ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Кутовой И.Н., Садовникова Д.С. (г. Пятигорск)

ЛИЧНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ КОНЦЕПЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. Проблема личности в статье рассматривается в связи с концепцией психологической безопасности. Показано, что категория «личность» в данной концепции является ключевой. Она способствовала оформлению понятийного аппарата концепции психологической безопасности и определила основные направления ее развития. Авторами предложен содержательный анализ концепции психологической безопасности с использованием категории личности.

Ключевые слова: личность, психологическая безопасность, концепция, защищенность, развитие, свойства личности, технология.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Проблема личности в настоящее время занимает одно из самых главных положений в психологической науке. Она же позиционируется в качестве центральной категории концепции психологической безопасности, разрабатываемой в рамках отечественной психологии в связи с актуализацией задач повышения жизненного благополучия человека на основе обеспечения синтеза его защищенности и воспроизводимой на непрерывной основе способности к личностному развитию [1].

Концепция психологической безопасности личности основывается на многовековом опыте изучения психических особенностей человека [2]. Свое непосредственное оформление она получила в рамках исследований, выполненных в последнее десятилетие на стыке ряда отраслей психологической науки – организационной, педагогической, политической, социальной психологии [3, 4]. В центре изучаемой проблематики неизменно находились вопросы обеспечения безопасности некоторой ресурсоемкой личности в соответствующем контексте – производственном, учебном, правовом, экстремальном и прочем средовом контексте [5, 6]. Данная ситуация представляется вполне оправданной в силу подходов к пониманию личности, сложившихся в современной психологической науке.

Под личностью в настоящее время понимают некоторую реальность, которая складывается в системе общественных связей и отношений, определяется этими отношениями и в то же время оказывает на них активное влияние. В психологии при рассмотрении человека с позиции личности акцент изначально делается на характеристике его общественной природы, обнаружении тех особенностей, которые оформляются в рамках его социокультурной жизни и которые обнаруживаются на основе общественных отношений [7]. Личность – это реальность, которую обретает человек, активно включенный в социальный контекст функционирования, обнаруживающий себя в нем, проявляющий себя как обладателя определенных психических новообразований, позволяющих ему принимать значимые, ответственные решения и осуществлять их, используя полученный опыт.

Выделение приоритетности социального в определении категории «личность» предполагает уточнение сущности самого термина «социальное». На текущий период развития науки оно разделяется: на общественные отношения, условия жизни человека в социуме, определенные черты системы воспитания, типы производства и социальные институты, средства массовой информации. Вышеперечисленные факторы определяются общественной действенностью и творческой самостоятельностью человека, который строит историю культуры и цивилизации человечества. Располагаясь в мире людей, в разных условиях всех сфер общества, он применяет наследие цивилизации, ведет речь на своем языке, с помощью него осуществляется познание человеческого опыта и выстраивается общение. Однако личность, наряду с социальным, не мыслится и без индивидуального начала [12]. Приходится признать, что реализоваться в обществе на уровне личности человек не может без присущих ему с рождения способностей к слуху, зрению, вкусу, обонянию, мышлению, чувств, желаний и т.д. Вместе с тем, при рассмотрении личности на первый план выходят, все же, социально значимые черты. Некоторые авторы считают, что личность является переходным звеном между биологическим и социальным, осуществляемым с помощью специальных механизмов, в частности, обучения и адаптации.

Исследования человека как личности позволили утвердиться пониманию того, что данную реальность характеризует определенная достаточно устойчивая система социально значимых черт, благодаря которой она позиционируется в некоторой общности и раскрывается в контексте реализации себя в широком спектре жизненных и общественных обстоятельств. Одним из высоко значимых жизненных и социальных обстоятельств в настоящее время рассматривается необходимость проектирования широкого пространства психологической безопасности, способного оказать созидающее воздействие на динамику формирования, становления, актуального функционирования и развития личности. В качестве научной основы решения данного круга задач нами рассматривается концепция психологической безопасности личности, разрабатываемой в отечественной психологической науке рядом авторов (Т.М. Краснянская, В.Г. Тылец, А.В. Ляхов, Н.П. Татьянченко и др.).

Проведенные исследования позволили выявить богатый спектр личностной феноменологии, обнаруживающейся в связи с рассмотрением вопросов психологической безопасности. Она послужила поводом к оформлению новых понятий, используемых в рамках концепции психологической безопасности, – чувство безопасности, переживание безопасности, представления о безопасности, потребность в безопасности, интересы безопасности, безопасное поведение, личность безопасного типа и др. [8].

Рассмотрение проблем личности в рамках концепции психологической безопасности осуществляются по двум направлениям.

К одному из них нужно отнести непосредственное того, как проявляют себя различные аспекты личности в зависимости от уровней и аспектов, характеризующих ее безопасность. Исследования в этом направлении позволили, в частности, подтвердить связь психологической безопасности с такими свойствами личности как жизнестойкость, внушаемость, уверенности в себе, стрессоустойчивость, субъектные предпочтения и ценностная сфера [9]. Изучались также особенности образования суицидальных намерений при разном уровне психологической безопасности личности [10]. Выявлению были подвергнуты особенности траекторий, стратегий и сценариев поведения субъекта разных ситуаций как основы обеспечения психологической безопасности личности. В рамках данного направления проведены исследования связи с психологической безопасностью личности характера ее отношения ко времени.

