ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Соловьева О.В. (г. Ставрополь)

ДИНАМИКА ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье описываются данные экспериментального исследования, направленного на изучение онтогенетического развития познавательных способностей школьников. Представлена динамика развития познавательных способностей учащихся третьих, седьмых и десятых классов. Учитывая эту динамику можно более рационально планировать учебно-интеллектуальные нагрузки для школьников.

Ключевые слова: познавательные способности, онтогенетическое развитие, младшие школьники, подростки, старшеклассники.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В современной системе образования имеет место ряд негативных тенденций, характеризующихся утратой у школьников ценности интеллектуальной деятельности, падением интереса к учебе, снижением учебно-познавательной мотивации. Одной из причин этого признаются высокие учебные и интеллектуальные нагрузки и непродуктивные способы обучения, в сочетании с игнорированием факта ослабления психосоматического здоровья и ограничения познавательных ресурсов подрастающего поколения. Под влиянием учебы у большинства школьников наблюдается переутомление, ведущее к общему недомоганию, пассивности, апатии и усилению различного рода заболеваний.

С целью решения обозначенной проблемы необходима опора на знания возрастных закономерностей онтогенетического развития познавательных способностей современных учащихся. Опираясь на них, возможна оптимизация объема и содержания учебных и интеллектуальных нагрузок, при сохранении физического и психического здоровья учащихся. Это приведет к повышению эффективности учебно-познавательного процесса в школе и даст возможность плодотворно осуществлять интеллектуальное воспитание учащихся, направленное на расширение их ментального опыта. Отчасти это проблема связана с психологической культурой педагогов и родителей. При обучении студентов, будущих педагогов важно учитывать закономерности развития познавательных способностей учащихся разного возраста с целью  сохранения их психологического здоровья [4].   

Изучению познавательных способностей посвящено достаточно большое число работ наших соотечественников (Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Коссов Б.Б., Кудрявцев Т.В., Митькин А.А., Рыбалко Е.Ф., Чуприкова Н.И., Шадриков В.Д. и многие др.).

Несмотря на немалый эмпирический материал в сочетании с большим многообразием концепций и многочисленных попыток дать общую характеристику развития способностей в разные возрастные периоды, на сегодняшний день нет единой теории и четко сформулированных закономерностей развития познавательных способностей в онтогенетическом плане, либо они представлены имплицитно [3].

Принципиальная сложность решения данной проблемы заключается в том, что на фоне раскрытия закономерностей целостного функционирования познавательных способностей необходимо выявить взаимодействие определенных свойств перцептивных, мнемических, мыслительных, аттенционных и других способностей, их специфику и своеобразие развития в возрастном и индивидуальном планах. В этой связи нами было предпринято фундаментальное изучение детерминант развития когнитивно-интеллектуальных компонентов способностей школьников разного возраста [2].

В результате многолетней лонгитюдной эмпирической работы нами осуществлялось экспериментальное исследование познавательных способностей учащихся разных школ городов и районов Ставропольского края. Проводилась диагностика отдельных компонентов сенсорно-перцептивных, аттенционных, мыслительных, креативных способностей школьников разного возраста. В результате этого исследования определены типичный ход и временные закономерности возрастного развития познавательных способностей учащихся в процессе школьного онтогенеза. Представлена возрастная динамика онтогенетического функционирования познавательных способностей под влиянием традиционного и целенаправленного воздействия, получен характер «кривой» развития; выявлены возрастные паттерны отдельных компонентов познавательных способностей. Составлены представления о средней норме возрастной динамики познавательных способностей. Вскрыта факторная структура познавательных способностей учащихся на протяжении всего периода обучения в школе.

Опираясь на выявленные нами закономерности, возможно осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы, и вести научное планирование и управление учебными нагрузками школьников разных возрастов, сохраняя и укрепляя их психическое и соматическое здоровье [3].

Основой наших исследований был естественный измерительный метод, поэтому при решении экспериментальных задач мы использовали психометрический подход. То есть рассматривали познавательные способности преимущественно с психометрических позиций, придерживаясь факторно-аналитических концепций (Спирмен Ч., Гилфорд Дж., Векслер Д., Дружинин В.Н. и др.).

