ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Ложечкина А.Д., Тагирова З.А. (г. Ставрополь)

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье рассматривается проблема психосоматического статуса специалистов «помогающих» профессий с точки зрения различных научных подходов, и приводятся результаты эмпирического исследования психосоматического статуса будущих педагогов-психологов в процессе профессионального становления.

Ключевые слова: психосоматический статус, педагоги-психологи, профессиональное становление.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В последние годы повысился интерес к проблеме оценки психосоматического статуса с целью оказания своевременной психологической, психолого-педагогической, медико-психологической помощи и сопровождения, а также принятия превентивных мер к лицам потенциально опасных профессий, а также с высокой интенсивностью в сфере коммуникации и межличностного общения. В данную категорию входят педагоги, врачи, учителя, менеджеры продаж и др. В настоящее время дискуссия, посвященная анализу содержания понятия психосоматического статуса, продолжается. По нашему мнению, под психосоматическим статусом следует понимать состояние психического и соматического благополучия личности.

Модернизация системы высшего образования России, предъявляет новые требования к личности и к профессиональной компетенции будущих специалистов в сфере образования. Выполняя основные требования модернизации, будущие педагоги должны быть подготовленными в профессиональном, в личностном плане, быть психологически благополучны, обладать достаточно развитыми личностными качествами, способствующими продуктивность их профессиональной деятельности.

Современная ситуация развития общества характеризуется ускорением всех процессов, связанных с жизнедеятельностью человека. Происходит постоянное увеличение ритма жизни и информационного потока; расширение систем деловых отношений и смены социальных ролей; повышение требований и ответственности за выполняемое дело и т.д. Все это не может не сказываться на физическом и психическом здоровье личности. Неумение справляться с возрастающими темпами жизни приводит к целому ряду психогенных расстройств, что ведет к неполноценному развитию личности профессионала.

Преобразования, происходящие сегодня во всем мире, позволяют говорить о том, что приоритетной задачей нашего общества и профессионального педагогического сообщества является повышение качества высшего образования. Профессиональное образование должно быть направлено на создание условий для обеспечения личностно-профессионального роста будущих специалистов, развития их способности самостоятельно решать жизненные и профессиональные проблемы.

Разрешение обозначенной проблемы детерминировано множеством условий и факторов. Как показывает практика, одной из детерминант, обеспечивающих возможность повышения качества образовательного процесса, а, следовательно, и качественную подготовку будущих специалистов, является формирование конструктивного решения стрессовых ситуаций, которые в последствии могут повлечь за собой проблемы с психическим здоровьем.

Современные психологические исследования подтверждают, что социокультурные и профессиональные стрессогенные факторы приводят к возникновению психосоматической патологии у 70-90% будущих специалистов (С.Г. Ахмерова, 2001; М.Т. Громкова, 2005; Н.А. Литвинов, 2004 и др.). По мнению П. К. Анохина, психосоматическое расстройство обуславливается эмоциональным переживанием какой-либо травмирующей ситуации, последствием которой являются функциональные изменения и патологические нарушения в организме [2].

С увеличением профессионального стажа происходит нарастание психопатологических состояний невротического или психопатического характера (А.В. Осницкий, 2001) [5].

В педагогической деятельности главными факторами, влияющим на здоровье профессионала, являются личностные, социально-экономические и организационные (профессиональные) факторы (Э.Ф. Зеер, Ф.Б. Березин, Масленникова Л.В., Сухарева О.Р., Давыдова И.Р), что подтверждают взаимосвязь психических и соматических процессов в организме.

С одной стороны, здоровье педагогов является постоянной мишенью активного межличностного взаимодействия в силу активной рефлексии, с другой, не уделяется должного внимания на уровне государственных, муниципальных и институциональных структур. Педагоги, в свою очередь, и сами игнорируют правила здоровой жизнедеятельности, у них не сформированы ценностно-смысловые установки на сохранение здоровья в качестве неотъемлемой части общекультурного развития и основы профессионального и жизненного долголетия, не развито чувство ответственности за состояние своего психического здоровья, что в свою очередь влияет на профессионально-значимые качества специалиста.

Недостаточная осознанность специалистами сферы образования ценности здоровья собственного и обучающихся, неудовлетворительный уровень владения здоровьесберегающими технологиями в индивидуальной жизнедеятельности в образовательном процессе свидетельствуют о дефиците культуры здоровья, и в свою очередь, сказывается на профессиональном становлении будущих педагогов [5].

