ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Мишина М.М., Баник Э.И. (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ  С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

УДК 159.923

English version:

Аннотация.  В статье приведены результаты эмпирического исследования особенностей самооценки у подростков, имеющих психосоматические заболевания. Практическая значимость исследования состоит в возможности профилактики и коррекции психосоматических расстройств у подростков с учетом их самооценки, т.к. развитие адекватной самооценки может являться одним из перспективных направлений психотерапии подростков с психосоматическими заболеваниями.

Ключевые слова: психосоматические заболевания, бронхиальная астма, самооценка, подростки, уверенность, тревожность.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В числе психосоматических заболеваний особое место занимает бронхиальная астма, от которой ежегодно во всем мире умирают около 2-4 тысяч человек. Высокий уровень распространенности бронхиальной астмы среди подростков, позволяет считать ее частым заболеванием, нарушающим жизненную и физическую активность, приводящую к пропускам в школе, что создает социально – психологические проблемы в семье.

Связь психосоматических заболеваний с психоэмоциональным перенапряжением была показана в ряде работ отечественных ученых (Г.Ф. Ланг, П.К. Анохин, Ф. Александер, В. Бройтигам, Ю.А. Александровский, В.Д. Тополянский, М.В. Струковская и др.) Однако отношение к данному положению в современной клинической психологии неоднозначно. Так, А.Б. Смулевич, Б.Д. Карвасарский, В.Д. Тополянский, М.В. Струковская, А.А. Атаманов, В.А. Буйков и др. значимую роль в патогенезе психосоматических расстройств отводят не только влиянию психотравмирующих событий, но и личностным особенностям. Многими исследователями рассматривается роль системы саморегуляции, включающей механизмы психологической защиты и особенности совладающего поведения с психотравмирующей ситуацией, специфику осознания и контроля эмоциональных и соматических переживаний (И.Р. Абитов, Е.Р. Исаева, М.И. Фещенко, А.Л. Журавлев, А.Л. Сергиенко и др.).

Несмотря на большое количество исследований, направленных на изучение факторов возникновения психосоматических заболеваний, роль самооценки в их этиологии и патогенезе изучена крайне слабо, в то время  как самооценка представляет собой одно из ядерных оснований личности, регулирующих поведение и определяющих все стороны ее жизнедеятельности. Самооценка влияет на  эмоциональное благополучие, являющееся одним из важных факторов здоровья подростка. Низкая самооценка является одним из этиологических факторов многих психосоматических заболеваний. В свою очередь ситуация болезни влияет на личность больного, в том числе и на его самооценку.

Таким образом, теоретическая и практическая значимость проблемы и ее недостаточная разработанность объясняют актуальность исследования особенностей самооценки у подростков с психосоматическими заболеваниями.

Цель исследования: выявить особенности самооценки у подростков с психосоматическими заболеваниями.

Объект: психосоматические заболевания у подростков.

Предмет: особенности самооценки у подростков с психосоматическими заболеваниями.

Гипотеза: особенностью самооценки у подростков с психосоматическими заболеваниями является значительно более низкий ее уровень, в сравнении с подростками, не страдающими психосоматическими расстройствами.

Методики исследования:

  1. Гиссенский опросник психосоматических жалоб.
  2. Методика самооценки личности (С.А. Будасси).
  3. Методика «Исследование самооценки личности» Дембо-Рубинштейн.
  4. Методика изучения самооценки Г. Айзенка.

Эмпирическая выборка: основную группу составили 30 подростков в возрасте 14-16 лет, страдающих бронхиальной астмой (12 девочек и 18 мальчиков). Контрольную группу составили 30 подростков такого же возраста, не страдающих психосоматическими заболеваниями (14 девочек и 16 мальчиков). Все подростки обучаются в общеобразовательной школе, воспитываются в социально благополучных семьях.

Анализ литературы показал, что в настоящее время отсутствует общепринятая теория, объясняющая причины возникновения всех психосоматических нарушений. Однако, как отмечает Я.Л. Обухов, современный подход к терапии психосоматических заболеваний все в большей степени склоняется к тому, что необходимо сочетать различные модели в их понимании и лечении, поскольку все имеющиеся теории являются взаимодополняющими [4].

