ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Иванов П.В. (г. Ессентуки)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА ПРЕДПЕНСИОННОГО И ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье рассматривается психологический аспект информационной культуры человека предпенсионного возраста. У большинства людей при выходе на пенсию появляется много свободного времени. Для части людей данный период становится периодом саморазвития через чтение, содержательное общение с ровесниками, ознакомительные поездки и экскурсии, а также через формальную и неформальную учебную деятельность.

Ключевые слова: пенсионеры, психологический аспект, психологическая безопасность, информационная культура, обучение людей-пенсионеров, личность, самообеспечение безопасности.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В последние годы в психолого-педагогической литературе появляются разные трактовки старости как этапа социализации, в том числе и не очень одобрительные [1]. Люди преклонного возраста в ряде случаев рассматриваются как обездоленные и нуждающиеся в адекватном обеспечении. Многие исследователи в своих работах рассматривают пенсионеров в качестве социального балласта в государстве, замедляющего реформы. Данные взгляды отражают возрастную дискриминацию в современном мире в отношении прослойки общества, на текущий момент достаточно значительной по численности и стремительно расширяющейся все более и более. В настоящее время знания пожилых людей кажутся архаичными, их авторитет – низложенным, а сами они – ненужными собственным детям. Получило распространение социальное мнение, что не быть обузой – это лучшее, на что они способны. Следует отметить, что при этом не социум отвергает людей пенсионного возраста, а в большей мере пропали социальные роли, ранее выполнявшиеся ими. Практика показывает, что пенсионеры не так сильно страдают от естественного процесса старения, сколько от непонимания, изоляции и отчуждения [2].

У большинства людей при выходе на пенсию происходит кардинальная перестройка образа жизни. Прежде всего, появляется много свободного времени, которое можно использовать по собственному усмотрению. Часть пенсионеров предрасположена к его продуктивному использованию, т.к. располагает интеллектуальными и физическими ресурсами. Они ориентированы на то, чтобы посвятить внезапно появившееся время саморазвитию через чтение, содержательному общению с ровесниками, ознакомительным поездкам и экскурсиям, а также формальной и неформальной учебной деятельности. Очевидно, что довольно значительное количество людей предпенсионного и пенсионного возраста положительно рассматривает возможность продолжения образовательной деятельности. Многие из них готовы получить новое образование.

Получение высшего образования людьми пожилого возраста является распространенной мировой тенденцией, получившей значительное признание. Однако для нашей страны данное явление достаточно ново и непривычно. В силу своей новизны отношение к нему весьма неоднозначно. Социум настроен либо отрицательно в отношении образовательных программ для пенсионеров, либо равнодушно. Возможность образовательной деятельности или приветствуется, или отвергается. Достаточно распространенной является позиция, в соответствии с которой старость связана с дистанированием от образовательного пространства в связи или неспособности пенсионеров к получению и усвоению новых знаний, или же нехватки времени из-за загруженности пенсионеров домашней работой и воспитанием подрастающего поколения.

В силу сложившегося социального мнения и неразработанности нормативной базы данностью нашего общества является закрытость перед пенсионерами многих социальных прав, в том числе и права на получение образования. Такая ситуация, обусловливая дискриминационное положение пожилых людей, является источником нарушения психологической безопасности не только данной возрастной группы, но и более молодого поколения, постепенно осознающего отсутствие для себя жизненных перспектив в пожилом возрасте [3].

Подобные переживания имеют под собой определенные объективные основания. Уже в предпенсионный возраст у человека происходит заметное снижение физических и умственных функций.

Одной из многих проблем, с которой человек сталкивается в этот период жизни, – убывание физических сил и привлекательности. Для тех, кто полагался ранее на свои физические качества и привлекательность, зрелые годы жизни могут стать периодом тяжелой депрессии. Условно-патогенными невротизирующими факторами становятся такие проявления, как изменение внешности (седые волосы, снижение тургора кожи, появление морщин). Происходят сложные изменения в строении и функционировании всех систем организма, в том числе сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной. Падает «запас прочности», снижаются реактивные способности человека. Отмечающееся замедление всех психических процессов касается как простых сенсорных функций (зрение, слух, вкус, осязание), так и более сложных (психомоторики, восприятия нового, запоминания). Замедляются все поведенческие реакции, включая способность к адаптации в меняющихся условиях. В процессах замедления главную роль играют морфо-функциональные изменения в нервной системе, характеризующиеся повышением порога возбуждения в нервных клетках и волокнах. Для некоторых на первый план выходит нарастающая вялость, пассивность, равнодушие к тем сторонам жизни, которые ранее представляли интерес. Многие люди начинают жаловаться на то, что они больше устают, не могут, например, как в студенческие годы, проводить несколько дней без сна, если этого требует важное дело.