В качестве диагностического инструментария мы использовали известные в специальной психологической литературе и зарекомендовавшие себя в исследовательской работе и психологической практике тесты для исследования отдельных компонентов познавательных способностей (Марищук В.Л., Крылов А.А., Кудряшов А.Ф. и др.). Нами была проведена частичная модификация отдельных методик, а именно дополнены инструкции, и в соответствии с возрастными особенностями скорректировано время, отведенное на выполнение тестовых заданий. Также нами разработано по десять вариантов заданий с целью проведения ежегодных ретестовых обследований учащихся. Эмпирически установленная нами единая девятибалльная оценочная шкала, позволила определить индивидуальный уровень выраженности того или иного познавательного процесса у каждого школьника; упорядочить испытуемых одной и разных возрастной когорт по уровню развития познавательных способностей; наглядно представить возрастную динамику психического развития в течение лонгитюдного экспериментального исследования.

Для осуществления оценки сенсорно-перцептивных функций, в частности, способностей к восприятию пространственных величин и выделению в воспринимаемом предмете целого комплекса существенных и не существенных свойств и признаков мы использовали тесты «Глазомер на углы» и «Признаки предмета». Объем, концентрация, а также избирательность и помехоустойчивость внимания определялись с помощью тестов «Корректурная проба» и «Тест Мюнстерберга». Память исследовалась с помощью пяти методик: «Запоминание слов», «Запоминание чисел», «Запоминание текста», «Логическое запоминание». Эти методики направлены на выявление способности к механическому запоминанию несвязанного вербального, числового и зрительного материала, запоминанию связанного, логического материала (текст и предложения по методу дополнения). Для исследования мышления применялись методики «Аналогии», «Исключение понятий», «Обобщения», «Логические ряды». Эти тесты предусматривают выявление способности осуществлять такие важные мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, а также способность к отвлеченному абстрактному мышлению. Содержание методик представлено как на вербальном, так и на числовом материале. Воображение мы исследовали с использованием теста «Круги», направленного на выявление способности к созданию новых образов и идей, к нестандартности, оригинальности мышления, визуальному представлению или конструированию. Кроме этого мы снимали психофизиологические показатели – самочувствие и волевое усилие. Представленный диагностический блок, состоящий из 16 тестовых методик, является необходимым и достаточным, поскольку охватывает все уровни познавательных способностей от сенсорно-перцептивных до речемыслительных и выявляет специфику развития их отдельных компонентов [2].

 При изучении психометрических характеристик адаптированного к целям исследования блока тестовых методик было выявлено, что данный комплекс методик характеризуется высокой степенью надежности и валидности и позволяет выявить множественные маркеры большинства познавательных способностей и их интегрального показателя.

Ограниченность рамками одной статьи позволяет нам подробно изложить только часть наших экспериментальных данных.

На рисунке 1 представлен уровень развития познавательных способностей школьников 3-х, 7-х, 10-х классов. По среднему суммарному баллу пятнадцати тестовых показателей психического развития на первое место выходят учащиеся десятых классов – 6,35 балла. Это на 17,93% выше, чем в седьмых классах, и на 40,63% выше, чем в третьих классах. На втором месте – учащиеся 7-х классов, набравшие в среднем 5,39 баллов, и на третьем месте – учащиеся 3-х классов (4,52 балла). Данные первого этапа эксперимента отражены в виде гистограммы.

Рис. 1. Уровень развития познавательных способностей школьников 3-х, 7-х, 10-х классов

Для сравнения средних величин, принадлежащих трем группам данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга мы использовали непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Обращаясь к внутренней структуре познавательных способностей, то есть к взаимному расположению и уровням отдельных познавательных компонентов, мы обнаружили асимметрию в их развитии. С целью наглядного отображения характера полученной асимметрии, опираясь на данные средних значений, полученных по отдельным компонентам познавательных способностей в трех возрастных группах мы построили график (рис. 2).

  1. Глазомер на углы, 2. Признаки предмета, 3. Корректурная проба, 4. Тест Мюнстерберга, 5. Запоминание слов, 6. Запоминание чисел, 7. Зрительное запоминание, 8. Запоминание текста, 9. Логическое запоминание, 10. Аналогии, 11. Исключения понятий, 12. Обобщения, 13. Логические ряды, 14. Круги, 15. Волевое усилие, 16. Средний балл.