Конверсионная модель психосоматических заболеваний описана З. Фрейдом. Согласно этой модели, вытесненные в подсознание недопустимые для личности стремления посредством защитного механизма конверсии находят свою реализацию в виде болезненных симптомов, которые прямо или символически удовлетворяют блокированную потребность.

Основатели теории отказа от веры в будущее («giving up» и «given up») Д. Энгель и А. Шмале, признавая роль генетической предрасположенности к заболеваниям, считали, что в генезе психосоматических расстройств ведущим фактором является психологический отказ от будущего, потеря веры и оптимизма, причиной чего служит конкретная жизненная ситуация [4].

Согласно теории И. Куттера, причиной возникновения психосоматических расстройств являются «субъектно-объектные разногласия с телом» [3, с.114].

Еще одной теорией, объясняющей причины формирования психосоматических заболеваний, является теория двухэшелонной линии обороны А. Митчерлиха, который выделяет следующие стадии психосоматического процесса:

  • попытка справиться с проблемой психологическими средствами: открытое противостояние, защитные механизмы, невроз характера.
  • соматизация проблемы: возникновение функционального расстройства.
  • психосоматический процесс с повреждением тканей внутренних органов [4].

П. Куттер утверждает, что психосоматические проблемы возникают из-за состояния беззащитности и беспомощности человека, лишенного поддержки значимых для него людей: «Как порой и всем людям, пациентам недостает важного участника общения или определенного идеала, которого они лишаются» [3, с. 196]. Поэтому больной, может, например, вернуться на более раннюю стадию развития, когда другие люди были просто обязаны оказывать ему помощь. Этот вид защиты Куттер называет регрессивным.

Психоаналитическое учение о регрессе развивали также А. Гарма и М. Шур. Шур полагал, что психосоматическое заболевание, возникающее в результате душевной травмы, с которой индивид не в состоянии справиться рационально, представляет собой регрессию или, точнее, ресоматизацию, т.е. возврат на стадию психосоматического единства [2; 4].

Психосоматические заболевания у подростков проявляются как в виде самостоятельных заболеваний, в основе которых лежат эмоциональные (аффективные) расстройства, так и в совокупности с другими психосоматическими состояниями, которые сопровождаются аффективными (депрессивными) проявлениями. Любые психосоматические заболевания оказывают значительное влияние на социализацию  подростка [1].

Широкую распространенность психосоматических заболеваний у подростков объясняют тем, что данный возраст является одним из наиболее сложных, как с психологической, так и с медицинской точки зрения периодов возрастной развития [4]. Его критичность связана физиологическими механизмами: активизацией гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, определяющей интенсификацию сдвигов, дисбаланс в гормональном фоне, физиологическую дезадаптацию.  Эти сдвиги, в сочетании с повышенными психоэмоциональными стрессами приводят к формированию у подростков психосоматических нарушений.

В большинстве случаев причиной разнообразных эмоциональных стрессов являются социальные группы (семья, детский сад, школа, университет, работа).  Кроме того, очевидно влияние научно-технического прогресса: неконтролируемое возрастание информационных потоков, ассоциированные с ними информационные перегрузки, нарастающая урбанизация, всеобщее внедрение видеоконтроля, что ведет к  динамическому увеличению темпов жизни [5].

