ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Сафукова Н.Н. (г. Ульяновск)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОСОМАТИКИ КАК ДИССОНАНСА ЛИЧНОСТИ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье приведен детальный теоретико-методологический анализ современных психологических исследований, посвященных изучению феномена «психосоматика». Описаны основные подходы к видению структуры, механизмов формирования, основных условий, детерминирующих формирование личности психосоматических заболеваний. Затронут вопрос актуальности изучения взаимосвязи диссонанса личности с соматическим здоровьем человека.

Ключевые слова: психосоматические заболевания, диссонанса личности, психологический фактор.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Условия жизни современного человека требуют от него значительных ресурсов для реализации внутреннего потенциала, целого спектра качеств, свидетельствующих о наличии внутренней и внешней свободы, самостоятельности, способности стратегически планировать свою деятельность, проявлять активность и настойчивость в стремлении к достижению конкретного результата. Направленность на саморазвитие, рост, психологическое взросление, самоактуализацию и самоосуществление является залогом внутренней удовлетворенности, психологического комфорта, внутреннего ощущения здоровья как физического, так и психологического. Уверенность в своих силах и положительном исходе любой жизненной ситуации является неотъемлемой частью способности инициировать собственную активность, нести ответственность за ее результат (как положительный, так и отрицательный) [3, с. 1]. Но в связи с ужесточающейся конкурентной борьбой за рабочие места, требующей профессионализма, знаний и мастерства, не каждая личность может умело преодолевать трудности, стрессовые ситуации, соответствовать стандартам успешного человека в обществе, коим хочется быть. Поэтому подобный подход может привести к психосоматическим расстройствам.

Если обратиться к работе Б. Любан-Плоцца, В. Пёльцдингер, Ф. Крёгер, К. Ледерах-Хофман «Психосоматические расстройства в общей медицинской практике», мы можем без труда наблюдать очень большой спектр заболеваний и расстройств, которые вполне доказано, относят к психосоматическим: болезни органов дыхания, сердечно-сосудистые заболевания, желудочно-кишечные заболевания, головная боль, болезни опорно-двигательного аппарата и т. д.

Проблема психосоматических расстройств – одна из наибо­лее сложных проблем современной медицины и психологии, несмотря на то, что тесная взаимосвязь психического и соматического замечена и изучается в течение нескольких веков, со времен Гиппократа и Аристотеля. В 1818 году немецкий врач из Лейпцига Я. Хайнрот ввел термин « психосоматический». Ему принадлежали слова: «Причины бессонницы обычно психически-соматические, одна­ко каждая жизненная сфера может сама по себе быть достаточ­ным ей основанием». В общепринятый врачебный лексикон термин «психосоматика» вошел лишь спустя столетие.

Психосоматические заболевания (от греч. ψυχή – душа и греч. σομα – тело) – группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов. Психосоматические заболевания впервые появляются как правило в более позднем возрасте, нежели в подростковом. После манифестации хронического или рецидивирующего течения. Психический стресс является решающим условием для специфического органического заболевания.

Любое психосоматическое заболевание является свойством человеческого организма как системы. Оно не выводиться по отдельности ни из психических, ни из физиологических свойств индивида, его невозможно объяснить путем исследования свойств какой-то одной подсистемы – психической или соматической. Только взаимодействие между этими подсистемами и окружающей средой может привести к новому состоянию организма, определяемому как психосоматическое заболевание. И только понимание этих связей может дать возможность эффективно воздействовать на возникшее заболевание [1; 4, с. 9].

По современным представлениям, к психосоматическим за­болеваниям относят следующие расстройства.

  1. Конверсионные симптомы. Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку. Симптом имеет сим­волический характер, демонстрация симптомов может пониматься как попытка решения конфликта. Конверсионные проявления затрагивают в большей части произвольную моторику и органы чувств. Примерами являются истерические параличи и парестезии, психогенная слепота и глухота, рвота, болевые феномены.
  2. Функциональные синдромы. Вэтой группе находится преоб­ладающая часть «проблемных пациентов», которые приходят на прием с пестрой картиной часто неопределенных жалоб, которые могут затрагивать сердечно-сосудистую систему, желудочно-ки­шечный тракт, двигательный аппарат, органы дыхания или моче­половую систему. Беспомощность врача относительно этой симп­томатики объясняется среди прочего многообразием понятий, которыми обозначаются эти жалобы. Часто у таких больных имеются только функциональные нарушения отдельных органов или систем; какие-либо органические изменения, как правило, не об­наруживаются. В отличие от конверсионных симптомов, отдель­ный симптом не имеет специфического значения, будучи неспеци­фическим следствием нарушенной телесной функции. Эти телесные проявления как сопровождающие признаки эмоционального напряжения без характерных черт обозначаются их органными неврозами.
  3. Психосоматозы – психосоматические болезни в более уз­ком смысле. В основе их – первично телесная реакция на конф­ликтное переживание, связанная с морфологически устанавлива­емыми изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор органа. Заболевания, связанные с органическими изменениями, принято называть истинными психосоматическими болезнями или психосоматозами. Первоначально выделяли семь психосоматозов («holy seven»): бронхиальная астма, язвенный колит, эссенциальная гипертония, нейродермит, ревматоидный артрит, язва двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз.

Позже этот список расширился – к психосоматическим расстройствам относят рак, инфекционные и другие заболевания.