В основной области труда наблюдается спад профессиональных притязаний, и происходят существенные изменения во всей мотивационной сфере в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни. Обнаруживается очевидное расхождение между мечтами, целями молодости и действительными, достигнутыми результатами. В силу того, что мечты молодости в своем подавляющем большинстве были не очень реальными, то и оценка достигнутого также часто оказывается негативной и окрашенной отрицательными эмоциями. Рассуждения типа «уже не успеть, а менять что-либо поздно...» приводят к тому, что человек начинает пессимистично оценивать свое будущее.

Переживание перспектив ближайшего забвения, исключения из числа положительно оцениваемых членов общества на индивидуальном уровне рождают личностную тревогу, напряженность, депрессию, а на социальном уровне – пассивность, равнодушие к последствиям своих активных на текущий момент действий. Не видя «светлого будущего», многие из людей зрелого возраста уже заранее опускают руки, утрачивают интерес к собственной жизни, приобретают алкогольные, наркотические и химические зависимости [4]. Итогом нарушения психологической безопасности значительной возрастной прослойки общества является ее исключение из состава продуктивного ресурса общества, что снижает эффективность социальной политики в целом.

В силу обозначенных позиций представляется актуальным изменение сложившейся социальной ситуации и перестройки общественного сознания в отношении ресурсного потенциала лиц предпенсионного и пенсионного возраста. Значительными возможностями в этом направлении обладают, прежде всего, педагогические и психологические дисциплины, в которых уже накоплен определенный материал, популяризация которого позволяет «переломить» ситуацию, изменив общественное мнение, касающееся восприятия рассматриваемой возрастной категории населения страны.

Современные исследования в области естественных наук указывают на то, что старость необходимо признавать наравне с другими этапами жизненного пути, имеющего свои «плюсы и минусы» [5]. В частности, эти «плюсы» и «минусы» распространяются на возможность реализации в предпенсионном и пенсионном возрасте образовательной деятельности. Доказано, что у людей, которые на протяжении всей жизни занимались интеллектуальной работой, обучение разным дисциплинам, в том числе иностранным языкам, в поздние годы жизни протекает более успешно [6, 7].

В подобной группе имеет место быть, в частности, феномен так называемой «инерция обучения». Под «инерцией обучения» принято понимать систематическое пополнение знаний, которое, впоследствии, становится смыслом жизни. Следовательно, реализуемые на протяжении всей жизни виды деятельности оказываются референтными с точки зрения последующего сохранения навыков, необходимых для реализации обучения [8].

С психологической точки зрения немаловажно и то, что у людей пенсионного возраста сильно выражена потребность в продолжении образовательной деятельности. Данный факт подтверждается во многих исследованиях. Пожилые люди интересуются многим и они готовы получить новое образование в той сфере деятельности, которая их ранее интересовала, но у них не хватало на это времени. Мотивация же, как известно, является мощнейшим поведенческим стимулом, позволяющим преодолеть многие объективные и субъективные преграды [9].

При всем при этом, нельзя, однако, не упомянуть о том, что даже самые совершенные образовательные программы не смогут в полной мере решить индивидуальные потребности человека [10]. При обучении пожилых людей нельзя забывать о данном фразеологизме: «Давать не рыбу, а удочку». Вышесказанный фразеологизм в нашем случае означает, что обучение пожилых людей обладает рядом особенностей, которые следует учитывать при организации с ними образовательной деятельности. Многие из них требуют детальной проработки.

При построении работы с пожилыми людьми следует учитывать и использовать установленный факт, по которому скорость возникновения и особенности проявлений негативного фактора старения существенное влияние оказывает вся биологическая и психосоциальная история предшествующих периодов жизни человека. В их состав могут быть включены врожденные особенности, приобретенные личностные качества, психические и социальные характеристики, составляющие жизненный опыт данного человека, перенесенные заболевания, травмы и т.д. Поэтому, наряду со свойственными старению общими, облигатными изменениями психических функций, психическое старение у каждого человека имеет и свои индивидуальные проявления. Среди психологических факторов, в частности, значимо то, что протекание процесса старения существенное влияние определяется представлениями самого человека о том, что есть старость и как она должна протекать.