Анализ теоретической литературы позволяет сделать следующие выводы:

  1. В клинической психологии под психосоматическими заболеваниями понимают группу болезненных состояний, возникающих при взаимодействии соматических и психических патогенных факторов. Критерием отнесения специфического физического заболевания к психосоматическому является наличие психологически значимых раздражителей окружающей среды, во времени связанных с возникновением или обострением данного физического нарушения.
  2. В этиологии психосоматических заболеваний выделяют два основных подхода: специфический и неспецифический. Согласно специфическому подходу, определенные эмоциональные переживания ведут к развитию определенного психосоматического заболевания. Неспецифический подход в качестве причин психосоматических нарушений рассматривает не факторы психического качества, которые вносят вклад в появление телесной патологии, а психофизиологические и культурно-исторические факторы.
  3. Подавляющее большинство теорий источником психосоматических расстройств рассматривает психотравмирующие факторы: эмоциональные переживания, стресс. Кроме этого, в формировании психосоматических расстройств имеют значение наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам, нейродинамические сдвиги (нарушения деятельности ЦНС), психическое и физическое состояние человека во время действия психотравмирующих событий; личностные особенности; особенности психотравмирующих событий.
  4. Особенностью психосоматической патологии у подростков является ее обусловленность возрастной спецификой физиологических процессов в организме подростка и тесной связью с социальной ситуацией развития и воспитания (патологические стили воспитания, дисгармоничные межличностные отношения ребенка и его близких родственников являются ведущей причиной развития психосоматических расстройств у подростков).
  5. Самооценка подростка на всех уровнях своего развития включается во внутреннюю регуляцию поведения, деятельности, общения. Особенностями самооценки в подростковом возрасте являются неустойчивость, ситуативность, и подверженность внешним воздействиям, гетерохронность ее развития. В качестве основных факторов формирования самооценки у подростков выступают референтная группа, родители, деятельность подростка (чаще всего учебная), неудачи и достижения в ней [5].
  6. Особенностями самооценки у подростков с психосоматическими заболеваниями является ее заниженный уровень в сравнении с самооценкой здоровых подростков, а также взаимосвязь с тревожностью.

Согласно требованиям, предъявляемым для проведения сравнительного анализа с целью выявления особенностей исследуемых явлений, группы должны иметь значимые различия по выделенному критерию деления групп (наличие психосоматических заболеваний).

Для оценки валидности эмпирических выборок был проведен статистический анализ различий выраженности психосоматических жалоб, оцениваемых с помощью методики «Гиссенский опросник психосоматических жалоб». Результаты анализа различий представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты статистического анализа выраженности психосоматических жалоб у подростков

Шкалы

Среднее значение

Uэмп

Основная группа

Контрольная группа

Истощение (И)

10,7±3,7

4,1±2,3

47 (р≤0,01)

Желудочные жалобы (Ж)

6,3±3,4

1,2±1,5

86,5 (р≤0,01)

Ревматический фактор (Р)

4,7±2,8

1,1±1,5

113 (р≤0,01)

Сердечные жалобы (С)

3,2±2,2

1,1±1,4

196 (р≤0,01)

Давление жалоб (Д)

24,7±7,0

7,6±2,9

0 (р≤0,01)

 

Из таблицы 1 следует, что у испытуемых основной группы, в которую вошли подростки, страдающие бронхиальной астмой, выраженность всех психосоматических жалоб значительно выше, чем у подростков, не страдающих психосоматическими заболеваниями, составивших контрольную группу (р≤0,01 по всем шкалам).

Таким образом, сформированные группы соответствуют требованиям, предъявляемым к сравниваемым выборкам – они статистически значимо различаются по выделенному критерию (выраженность психосоматических жалоб). Это позволяет получить достоверные данные об особенностях самооценки подростков с психосоматическими заболеваниями (бронхиальной астмой).

Структура психосоматических жалоб у подростков представлена на рисунке 1.

Условные обозначения:

И

Истощение

Ж

Желудочные жалобы

Р

Ревматический фактор

С

Сердечные жалобы

Д

Давление жалоб

Рис. 1. Средние показатели выраженности психосоматических жалоб в группах (баллы)

 

Как следует из рисунка 1, в структуре психосоматических жалоб подростков, страдающих БА, доминируют жалобы на потерю жизненной энергии (шкала «истощение»), в сравнении с которыми интенсивность других жалоб значительно меньше. Это, по нашему мнению, связано со спецификой заболевания. При бронхиальной астме постоянное психоэмоциональное напряжение, связанное с ожиданием приступа и страхом удушья, приводит к психическому истощению. Возможно, что при других психосоматических заболеваниях структура жалоб будет иной.