  1. Психосоматические расстройства, связанные с особенностями эмоциональ­но-личностного реагирования и поведения – склонность к травмам и другим видам саморазрушающего поведения (алкоголизм, наркомании, табакокурение, переедание с ожирением и др.). Эти расстройства обусловлены определенным отношением, вытекающим из особенностей личности и ее переживаний, что приводит к поведению, результатом которого является нарушение здоровья. Например, наклонность к травмам характерна для личностей со свойствами, которые противоположны точности, тщательности. Повышенное потребление пищи может пониматься как индикатор престижа, социальной позиции или заменой, компенсацией недовольства [5, с. 80]

Психологические факторы играют значительную роль при следующих заболеваниях: мигренях, эндокринных расстройствах, злокачественных новообразованиях. Однако следует различать истинные психосоматозы, возникновение которых определяется психическими факторами и лечение которых должно быть направлено прежде всего на их устранение и коррекцию (психотерапия и психофармакология), оказывают существенное воздействие, меняя неспецифическую резистентность организма, которые при этом не являются первопричиной их возникновения. Существует несколько теорий, объясняющих происхождение психосоматических заболеваний. Согласно одной из них, психосоматические заболевания являются следствием стресса, обусловленного длительно действующими и непреодолимыми психотравмами. Другая теория связывает возникновение психосоматических заболеваний с внутренним конфликтом между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами индивида. Согласно третьей теории, неразрешимый конфликт мотивов (как и неустранимый стресс) порождает в конечном итоге реакцию капитуляции, отказ от поискового поведения, что создает наиболее общую предпосылку к развитию психосоматических заболеваний. Это проявляется в виде явной или маскированной депрессии. Поражение же тех или иных органов и систем обусловлено генетическими факторами или особенностями онтогенетического развития, определяющими и недостаточность механизмов психологической защиты.

В ходе консультационного наблюдения была выявлена взаимосвязь между психосоматическими симптомами и психосоциальным диссонансом личности как механизмом психологической защиты. Понятие психосоциального диссонанса выступает как несоответствие значений индивидуальных или групповых представлений нормам социальной эталонной группы (общества), приводящее к психическому дискомфорту, напряженности, конфликту, которые проявляются в психосоматике, девиациях личности. Выяснилось, что психосоматические симптомы – частые головные боли, боль в спине и шейном отделе выступили как защитная реакция организма на внутренние установки. Конфликт, происходящий в душе человека из-за потери опоры в жизни, нежелания собраться с силами, завышенной самооценки, не желания видеть другие стороны вопроса; упрямства; отсутствия гибкости в отношении с окружающими.

У людей в течение жизни складывается различный диссонансный опыт – опыт преодоления ситуаций психосоциального диссонанса. Резонансно-диссонансная терапия, разработанная в виде тренинговой работы позволяет студентам накопить посильный опыт нахождения в процессе психосоциального диссонанса, регуляции диссонансного состояния, минимизации диссонансности при необходимости и приобретения диссонансной устойчивости для творческого, плодотворного труда. 

Сегодня человеку нужна более обстоятельная и многогранная подготовка для успешных действий в диссонансных ситуациях несовпадения мнений, образа мыслей, картины мира. Трудности и проблемы диссонансных ситуаций находятся не только вне человека, но и в нем самом. Ему обязательно надо знать и понимать себя, уметь готовить себя, управлять собой, чтобы выходить из диссонансных ситуаций с наименьшими потерями. К диссонансным ситуациям в жизни человека, вызванным несовпадением представлений и норм, следует относиться как к неизбежности, как неотъемлемой ее черте, в известном смысле как к норме, в чем-то каждый человек не совпадает с общепринятой нормой. Психосоциальный диссонанс присутствует повсеместно. Культура современного образованного человека предполагает его подготовленность к трудностям жизни в социуме, здоровое отношение к ним и их преодолению, культуру саморегуляции поведения и своих состояний. 

Психосоциальный диссонанс – это не всегда плохо. Развитие человека идет путем преодоления трудностей, при напряжении, повышенной активности и затратах сил. Встречи с трудностями во взаимоотношениях, с диссонансом учат человека, обогащают его полезным для жизни опытом, повышают жизнестойкость. Они могут коренным образом изменить личность человека и его судьбу, заставить иначе посмотреть на окружающих и на себя. Диссонансный опыт позволяет по-новому почувствовать жизнь.

Таким образом, психопедагогическая подготовка позволит студентам приобрести посильный опыт преодоления диссонансных ситуаций (диссонансный опыт), подготовиться к встрече с трудностями социального мира и обеспечить успех в их будущем преодолении в профессиональной деятельности [2, с. 308]. Профилактика, коррекция психосоматических расстройств одна из задач разработанной тренинговой программы по формированию позитивной личностно-профессиональной Я-концепции студентов с целью минимизации диссонансности для продуктивного развития личности.

Литература

  1. Большой психологический словарь. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, 2003.
  2. Васина В.В. Структура психосоциального диссонанса по интенсивности и длительности. // Социальные представления и самоопределение молодежи в изменяющемся мире: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2009. – Т. 2. – 308 с. 
  3. Волкова О.В. Теоретико-методологический анализ исследований выученной беспомощности: актуальность психосоматического подхода. // Сибирское медицинское обозрение, 2013. – №4. – С. 43-47.
  4. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2004. – 992 с.
  5. Палей А.И. Гипотеза соматопсихического диссонанса: неврозологические, наркологические и психотерапевтические аспекты. // Вопросы психологии, 1993. – №1. – С. 78-86. 

Об авторе

Сафукова Надежда Николаевна – кандидат психологических наук, педагог-психолог психологической службы ФГБОУ ВО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия».

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Сафукова Н.Н. Теоретико-методологический анализ психосоматики как диссонанса личности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).