ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Капиева К.Р., Котова И.Б. (г. Армавир, г. Ростов-на-Дону)

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ: СОЗДАНИЕ НОВЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье раскрыт поиск исследователями новых резервов личностного становления и возможностей его оптимизации в различных социальных институтах. Дан обстоятельный анализ концепции Д.И. Фельдштейна, раскрывающей личностное развитие как становление свойств и качеств личности в сложной системе ее функциональных связей и отношений на разных этапах онтогенеза. Показано, что концепция субъектности личности пришла на смену ранее существующим концепциям. В этой концепции рассмотрение личности приобрело явно выраженный аксиологический акцент.

Ключевые слова: развитие, личность, онтогенез, исследования, векторы, психологи, резервы, оптимизация, воспитательные влияния, социальные институты, взросление, уровни развития, условия, факторы, формирование, функционирование, сознание.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Рассмотрение онтогенетического развития личности через призму социального движения не был для отечественной психологии новым. Этот подход отрабатывался целым поколением психологов 20-70 годов ХХ-го (А.Ф. Лазурский, А.И. Нечаев, К.Д. Корнилов, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.). Именно эти ученые развернули поиск новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний различных социальных институтов. Они отстаивали идею наличия в процессе развития периодов особой открытости растущего человека социальным воздействиям, внутренней готовности принятия и реализации их. Отсюда был сделан вывод, что онтогенез развития личности выступает как форма развития человека, становления его как существа социального, как процесса социального взросления, интегрируя все другие достижения. На каждом из этапов личностного развития имеют место свои особенности, свои уровни развития, свои условия и факторы, определяющие специфику его формирования и функционирования. Д.И. Фельдштейн, как и его предшественники, исходил из того, что общество всегда задает эталон личности, процесс развития которой направлен на освоение социального мира, его предметов и отношений [8].

Проблема развития личности – одна из основных в научных исследованиях Д.И. Фельдштейна. С его точки зрения личностное развитие – это становление свойств и качеств личности в сложной системе ее функциональных связей и отношений на этапе взросления. В исследовательском поле автора оказались содержательные и результативные моменты изменений растущей личности: становление сознания, самосознания, личностное самоопределение, структура и механизмы процесса развития личности. Именно они обеспечивают преобразование совокупности элементов психических новообразований, приобретаемых на разных возрастных этапах, в интегрированные свойства, качества личности.

В основу измерения развития личности им было положено изменение состояния уровня социальной зрелости, основными составляющими которой являются индивидуализация и социализация растущего человека на разных этапах всей дистанции его взросления. Следует подчеркнуть, что в качестве измерительного основания личностного развития им были взяты принципы и критерии, единые для всех ступеней жизни человека, что позволило рассмотреть их как особые внутренне целостные циклы онтогенеза.

 Развитие человека как личности Фельдштейн Д.И. характеризует, как развертывание человеческой социальной сущности в нравственных нормах и установках. Он считал целесообразным рассмотрение становления личности в онтогенезе как особой формы проявления социального развития. Выдвинутое им положение напрямую связано с проблемой соотношения биологического и социального в развитии личности. По его мнению, именно социальное является главным содержанием развития ребенка, который только в обществе, в общественных связях присваивает и реализует социальную сущность человека [13].

При разработке концепции развития личности Д.И. Фельдштейн опирался на принцип развития, который выступал к этому времени как общенаучный и как собственно-психологический. Известно, что этот принцип, начиная с работ Л.С. Выготского, занимал центральное место в психологии личности. Развитие трактовалось, как сложный системно-организационный процесс, имеющий различные стадии периоды, этапы, фазы, стороны, уровни, совершаемые спиралевидно и многоступенчато, дискретно и непрерывно, дифференцированно и интегрированно, как переход количества в качество. При этом подчеркивалось, что это движение идет от низшего к высшему [6, 9].