У подростков, не страдающих психосоматическими заболеваниями, шкала «истощение» также является ведущей, но интенсивность этих жалоб значительно ниже, чем у подростков с БА (р≤0,01, Таблица 1).

Доминирование жалоб на истощение у условно здоровых подростков может быть объяснено как повышенной учебной нагрузкой, не соблюдением режима работы и отдыха и т.д., так и отсутствием заболеваний, связанных с другими жалобами.

Значительно большую интенсивность желудочных, сердечных и алгических жалоб у подростков с бронхиальной астмой, в сравнении с условно здоровыми подростками, можно объяснить личностными особенностями подростков с психосоматическими заболеваниями (повышенной тревожностью, ипохондричностью и др.). Тревожные подростки придают больше значения любым проявлениям недомогания, чем не тревожные.

Доминирование и высокая интенсивность жалоб на потерю жизненной энергии, по нашему мнению, является важным фактором, влияющим на самооценку подростков с бронхиальной астмой. Психофизиологическое истощение снижает работоспособность и, следовательно, эффективность деятельности. Низкая успешность, в свою очередь, может приводить к развитию неуверенности в себе, низкой самооценке подростков, страдающих бронхиальной астмой.

Сравнительный анализ самооценки у подростков, страдающих бронхиальной астмой и условно здоровых подростков, представлен на рисунке 2, где отражены средние тенденции самооценки, выявляемой с помощью методики С.А. Будасси.

Полученные результаты показывают, что в целом для подростков с бронхиальной астмой характерна заниженная адекватная самооценка (-0,3 балла), тогда как для подростков, не страдающих психосоматическими заболеваниями – средняя адекватная самооценка.

Рис. 2. Средние показатели самооценки в группах (баллы)

 

 

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа выраженности уровня самооценки по методике С.А. Будасси

 

Среднее значение

Uэмп

Основная группа

Контрольная группа

Уровень самооценки

0,03±0,5

0,25±0,5

336 (р≤0,05)

Данные статистического анализа, указанные в таблице 2, свидетельствуют, что уровень самооценки у подростков с бронхиальной астмой значительно ниже, чем у условно здоровых подростков (р≤0,05).

В таблице 3 и на рисунке 3 указаны результаты сравнительного анализа частоты встречаемости уровней самооценки в группах подростков с бронхиальной астмой и условно здоровых. Значимость различий определялась с помощью χ2 – критерия Пирсона.

Как следует из представленных данных, в основной группе ни у кого из подростков не выявлен завышенный уровень самооценки по невротическому типу, тогда как в контрольной группе он встречается у 10% подростков (р≤0,01).

Таблица 3

Процентное соотношение уровней самооценки по методике С.А. Будасси

Уровень самооценки

Частота (%)

χ2 эмп

Основная группа

Контрольная группа

Завышенная по невротическому типу

0

10

8,1 (р≤0,01)

Завышенная

26,7

20

0,696 (р>0,05)

Адекватная

16,7

40

8,77 (р≤0,01)

Заниженная

26,7

26,7

0,018 (р>0,05)

Заниженная по невротическому типу

29,9

13,3

5,634 (р≤0,05)

 

У подростков с бронхиальной астмой значительно реже, чем у подростков, не страдающих психосоматическими заболеваниями, встречается средний (адекватный) уровень самооценки (16,7% и 40% соответственно, р≤0,01).

Низкий же уровень самооценки по невротическому типу у подростков с бронхиальной астмой встречается значительно реже, чем у подростков, не страдающих психосоматическими заболеваниями (29,9% и 13,3% соответственно, р≤0,01).

 

Условные обозначения:

НЗав

Завышенная по невротическому типу

Зав

Завышенная адекватная

А

Адекватная

Зан

Заниженная адекватная

НЗан

Заниженная по невротическому типу

Рис. 3. Процентное соотношение уровней самооценки (%)

 

Заниженная адекватная самооценка в обеих группах встречается одинаково часто (по 26,7% опрошенных, р >0,05). На уровне тенденций у подростков с БА несколько чаще, чем в контрольной группе, встречается завышенная адекватная самооценка (26,7% и 20% соответственно), но различия не достигают уровня статистической значимости (р>0,05).