Рис. 2. Характер асимметрии в структуре познавательных способностей школьников 3-х, 7-х и 10-х классов

 

Детально анализируя полученные материалы, отдельно рассмотрим характер асимметрии в структуре познавательных способностей школьников разного возраста. В десятых классах наиболее высокими являются показатели тестов «Исключение понятий» – 7,95 балла и «Обобщения» – 7,24 балла. Оба эти теста оценивают мыслительные способности. Первый – к обнаружению наиболее существенных признаков тождеств и различий между ними, второй – выявляет способности анализировать, синтезировать и оперировать понятиями, то есть понятийное мышление. Высокий показатель – 7,01 балла обнаружен и по тесту на воображение «Круги», призванному оценить имажитивные способности, то есть то, как человек преобразовывает имеющиеся у него представления и приводит образы в новое сочетание. Немного ниже, в сравнении с выше названными, является балл 6,92, зафиксированный по тесту «Аналогии», выявляющего способность устанавливать сходство в каких-либо свойствах и отношениях предметов.

 Выявленные особенности могут свидетельствовать о том, что в структуре познавательных способностей учащихся 10-х классов преобладают мыслительные функции и творческие способности. То есть у старшеклассников наблюдается наличие высокого уровня понятийного мышления и способностей к обобщению, абстрагированию и вербально-логическому мышлению.

Из всех средних значений для учеников 10-х классов достаточно низкими являются показатели по тестам: «Запоминание чисел» – 4,61 балла, «Волевое усилие» – 4,68 балла и «Зрительное запоминание» – 5,74 балла.

При этом интересно заметить, что по тесту «Запоминание чисел» результаты, полученные в 7-х и даже 3-х классах, выше результатов, полученных в 10-х классах, на 0,32% и 6,59% соответственно. И хотя по U-критерию Манна Уитни данные показатели статистически не значимы, однако исходя из среднего арифметического видно, что с переходом в старшие классы способность удерживать в памяти числовую информацию ослабевает. Возможно, это связано с тем, что старшеклассники на уроках алгебры в основном оперируют не с числовым материалом, как это было в предыдущих классах, а с символическим (абстрактные формулы и пр.). Кроме того, при выполнении вычислений им разрешается пользоваться калькулятором, что деформирует навык хранения в оперативной памяти числовых значений.

Подобная картина наблюдается и по тесту «Зрительное запоминание». Здесь результаты, полученные в 7-х классах, выше, чем в 10-х, на 3,12% (по U-критерию различия не значимы). Возможно, это связано с тем, что в учебном процессе старшеклассников, по сравнению с младшим и средним звеном, используется меньше наглядного материала, который надо удерживать в памяти для продуктивного решения текущих учебных задач.

Низкие показатели волевого усилия, на наш взгляд, объясняются не только слабым развитием волевого компонента школьников, но и не благоприятным общим состоянием здоровья современных учащихся, а также явлениями утомления и переутомления, связанными с эмоциональными, учебными и другими перегрузками. Показатель волевого усилия, в сравнении с другими компонентами познавательных способностей, относительно невысок и в 3-х классах. А вот в 7-х классах наблюдается даже его падение на 0,58% по сравнению с 3-м классом.

По остальным тестам познавательных способностей в 10-х классах средние значения распределяются в пределах от 6,02 до 6,83 баллов.

Если мы обратимся к структуре познавательных способностей учащихся 7-х классов, то увидим, что для них самыми высокими являются показатели по тем же тестам, что и в 10-х классах, – «Исключение понятий» – 6,72 балла, «Аналогии» – 5,91, «Круги» – 5,99 балла. Практически равные высокие показатели обнаружены по тестам «Глазомер на углы» – 5,56 балла и «Обобщения» – 5,54 балла.

Перечисленные тестовые методики (за исключением глазомерной функции) направлены на выявление способности к сложной аналитико-синтетической деятельности с применением таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Эти данные также могут свидетельствовать о том, что у семиклассников в общей структуре познавательных способностей преобладают мыслительные функции, связанные со сложной аналитико-синтетической деятельностью.

