ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Мишина М.М., Карпова М.Г. (г. Москва)

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье авторы сравнивают особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста (5-ти и 6-ти лет). Авторы утверждают, что обнаруженные особенности психологического состояния тревожных детей старшего дошкольного возраста и особенности процесса развития внимания способствуют эффективности учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: тревожность, внимание, дети старшего дошкольного возраста, эффективность, формирование.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Одним из первостепенных условий адекватного развития ребенка является чувство его безопасности, покоя и защищенности. С ранних лет, благодаря благоприятному психическому развитию, у ребенка формируется база доверия к миру. Ребенок доверяет окружающему миру в лице взрослых, с рождения он уверен, что мама всегда рядом, что всегда готова помочь. Внимание, играет важную роль в процессе развития и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает успешный результат любой деятельности, определяет ее организованность и продуктивность. Поэтому, важное значение имеет проблема изучения тревожности и внимания.

Тревожность, как врожденная, психосоматическая характеристика, рассмотрена в работах А.И. Захарова, Н.Д. Левитова. Тревожность, как следствие социализации, раскрывается в работах А.М. Прихожан, Н.В. Имедадзе, К. Хорни.

Исследованием внимания занимались как отечественные психологи, такие как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, А.В Запорожец, В.С. Мухина, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др., так и зарубежные психологи – В. Джемс, В. Вундт, А. Трейсман, У. Найссер и др. [1; 3 и др.].

По мнению В.Д. Шадрикова избирательность внимания проявляется в бдительности, настороженности. Примером могут служить как повышенная тревожность, так и сложные формы поведения: обостренное внимание к словам и действиям незнакомых или не вызывающих доверия людей.

Когнитивный психолог Уоррен Манселл, считал, что изучение реакции страха на животных помогает объяснить, как беспокойство влияет на избирательное внимание. Причины тревожности связаны как с природными, так и с социальными факторами развития психики. Недостаточное развитие внимания у дошкольников при поступлении в школу создаёт проблемы в обучении детям. А.М. Прихожан, описывая тревожных детей, говорила о том, что они становятся рассеянными, невнимательными. При подготовке к школе очень важно научить его сосредотачивать внимание на выполнении учебных заданий [2; 4; 5 и др.].

Цель исследования: сравнить особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста (5-ти и 6-ти лет).

Объект исследования: тревожность у детей старшего дошкольного возраста (5-ти и 6-ти лет).

Предмет: сравнительный анализ тревожности у детей старшего дошкольного возраста (5 и 6 лет).

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что существуют различия в проявлении тревожности у детей старшего дошкольного возраста:

- дети старшего дошкольного возраста (5-ти лет), имеющие высокий уровень тревожности, обладают низким уровнем устойчивости и низким уровнем продуктивности внимания.

- дети старшего дошкольного возраста (6-ти лет), имеющие высокий уровень тревожности, обладают средним уровнем продуктивности внимания и высоким уровнем устойчивости внимания.

Для решения поставленной цели были выделены следующие задачи:

  1. Изучить научно-психологическую литературу по теме исследования.
  2. Провести диагностику тревожности у детей старшего дошкольного возраста
  3. Выполнить диагностику внимания у детей старшего дошкольного возраста
  4. Установить взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем продуктивности и устойчивости внимания детей старшего дошкольного возраста.
  5. Сделать выводы и дать рекомендации по стабилизации уровня тревожности у дошкольника

Методы исследования:

1) аналитический (обзор литературы);

2) эмпирический:

  • тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен),
  • графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова),
  • методика «Найди и вычеркни» (Е.В. Доценко).

Эмпирическая база исследования: в исследовании принимали участие 50 детей старшего дошкольного возраста 5-ти и 6-ти лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №37 г. Красногорска.

Тревожность не всегда рассматривается как негативная черта личности, для каждого человека есть определенный оптимальный уровень тревожности, необходимый для адекватного развития личности.

Различные подходы к понятию тревожности представлены в таблице 1.

Таблица 1– Понятие тревожности у отечественных и зарубежных психологов

Автор

Понятие тревожности

А.М. Прихожан

Устойчивое личностное образование, что сохраняется на протяжении довольно длительного периода времени.

Р.С. Немов

Свойство человека приобретать состояние повышенного беспокойства, испытывать тревогу и страх в особенных социальных ситуациях.

В.В. Давыдов

Индивидуальная психологическая особенность, находящаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, и даже в тех, которые к этому не располагают.

З. Фрейд

Симптоматическое проявление внутреннего эмоционального конфликта.

Г.С. Салливен

 

Одно из основных свойств личности, а так же фактор, определяющий ее развитие.

 

Существует многообразие трактовки феномена тревожности. Но все понятия можно разделить на два основных вида:

  • тревожность понимается, как ситуативная;
  • тревожность понимается как личностная характеристика.

Причины возникновения тревожности могут быть природными и социальными:

- к природным источникам возникновения тревожности относятся свойства эндокринной и нервно систем, а так же тревожность может передаться от матери к ребенку при рождении (А.И. Захаров, Н.Д. Левитов);

- к социальным причинам возникновения тревожности относятся внутренние причины (внутриличностные конфликты, посттравматический стресс, негативный опыт в прошлом, отношение человека к ситуации и нехватка инструментов для ее преодоления), внешние причины (конфликтная ситуация в семье, конфликты с матерью, гиперопека и гипоопека, неодобрение значимых людей, реально действующая угроза) (И.А. Мусина, К. Хорни).

Тревожность проявляется как в поведенческих, так и в биологических реакциях. Чаще всего тревожных детей можно легко заметить, они имеют специфическое поведение:

- ребенок грызет ногти, теребит и крутит что – то в руках, суетится, становится неуклюжим, неловким;

- тревожные дети часто краснеют или бледнеют, у них болит живот или голова, нет аппетита, возникают частые позывы в туалет.

Существует несколько различных подходов к исследованию и изучению внимания:

- интроспективно-феноменологический подход,

- когнитивно-информационный подход,

- культурно-исторический подход,

- деятельностный подход.

Отечественные и зарубежные психологи, изучающие внимание, определили внимание по-разному, но есть основные теории определения внимания:

 – внимание помогает отбирать и анализировать информацию;

 – внимание рассматривается как действие контроля;

 – внимание – концентрация на значимом для человека объекте.

По видам, внимание разделяется на произвольное и непроизвольное.

У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание, а произвольное только начинает развиваться и еще имеет очень низкий уровень развития.

Сравнительный анализ тревожности у детей старшего дошкольного возраста (5 и 6 лет)

На основе анализа результатов диагностики тревожности, делаем вывод, что среди детей пяти лет (28 человек) низкий уровень тревожности имеют 14% детей, 18% имеют высокий уровень, 68% имеют средний уровень тревожности. Данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1 – Процентное соотношение уровней тревожности у детей 5-ти лет

 

Среди детей шести (22 человека) лет низкий уровень тревожности имеют 9% детей, 22% имеют средний уровень, 69% имеют высокий уровень. Данные представлены на рисунке 2.

Рис. 2 – Процентное соотношение уровней тревожности у детей 6-ти лет

 

Анализируя тревожность у детей 5 лет и детей 6 лет, можно увидеть, что и дети 5 лет, и дети 6 лет, имеют приблизительно одинаковые уровни тревожности.

Выводы

  1. Исследование показало, что 12% опрошенных детей имеют низкий уровень тревожности, 20% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности, 68% детей – средний уровень тревожности. А так же, что большинство опрошенных детей (около 90%) являются тревожными.
  2. Дети старшего дошкольного возраста имеют очень низкий и низкий показатель продуктивности внимания, что нормально для старшего дошкольного возраста, так как произвольное внимание у детей еще только начинает развиваться. Очень низкая продуктивность внимания имеется у 26% детей, низкая продуктивность внимания выявлена у 74% детей. Касательно полученных данных об устойчивости внимания, можно сказать, что большинство детей имеют высокий и очень высокий уровень устойчивости внимания. 4% детей имеют средний уровень устойчивости внимания, 46% очень высокий уровень устойчивости внимания, 50% имеют высокий уровень устойчивости внимания.
  3. У детей 5-ти лет между уровнем тревожности и устойчивости и продуктивности внимания наблюдается:

- чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста (5-ти лет);

- чем выше уровень тревожности, тем выше уровень продуктивности внимания у детей старшего дошкольного возраста (5-ти лет).

  1. У детей 6-ти лет между уровнем тревожности и устойчивости и продуктивности внимания наблюдается:

- чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста (6-ти лет);

- чем выше уровень тревожности, тем выше уровень продуктивности внимания у детей старшего дошкольного возраста (6-ти лет).

  1. Рассчитав значимость различий коэффициентов корреляции между уровнем тревожности и устойчивости внимания у детей 5-ти и 6-ти лет, выяснилось, что различия не значимы, то есть связь между уровнем тревожности и устойчивости внимания одинакова у детей 5-ти и у детей 6-ти лет.
  2. Рассчитав значимость различий коэффициентов корреляции между уровнем тревожности и продуктивности внимания у детей 5-ти и 6-ти лет, выяснилось, что различия не значимы, то есть связь между уровнем тревожности и продуктивности внимания одинакова у детей 5-ти и у детей 6-ти лет.
  3. Нет существенного различия между уровнем тревожности у детей 5-ти лет и у детей 6-ти лет. Среди детей пяти лет (28 человек) низкий уровень тревожности имеют 14% детей, 18% имеют высокий уровень, 68% имеют средний уровень тревожности. Среди детей шести (22 человека) лет низкий уровень тревожности имеют 9% детей, 22% имеют средний уровень, 69% имеют высокий уровень.

В настоящей статье мы отразили особенности тревожности у детей старшего дошкольного возраста (5-ти и 6-ти лет), так как проблема повышения тревожности у детей является одной из главных проблем в современном обществе.

Гипотеза подтвердилась частично. Подтвердилось, что дети старшего дошкольного возраста (5-ти лет), имеющие высокий уровень тревожности, обладают низким уровнем устойчивости и низким уровнем продуктивности внимания. Исследование показало: у детей 5-ти лет между уровнем тревожности и устойчивости и продуктивности внимания, выяснилось:

- чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста (5-ти лет);

- чем выше уровень тревожности, тем выше уровень продуктивности внимания у детей старшего дошкольного возраста (5-ти лет).

У детей 6-ти лет между уровнем тревожности и устойчивости и продуктивности внимания, выяснилось:

- чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста (6-ти лет);

- чем выше уровень тревожности, тем выше уровень продуктивности внимания у детей старшего дошкольного возраста (6-ти лет).

Исследование продемонстрировало, что тревожность влияет на устойчивость и продуктивность детей старшего дошкольного возраста очень слабо:

- чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста (5-ти лет);

- чем выше уровень тревожности, тем выше уровень продуктивности внимания у детей старшего дошкольного возраста (5-ти лет).

- чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста (6-ти лет);

- чем выше уровень тревожности, тем выше уровень продуктивности внимания у детей старшего дошкольного возраста (6-ти лет).

В ходе исследования мы выяснили, что большинство детей старшего дошкольного возраста имеют средний уровень тревожности. Нет существенного различия между уровнем тревожности у детей 5-ти лет и у детей 6-ти лет.

В дальнейшем, было бы интересно исследовать связь между особенностями тревожности у детей старшего дошкольного возраста и детей младшего школьного возраста.

Литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624с.
  2. Мишина М.М. Продуктивное развитие интеллектуальной деятельности личности как стратегия создания социального капитала. // Вестник МГАДА. – 2013. – № 3 (24). – C. 20-28.
  3. Мишина М.М., Равилова М.В. Школа «Культура-и-личность» // Научный журнал «Семья и личность: проблемы взаимодействия». – №7. – 2017. – C. 66-73.
  4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000. – 435 с.
  5. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Академия, 1998. – 304 с.

Об авторе

Мишина Марина Михайловна – доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

Карпова Мария Геннадьевна – студентка 4-го курса направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

Ссылка для цитирования

Мишина М.М. Сравнительное исследование особенностей тревожности у детей старшего дошкольного возраста . [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).