Таким образом, уровень самооценки у подростков с психосоматическими заболеваниями значительно ниже, чем у условно здоровых подростков, с тенденцией к заниженной адекватной самооценке.

На рисунке 4 и в таблице 4 отражены данные сравнительного анализа выраженности самооценки и ее компонентов, оцениваемых с помощью методики Дембо-Рубинштейн.

Таблица 4

Результаты сравнительного анализа выраженности уровня самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Шкалы

Среднее значение

Uэмп

Основная группа

Контрольная группа

Ум

51,1±12,9

62,6±15,6

253,5 (р≤0,01)

Характер

56,6±17,1

64,1±21,0

368,5 (р>0,05)

Авторитет у сверстников

54,0±15,5

62,9±18,8

336 (р≤0,05)

Умелость

65,8±15,3

66,3±14,6

436 (р>0,05)

Внешность

53,7±20,4

65,5±17,7

300,5 (р≤0,05)

Уверенность в себе

53,3±19,6

73,1±23,2

234,5 (р≤0,01)

Общая самооценка

55,6±12,5

65,3±13,1

284,5 (р≤0,01)

 

Рис. 4. Средние значения компонентов и общего показателя самооценки в группах (баллы)

 

Согласно полученным данным, средние показатели по всем шкалам методики свидетельствуют о тенденции к адекватной самооценке подростков, не зависимо от наличия психосоматического заболевания. Однако существуют значимые различия в уровне отдельных компонентов и общей самооценки в сравниваемых группах.

Подростки, страдающие бронхиальной астмой оценивают свои умственные способности значительно ниже, чем условно здоровые подростки (р≤0,01). Это может быть связано с тем, что в подростковом возрасте успешность в учебной деятельности является одним из основных факторов развития самооценки, и свои умственные способности подростки, в основном, оценивают на основании успешности учебе. Подростки с психосоматическими заболеваниями, как все часто болеющие дети, вынуждены попускать занятия по болезни, что негативно сказывается на успеваемости. Также отрицательное влияние успешность учебе оказывает психическая и соматическая астенизация и сниженная работоспособность подростков с бронхиальной астмой, вызванные болезнью. Сравнение своих учебных успехов с успехами здоровых сверстников может приводить к снижению самооценки своих умственных способностей у подростков с психосоматическими заболеваниями.

Также подростки с бронхиальной астмой значительно ниже, чем условно здоровые подростки, оценивают свой авторитет у сверстников (р≤0,05). Это, возможно, связано с тем, что в силу своего заболевания, подростки с бронхиальной астмой вынуждены меньше общаться со сверстниками, что формирует у них мнение о том, что они не могут пользоваться авторитетом. Также низкая самооценка по этой шкале может объясняться повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, невротичностью, характерными для личности подростков с бронхиальной астмой, что провоцирует их субъективное мнение о своем низком авторитете у сверстников.

Самооценка своей внешности у подростков бронхиальной астмой значительно ниже, чем у здоровых подростков (р≤0,05), что также может быть объяснено личностными особенностями больных психосоматическими заболеваниями (тревожностью, неуверенностью в себе). Это подтверждается и данными сравнительного анализа показателей по шкале «уверенность в себе», которые у подростков с бронхиальной астмой значительно ниже, чем у условно здоровых подростков (р≤0,01).

Также выявлена тенденция к более низкой самооценки характера и умелости подростками с бронхиальной астмой, в сравнении с подростками из контрольной группы, но она незначительная (р>0,05).

Сравнение показателей общего показателя самооценки позволяет констатировать, что подростки с бронхиальной астмой отличаются значительно более низким уровнем самооценки, чем подростки, не страдающие психосоматическими заболеваниями.