Высокие значения наблюдаются в тестах «Запоминание слов» и «Зрительное запоминание» – 5,59 и 5,93 балла соответственно. То есть вербальные и визуально-моторные компоненты мнемических способностей являются хорошо функционирующими.

Самыми низкими являются показатели по тестам «Волевое усилие» – 4,25 балла и «Запоминание чисел» – 4,62 балла. Выше мы высказали предположение, объясняющее данное явление. Добавим лишь, что падение волевого компонента в 7-м классе может быть также связано с особенностями пубертатных перестроек и плохим самочувствием учащихся.

В целом надо отметить, что в структуре познавательных способностей семиклассников наблюдается более плавное, чем в 10-х классах, распределение числовых показателей по отдельным компонентам познавательных способностей. Среднеарифметический показатель – 5,39 балла – отражает характер развития всех изучаемых нами компонентов. Это свидетельствует об относительно равномерном развитии всех познавательных функций.

Несколько иная картина наблюдается в 3-х классах. Здесь самые высокие значения выделяются по тесту «Глазомер на углы» – 5,51 балла и тесту на механическое запоминание зрительной информации «Зрительное запоминание» – 5,35 балла. Показатель 5,09 баллов получен по тесту «Исключение понятий». По тестам на запоминание не связанного материала «Запоминание слов» получены значения – 4,87 балла, «Запоминание чисел» – 4,93 балла. Несколько ниже результаты по тестам, связанным с логической обработкой материала. Так, по тесту «Запоминание текста» получено 4,53 балла, по тесту «Аналогии» – 4,33 балла и «Обобщения» – 4,22 балла. Низкий показатель наблюдается по тесту, призванному определить способность к логическому сопоставлению и воспроизведению предложенного материала, – «Логическое запоминание» – 3,82 балла. Самые низкие результаты зафиксированы по тесту, направленному на выявление способности к абстрактному отвлеченному мышлению, – «Логические ряды» – 3,46 балла.

 Таким образом, видно, что в структуре познавательных способностей младших школьников преобладают процессы, связанные с сенсорно-перцептивными и мнемическими функциями, в частности с запоминанием зрительной, вербальной и числовой информации. Вместе с тем, процессы, связанные с логическими операциями, развиты значительно хуже.

С целью наиболее детальной картины возрастных особенностей познавательных способностей проведем сопоставительный анализ данных трех возрастных групп. При подсчете процентной разницы показателей между результатами тестирования в 3-х, 7-х и 10-х классах имеют место отрицательные значения. Такое явление наблюдается по тесту «Волевое усилие» и двум тестам мнемических способностей: «Запоминание чисел» и «Зрительное запоминание». Это указывает на то, что результаты тестирования в 3-х классах выше, чем в 7-х и даже 10-х классах, а также то, что результаты семиклассников превышают результаты десятиклассников.

Снижение показателей семиклассников в волевом усилии объясняется недостаточным функционированием волевого компонента, находящегося под негативным влиянием пубертатных перестроек на физическое состояние и самочувствие школьников.

Снижение способности к запоминанию числовой информации (как мы уже отметили выше) может быть связано с особенностями учебной деятельности. Так, в младших классах на уроках математики дети в основном занимаются арифметикой и оперируют числовой информацией. При этом они вынуждены считать в уме (устный счет) и удерживать большое количество чисел в памяти. В средних и старших классах учащиеся в основном оперируют функциональным материалом и им разрешается выполнять арифметические действия с помощью калькулятора, которым пользуются практически все школьники. Это, на наш взгляд, деформирует навык хранения в оперативной памяти числовых значений и, вероятно, является причиной падения способности к запоминанию чисел.

Подобная ситуация обстоит и с запоминанием зрительной информации. В младших и средних классах школы учебный процесс протекает с широким использованием наглядного материала, который применяется с целью более доступного и понятного объяснения тем, правил и решения задач. Дети приобретают навык использования визуальных образов, которые хранятся в их оперативной памяти, тогда как в старших классах наглядность используется значительно меньше, и обучение в большей степени направлено на логическую переработку материала. Кроме того, заметим, что утрата некоторых достоинств пройденного периода связана с возникновением новых возможностей (Н.С. Лейтес) [1].

Среди отдельных компонентов познавательных способностей есть такие, которые увеличиваются в приблизительно равных по значению единицах от 3-го к 7-му и от 7-го к 10-му классу. Например, по тесту «Обобщения» мы находим разницу между 3-м и 7-м классом в 31,18% и между 7-м и 10-м в 30,60%. Это может свидетельствовать о том, что способность к понятийному мышлению, к умению обобщать предметы, явления и их специфические признаки в вербальной форме, мысленно соотносить и выделять общее развивается постепенно, имея свои качественные особенности в каждом возрасте и достигая оптимального развития в старших классах.

По другим компонентам познавательных способностей наблюдается иная картина. Есть тесты, по которым зафиксированы менее высокие темпы развития от 3-го к 7-му классу и более высокие – от 7-го к 10-му классу. Это тесты на восприятие «Глазомер на углы» – 0,82% и 15,93%, «Признаки предмета» – 15,20% и 36,96%, «Тест Мюнстерберга» – 7,89% и 19,52%.

В данном случае можно заметить, что глазомерная функция, выраженная в скорости процесса различения и распознавания объектов и определении точности их результатов, в 3-м и 7-м классах имеет идентичный характер развития. А вот к 10-му классу качество сенсорно-перцептивных процессов, связанных с глазомером, значительно улучшается. У старшеклассников расширяется поле чувственного познания, опосредующее развитие соответствующих видов чувствительности, и совершенствуются способы этого познания. К 10-му классу также резко возрастает способность описывать предмет, выделять и дифференцировать многообразие его свойств и признаков. Также качественно улучшаются и аттенционные способности, связанные с концентрацией и помехоустойчивостью внимания. Преобладающей является ситуация, при которой результаты тестов значительно увеличиваются от 3-го к 7-му классу и имеют менее низкие показатели от 7-го к 10-му. Среди них следующие – «Корректурная проба» – 41,70% и 20,52% соответственно; «Запоминание текста» – 22,49% и 13,06%; «Логическое запоминание» – 37,18% и 20,92%; «Аналогии» – 36,25% и 17,19%; и другие.

Описанные выше явления выступают свидетельством неравномерных темпов развития отдельных компонентов познавательных способностей в процессе возрастного развития школьников. Причем по большинству компонентов познавательных способностей наблюдается более интенсивный рост показателей от 3-го к 7-му классу и значительно меньший рост от 7-го к 10-му классу.

Обобщая вышесказанное, отметим, что познавательные способности школьников (если исходить из средней интегральной) развиваются прогрессивно в соответствии с возрастом испытуемых от 9 до 16 лет в диапазоне до 20%. В целом эта картина позволяет нам выявить возрастные особенности познавательных способностей, которые подтверждаются общей логикой развития, установленной возрастной и педагогической психологией. В то же время нами получены такие показатели, которые отчасти противоречат существующим точкам зрения на процесс развития отдельных компонентов познавательного развития. Так, при наблюдаемом естественном росте познавательных способностей у учащихся 9-16 лет, имеет место «западание» некоторых функций, выраженное более низкими показателями в старших классах по сравнению с младшими, в частности, данное явление имеет место по мнемическим компонентам и волевому усилию. На это мы указали выше. Также наблюдается и неравномерное возрастное развитие отдельных компонентов познавательных способностей, отражающее пластичность и консервативность одних и тех же функций в разные возрастные периоды.

Учитывая данные представленной динамики онтогенетического развития познавательных способностей учащихся можно более рационально планировать учебно-интеллектуальные нагрузки для школьников.

Литература

  1. Лейтес Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопр. психологии, 1985. – № 5. – С. 9-18.
  2. Соловьева О.В. Теоретико-экспериментальное изучение развития познавательных способностей школьников. // Дис. … доктора психол. наук. – Ставрополь, 2003. – 352 с.
  3. Соловьева О.В. Феноменология развития познавательных способностей учащихся. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3;
    URL: science-education.ru/109-8835 (дата обращения: 10.12.2017).
  4. Соловьева О.В. Формирование психологической культуры будущих педагогов как фактор сохранения их психологического здоровья. // Психологическое здоровье личности: теория и практика: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Ставрополь: СКФУ, 2015. – С. 134-138.

Об авторе

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Соловьева О.В. Динамика онтогенетического развития познавательных способностей школьников. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).