ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Волков А.А., Назаров И.Н. (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

УДК 159.923.2

English version:

Аннотация. В статье сделана попытка рассмотреть исследования в спортивной, трудовой, военной и правоохранительной видах деятельности связанных с психологической подготовкой.  

Ключевые слова: теория развивающего обучения, условия эффективности обучения, психологическая подготовка, воспитание, тренировка, физические качества, эмоциональная устойчивость.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Теория развивающегося обучения, разработанная П.П. Блонским и Л.С. Выготским, основана на связи воспитания, обучения и развития. При этом воспитание и обучение в этой теории являются всеобщей и необходимой формой психического развития, из чего следует, что развитие следует за обучением, а каждый новый уровень развития становится условием эффективного обучения. Эта теория нашла поддержку у ведущих советских психологов Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н., Гальперина П.Я., Давыдова В.В., Эльконина Д.Б., Запорожца А.В. и др.

В различных видах деятельности человека содержание психологической подготовки имеет бесконечное многообразие, если основываться на не существенных признаках или элементах психического. Поэтому представленный материал рассматривался в двух вариантах, что не совсем удобно для практической деятельности специалистов работающих в различных областях человеческой деятельности [2-9].

Если обратиться к проблеме психологической подготовки в спорте, то она непосредственно связана с проблемой отбора, как отмечают ведущие советские специалисты (В.М. Зациорский, Н.Х. Булгакова, В.П. Филин, М.Я. Набатов и др.) и с решением четырех задач:

  1. Определение модельных характеристик. Это своего рода спортограмма вида спорта со своими требованиями к психологической структуре личности и психологическим качествам спортсмена.
  2. Прогнозирование. Прогнозирование в спорте одна из самых актуальных проблем, теснейшим образом связанная с психологическим отбором.
  3. Повышение эффективности отбора. Данная задача непосредственно связана с методиками психодиагностики в спорте: чем адекватнее требования спортограммы содержание той или иной методики, тем выше эффективность отбора.
  4. Улучшение организации отбора. Обычно отбор и спортивная ориентация проводятся в течение ряда лет в несколько этапов, так как необходимо выяснить по крайней мере две характеристики индивида: во-первых, успешность его продвижения в учебном процессе и, во-вторых, эффективность его действий в дальнейшей реальной обстановке со всеми возможными усложнениями ситуациями, включая экстремальные условия [13, с.24] .

Вместе с тем, в психодиагностике В.Л. Марищук, Н.В. Строгов (1974) выделяют корригирующую тренировку как целенаправленное формирование профессионально значимых качеств. При корригировании явных недостатков, которые могут препятствовать профессиональному обучению возможно в относительно короткие сроки (2-4 месяца целенаправленной систематической тренировки) подтянуть целый ряд психофизиологических и физических качеств к тому среднему уровню, который характерен для человека как продукта эволюции. Имеются данные Е.Ф. Рыбалко, Р.А. Максимовой и Н.А. Волковой (1981) о том, что для лиц, отличающихся недостаточной профессиональной пригодностью, характерны трудности общения, низкий коллективизм, конфликтность, повышенные требования к бытовой стороне жизни и др. [10].

Попытаемся рассмотреть исследования в спортивной, трудовой, военной и правоохранительной видах деятельности связанных с психологической подготовкой.

Впервые понятие психологической подготовки профессором А.Ц. Пуни было использовано в 1959 г. в работе «Очерки психологии спорта», в которой было предложено объединить усилия психологов, педагогов, тренеров и спортсменов и рассматривать ее как психолого-педагогическую проблему [16]. Уже в 1965 г. вышла работа «Психологическая подготовка спортсмена», в которой нашли отражение задачи, поставленные в 1959 г. В докладе на симпозиуме по психологии спорта А.А. Лалаян психологическую подготовку определил как «целенаправленное совершенствование психических процессов, состояний и особенностей личности спортсмена соответственно требованиям спортивной деятельности» [12, с. 4]. При этом он пишет, что «эффективность психологической подготовки зависит от того, насколько она связана с физической, технической и тактической подготовкой. Когда эта связь тесна и психологическая подготовка производится совместно с физической, технической и тактической, ее результаты бывают весьма большими» [12, с. 5]. В подтверждение этой идеи выступают Байгулов Ю.П. и Романин Л.Н. которые пишут, что «…психологическая подготовка не должна рассматриваться как некий самостоятельный процесс, проходящий параллельно с подготовкой физической, технической, тактической. Современная тренировка должна иметь «диффузную» структуру…. Но главным связующим звеном всех этих компонентов должна быть психологическая подготовка» [1, с. 132] .