В таблице 5 и на рисунке 5 представлены данные анализа распространенности уровней общей самооценки в сравниваемых группах.

Полученные результаты показывают, что очень высокий уровень самооценки в группе подростков с бронхиальной астмой встречается значительно реже, чем в группе условно здоровых подростков (3,3% и 20% соответственно, р≤0,01). Высокий адекватный уровень самооценки у подростков с бронхиальной астмой встречается также реже, чем у подростков из контрольной группы (33,3 и 40% соответственно), но уровень различий не значимый (р>0,05).

Таблица 5.

Процентное соотношение уровней самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Уровень самооценки

Частота (%)

χ2 эмп

Основная группа

Контрольная группа

Очень высокий

3,3

20

10,578 (р≤0,01)

Высокий

33,3

43,3

1,058 (р>0,05)

Средний

40

30

1,158 (р>0,05)

Низкий

23,3

6,7

8,112 (р≤0,01)

 

Средний же уровень самооценки в основной группе встречается, хоть и незначительно (р>0,05) чаще, чем в контрольной (40% и 30% соответственно).

К характерной особенности самооценки подростков, страдающих бронхиальной астмой, можно отнести значительно большую распространенность у них низкой самооценки, в сравнении с условно здоровыми подростками (23,3% и 6,7% соответственно, р≤0,01).

 

Рис. 5. Процентное соотношение уровней общей самооценки (%)

 

Таким образом, низкий уровень самооценки у подростков с бронхиальной астмой встречается значительно чаще, а очень высокий – значительно реже, чем у подростков, не страдающих психосоматическими заболеваниями.

В таблице 6 и на рисунке 6 указаны результаты сравнительного анализа выраженности самооценки психических состояний у подростков с психосоматическими заболеваниями и условно здоровых подростков.

Согласно данным, представленным на рисунке, средний показатель тревожности в обеих группах в пределах среднего, допустимого, уровня. Но у подростков с БА наблюдается тенденция к приближению к высокому ее уровню (12,7 балла), а у подростков без психосоматических заболеваний – к низкому (8,3 балла).

Таблица 6

Результаты сравнительного анализа выраженности самооценки по методике Г. Айзенка

Шкалы

Среднее значение

Uэмп

Основная группа

Контрольная группа

Тревожность

12,7±3,7

8,3±3,8

189,5 (р≤0,01)

Фрустрация

12,0±3,9

7,8±3,4

189,5 (р≤0,01)

Агрессивность

9,8±2,8

11,5±4,5

361,5 (р>0,05)

Ригидность

9,6±3,7

7,9±2,6

342,5 (р>0,05)

Результаты сравнительного анализа (Таблица 6) позволяют констатировать, что уровень тревожности у подростков с бронхиальной астмой значительно выше, чем у условно здоровых подростков (р≤0,01).

Рис.6. Средние показатели психических состояний в группах (баллы)

 

Средний показатель фрустрации в обеих сравниваемых группах также в пределах средних значений; в случае с тревожностью, у подростков с бронхиальной астмой выраженность фрустрации имеет тенденцию к высокому уровню (12,0 балла), а у условно здоровых подростков – к низкому (7,8 балла). Данные статистического анализа различий показывают, что уровень фрустрации у подростков с бронхиальной астмой значительно выше, чем у подростков из контрольной группы (р≤0,01), а, следовательно, уровень самооценки значительно ниже.

Результаты нашего исследования не выявили значимых различий в уровне агрессивности у подростков из основной и контрольной группы (р>,05), при этом ее уровень в основной группе несколько ниже, чем в контрольной (9,8 балла и 11,2 балла соответственно). Полученные результаты позволяют предположить, что реакция на фрустраторы у подростков, страдающих бронхиальной астмой, скорее будет проявляться в отступлении, чем в агрессии. Также отсутствие значимых различий в группах по шкале агрессии мы можем объяснить тем, что агрессивное поведение – это обычное явление для подросткового возраста, что объясняет ее наличие на уровне допустимого в обеих группах.

