ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Хилько О.В. (г. Ставрополь)

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Хилько О.В. (г. Ставрополь)

English version:

Аннотация. Статья посвящена описанию значения для общества развития компетентности учителя в области сохранения и укрепления психологического здоровья, собственного и психологического здоровья учеников, для снижения социальной напряженности. Автором также описаны компоненты психологического здоровья и виды и направления деятельности учителя по сохранению и укреплению собственного психологического здоровья и психологического здоровья учеников.

Ключевые слова: психологическое здоровье, адекватная самооценка, психологическая зрелость, локус контроля.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В сфере образования в настоящее время происходят глобальные изменения. Требования к компетентности учителя все возрастают: переход от знаниевой парадигмы к компетентностной определил учителю задачу постоянного саморазвития и овладения все новыми компетенциями.

Знаниевая парадигма предполагала овладение будущим учителем готовой технологией, способом деятельности, технологией обучения и воспитания. Компетентностная парадигма в образовании предполагает наличие у педагога активной позиции, связанной с постоянным получением нового опыта деятельности, открытием новых подходов к преподаванию, способностью к разработке инноваций. От учителя в настоящее время требуется творческий подход к профессиональной деятельности.

Новые стандарты в образовании задали для учителей и педагогов и новый объем отчетности в работе. Межрегиональным профсоюзом работников образования «Учитель» был проведен опрос среди российских педагогов с 19 февраля по 14 апреля 2015 года. Социологическое исследование прошли 425 учителей. В списке самых актуальных проблем 81% опрошенных отметили большие объемы бессмысленной бумажной работы. Даже проблема низкой заработной платы оказалась на втором месте с большим отрывом (низкую заработную плату в списке проблем отметило 66% учителей) [1].

Результаты реформ в сфере образования были оценены учителями следующим образом: политику властей на муниципальном уровне оценили самым низким баллом 53% опрошенных, а на федеральном уровне 51% реципиентов поставили властям самый низкий балл.

Среди позитивных явлений в учреждениях, в которых они работают, учителя отметили востребованность творческих способностей педагога (34%), а разумную нагрузку на преподавателей отметили только 9% учителей [1].

Таким образом, современный учитель понимает необходимость и востребованность образовательными организациями и Министерством образования и Науки Российской Федерации творческого подхода, но тратит практически все рабочее время на заполнение необоснованно большого количества документации, дублирующей друг друга. Если использовать технический термин, то коэффициент полезного действия педагога (КПД), исходя из переменных: 81% реципиентов отметили большие объемы бессмысленной бумажной работы, если перевести эти 81% затруднений в затраченную энергию, то на полезную работу энергии останется, соответственно, 19%.

И, поскольку КПД = Полезная работа / Затраченная энергия х 100%, то КПД опрошенных учителей, исходя из самоанализа работы, составит 23%. Таким образом, около ¾ времени и энергии учителей расходуется на ведение документации. Учителя расходуют ¾ своей энергии и времени на работу, большая часть которой не определяет успешность непосредственно в профессиональной деятельности учителя. Расходование большей части времени на однообразную нетворческую работу приводит к развитию эмоционального выгорания.

В условиях капиталистического общества одним из признаков общественно-экономической формации является эксплуатация наемного труда. В сфере образования, как и в других сферах, появились менеджеры, все чаще стал фигурировать термин «оптимизация» в процессе уничтожении учебных организаций и их слияния, сопровождаемого массовыми сокращениями кадров. Под «оптимизацией», как правило, понимается в капиталистическом контексте «снижение расходов и повышение доходов». Образовательным учреждениям вменяется в обязанность зарабатывать деньги, переходить на «самоокупаемость». Какими средствами возможно достичь снижения расходов? Самым простым и самым востребованным средством является сокращение персонала – педагогических работников и перераспределение нагрузки среди оставшихся сотрудников.

Учебные организации повышают ставки, и в результате педагогам приходится больше трудится за меньшие деньги, снижают стимулирующие надбавки, в результате чего заработная плата сокращается на 40-50%. Подобные меры объясняются сотрудникам все той же «оптимизацией» образования для выживания организации в условиях очередного по счету экономического мирового кризиса, в то время как кризисы и являются дежурным средством увеличения капитала 2% общества, составляющего капиталистическую элиту. Перефразировав известную фразу Вольтера про бога, можно сформулировать изречение о кризисах: «Если бы не было экономических кризисов, их следовало бы придумать», что собственно, и осуществлено капиталистической элитой.

