ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Соловьева О.В.,  Гречкина А.А. (г. Ставрополь)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «профессиональная компетентность». Рассмотрены точки зрения отечественных и зарубежных авторов на данную проблему. Особое внимание обращено на специфику психолого-педагогической специальности.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, ключевые компетенции, базовые компетенции, специальные компетенции, педагог-психолог.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Современное нестабильное положение, характерное для сложившейся экономической ситуации, требует от претендента на вакансию, кроме высокой квалификации по основной специальности, мобильности знаний в различных сферах жизни, максимального развития личности, сформированности умений и навыков самостоятельной и творческой реализации приобретенных знаний на практике и стремления к их постоянному обновлению. Особые требования предъявляются к профессионалу с точки зрения сохранения его конкурентоспособности, обеспечиваемой, прежде всего, за счет высокого уровня профессиональной компетентности, который на сегодняшний день, не может быть, достигнут без соответствующей профессиональной подготовки [3].

Важно отметить, что любую профессиональную деятельность обусловливает ее цель и вытекающие из нее функции. Следовательно, способность эффективно выполнять функции и достигать цели напрямую зависит от системы знаний, умений и навыков, сформированных у специалиста, а так же его личностных качеств. Все это во взаимосвязи может быть определено общим понятием – профессиональная компетентность или профессионализм.

Профессиональная компетентность характеризуется сформированностью у специалиста целостного комплекса знаний, навыков, умений, нравственно-психологических качеств, профессиональных позиций, ценностей и акмеологических инвариантов [4].

Профессиональная компетентность может быть рассмотрена как одна из интегральных характеристик личности, которая в целом определяет эффективность ее труда, а так же профессиональное развитие [3].

В настоящее время в научной литературе существует несколько трактовок сути профессиональной компетентности. Это можно объяснить тем, что установление этого определения динамично, многосторонне. Его значение видоизменяется прямо пропорционально переменам, которые происходят в обществе, образовании, и рассматриваются с разных позиций.

В педагогической науке профессиональная компетентность рассматривается как «совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда, объем навыков выполнения задачи, как комбинация личностных качеств и свойств, комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств, вектор профессионализации, единство теоретической и практической готовности к труду, способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др.» [1].

С позиции психологической науки профессиональная компетентность понимается как «способность и готовность специалиста к реализации приобретенных знаний, умений, навыков, опыта в условиях реальной профессиональной деятельности» [1]. Ее связывают с достаточно широким кругом явлений, определяемым высоким уровнем развития какого-либо навыка, способом решения задач или осуществления целостной профессиональной деятельности, что находит свое выражение в обеспечении ее качества, эффективности, скорости и точности [3].

Исследованию феномена профессиональной компетентности  посвящены работы Варданян Ю.В., Деркач А.А., Зеера Э.Ф., Исаева И.Ф., Кузьминой Н.В., Марковой А.К., Муцынова С.С., Подчалимовой Г.Н. , Пищулина B.Г. , Сластенина В.А., Шиян О.М. и др.

Варданян Ю.В. определяет профессиональную компетентность, как «сложную единичную систему внутренних психических состояний и свойств личности специалиста, готовность к осуществлению профессиональной деятельности и способность производить для этого действия» [2].

Маркова А.К. же, в свою очередь, сводит содержание профессиональной компетентности к «профессиональному самообразованию». Зеер Э.Ф. определяет профессиональную компетентность как «совокупность профессиональных знаний, умений и навыков». Ее основными компонентами он считает:

– социально-правовую компетентность;

– специальную компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональной деятельности, умение решать профессиональные задачи, оценивать результаты своего труда;

– персональную компетентность – способность к профессиональному самосовершенствованию, к самореализации в профессиональной деятельности;

– аутокомпетентность – адекватное представление работника о своих профессиональных характеристиках и способность к преодолению профессиональных деструкций [цит. по 4].