Ригидность у подростков с бронхиальной астмой несколько выше, чем у подростков из контрольной группы (9,6 и 7,9 балла соответственно), но различия в ее выраженности не значимые (р>,05).

Рис. 7. Процентное соотношение уровней тревожности (%)

 

Как следует из таблицы 7 и рисунка 7, в основной группе подростков значительно реже, чем в контрольной, встречается подростки, у которых тревожность отсутствует (10% и 30% соответственно, р≤0,01). Подростки же, оцениваемые себя как очень тревожных, в основной группе встречаются значительно чаще, чем в контрольной (40% и 10% соответственно, р≤0,01).

Таблица 7

Процентное соотношение уровней самооценки (по методике Г. Айзенка)

Состояние

Уровень

Частота (%)

χ2 эмп

Основная группа

Контрольная группа

Тревожность

отсутствует

10

30

9,026 (р≤0,01)

средний

50

60

0,736 (р>0,05

высокий

40

10

16,82 (р≤0,01)

Фрустрация

отсутствует

16,7

26,7

1,866 (р>0,05)

средний

53,3

70

2,0 (р>0,05)

высокий

30

3,3

19,834 (р≤0,01)

Агрессивность

отсутствует

20

20

0,026 (р≤0,01)

средний

73,3

46,7

5,462 (р≤0,05)

высокий

6,7

33,3

16,384 (р≤0,01)

Ригидность

отсутствует

33,3

36,7

0,082 (р≤0,01)

средний

53,4

63,3

 0,678 (р>0,05)

высокий

13,3

0

11,374 (р≤0,01)

 

Средняя самооценка тревожности у подростков с бронхиальной астмой и условно здоровых подростков встречается в равной степени (р>0,05).

Рис. 8.  Процентное соотношение уровней фрустрации (%)

 

У подростков с бронхиальной астмой несколько реже, но незначительно (р>,05) реже, чем у здоровых подростков, встречается низкий уровень фрустрации, рассматриваемый как высокая самооценка, устойчивость к неудачам (16,7% и 26,7% соответственно). Высокий же ее уровень, указывающий на низкую самооценку, страх перед неудачами и склонность к избеганию трудностей, у подростков с бронхиальной астмой встречается значительно чаще, чем у условно здоровых подростков (30% и 3,3% соответственно, р≤0,01).

Рис. 9.  Процентное соотношение уровней агрессивности (%)

 

Анализ распространенности уровней агрессивности (Рисунок 9) показал, что низкий ее уровень имеют одинаковое количество подростков в обеих группах (по 20%, р>,05). Значительно большее число подростков с бронхиальной астмой, в сравнении с условно здоровыми, оценивают себя как средне агрессивных (73,3% и 46,7% соответственно, р≤0,01), а как агрессивных и невыдержанных – значительно меньшее количество (6,7% и 33,3% соответственно, р≤0,01).

Согласно данным, указанным на рисунке 10 и в таблице 7, низкий и средний уровень ригидности у подростков с бронхиальной астмой и условно здоровых встречается в равной степени (р>,05).

Высокий же уровень ригидности в контрольной группе встречается значительно чаще, чем в контрольной (13,3% и 0% соответственно, р≤0,01). Полученные результаты позволяют говорить о том, что, несмотря на то, что в выраженности самооценки агрессивности и ригидности, подростки с бронхиальной астмой и подростки, не страдающие психосоматическими заболеваниями, значимо не отличаются, по частоте распространенности уровней оценки этих психических состояний, подростки с бронхиальной астмой менее агрессивны и более ригидны, чем условно здоровые подростки.

Рис. 10. Процентное соотношение уровней ригидности (%)

 

Полученные результаты показывают, что выраженность психосоматических жалоб имеет значимую отрицательную связь с уровнем самооценки, определяемой по методике С.А. Будасси (rs=-0,801); общим показателем самооценки, оцениваемой по методике Дембо-Рубинштейн (rs=-0,671); самооценкой умственных способностей (rs=-0,529); самооценкой характера (rs=-0,509); уровнем самооценки авторитета у сверстников (rs=-0,425); самооценкой своего умения делать что-то руками (rs=-0,606); уровнем самооценки уверенности в себе (rs=-0,657).

