ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Ляхов А.В., Порошина Г.Н. (г. Ессентуки)

ВНЕДРЕНИЕ ПРИНЦИПА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО МЕТОДУ СОЧИНЕНИЯ ИСТОРИЙ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье представлен анализ возможности внедрения принципа безопасности в психолого-педагогическую практику взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В качестве методической основы внедрения принципа безопасности использован метод сочинения историй. Рассмотрены основные аспекты внедрения принципа безопасности в практику использования метода сочинения историй в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: принцип безопасности, ограниченные возможности здоровья, дети, метод, сочинение историй, защищенность, развитие, личность.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Проблемы безопасности в современном многократно усложнившемся мире находятся на переднем крае интересов специалистов самых разных отраслей научного знания [1]. Определенное развитие она получила в философии, политологии, экономике, юриспруденции, социологии, психологии и педагогике. Благодаря этому оформилось междисциплинарное понимание безопасности в качестве особой характеристики человека, социальной группы или объекта, характеризующей уровень его защищенности в сочетании с сохранением способности к развитию в направлении его жизненной цели [2, 3]. Необходимость выстраивать многие процессы с учетом запроса в безопасности способствовала оформлению так называемого принципа безопасности, в соответствии с которым каждый его элемент и процесс в целом должен учитывать безопасность в качестве ведущего параметра своего субъекта в каждый актуальный момент и по итогам всей своей реализации [4, 5].

Притом, что в центр безопасности любой системы помещен человек, ее определяющий и переживающий, безопасность в настоящее время органично вошла в исследовательское пространство наук, в которых человек выступает центральным субъектом познания и приложения средств воздействия. Речь идет, в первую очередь, о психологии и педагогике. Разработка принципа безопасности в психологической науке осуществляется в рамках поиска ресурсных оснований достижения и поддержания соответствующего феномена. В педагогике данный принцип определяет способ построения и вектор направленности процессов развития, обучения и воспитания субъектов, находящихся на разных ступенях образовательной системы [6, 7]. В качестве основного для распространенных в педагогической практике средств и методов развития, обучения и воспитания соответствующих субъектов принцип безопасности предъявляет требование воспроизводства их защищенности при одновременном сохранении неснижающейся способности к развитию в направлении личностно значимой цели жизни [8, 9]. В качестве вектора направленности данный принцип нацеливает педагога в рамках его деятельности на поддержание единства защищенности и воспроизводящейся способности к развитию субъектов его профессионального воздействия [10, 11].

Успешность внедрения принципа безопасности в педагогическую практику определяется, в первую очередь, особенностями субъектов этой практики. Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образует собой субъектов, особо уязвимых с точки зрения самосохранения защищенности и реализации способности к развитию в направлении личностной цели. Поэтому организация работы с ними рассматривается нами в качестве приоритетной с точки зрения внедрения принципа безопасности.

Рассмотрение наиболее приоритетных направлений включения данного принципа в систему психолого-педагогического воздействия на детей с ОВЗ предварим уточнением особенностей данной категории субъектов. В группу детей с ОВЗ в настоящее время относят детей, состояние здоровья которых приводят к возникновению у них определенных трудностей в освоении отдельных, части или всех компонентов образовательной программы дошкольного и школьного учреждения вне использования по отношению к ним специальных подходов к построению практики обучения, воспитания и развития. При рассмотрении подходов к организации развивающей, образовательной и воспитательной практики работы с детьми с ОВЗ следует учитывать достаточную неоднородность проявляющихся у них нарушений развития [12]. Сложившиеся у них ограничения в здоровье влекут за собой широкий спектр возможных нарушений психического развития. Они могут проявляться в снижении ресурсов умственной работоспособности, сбоях функционирования крупной и мелкой моторики, барьерах в построении взаимодействия с окружающим миром и межличностной коммуникации, бедности словарного запаса, узости и неадекватности социального опыта, пробелах в личностном становлении и задержке социализации. Таким образом, первичное нарушение состояния здоровья ребенка может послужить предпосылкой дисфункционального развития ряда психических сфер.