Таким образом, современного учителя средней школы и педагога средне-специальных и высших учебных заведений вынуждают выполнять значительно больший объем работы за меньшую заработную плату. И чтобы выйти на прежний уровень заработной платы (прежний по цифрам, но пониженный к тому же, инфляцией, являющейся еще одним средством экономической эксплуатации наемных рабочих и сотрудников во всех сферах услуг и промышленности), педагогу приходится работать практически без выходных дней, что не может не сказываться на физическом и психологическом здоровье педагога.

Существенное увеличение в последнее время объема обязательной учебной документации, введение электронных ведомостей, интерактивное отражение успеваемости в сети Интернет, наделение учителя и педагога в условиях компетентностного подхода еще и функцией осуществления педагогической диагностики (проведения и обработки результатов педагогического тестирования, а также зачастую и разработки педагогических тестов), приводит к такой полифункцинкциональности педагога, что эмоциональное выгорание сопровождает учителя на самых ранних этапах работы, включая даже этап профессиональной подготовки.

 Еще одним современным средством «оптимизации» образования является сокращение специальных коррекционных образовательных учебных заведений и параллельное внедрение инклюзивного образования в практику работы средних школ как меры по выравниванию перекоса в образовании.

Современный ускоренный ритм жизни связан с множеством стрессов. Капиталистический строй приводит к повышению профессиональной и личностной конкуренции. Общество с ограниченными, недостаточными материальными ресурсами характеризуется деформацией социальных отношений, конфликтами, ростом неуверенности в завтрашнем дне и повышенной социальной напряженностью, постоянным информационным стрессом [8].

Учитель в обстановке всеобщей экономии ресурсов сталкивается с повышением рабочих часов и часов ставки, с «оптимизацией» (сокращением) рабочих мест и распределением обязанностей между оставшимися сотрудниками, таким образом за ту же заработную плату учителю приходится работать на 20-30% больше, чем ранее. Для успешной работы в условиях повышенной трудности необходимы дополнительные личностные ресурсы и психологические знания.

Но усложнение непосредственных условий труда является не единственным фактором, затрудняющим педагогическую деятельность современного учителя и требующим повышения психологической компетентности учителя. Ввиду повышенной социальной напряженности и изменения социальных условий в начале XXI века, изменилась специфика социальной ситуации развития современных детей: идет стремительный рост бытовых компьютерных технологий, меняется сфера общения современного человека в сторону снижения доли личного общения, его фатилизации, то есть примитивизации.

Современному учителю необходимо знание психологических особенностей детей и психологических особенностей взрослых разных возрастов, – это уже давно является аксиомой. Но современные преобразования общества приводят к тому, что только на знании психологии различных возрастов учитель не построит эффективный учебный и воспитательный процесс. Современный учитель должен быть компетентен в области индивидуальных психологических особенностей развития, в области аномалий развития, обусловленных наличием соматических заболеваний и неблагоприятных условий развития.

Для обеспечения эффективной работы учителю необходимо быть компетентным в области психологии детей и взрослых, психологической нормы и патологии. Ввиду наличия в современном обществе множества условий, осложняющих социализацию современных детей и взрослых, учителю необходимо быть готовым осуществлять педагогическое сопровождение учеников школы и их семей, проводить профилактику нарушений психологического здоровья учеников. Чтобы осуществлять эффективную педагогическую деятельность, современный учитель должен быть компетентен в области профилактики эмоциональных нарушений у личности, профилактики депрессии, склонности к суициду, к развитию социопатии у учеников. Необходимым знанием для выявления патологии является знание психологической нормы, понятий психологического здоровья, психологической зрелости и ее компонентов.

Многие авторы рассматривали структуру психологического здоровья и психологической зрелости, акме, по разному называя ее, и включая различные и, в некоторых аспектах, сходные компоненты. В. Меннингер в структуру понятия эмоциональной зрелости включает: способность конструктивно взаимодействовать с окружающей действительностью; способность адаптироваться к изменениям; умение справляться с психологическим напряжением и тревогой и проводить профилактику психосоматических реакций [2].

По мнению Г. Олпорта, зрелый человек имеет широкие границы «Я». Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя «со стороны» (способны к рефлексии), демонстрируют эмоциональную неозабоченность и самоприятие, реалистичное восприятие, опыт и притязания. Н. Мак-Уильямс так же, среди компонентов психического и эмоционального здоровья выделяет рефлексию, реалистичную и надежную самооценку, способность восстанавливаться после стресса.

А. Эллис среди черт «хорошо функционирующих» или самоактуализирующихся людей перечислил: самоуправление, при котором люди берут на себя первичную ответственность за свою жизнь, гибкость – «мыслят гибко, готовы к изменениям», ответственность за нарушение своего душевного равновесия, – «берут на себя большую часть ответственности за возникновение своих расстройств, а не занимают оборонительную позицию, обвиняя других людей или социальные условия» [2].