Выраженность психосоматических жалоб у подростков с БА имеет значимую положительную связь с уровнем тревожности (rs=0,681); уровнем фрустрации (rs=0,673); уровнем ригидности (rs=0,369).

Связь психосоматических жалоб с уровнем агрессивности слабая (р>0,05).

Таблица 8

Взаимосвязь самооценки и личностной конфликтности (rs)

Показатели самооценки

Выраженность психосоматических жалоб

Самооценка (методика С.А. Будасси)

-0,801 (р≤0,05)

Ум

-0,529 (р≤0,05)

Характер

-0,509 (р≤0,05)

Авторитет у сверстников

-0,425 (р≤0,05)

Умелость

-0,606 (р≤0,05)

Внешность

-0,557 (р≤0,05)

Уверенность в себе

-0,567 (р≤0,05)

Общая самооценка (методика Дембо-Рубинштейн)

-0,671 (р≤0,05)

Тревожность

0,681 (р≤0,05)

Фрустрация

0,673 (р≤0,05)

Агрессивность

-0,100 (р>0,05)

Ригидность

0,369 (р≤0,05)

Поскольку, согласно интерпретации методики Г. Айзенка, высокие значения по шкалам рассматриваются как показатель низкой самооценки, можно сказать, что выраженность психосоматических жалоб имеет отрицательную связь с самооценкой у подростков с бронхиальной астмой.

Таким образом, чем более выражены психосоматические нарушения у подростков, тем ниже их самооценка.

Выводы:

  1. В структуре психосоматических жалоб подростков, страдающих бронхиальной астмой, доминируют жалобы на потерю жизненной энергии (шкала «истощение»), в сравнении с которыми интенсивность других жалоб значительно меньше.
  2. Уровень самооценки у подростков с психосоматическими заболеваниями значительно ниже, чем у условно здоровых подростков, с тенденцией к заниженной адекватной самооценке (методика С. А. Будасси).
  3. Подростки с бронхиальной астмой отличаются значительно более низким уровнем самооценки, чем подростки, не страдающие психосоматическими заболеваниями, за счет более низкого оценивания своих умственных способностей, авторитета у сверстников, внешности и уверенности в себе.
  4. Подростки, страдающие психосоматическими заболеваниями, отличаются значительно более выраженной самооценкой себя как тревожных, избегающих трудностей и боящихся неудач, в сравнении с условно здоровыми подростками.
  5. Существует значимая отрицательная связь между выраженностью психосоматических жалоб и уровнем самооценки: чем более выражены психосоматические нарушения у подростков, тем ниже их самооценка.

Поскольку выявленная значимая связь самооценки и выраженности психосоматических нарушений является двусторонней, можно сделать вывод о том, что развитие адекватной самооценки может являться одним из перспективных направлений психотерапии подростков с психосоматическими заболеваниями. 

Литература

  1. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. – М.: Изд-во Института Психотерапии, НГМА, 2000. – 320 с.
  2. Ильиных Ю.В. Стиль родительского воспитания как фактор формирования смысловой сферы старшего подростка: дис… канд. психол. наук. – М., 2004. – 211 с.
  3. Круткин В.Л. Онтология человеческой телесности (Философские очерки). – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2012. – 169 с.
  4. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика. – М.: Когито-Центр, 2008. – 181 с.
  5. Соловьева О.В., Левченко В.О. Особенности совладающего поведения современного подростка, отражающие связь с его личностной успешностью.
    Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. – Одесса: Черноморье, 2007. – Т. 16. – С. 91.

Об авторе

Мишина Марина Михайловна – доктор психологических наук, профессор кафедры теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Баник Эрика Игоревна – студентка 5-го курса очной формы обучения факультета клинической психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва

e-mail:  This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Мишина М.М. Особенности самооценки у подростков  с психосоматическими заболеваниями. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).