Оказание реабилитационного воздействия на детей, обладающих подобными нарушениями, на текущий момент в значительной степени смещено в пользу медицинских мероприятий, предполагающих восстановление нарушенных или недостаточно развитых функций. Признавая необходимость реабилитационной работы в этом направлении, мы констатируем необходимость повышения роли психолого-педагогического содействия детям с ОВЗ в соответствии с принципом безопасности [12]. Особенно актуальным данный вектор реабилитации может быть для детей, страдающих нарушениями здоровья, которые современная медицина преодолеть пока еще бессильна.

В соответствии с принципом безопасности, психолого-педагогическое направление содействия в развитии психических функций детей с ОВЗ ориентируется на повышение уровня его защищенности и способности к неснижающемуся во времени развитию в направлении главной жизненной цели личности. Используя сохранившиеся у них физические и психические функции, необходимо вооружить детей с ОВЗ такими индивидуальными технологиями реализации подконтрольности действующих на них факторов, значимых для защищенности и развития, которые обеспечат им полноценное вхождение в общество и достижение в нем успеха в личностно значимых сферах жизнедеятельности.

Обратим внимание на то, что принцип безопасности ориентирует педагога не только на то, чтобы он обеспечил такой уровень обученности и воспитанности детей с ОВЗ, чтобы они могли, войдя в социум, обеспечить необходимый для себя уровень защищенности от угроз различного рода – физических, криминальных, финансовых, экономических и пр. Данный принцип нацеливает его на то, чтобы он создал у детей мощный стимул к развитию, неснижающийся во времени и побуждающий их к активной деятельности по самосозиданию на протяжении всей жизни. Принцип безопасности исходит из того, что только единство двух составляющих – сохранения защищенности и неснижающейся способности к развитию, – способно обеспечить детям с ОВЗ во взрослой, самостоятельной жизни необходимый для их благополучия контроль над обстоятельствами своей жизни.

Деятельность по реализации принципа безопасности в отношении детей с ОВЗ предполагает знание специалистом – педагога и психолога – ее психологических основ. Прежде всего, они должны разбираться в особенностях психики ребенка. Важным при построении психолого-педагогического содействия представляется понимание специфики самовосприятия детей, имеющих ограничения в здоровье. Зачастую возникающее в связи с состоянием здоровья негативное восприятие себя и окружающей реальности является основой для формирования комплексной проблемы, располагающейся в психологической плоскости, но имеющей «выход» на поведенческом и социальном уровне. Так, характерный для детей с ОВЗ, которые не получают необходимой психолого-педагогической поддержки, комплекс неполноценности, развивая множество негативных ощущений, представлений и отношений, может уничтожить естественное для человека стремление к жизненной самореализации и самоактуализации. Негативные мысли, связанные с рефлексией невыгодных для себя отличий от других детей, могут привести к утверждению идеи жизненной несостоятельности, неспособности достичь привлекательной личностной цели и нежеланию предпринимать какие-либо действия, требующие усилия, преодоления себя и жизненных обстоятельств, в силу малой перспективности воплощения на практике задуманного. В результате, уже с юных лет дети с ОВЗ отгораживают себя от остального мира «здоровых» людей, что рождает у них нездоровое чувство изолированности, одиночества и, в какой-то мере, враждебности окружения. Не всегда даже родители в такой ситуации способны оказать им нужную помощь и поддержку. Такую позицию может сопровождать апатия, депрессия, а может – агрессия. Итог в любом случае один – неспособность адекватно вписаться в общество в сочетании с постоянной зависимостью от семейного окружения и соответственных социальных организаций.