Самоактуализация, как достижение психологической зрелости и психологического здоровья, по мнению А. Маслоу, приводит человека к наиболее полному раскрытию своего духовного потенциала, к выявлению личностных возможностей. 

Компоненты психологической зрелости, разработанные разными авторами, можно отнести к регулятивному блоку психологической зрелости, связанному с наличием способности к рефлексии, интернального локуса контроля, объективной самооценки и гибкости, высокой способности к адаптации, основанной на всех пересиленных компонентах.

 Признаком психологической зрелости является наличие у человека потребности и способности заботиться о подрастающем поколении, о престарелых родителях, о молодых специалистах на работе, а также готовности действовать в интересах подопечных и нести за них определенную ответственность (в зависимости от степени их самостоятельности). Отсутствие потребности в заботе о других людях, зацикливание только на своих нуждах, инфантильность является показателем эгоцентризма мышления, который Ж. Пиаже относил к детскому возрасту.

            Современный учитель, для обеспечения психологического здоровья учеников, должен быть компетентен в области компонентов психологического здоровья и уметь выявлять их состояние, как в процессе педагогического наблюдения, так и быть компетентным в области применения и интерпретации простых психодиагностических методик.

Учитель должен иметь представление о компонентах психологического здоровья с целью пропаганды черт психологически здоровой личности как эталонных.

К компонентам психологического здоровья можно отнести:

  • адекватную самооценку;
  • психологический возраст, соответствующий хронологическому или его слегка опережающий (оптимально не более, чем на десять лет);
  • наличие психологической зрелости, способности позаботиться о собственных интересах и интересах своих подопечных (дети, близкие, подчиненные);
  • интернальный локус контроля;
  • отсутствие инфантильности и эгоцентризма;
  • оптимизм и развитое неагрессивное чувство юмора (без сарказма);
  • философский склад ума, режиссерский навык, способность к рефлексии (все эти компоненты связаны со способностью анализировать окружающий мир и себя, оценивать ситуацию максимально объективно, быть способным рассматривать ситуацию с различных позиций);
  • компетентность в области сохранения и укрепления психологического здоровья, умение контролировать собственные эмоции (саморегуляция), способность анализировать собственные личностные качества (адекватная самооценка и рефлексия) и готовность развивать у себя черты личности, относящиеся к компонентам психологического здоровья.

Компетентность в области психологического здоровья нужна современному учителю чтобы:

  • сохранять и укреплять собственное психологическое здоровье:
  • сохранять и укреплять психологическое здоровье учеников и их родителей.

В Ставропольском крае ведется работа по внедрению технологий здоровьесбережения в образовательную и воспитательную практику учреждений всех уровней образования: в дошкольных организациях [10, 11], в средней общеобразовательной школе [3, 5, 6] и в высших учебных заведениях [4, 5, 6]. Необходима также планомерная работа по развитию компетентности учителя в области сохранения и укрепления психологического здоровья еще на стадии обучения в высшем учебном заведении с целью повышения компетентности учителя в области сохранения и укрепления собственного психологического здоровья и здоровья учеников и их родителей [7].

Современный учитель должен владеть методами:

  • педагогической беседы, направленной на выявление и развитие компетентности учеников и их родителей в области сохранения и укрепления психологического здоровья (беседы диагностической);
  • педагогической воспитательной беседы, посвященной сохранению и укреплению психологического здоровья;
  • пропаганды методов сохранения и укрепления психологического здоровья посредством проведения методических семинаров, мастер-классов и лекций;
  • разработки информационных стендов, уголков, папок-передвижек, информационных баз и сайтов, посвященных тематике психологического здоровья.

Современное социальное пространство привносит в социальную ситуацию развития современных детей и подростков большое количество фасилитирующих влияний: засилие в средствах массовой информации, в компьютерных играх, в художественных фильмах и даже в мультипликационных фильмах и на пабликах в сети Интернет сцен насилия, повсеместная пропагада инфантильной незрелой личности [12], культуры чайлд-фри, гей-культуры, культа грусти, смерти, суицида, половое воспитание, по западному образцу, привнесенному ювенальной юстицией, построенное без учета возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей и подростков, которое в итоге способствует развитию сексуальной распущенности, перверсий или страхов взаимоотношений с противоположным полом [13].

Современный учитель для обеспечения эффективности воспитательного и образовательного процесса должен быть компетентен во всех вышеперечисленных современных проблемах общества, негативно влияющих на семью и детей и быть способен грамотно осуществлять педагогическое сопровождение учеников и их семей, помогая преодолеть трудные жизненные ситуации и, в идеале, профилактировать наступление некоторых из них.