Еще одно направление рассмотрения проблем личности в рамках концепции психологической безопасности образуются изучением вклада различных личностных образований в созидание для нее пространства безопасности в разнообразных средах – корпоративных, профессиональных и учебно-образовательных. В рамках данного направления изучено, в частности, влияние организационной лояльности, управленческих навыков и сформированности правосознания персонала на состояние корпоративной безопасности. К нему относятся и исследования, характеризующие особенности психологической личности в контексте решения задач информационно-психологической безопасности, разрешения конфликтных ситуаций, реализации Интернет-деятельности и учебной деятельности [11].

Анализ наработок по проблеме позволяет принять трактовку психологической безопасности в качестве особого личностного образования, являющегося результатом проекции объективных условий (природных и социальных) на психическую структуру человека и отражающего целостность его защищенности и способности воспроизводить во времени способность к развитию в направлении жизненно значимой цели личности.

Исследования, проведенные по проблеме психологической безопасности личности, позволили установить ряд закономерностей, раскрывающих сложность структуры и функциональной природы данного феномена. Так, структура психологической безопасности личности рассматривается как динамическое явление. Одной из причин этому является то, что человек живет и активно действует в мире, который постоянно меняется. К личности поступает новая информация, новые знания, которые в дальнейшем превращаются в убеждения, определяющие характер поступков человека. Вследствие этого сам процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей может быть понят как изменение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества. Вместе с этими изменениями изменяется и его индивидуальная концепция безопасности.

Динамичность психологической безопасности личности заложена внутри самого этого феномена. Действительно, образующие ее компоненты, – состояние защищенности и способность человека к развитию, – являются противоречивыми друг другу. Возрастание уровня одного из них влечет падение другого. Таким образом, психологическая безопасность личности является неравновесным образованием, связанным с достижением баланса между защищенностью субъекта и сохранением их способности к развитию. Психологическая безопасность личности неустойчива. Она склонна к разным изменениям – прогрессивным и регрессивным. Деструктивные проявления в структуре личности приводят к нарушениям психологической безопасности личности, которые могут принимать разные формы. В частности, одной из них может рассматриваться суицидальное поведение. На поведенческом уровне крайним для него асоциальным выражением выступает девиантное поведение.

Сложность феномена психологической безопасности личности и изменчивость условий ее формирования требует особых технологий для ее построения. С опорой на особенности личности в последние десятилетия в этой области реализованы некоторые наработки, технологического характера [11]. Вместе с тем, с нашей точки зрения, проблема еще окончательно не решена.

Таким образом, рассмотрение проблематики психологической безопасности основывается и не возможно без использования категории личности. Личность является центральным феноменом, который содержательно наполняет и структурирует феноменологическое пространство психологической безопасности. Нам представляется, что детальный анализ категории личности может создать благоприятную основу для дальнейшего развития концепции психологической безопасности.

 

Литература

  1. Веселова В.Г., Иохвидов В.В. Антропологические аспекты психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. – Ставрополь, 2015. – С. 221-225.
  2. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время опасности и безопасности в субъектном опыте студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития, – Т. 5. – № 3. С. 231-236.
  3. Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект. – Ставрополь, 2005. – 216 с.
  4. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Имплементация принципа безопасности в политической психологии // Политика и Общество, – № 10. – С.1421-1431.
  5. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принцип безопасности в формировании антитеррористического поведения молодежи // Международно-правовые средства противодействия терроризму в условиях глобализации. Проблемы террористического наемничества среди молодежи и пути их преодоления: cб. материалов Всероссийской научно-прак. конф. – Ставрополь: СГПИ, 2016. – С.306-308.
  6. Краснянская Т.М. Отношение к компьютерно-опосредствованной деятельности как элемент психологической готовности к ее осуществлению // НТИ: Наука. Технологии. Инновации, – № 8. – С. 97.
  7. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology, – № 1 (23). – С. 59-64.
  8. Краснянская Т.М. Влияние суицидальных предиспозиций молодежи на выбор безопасных стратегий поведения // Известия Южного федерального университета. Технические науки, – Т. 49. – № 5. – С. 246-257.
  9. Краснянская Т.М. Психофизиологические и психические особенности детей при работе с компьютером: учебное пособие. Ессентуки: РОССЫ, 2001. – 88 с.
  10. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принципы облачных технологий в ресурсном обеспечении саморегуляции субъекта психологической безопасности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Часть 1. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». Кисловодск – Москва, 2015. – С. 56-61.
  11. Соловьева О.В., Литвинова К.В. Развитие лидерского потенциала аспирантов – будущих преподавателей высшей школы. // Мир науки, культуры, образования, 2013. – №3 (40). – С. 211-214.
  12. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психология обучения иностранным языкам в контексте педагогических концепций и образовательной практики // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, – № 3. – С. 186-189.

Об авторе

Кутовой Игорь Николаевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий, математики и информационной безопасности Пятигорского государственного университета

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it..

Садовникова Дарья Сергеевна – студентка 2 курса психолого-педагогического факультета филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Кутовой И.Н. Личность как категория концепции психологической безопасности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).