В большинстве исследований профессиональное становление личности рассматривается как процесс подготовки специалиста, в ходе которого формируются умения, навыки, передаются знания, образуются комплексы профессионально важных качеств общей культуры педагога.

С позиций акмеологического подхода исследуют развитие культуры здоровья педагога Н.М. Полетаева (2004), Л.И. Гришкина (2004) и В.Т. Лободин (2005).

Под влиянием продолжающихся стрессовых факторов (стрессоров), по мнению В.А. Бодрова (2006), развивается стрессовое состояние, проявляющееся различными психосоматическими расстройствами, формирование и характер которых зависит как от генетической предрасположенности, так и от приобретенной в онтогенезе недостаточности тех или иных систем организма [3].

Преобразование учебно-воспитательного процесса в направлении созидания здоровья обучающихся влечет за собой дополнительные требования к педагогическому коллективу. Они могут стать источником профессионального стресса как отражения дисбаланса между предельной загруженностью педагогов и дополнительно возросшими нагрузками. Если состояние стресса связано со стрессорами профессиональной деятельности, тогда говорят о профессиональном стрессе (Водопьянова Н.Е.). В результате длительного воздействия стрессоров наступает истощение эмоционально-энергических и личностных ресурсов педагога, и как следствие – профессиональное выгорание. Признаками профессионального выгорания являются психофизические, социально-психологические и поведенческие нарушения [3].

 Вместе с тем, проблемы активизации внутреннего потенциала будущих педагогов, решающих в русле профессиональных обязанностей задачи сохранения и созидания психического здоровья, не стали предметом специального исследования и требуют дальнейшей разработки [2].

Особенности психосоматического статуса проявляются в виде реакций на перегрузки, повышенные требования, нарушения внутреннего равновесия, которые понимают как проявления общего неспецифического синдрома адаптации (Г. Селье, 1953).

В этой связи правомерно говорить о взаимозависимости психосоматического статуса и адаптации. Важно определить, какие составляющие психосоматического статуса изменяются в процессе адаптации, а также какие из них являются определяющими в адаптации в связи с переходом их в новые социальные условия (первичная профессиональная адаптация студентов, адаптация уусловиям трудовой деятельности, межличностное взаимодействие и др.).

В рамках нашего исследования психосоматический статус понимался как конгломерат функционального состояния организма человека, отражающего физиологическое и психическое проявления и определяющееся совокупностью свойств нервной системы (активностью, ритмичностью, адаптивностью нервных процессов, эмоциональным состоянием, порогом чувствительности), низким уровнем резистентности к стрессу и стрессовым факторам, высоким уровнем проявления неврозом и т. д. и психического и соматического благополучия личности.

Проблемы психосоматического статуса специалиста в сфере образования рассматриваются в работах Р.С. Немова, Л.Д. Столяренко, Е.И. Рогова, П.В. Симонова, С.Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас и др.

Психологические негативные явления в педагогической деятельности многими исследователями рассматривались в контексте профессионального становления педагога. Большое внимание уделялось рассмотрению стрессовых ситуаций, конфликтов в общении с коллегами и учениками, психических состояний и нервно-психических заболеваний педагогов. К ним относятся: трудности педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина) [3], профессиональные деформации (А. К. Маркова) [6], внутриличностные противоречия и эмоциональная неустойчивость преподавателя (Л.М. Митина, О.В. Кузьменкова), психологические ошибки творческой педагогической деятельности и барьеры общения (В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров), психологические причины дидактических затруднений (Т.С. Полякова), функциональные психические состояния педагога (А.О. Прохоров), психологические барьеры педагогической и инновационной педагогической деятельности (И.А. Зимняя, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова, Н.А. Подымов), конфликты в педагогической деятельности (М.М. Рыбакова, В.И. Журавлев), кризисы профессионального развития (Э.Ф. Зеер, Ю.Л. Львова, Л.Г. Петряевская), эмоциональные и смысловые барьеры учителя (А.А. Баранов, Г.Ф. Заремба, Г.Б. Морозова, Н.А. Подымов).

Профессия педагога одна из профессий, в которой чаще всего приходится сталкиваться с длительным эмоциональным напряжением, не разрешимым вследствие неадекватных установок и позиций личности в трудных условиях жизни. Эта работа требует стойкой психологической уравновешенности [7].