Именно поэтому, в процессе развития личности Д.И. Фельдштейн выделял систему изменений, прогрессивных и регрессивных, необратимых и преемственных, повторяющих в высшем известные черты низшего, дающие перекомбинацию наличных элементов. Основные моменты его концепции базировались на принципе развития. Он стремился доказать, что в прогрессивном, поступательном развитии личности происходит смена литических периодов периодами кардинальных сдвигов, смещений, переломов, резкого перехода к новому типу организации, критическими периодами, которые являются поворотными пунктами в развитии. Эти периоды имеют главным содержанием не проявление уже существующих задатков, а возникновение качественно нового, т.е. новообразований. Появление новообразований обеспечивает движение, хотя автор хорошо понимал, что развитие заключает в себе и моменты инволюции (обратного развития или отмирание старой формы). Обнаружение психических новообразований, раскрытие их субстратных характеристик позволяет прогнозировать ход развития личности. Вслед за Л.С. Выготским, Д.И. Фельдштейн стремился объяснить непрерывный процесс самодвижения личности, подчеркивая непрестанное возникновение и образование нового, не бывшего на прежних ступенях развития. Самодвижение характеризуется им как процесс, который включает единство двух противоположных сторон: интериоризацию существующих вовне социальных факторов, их усвоение, а также выход за пределы накопленного опыта и сформированных навыков, привычек, качеств личности [13].

 Это положение Д.И. Фельдштейн считал значимым, так как в многочисленных концепциях отечественных и зарубежных психологов субъект выступал в качестве единственной причины своего личностного развития (А. Маслоу, С. Холл, А. Гиззел, К. Гольдштейн). Д.И. Фельдштейн вслед за другими отечественными психологами обратился к поиску движущих сил развития личности. В качестве методологической основы выдвигаемого им подхода, послужило теоретическое положение о деятельной сущности человека. Развитие деятельности рассматривается им как постоянный субстрат развития личности, который обеспечивает ей выход за пределы своих возможностей. Именно в деятельности он видел исходную, «порождающую» основу развития личности. Позиция Д.И. Фельдштейна – это дальнейшее утверждение взглядов С.Л. Рубинштейна, который еще в середине пятидесятых годов ХХ-го века провозглашал, что психическое развитие личности опосредовано деятельностью. Развитие личности он характеризовал как прогрессивно-направленный, социально-обусловленный процесс развертывания человеческой сущности. Интегральные линии онтогенеза развития личности – это становление социальной зрелости личности [3, 12]. Ко времени создания концепции Д.И. Фельдштейна основные дискуссии о том, что есть личность и «с чего начинается личность», остались в прошлом. Однако общепсихологическая теория личности еще не была создана, что делало эту проблему по прежнему открытой для новых исследователей, которые представляли личность, как сложноорганизованную функциональную структуру, где воедино взаимосвязаны ее различные компоненты: факторы, уровни, стороны, свойства, качества, отношения, формы поведения. Согласно эмпирико-описательному подходу, личность выступает как мозаика, как совокупность психологических качеств, которые характеризуют отдельного человека в отличие от других людей. Для преодоления ограниченности этого подхода, необходимо было обосновать, чем отличаются изменения личности от ее развития. Усилиями ряда исследователей (В.В. Давыдов, Э.В. Ильенков), было показано, что для личности существенны творческое начало, готовность ломать штампы отношений людей и их мышления, умения производить новые эталоны их деятельности [4, 7]. Отечественные авторы стремились доказать, что развитие личности не представляет собой какой-то самостоятельный процесс, что оно включено в общее психическое развитие человека. Практически все ведущие отечественные психологи (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский) рассматривают психическое и личностное развитие в единстве, не отрицая специфики каждого из них. Усилия Д.И. Фельдштейна были направлены на определение уровней и закономерностей развития личности в онтогенезе. Он стремился расширить и углубить характеристики психологических уровней развития личности, которые обосновывали его предшественники.

Теоретические и эмпирические исследования, проведенные Д.Б. Фельдштейном и его учениками, позволили ему представить поуровневые изменения и характер развития растущего человека как личности. Наиболее крупными ступенями социального развития личности в период от рождения до зрелости, по его мнению, являются два блока, которые он называет фазами становления личности. На первой фазе (от 0 до 10 лет) – фазе собственно детства – происходит становление личности на уровне неразвитого самосознания. На второй фазе (от 10 до 17 лет) – наблюдается активное формирование самосознания растущего человека, выступающего в социальной позиции общественно-ответственного субъекта.