Определение понятия психологическая подготовка мы находим в работе вышедшей в 1975 г. «Советская система физического воспитания», которая называет психологической подготовкой «систему психолого-педагогических воздействий, специально применяющихся для достижения высокого уровня психологической подготовленности к выступлению в ответственных соревнованиях» [17, с. 378]. В последствии в психологии спорта стали выделять несколько ее видов: общая и специальная психологическая подготовка к соревнованию и к предстоящему выполнению спортивного действия [17]. В этом определении появляется понятие психологической подготовленности к ответственным соревнованиям.

Спортивные психологи, определяя задачи психологической подготовки, сходятся во мнении о том, что в процессе психологической подготовки необходимо совершенствовать психические функции и качества личности, имеющие первостепенное значение в успешности деятельности спортсмена [17]. При этом Б.А. Вяткин обращает внимание на необходимость учета особенностей свойств нервной системы для эффективной организации учебно-тренировочного процесса [2].

В частности, А.В. Родионовым и другими было отмечено, что спортсмены сохраняют контроль над ситуацией в стрессовых условиях благодаря способности очень быстро подавлять «вегетативный взрыв», возникающий в эмоциогенных условиях, высокая скорость подавления позволяет им не входить в него. Эти две стадии эмоциональной устойчивости П.Б. Зильберман характеризует как развертывание адаптации поведения к эмоционально значимой ситуации, а смысл эмоциональной устойчивости, по его мнению, состоит в подавлении возникших вегетативных сдвигов и саморегуляции, направленной на сохранение целесообразного поведения. В этих исследованиях было выявлено, что многие эмоционально возбудимые испытуемые под влиянием соответствующих мотивационных установок достигали более высоких результатов, чем в работе без эмоциогенного раздражителя [10] .

Предъявляемые к человеку требования тем или иным видам спортивной деятельности, развивают и различные психические функции, волевые качества, которые приобретают определенную конкретную специфику. Например, решительность и смелость мотогонщика качественно отличается от решительности и смелости волейболиста [17]. В.А. Иванников пишет: «Если же критерий волевого человека связывать с характеристиками его деятельности (настойчивостью, решительностью, энергичностью, упорством в действиях и т.д.), то тогда волевым мы будем считать человека, реально проявляющего эти качества в своем поведении. Заметим, что стремление увидеть за волевыми качествами человека особое образование – волю, пока не подкреплено какими-либо существенными доказательствами. Наоборот, имеется множество фактов, свидетельствующих о самостоятельности каждого волевого качества и независимости их формирования друг от друга. При этом часто трудно или невозможно определить, проявляется ли настойчивость или другое качество как личностное качество или как следствие действия определенного мотива, уровня притязаний, самооценки или внешних обстоятельств» [10, с. 124]. На эти случаи специально обращал внимание С.Л. Рубинштейн: «И несмелый человек может совершить смелый поступок, если на это его толкают обстоятельства» [11, с. 36]. «Эти факты заставляют сомневаться в наличии воли как интегрального образования всех волевых качеств» [11, с. 124]. Поэтому следует, что «формирование волевых качеств является необходимым элементом в развитии волевой регуляции побуждения действий, который В.А.Иванников сформулировал в следующих выводах:

  1. Волевая регуляция (в варианте самодетерминации) есть регуляция действия (или психического процесса) через изменение смысла действия, обеспечивающего необходимое побуждение (торможение) к нему.
  2. Волевая регуляция есть часть произвольной регуляции процессов и действий человека или, что более точно, один из уровней произвольной регуляции – личностный уровень.
  3. Процесс мотивации может быть понят как процесс построения и поддержания к деятельности.
  4. В традициях деятельностного подхода процесс мотивации может быть описан как особое внутреннее действие по построению побуждения.
  5. В основе волевой регуляции побуждения к действию лежит произвольная форма мотивации, где изменение побуждения достигается через изменение смысла действия» [11, с. 125].