На сегодняшний день существует несколько классификаций компетенций в сфере профессионального образования. Выделяются две группы компетенций: универсальные и профессиональные. Отдельной проблемой является структурирование компетенций внутри этих групп. Так профессиональная компетентность слагается из ключевых, базовых и специальных. «Ключевые – это общие компетентности человека, которые необходимы для социально продуктивной деятельности любого современного специалиста; базовые – это компетентности в определённой профессиональной области; специальные – компетентности, необходимые для решения конкретной профессиональной задачи» [1].

Таким образом, профессиональная компетентность как личное качество специалиста базируется на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности и имеет структуру в виде мотивационных, целеполагающих, содержательно-операционных компонентов.

Специфика труда педагога-психолога исходит из того, что эта профессия относится к типу «человек-человек». Это предполагает, что специалист должен уметь устанавливать и поддерживать контакты с абсолютно разными людьми, понимать их и разбираться в особенностях их характера и поведения, а также быть хорошо подготовленным в своей области науки. А так же подразумевает наличие перцептивных, эмпатийных и рефлексивных способностей. Компетентный педагог-психолог должен: уметь быстро и адекватно понимать высказывания других, владеть сложными коммуникативными навыками и умениями, обладать определенными знаниями о разнообразии социальных ролей и способов взаимодействия [4].

Для  педагога-психолога особое значение имеют личностные профессиональные качества. Психолог в образовании для педагогов, учащихся и их родителей, является не просто носителем психологических знаний.  Его оценивают с позиции соответствия идеальному образу человека, который может воплощать в жизнь позитивные результаты, достигаемые им с помощью эффективных психологических методик и технологий. От личностной, жизненной, профессиональной успешности педагога-психолога зависит его убедительность для участников образовательного процесса, а также эффективность работы конкретной психологической службы в целом.

Профессиональная компетентность педагога-психолога представляет собой единство теоретической и практической готовности к осуществлению сопровождения образовательного процесса.

Теоретическая готовность включает в себя: аналитические умения (анализ педагогических явлений и ситуаций, поиск оптимальных путей решения проблем); прогностические умения (постановка образовательных целей, отбор методов, форм, приемов и средств их достижения); проективные умения (планирование содержания и видов деятельности участников образовательного процесса); рефлексивные умения (контрольно-оценочная деятельность, направленная на себя).

Составляющими практической готовности являются: организаторские умения (мобилизационные, информационные, ориентационные, коммуникативные, перцептивные); умения педагогического общения (уметь взаимодействовать в публичной обстановке, устанавливать психологический контакт) [3].

Профессиональная компетентность педагога-психолога – «сложное психологическое образование, которое включает в себя систему деятельностно-ролевых (знания, умения, навыки, опыт) и личностных (профессионально значимые качества) характеристик» [6].

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в образовательном процессе будущих педагогов-психологов следует учесть, на ряду, с формированием профессиональных компетенций, развитие социально значимых и профессионально важных качеств.

Литература

  1. Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность специалиста: взгляд психолога. // Профессиональное образование. Столица. – М., 2005. – № 12. – С. 24-25.
  2. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: Автореф. дис. …д-ра пед. наук. – М., 1999.
  3. Соловьева О.В., Шатохин А.А. Психологическая служба образования. – Невинномысск: НИЭУП, 2006. – 255 с.
  4. Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Коммуникативная компетентность психолога: подходы и концепции. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». – №1 (8), 2012. – 374 с. – С. 267-270.
  5. Сысолятина М.В. Профессиональная компетентность: подходы к исследованию. // Известия ЮФУ. Технические науки. – Ростов на Дону, – № 7(51). – С. 151-152.
  6. Фещенко Е.М. Профессиональная компетентность педагога-психолога в новых образовательных условиях. // Вестник брянского государственного университета. – Брянск, 2011. – № 1. – С. 253-256.

Об авторе

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Гречкина Алена Александровна – аспирантка 2 года обучения направления подготовки 37.06.01 – Психологические науки, специальность 19.00.07 – Педагогическая психология Ставропольского государственного педагогического института.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Соловьева О.В. Профессиональная компетентность будущих педагогов-психологов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).