Внедрение принципа безопасности в работу с детьми с ОВЗ связано с повышением его защищенности и способности к развитию на основе приложения педагогически целесообразных усилий к повышению общего уровня обученности, воспитанности и развития ребенка на основе восполнения пробелов, образовавшихся в соответствующих процессах его обучения, воспитания и развития. Компенсирующая деятельность при этом должна сочетаться с профилактирующей (предотвращение возможных проблем) и проектирующей (подготавливающей к новому уровню обучения и развития).

Одним из эффективных методов работы с детьми с ОВЗ представляется метод сочинения историй. Обращаясь к его рассмотрению, авторы (М.А. Рыбникова) отмечают заложенный в нем потенциал всестороннего развития личности ребенка и созидания у него позитивного отношения к жизни.

Данный метод широко используется в рамках педагогических и психологических практик. В частности, данный метод положительно зарекомендовал себя при оказании ребенка помощи в выработке адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций в семье и в школьном окружении (Р.М. Стиртцингер). В психотерапии он выстраивается как позитивное преобразование терапевтом истории, ранее рассказанной ребенком, испытывающим какие-либо трудности. Ожидаемый эффект достигается на основе введения психологом более продуктивных, «здоровых» способов адаптации и снятия конфликта, чем ранее обозначались в истории ребенком.

Придумывание детьми историй по заданной или самостоятельно выбранной теме – сложный вид творческого рассказа. И здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать в них эмоциональный настрой, дать толчок творческому воображению.

Педагог должен обращать внимание детей на построение интересного, захватывающего сюжета истории, на словесную форму ее оформления. Важно внимательно следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности используют усвоенные слова и выражения.

Важным методическим приемом реализации метода сочинения историй является привлечение ресурсов юмора и театрализованности. Позитивный эффект заключается в увеличении заинтересованности и удовлетворенности ребенка от историй, содержащих юмористическое или театрализованное оформление. Этот метод помогает детям понять хорошее и плохое в своем «Я», осознать переживаемый ими гнев и без опаски его выразить. В «ответном рассказе» педагог или психолог представлял альтернативные решения конфликтов, для того, чтобы у ребенка не было необходимости быть порабощённым невротическими типами поведения. Введение в историю оборотов «однажды», «давным-давно», «далеко-далеко»... отделяет содержание истории во времени и пространстве и позволяет вербализовать содержание внутренней тревоги.

Диагностическим потенциалом обладает поименование детьми рассказываемых ими историй. Представленный ребенком заголовок позволяет работающему с ним специалисту более точно осознать суть переживаемой им проблемы, выделить в ней наиболее важный аспект.

Сочинение историй и рассказов в педагогической практике может быть использовано и для оживления чувств детей с ОВЗ, вербализации имеющихся у них образов, ассоциаций, символов. На их основе сложившееся у детей внутреннее беспокойство оформляется в конкретный образ и сублимирует в творчестве. Немаловажно и то, что авторское сочинение координирует, дисциплинирует ум и воображение, помогает ребенку выразиться в созидательной форме, а не в форме грез и фантазий.

Выигрышным параметром метода сочинения историй рассматривается нами заложенная в нем возможность реализации как в индивидуальной, так и в групповой работе. Изложение даже простых переживаний автора есть осязаемое произведение, отличающее автора от других. Совместная работа над сочинением обогащает, усиливает чувство удовлетворения. Описание в сочинении семьи, друзей, событий прошлого и настоящего помогает клиенту стать более непринужденным в отношении к внешнему миру, противостоять условностям. Творческо-литературное дело выявляет реакции ребенка на реальные и фантастические события на фоне реакций группы в целом. Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки своих товарищей, видеть положительные и отрицательные стороны рассказов. Члены группы оцениваются друг другом как думающие и творческие люди. Озвучивание истории в группе позволяет ребенку с ОВЗ получить богатую обратную связь, ощутить интерес к себе, сочувствие к своим переживаниям. Вместе с тем, использование метода сочинения историй в групповой форме не противоречит принципу безопасности только тогда, когда, с одной стороны, ребенок с ОВЗ искренне готов поделиться своими переживаниями с группой, а, с другой стороны, группа готова принять и положительно воспринять его откровения.

