиболее восприимчивым к эмоциональным оценкам, именно в подростковом периоде образ мира синтезируется в некую субъективную модель. Значимость этой модели в развитии личности подростка выражается в том, что она трансформирует, преломляет и представляет подростку объективную картину мира, определяет его мировоззрение и миропонимание. Противоречивость формирования образа мира состоит в том, что в связи с эмоционально-чувственным восприятием, акцентированием на личностном восприятии через субъективный опыт общения с миром, целостность объективной картины мира нарушается [10].

Вопрос, под влиянием каких факторов формируется образ мира (смысловая сфера) современного подростка, по-прежнему остается открытым. Так, формирование образа мира в подростковом возрасте связывается с протеканием интеграционных процессов в образовании (М.Н. Берулава, Т.Г. Браже, В.Н. Максимова, Л.В. Тарасов); мотивацией в познании (Н.В. Бордовская, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, Г.И. Щукина); социализацией личности подростка и становлении образа «Я» (В.И. Андреев, А.Я. Журкина, А.В. Золотарева, Н.А. Каргапольцева, М.Б. Коваль, Р.А. Литвак, Т.А. Ольховая), влиянием процессов информатизации (А.А. Ахаян, В.А. Красильникова, Е.С. Полат, И.В. Роберт). Подростки на сегодняшний день являются возрастной категорией в наибольшей степени вовлеченной в медиапространство. СМИ, в частности телевидение, становятся своего рода институтом социализации подростков, формируя особый «информационный» образ жизни.

На наш взгляд, образ мира подростков формируется под влиянием разнородных и разнонаправленных информационных потоков. Трансформируются процессы категоризации информации, возрастает роль аудиовизуальных образов в мировосприятии. Образ мира нередко приобретает фрагментарный, клиповый характер, содержит большое количество стереотипов, в частности об агрессивном поведении. Нечеткость и множественность социальных норм в медиапространстве влечет за собой размывания границ представлений о нормативном и ненормативном, допустимом и недопустимом, агрессивном и неагрессивном поведении.

Исходя из вышесказанного, проанализируем содержание понятия «агрессивное поведение» и обоснуем необходимость изучения представления об агрессивном поведении как важной составляющей образа мира современного подростка.

В разных обществах существуют совершенно различные толкования и интерпретация одних и тех же понятий. Это может быть связано, прежде всего, с уникальным историческим опытом народов, традициями и способами поведения в определённых значимых ситуациях.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что проявления обыденного сознания связаны с особенностями социального познания и восприятия. Ведь именно в обыденном сознании складывается образ внешнего мира. Поэтому столь актуальна на сегодняшний день проблема изучения обыденного сознания человека, связанная с особенностями построения у него «образа мира» (А.Н. Леонтьев). Тем более, что по сей день в научных кругах, так до сих пор и не определились не только в трактовке и понимании терминов «агрессия», «агрессивное поведение», но и в отношении исходного феномена (считать ли агрессию настолько полезной в жизни, что её отсутствие может привести к аморфности и конформному, зависимому поведению. Или же она вредна, поскольку может способствовать разрушению взаимоотношений между людьми, а также саморазрушению личности.

Механизмы формирования представлений об агрессивном поведении, как составляющей образа мира современных подростков обусловлены, на наш взгляд, прежде всего тем, какое значение придают подростки агрессии в своей жизни, что она значит для них, их образа «Я», с тем, близки ли агрессивные проявления подросткам и как они сказываются на них, а также с тем как модели агрессивного поведения транслируются на телеэкране.

Таким образом, представления об агрессивном поведении в подростковом возрасте в условиях новых жизненных приоритетов и стремительных изменений социокультурной ситуации, неизбежно возникающих в них, существенно трансформируются. Сопоставлять различные варианты образа агрессивного поведения, знакомство с которыми происходит в семье, во взаимоотношениях с окружающими людьми, а также в наблюдениях на улице, на телеэкранах в художественных фильмах и телепередачах позволяет подростку овладение аналитико-синтетическими процессами умственной деятельности, освоение определенного уровня словесно-логического мышления. Именно поэтому, в рамках нашего исследования, мы считаем необходимым рассмотреть научные подходы и теории к проблеме развития представлений подростков об агрессивном поведении в условиях телевизионного влияния.

Литература

1.Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.

3.Буровихина И.А. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка: авт. дис. … канд. психол. наук. – М., 2013. – 34 с.

4.Волков А.А. Кризисы профессиональной самореализации личности. //Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2014. – №4. – С.235-239.

5.Волков А.А., Волкова В.М. Теория внутриличностного конфликта как объяснительный механизм причин преступного поведения подростков. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2014. – №1. – С.183-188.

6.Леонтьев А.Н. К психологии образа. // Вестник московского университета. Серия 14. психология. – 1986. – № 3. – С. 72-76.

7. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2005. – 1136 с.

8. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999. – 480 с.

9. Волков А.А., Чурсинова О.В. Психологические особенности представлений подростков об агрессивном поведении в условиях телевизионного влияния: монография. – Ставрополь: СЕКВОЙЯ, 2017. – 224 с.

10. Силкина И.А. Формирование образа мира подростка в условиях современной школы: авт. дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2013. – 24 с.

 

Об авторе

 

Волков Александр Александрович – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Чурсинова Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования.

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Волков А.А., Чурсинова О.В. Представления об агрессивном поведении в структуре образа мира у подростков. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен