ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Сафукова Н.Н. (г. Ульяновск)

ИНТЕРНЕТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний момент проблема зависимости от интернета в подростковом возрасте как психологическая детерминанта. Проводиться экспериментальное исследование на выявление взаимосвязи между склонностью к интернет-зависимому поведению и проявлением акцентуаций характера, уровнем развития коммуникативных навыков и уровнем эмпатии в подростковом возрасте, которые можно рассматривать как психологическую детерминанту интернет-зависимости.

Ключевые слова: интернет-зависимость, подростки, особенности личности.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

В настоящее время подростки все более подвержены влиянию Интернета, ведь именно оттуда можно узнать о том, что творится в мире, просто нажав на ссылку, или завести новых друзей не выходя из дома. Ведь количество друзей для многих это очень важный показатель социального статуса среди друзей. Практически с самого рождения детей приучают к «всемирной паутине». Современных подростков даже называют «цифровыми гражданами» только потому, что они практически неразлучны с интернетом (Швед А.В. Особенности я-концепции подростков, пользователей социальных сетей (на примере МБОУ СОШ №45, г. Владивостока).

По данным InternetWorldStats количество пользователей в Сети Интернет во всем мире в июне 2012 года достигло 7,0 млрд человек. Составлен список стран, с наибольшим количеством пользователей Интернет, в котором Россия занимает 6 место в мире, при этом число интернет-пользователей с каждым годом возрастает. Так, в России в 2008 году было зарегистрировано 38 млн. пользователей, в 2010 году – 59,7 млн., в 2011 году – 61,5 млн., а в июне 2012 года 67,7 млн. пользователей, что составляет 47,7% от общей численности населения страны. По данным BrandAnalytics за весну 2015 года ежемесячная аудитория социальной сети «В Контакте» составляет 53,6 млн человек, из них 26,8% составляют подростки [1; 2]. Именно поэтому в настоящее время одной их составляющих Я-концепции является «Я-виртуальное». Я-концепция (как совокупность знаний о себе) является общей структурой самосознания. Она окружает сферу «Я» и состоит из тесно взаимосвязанных Я-образов – «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-виртуальное» и т.п. Особенности Я-концепции и ее отдельных подструктур является показателем того, как адаптирована личность к социальным условиям своего существования в реальном мире [3; 4].

Интернет-зависимость представляет собой специфическое патологическое использование интернета, привязанное к конкретному виду деятельности в сети, и генерализованное патологическое использование интернета, не имеющее специфического контекста.

Анализ исследований интернет-зависимости показывает, что основная проблема – это выделение критериев интернет-зависимости, характеризующие ее как отдельную зависимость и определение тех личностных особенностей (психологических детерминант), которые характерны для интернет-зависимых людей.

Первоначально И. Голдберг предложил критерии интернет-зависимости, построенные на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм (гемблинга), позже им было сформирован термин «интернет-зависимость» как непреодолимое желание пользоваться интернетом, которое влечёт за собой пагубные последствия для бытовой, учебной, социальной и психологических сфер деятельности.

На сегодняшний день выделены виды интернет-зависимости: познавательная деятельность (поиск информации, программирование, веб-серфинг); игровая деятельность (увлечённость компьютерными играми); коммуникативная деятельность (социальные сети, форумы, чаты, электронная почта, блоги) [1; 2].

Наименее изученной проблемой является проблема психологических детерминант интернет-зависимости.

Целью исследования явилось исследование психологических детерминант интернет-зависимости в подростковом возрасте.

 В ходе теоретического анализа проблемы были сделаны следующие выводы:

  1. Интернет-зависимость – это специфическое патологическое использование интернета, привязанное с конкретному виду деятельности в сети, и генерализованное патологическое использование интернета, не имеющее специфического контекста.
  2. Выделяют стадии развития интеренет-зависимости: первая стадия – знакомство и заинтересованность интер­нетом и новыми возможностями); вторая стадия – замещение Интернетом значимых сфер жизни; третья стадия – бегство из реальной жизни в виртуальную.
  3. Выделяют основные группы факторов, способствующих развитию зависимостей: нравственная незрелость личности, нарушенная социальная микросреда, индивидуально-биологические особенности личности, индивидуально-психологические особенности личности.
  4. В качестве индивидуально-психологических особенностей интернет-зависимых выделяют следующие личностные черты: сложности в принятии своего физического «Я» (своего тела); сложности в непосредственном общении (замкнутость); склонность к интеллектуализации; чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно, связанное со сложностями в общении с противоположным полом); низкая агрессивность; эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму; наличие хотя бы одной фрустрированной потребности; независимость выступает как особая ценность; представления об идеальном «Я» недифференцированы, завышены или да­же нереалистичны; самооценка занижена; склонность к избеганию проблем и ответственности.

В ходе эмпирического исследования в качестве гипотезы выступило предположение о том, что существует прямая взаимосвязь между склонностью к интернет-зависимому поведению и проявлением акцентуаций характера, уровнем развития коммуникативных навыков и уровнем эмпатии в подростковом возрасте, которые можно рассматривать как детерминанты интернет-зависимости.

Всего в исследовании приняло участие 30 учащихся в возрасте 14-15 лет. Для подтверждения гипотезы были выбраны следующие методики.

  1. Для диагностики уровня интернет-зависимости использовалась методика К. Янг «Тест на интернет-зависимость» в адаптации В.А. Лоскутовой (Буровой). Данный тест на интернет-зависимость (в оригинале «InternetAddictionTest» – тест на интернет-аддикцию) – тестовая методика, разработанная и апробированная в 1994 году д-ром Кимберли Янг (Kimberley S. Young), профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде. Тест не был валидизирован на популяции интернет-зависимых, так как в настоящее время такого диагноза всё ещё не существует. Между тем, тест может служить скрининговым инструментом для отбора тех лиц, которым нужна консультация специалиста, а тестирование в динамике можно использовать для оценки улучшения состояния интернет-зависимого пользователя.

Тест позволяет выявить интернет-зависимость без акцентирования формы зависимости. 20-49 баллов характеризует обычного пользователя Интернета, 80-100 баллов говорит о наличии выраженной интернет-зависимости.

  1. Для исследования акцентуации характера использовался тест-опросник «Акцентуации характера» Г. Шмишека, К. Леонгарда, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, опубликован Г. Шмишеком в 1970 г и является модификацией «Методики изучения акцентуаций личности К. Леонгарда». 

На первом тапе эмпирического исследования была проведена методика К. Янг «Тест на интернет-зависимость» в адаптации В.А. Лоскутовой (Буровой), позволяющая выявить степень интернет-зависимости у испытуемых.

Распределение по степени интернет-зависимости представлена в таблице 1.

 

Таблица 1. Распределение по степени интернет-зависимости

Группы испытуемых

Обычные пользователи Интернет

Черты интернет – зависимости

Выраженная интернет-зависимость

Среднеарифметическое значение по группе

Подростки (30 ч.)

13% (4 чел.)

37% (11 чел)

50 %(15 чел)

78,13

 

Анализ результатов показывает, что 4 подростка (13%) являются обычными пользователями сети Интернет и не имеют никакой зависимости, 11 подростков (37%) имеют некоторые проблемы, связанные с увлечением интернет, 15 человек (50%) характеризуются выраженной интернет зависимостью.

Распределение испытуемых подросткового возраста по уровню толерантности и среднее значение уровня коммуникативной толерантности психологических детерминант интернет-зависимости показал, что в первой группе (интернет-независимых) 26,6% испытуемых подросткового возраста имеют высокий уровень развития коммуникативной толерантности и 73,4% – средний уровень.

Во второй группе (интернет-зависимых) высокий уровень имеют только 13,3%. Это вполовину меньше, чем в первой группе и 86,7% имеют средний уровень. Низкого уровня развития коммуникативной толерантности так же в этой группе нет. При этом стоит обратить внимание на выраженность коммуникативной толерантности. Таким образом, по результатам данной части эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что уровень коммуникативной толерантности в группе интернет-зависимых подростков ниже, чем в группе интернет-независимых.

Исследование уровня эмпатии в двух группах позволило получить следующие результаты, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Распределение средних значений по уровню эмпатии в группе интернет-зависимых и интернет-независимых юношеского возраста

Группы испытуемых

Рацион.

Эмоцион.

Интуит.

Устан.

Про.

Идент.

Общий

Первая группа

3,3

4,1

3,9

2,7

2,9

3,3

20,4

Вторая группа

2,9

3,1

3,4

2,7

2,4

1,9

15,7

Анализ таблицы показывает эмпирические различия     между двумя группами испытуемых в отношении рационального канала эмпатии, эмоционального канала эмпатии, интуитивного канала эмпатии, проникающей способности в эмпатиии, идентификации, общего уровня эмпатических способностей (рис.1).

Рис.1. Различия в уровне способностей к эмпатии у интернет-зависимых и интернет – независимых подросткового возраста

 

Для подтверждения статистической значимости найденных эмпирических различий был использован критерий Манна-Уитни, в ходе применения которого подтвердились различия между группами в уровне развития эмоционального канала эмпатии, уровне идентификации в эпатиии и уровне способности к эмпатии. В ходе расчетов были доказаны статистически значимые различия в уровне эмпатии у интернет-независимых подростков и интернет-зависимых: выше развит у интернет-независимых подростков.

Для исследования особенностей акцентуации характера был использован тест Леонгарада-Шмишека. Анализ тенденции в группе испытуемых в подростковом возрасте к тому или иному типу акцентуации показал, что для группы интернет независимых существует тенденция к демонстративной акцентуации характера, тогда как в группе интернет-зависимых наблюдается склонность к трем акцентуациями: дистимической, циклотимной, демонстративной, то есть для интернет-зависимых юношей характерно большее количество акцентуаций, чем для интернет-независимых; в группе интернет- зависимых испытуемых подросткового возраста наблюдаются тенденции к дистимной и циклотимной акцентуациям; не нашло свое статистическое подтверждение предположение о различиях в уровне выраженности данных типов акцентуации в группах интернет-зависимых и интернет-независимых подростков.

Для выделения психологических детерминант интернет-зависимости в подростковом возрасте был проведен корреляционный анализ, позволяющий определить взаимосвязь между уровнем интернет-зависимости и таким психологическим особенностями, как эмпатические способности, коммуникативная толерантность, акцентуации характера.

Проведенный корреляционный анализ показал следующие результаты: существует обратная корреляционная взаимосвязь между уровнем интернет зависимости и коммуникативной компетентностью (в тесте чем больше значения баллов, тем ниже уровень коммуникативной компетентности); интуитивным каналом эмпатии; проникающей способностью в эмпатии; идентификацией в эмпатии. Корреляционные связи между уровнем интернет-зависимости и акцентуациями характера не выявлены. Данные результаты можно объяснить тем, что в ходе исследования интернет-зависимых и интернет-независимых испытуемых подросткового возраста не были выявлены выраженные акцентуации характера.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что существует взаимосвязь между склонностью к интернет-зависимому поведению и уровнем развития коммуникативных навыков и уровнем эмпатии в подростковом возрасте, которые можно рассматривать как детерминанты интернет-зависимости. Соответственно гипотеза частично нашла подтверждение.

 

Литература

  1. Арпадьев Г. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий. // Развитие личности. – 2000. – № 2. – С. 5-9.
  2. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета. // Гуманитарные исследования в Интернете. / Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Можайск-Терра, 2000. – С. 100-132.
  3. Сафукова Н.Н. Особенности выраженности значимых компонентов личностно-профессиональной Я-концепции у студентов 1-5 курсов государственных и негосударственных вузов. // Спортивный психолог. – 2011. – №2(23). С. 32-37.
  4. Сафукова Н.Н. Психолого-акмеологические особенности личностно-профессиональной Я-концепции студентов государственных и негосударственных вузов. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2010. – Т. 16. – № 4. – С. 246-249.

Об авторе

Сафукова Надежда Николаевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Сафукова Н.Н. Интернет как психологическая детерминанта зависимости в подростковом возрасте. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).