Компонентами психологической подготовленности, по мнению ряда авторов, как результата психологической подготовки являются: а) психические качества и процессы, способствующие овладению двигательной деятельностью; б) свойства личности, обеспечивающие стабильные выступления в соревнованиях; в) высокий уровень работоспособности и психической деятельности; г) стабильные положительные психические состояния, предъявляемые в трудных условиях тренировки и соревнований [17] .

К методам психологической подготовки А.А. Лалаян относит: 1) психодиагностические методы; 2) методы развития психических процессов; 3) методы регуляции и саморегуляции психический состояний; 4) методы формирования состояния психической готовности и мобилизационной готовности [12] .

П.П. Пархоменко, В.Г. Настенко, В.В. Медведев рассматривают внимание как тренируемое качество и предлагают тренировать внимание в сложных, разнообразных, специально созданных условиях. Выделяя два способа совершенствования внимания: первый пассивный или естественный, который заключается в возрастном развитии и в развитии внимания в процессе трудовой деятельности и активный заключающийся в создании условий, предъявляющих повышенные требования к вниманию [15].

Литература

  1. Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. – М.: ФиС., 1979. – С.159.
  2. Вяткин Б.А. Опыт психологической подготовки к соревнованиям лыжников-гонщиков. – В сб.: Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованиям. – М.: ФиС, 1969. – С.210-214.
  3. Волков А.А., Волкова В.М. Психическая напряженность сотрудников полиции в режиме чрезвычайных ситуаций. // Современные проблемы науки и образования, 2015. – № 2-2. – С. 539.
  4. Волков А.А. Подходы к описанию и изучению феномену личности. // Прикладная психология и психоанализ, 2015. – № 2. – С. 5.
  5. Волков А.А. Особенности психологической подготовки полицейских в условиях учебных подразделений. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2015. – № 3(15). – С. 162-181.
  6. Волков А.А. Психологическая устойчивость сотрудников органов внутренних дел. // Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2015. – № 1(46). – С. 194-200.
  7. Волков А.А. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел. // В сборнике: Психологическое здоровье личности: теория и практика. Сборник научных трудов по материалам I Всероссийской научно-практической конференции, 2014. – С. 405-408.
  8. Волков А.А. Кризисы профессиональной самореализации личности. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2014. – № 4. – С. 235-239.
  9. Волков А.А., Волкова В.М. Проблема системного психологического исследования личности. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2013. – № 3(7). – С. 159-164.
  10. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. – В сб.: Очерки психологии труда. – М., 1974. – С.138-172.
  11. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М. : МГУ, 1991.
  12. Лалаян А.А. Основы психологической подготовки спортсмена (доклад к симпозиуму по психологии спорта). – Ереван, 1977.
  13. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: дис. …док. психолог. наук. – Л., 1982. – С.56.
  14. Медведев В.В. Тренировка внимания. // Спортивные игры, 1970. – №2. – С.12-13.
  15. Настенко В.Г. Психологические особенности спортивной деятельности, Белгород, 1971. – С.33.
  16. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. – М.: ФиС.,1959.
  17. Психологическая подготовка спортсмена. // Под редакцией П.А. Рудик и А.Ц. Пуни. – М.,1965.

Об авторе

Волков Александр Александрович – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет».

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Назаров Игорь Николаевич – кандидат психологических наук, доцент кафедры андрагогики Ставропольского государственного педагогического института.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Волков А.А. Психологическая подготовка к практической деятельности специалистов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).