Производные от метода сочинения историй приемы сочинения сказок или рассказов вне зависимости от свойственных им нюансам реализации являются, с одной стороны, средствами обучения, с другой стороны, они выступают эффективными инструментами решения задач социализации детей с ОВЗ. Принцип безопасности ориентирует включение их в работу с ОВЗ с целью формирования жизнестойкой личности, способной адекватно реагировать на неблагоприятные для себя факторы, сохраняя потенциал продвижения вперед в направлении жизненно значимой для себя цели жизни.

Благодаря составлению историй, дети получают возможность не только отрефлексировать свой прошлый жизненный опыт, но и в безопасной форме наметить и «проиграть» различные варианты возможного будущего. Тем самым они укрепляют уверенность в себе, в своей способности контролировать свою жизнь в различных, даже фантастических, ситуациях.

Методика обучения составлению творческих рассказов постоянно обогащается новыми разработками и находками педагогов. И в поисках приемов и методов руководства речевой деятельностью детей, важно не забывать, что творческий рассказ – это только эффективное средство развития, а главным на занятии должен быть сам ребенок, ради которого эти средства и разрабатываются. Решить комплекс задач, связанных с оказанием психолого-педагогического содействия ребенку с ОВЗ, способен принцип безопасности, ключевые аспекты внедрения которого на основе метода сочинения историй рассмотрены в данной статье.

 

Литература

  1. Краснянская Т.М., Тылец В.Г., Психологическая безопасность личности в современной стрессогенной среде // В сборнике: Современное общество: к социальному единству, культуре и миру: Материалы Международного форума (21-22 апреля 2016 года). – Ставрополь, 2016. – С. 277-279.
  2. Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект. – Ставрополь, 2005. – 216 с.
  3. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Ритмы психологической безопасности личности // В сборнике: Безопасность и развитие личности в образовании. Материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2016. – С.70-73.
  4. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принцип безопасности в формировании антитеррористического поведения молодежи // Международно-правовые средства противодействия терроризму в условиях глобализации. Проблемы террористического наемничества среди молодежи и пути их преодоления: cб. материалов Всероссийской научно-прак. конф. – Ставрополь: СГПИ, 2016. – С.306-308.
  5. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Имплементация принципа безопасности в политической психологии // Политика и Общество, – № 10. – С.1421-1431.
  6. Краснянская Т.М. Психофизиологические и психические особенности детей при работе с компьютером: учебное пособие. – Ессентуки: РОССЫ, 2001. – 88 с.
  7. Краснянская Т.М. Отношение к компьютерно-опосредствованной деятельности как элемент психологической готовности к ее осуществлению // НТИ: Наука. Технологии. Инновации, 1996. – № 8. – С. 97.
  8. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology, 2013. – № 1 (23). – С. 59-64.
  9. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Индивидуальные траектории психологической безопасности личности: понятие и типы // Psihologie. Pedagogie specială. Asistenţă Socială, 2015. – №4. – С. 61-68.
  10. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Система психологической безопасности высшего учебного заведения: подходы и концептуализация // Педагогика и просвещение, 2016. – №1. С. 50-59.
  11. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время опасности и безопасности в субъектном опыте студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития, 2016. – Т. 5. – № 3. – С. 231-236.
  12. Соловьева О.В., Шатохин А.А. Психологическая служба образования. – Невинномысск: НИЭУП, 2006. – 255 с.

Об авторе

Ляхов Александр Васильевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Порошина Галина Николаевна – студентка 4 курса психолого-педагогического факультета филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки

e-mail: galya.poroshina.95

Ссылка для цитирования

Ляхов А.В. Внедрение принципа безопасности при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по методу сочинения историй. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).