В противовес существующей пропаганде инфантильной личности и девиаций, учитель должен быть способен осуществлять эффективную пропаганду психологически здоровой личности, создавать у учеников и их родителей (поскольку семья имеет основополагающее влияние на социализацию ребенка и даже подростка) представление о психологически здоровой личности как эталонной. Если педагог поспособствует тому, чтобы образ психологически здоровой личности вошел в представления о самом себе у детей в категории «Я идеальное», он осуществит свою главную миссию.

Укреплению психологического здоровья учащихся будет способствовать психологическая культура учителя. Эта обусловленность объясняется тем, что основным показателем и критерием высокого уровня психологической культуры является ценностное и гуманистически  ориентированное отношение человека к себе и другим людям; эффективная самоорганизация собственной деятельности и конструктивное поведение, направленное на сохранение здорового контакта со средой [9].

Учитель должен являться источником знания о психологическом здоровье, популяризатором его, поскольку какие бы экономически и политически сложные времена ни были, информированность населения является важным фактором социализации детей. Великий советский биолог К.И. Скрябин написал: «Ни экономическое процветание, ни полный достаток, ни проведение массовых оздоровительных мероприятий не дадут эффективных результатов, если в стране останется всеобщая неосведомленность» [3]. В настоящее время существует множество дезинформации в сети интернет и в средствах массовой информации, благодаря стиранию границ между странами и созданию Интернет. Грамотный компетентный в области сохранения и укрепления психологического здоровья учитель – важная составляющая оздоровления населения и снижения социальной напряженности.

Литература

  1. «Бессмысленная бумажная работа» заняла первое место в списке проблем российских педагогов. // Учительская газета [Электронный ресурс] (дата обращения 08.08.2017) http://ug.ru/news/ 5055
  2. Александров А.А. Интегративная психотерапия. – СПб., 2009. – 352 с.
  3. Бодня Е.И. Иммунопатологические проявления гельминтозов и иммунопрофилактик. // Актуальные инфекционные заболевания: клиника, диагностика, лечение и профилактика: материалы научно-практической конференции с международным участием. – Киев. 2010. [Электронный ресурс] (дата обращения 08.08.2017) http://ru.likar.info/infekcia/article-47951-immunopatologicheskie-proyavleniya-gelmintozov-i-immunoprofilaktika/
  4. Корлякова С.Г. Арт-терапия как средство здоровьесбережения учащихся. // Педагогическая наука и практика – региону: материалы XVI научно-практической конференции. – Ставрополь: СГПИ, 2016. – С. 115-119.
  5. Корлякова С.Г., Горбачев Т.В. Музыкальная психотерапия как средство здоровьесбережения учащихся. // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 1 (50). – С. 176-178.
  6. Корлякова С.Г., Францева Е.Н., Прилепских О.С., Хилько О.В. Здоровьесбережение детей и учащейся молодежи в условиях современного образовательного пространства. // European Science Journal. – 2016. – № 6. – С. 246-252.
  7. Кузнецова Е.Н., Хилько О.В. Актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в практику работы педагогических вузов. // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 4 (59). – С. 182-184.
  8. Медведева Н.И. Влияние информационного стресса на психическое здоровье личности. // Психологическое здоровье личности: теория и практика: сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. – Ставрополь: СКФУ, 2016. – С. 172-174.
  9. Соловьева О.В. Формирование психологической культуры будущих педагогов как фактор сохранения их психологического здоровья. // Психологическое здоровье личности: теория и практика: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Ставрополь: СКФУ, 2015. – С. 134-138.
  10. Францева Е.Н. Формирование у детей опыта здоровьесбережения в условиях ДОУ. // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы Международной научно-практической конференции, 2016. – С. 312-314.
  11. Францева Е.Н., Диденко И.А. Здоровьесбережение детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей, 2016. – С. 70-71.
  12. Хилько О.В. Инфантилизация населения: истоки и последствия. // Педагогическая наука и практика – региону: материалы XVI региональной научно-практической конференции. – Ставрополь, 2016. – С. 225-230.
  13. Швецова О.В. Секспросвещение детей: социально-психологические последствия. // Актуальные проблемы современной науки: материалы IV Международной научно-практической конференции. – Алушта, 2015. – Выпуск 4 в 3 томах. – Том 1. – С. 342-345.

Об авторе

Хилько Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, специалист по учебно-методической работе факультета искусств Ставропольского государственного педагогического института.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Хилько О.В. Роль учителя в сохранении и укреплении психологического здоровья населения. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).