С методической точки зрения важно отметить первостепенную необходимость обучения пожилых людей приемам работы с информацией с использованием новых технологий, с которыми они не сталкивались в годы получения ими своего первого образования [11]. Важным при этом является развитие навыков информационного самообслуживания, что связано с выработкой определенной информационной культуры. Пенсионер, располагающий подобными знаниями и умениями, в последующем будет способен самостоятельно найти интересующую его информацию и освоить необходимый материал. В силу этого, он будет более уверен в своих силах, что снизит уровень его тревожности, напряженности в неопределенных или противоречивых ситуациях, возникающих в информационном пространстве. Это повысит уровень его защищенности и способности к постановке и достижению значимых личностных целей, т.е. психологической безопасности его личности [12]. Следовательно, необходимо говорить о важности развития информационной культуры среди людей предпенсионного и пенсионного возраста.

Бесспорно, при обучении пенсионеров необходимо принимать во внимание такой фактор, как влияние возраста на информационную культуру. Возраст негативно влияет на когнитивные способности индивида, следовательно, с каждым годом возникает потребность все больше учиться для того, чтобы оставаться функционально грамотным. Помимо этого, для многих людей зрелый возраст предрасполагает к формированию различных типов психологических барьеров. При их возникновении именно возрастной деградацией пенсионеры объясняют отсутствие у себя желания заниматься интеллектуальным совершенствованием. В связи с этим, большинство исследователей призывают отвергнуть стереотипы и рассматривать преклонный возраст обучающихся не как препятствие в образовательной деятельности, а как детерминант ее специфики [8]. Очевидно, что при организации работы с пожилыми людьми с целью восстановления их в рядах продуктивных членов общества необходимо, прежде всего, ориентироваться на преимущества возраста, учитывая его ограничения в качестве препятствий, при определенных условиях вполне преодолимых.

Ориентируясь на обозначенную парадигму, можно предполагать, что ближайшей перспективой гуманитаризации общества станет восстановление пожилых людей в их социальных правах, искоренение их дескриминации во всех сферах жизни, в первую очередь, в образовательной сфере. В этой связи вполне вероятно, что в скором времени одним из направлений социальной защиты людей пенсионного возраста станет работа по развитию их информационной культуры. Пришло время поменять привычную точку зрения, сегодня образование для пенсионеров выступает не только и не столько в качестве хобби, но в роли деятельности, необходимой для полноценного существования значительного массива граждан страны. Расширение образовательного пространства, осуществление права на удовлетворение познавательных потребностей и сохранение достигнутого ранее качества жизни пожилых людей является основой для психологической безопасности не только отдельного индивида, но и всего все более стареющего общества.

Литература

  1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. – 136 с.
  2. Иохвидов В.В. Закрепление учебного материала и использование основных звеньев процесса обучения с целью повышения эффективности урока/ // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики материалы IX Международной научной конференции. – Самара, 2016. – С. 6-10.
  3. Иохвидов В.В., Иохвидов В.М. Системный подход к использованию методов, приемов и средств обучения/ // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 2016. – Т. 22. – № 2. – С. 22-25.
  4. Краснянская Т.М. Отношение к компьютерно-опосредствованной деятельности как элемент психологической готовности к ее осуществлению // НТИ: Наука. Технологии. Инновации, 1996. – № 8. – С. 97.
  5. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время опасности и безопасности в субъектном опыте студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития, 2016. – Т. 5. – № 3. – С. 231-236.
  6. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology, 2013. – № 1 (23). – С. 59-64.
  7. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость. / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 656 с.
  8. Соловьева О.В., Кузьмина А.Б. Модель формирования психологической культуры будущих педагогов. // Мир науки, культуры, образования, 2013. – №4 (41). – С. 93-96.
  9. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб.: Питер, 2002. – 256с.
  10. Тылец В.Г. К психологии освоения иноязычного лингвистического опыта // Наука. Инновации. Технологии, 2002. – № 30. – С. 30.
  11. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: развитие и современное состояние: монография. – Пятигорск, 2010. – 312 с.
  12. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления: монография. – Таганрог, 2005. – 304 с.

Об авторе

Иванов Павел Викторович – доцент кафедры математики, информатики филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Иванов П. В. Психологический аспект информационной культуры человека предпенсионного и пенсионного возраста. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).