Эмоциогенные нарушения профессиональной дезадаптации педагогов сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

Т.Ф. Орехова одна из первых обратила внимание на профессиональную деятельность педагога, направленную на обеспечение здоровья обучающихся. Автор рассматривает здоровьетворящее образование, направленное на становление (сохранение, поддержание, укрепление и наращивание) здоровья субъектов педагогического процесса, как феномен культуры в условиях их структурно и содержательно организованного каждодневного взаимодействия [9].

Педагогическая деятельность осуществляется в особых условиях, отличается стрессогенностью, что связано с профессиональными требованиями, высокой динамичностью, реальной или предполагаемой угрозой для самооценки, необходимостью осуществлять выбор решения и определять оптимальную стратегию поведения при дефиците времени, неполной и противоречивой информации в условиях повышенного социального контроля и требовательности со стороны общества [1]. Влияние педагогической деятельности на психосоматический статус и на профессиональныенавыкипедагога является психолого – педагогической проблемой.

Обозначенную проблему рассматривали Ф.Н. Гоноболин, И.П. Дмитроченкова, Э.И. Кришенбаум, А.А. Крупенин, В.И. Лещинский, Р.А. Макаревич, Е.И. Рогов, А.В. Савчук, Н.М. Симонова и др.

С целью изучения особенностей психосоматического статуса студентов педагогических специальностей, нами было проведено исследование на базе СКФУ, в котором приняли участие 56 студентов, будущих педагогов-психологов выпускного курса. Были использованы следующие тесты: Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и X. Хесса; тест на определение чувства неуверенности в себе Е.И. Рогов; методика «Оценка предрасположенности к нервному срыву» Рогов Е.И.

В ходе экспериментального исследования невроза у студентов (К. Хек и Х. Хесс) были получены следующие результаты: у 20% студентов высокая вероятность невроза, у 30% приближаются к критическому уровню высокой вероятности невроза в 24 балла; 9 баллов у 50% студентов – это самый низкий показатель (рис. 1).

 

Рис. 1. Показатели по методике экспресс-диагностики невроза К. Хека и X. Хесса

Результаты теста Рогова Е.И. на определение чувства неуверенности в себе показывают, что 20% будущих педагогов имеют высокий уровень неуверенности в себе (показатель С = 5,6), 35% студентов показали средний уровень неуверенности, остальные студенты (45%) достаточно уверены в собственных силах (рис. 2).

Рис. 2. Показатели по тесту на определение чувства неуверенности в себе Е.И. Рогов

Результаты исследования оценки предрасположенности к нервному срыву (Рогов Е.И.) показали, что высокая предрасположенность к нервному срыву у 10% студентов, у 25% – средняя предрасположенность к нервному срыву, у 65% студентов нет склонности к нервному (рис. 3).

Рис. 3. Показатели по тесту по оценке предрасположенности к нервному срыву Рогов Е.И.

В целом оценка психосоматического статуса будущих педагогов-психологов показала удовлетворительные результаты. Так, более чем у 50% студентов выявлен низкий показатель невроза, уверенность в своих силах и отсутствие склонности к нервному срыву. Вместе с тем, достаточно большой процент будущих педагогов-психологов имеют предрасположенность к неврозу и не уверены в собственных силах. Это свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной работы по коррекции психосоматического статуса, так как, данный процесс неотрывно связан с формированием профессионально-значимых качеств будущего педагога-психолога.

Психосоматический статус педагога зависит от функционального состояния организма, онтогенеза личности и условий протекания процесса профессионализации, а затем и условий труда.

  Литература

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – Т.2. – М.: Педагогика,1980. – 283с.
  2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1975. – 447 с.
  3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР-СЭ, 2006. – 525 с.
  4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – 368 с.
  5. Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. – Томск,1990. – 315 с.
  6. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Педагогика, 1984. – 218с
  7. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
  8. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994. – 216 с.
  9. Орехова Т.Ф. Принципы здоровьетворящего образования и их реализация в условиях педагогического процесса школы: методические рекомендации для студентов и учителей: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 48 с. 

Об авторе

Ложечкина Анна Дмитриевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Тагирова Зарина Аятулаховна – магистрант 1 года обучения «Психология», программа «Психологическое консультирование» Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Ложечкина А.Д. Психосоматический статус будущих педагогов-психологов в процессе профессионального становления . [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).