Выделенные фазы охватывают определенные циклы развития личности, фиксируют результат становления позиции ребенка в системе общества и реализацию этой позиции. Изучение поуровневого развития личности оказалось очень продуктивным при рассмотрении ее социального развития в разные периоды онтогенеза. Первая стадия характеризуется появлением тенденцией развития определенной стороны деятельности. На этой стадии накопленные смысловые нагрузки создают новые возможности функционирования ребенка, т.е. создают соответствующее поле для его развернутой деятельности. Вторая стадия отличается максимальной реализацией, кумуляцией развития ведущего типа деятельности. Третья стадия характеризуется насыщением ведущего типа деятельности. При невозможности дальнейшей реализации ее потенций, происходит актуализация другой стороны деятельности. Следовательно, поступательное, социальное развитие личности идет от осознания своих социальных возможностей, через становление новообразований, к укреплению, качественной позиции. Она в свою очередь изменяется в результате творческой активности личности. Проведенные экспериментальные исследования подтвердили, что социальные позиции с особой силой проявляются при переходе ребенка с одной ступени онтогенеза на другую.

Вычленение реально существующих особых уровневых состояний социальной зрелости ребенка в процессе онтогенеза и установления содержания «Я» имеет, по мнению Д.И. Фельдштейна, высокие потенциальные возможности для оптимизации воспитательного процесса, позволяя его строить адекватно психологическим закономерностям формирования социальной активности ребенка. В развитии закономерностей внутри стадий, периодов, этапов, фаз кроются возможности выявления характера развертывания социализации и индивидуализации, т.е. факторов его определяющих. Это позволило более углубленно рассматривать социальное развитие на этапах от рождения до социальной зрелости человека как личности.

Как и другие отечественные психологи, он пытался показать, что формирование личности происходит в специально организуемой деятельности, в процессе ее совместного выполнения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Петровский). Д.И. Фельдштейн стремился доказать, что процесс становления личности, возникновение и развитие этого особого системного качества осуществляется в многообразных социальных отношениях, в которые он включается своей деятельностью. Именно через отношения отрабатывается способность человека быть личностью и развиваться как личность [1, 3, 4, 10].

В течение длительного времени исследования личности располагались в континууме оптимальность (высшие уровни развития и достижения) – пессимальность (кризисные, регрессивные или связанные с преодолением трудностей). Это время, по образному выражению А.В. Брушлинского, было периодом ренессанса концепции субъекта. Следующие десятилетия были временем ее дальнейшей разработки. Психология субъекта разрабатывалась, прежде всего, в российской науке [5]. Однако трактовка личности как феномена субъектности не была для отечественной психологии новой. Так, концепция субъекта разрабатывалась С.Л. Рубинштейном и Д.Н. Узнадзе еще в 20-е годы ХХ века. Позже она была конкретизирована Б.Г. Ананьевым, а с момента выхода в свет книги С.Л. Рубинштейна «Человек и мир» (1973) стала широко распространяться, конкретизироваться и развиваться К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинским, В.П. Зинченко, В.А. Петровским, В.И. Слободчиковым, В.А. Татенко и многими другими.

Основанием для развития категории субъекта стала концепция С.Л. Рубинштейна, который дал классическое понимание субъекта как активности и дополнил его определениями самодетерминации, саморазвития и самосовершенствования. Субъектность предполагает позицию творца собственного жизненного пути, инициирует все виды человеческой активности и способствует ее результативности. О высшем уровне и качестве субъекта жизни может свидетельствовать способность личности организовывать и регулировать свой жизненный путь как целое, подчинять его своим целям и ценностям. При этом особым переживанием субъектности является осознание и переживание смысла жизни как возможности творчества, включенности в жизненные структуры, причастности к общественным ценностям, полноты самовыражения и интенсивности взаимодействия с жизнью.

Понимание личности как субъекта произвело переворот в постановке этой проблемы. Личность стала характеризоваться как субъект в той мере, в какой она использует свой интеллект, свои способности, подчиняет свои низшие потребности высшим, строит свою жизнь в соответствии со своими ценностями и принципами. Категория субъекта стала рассматриваться в качестве системообразующего фактора целостности личности и ее жизненного пути. Субъект – это особая категория, описывающая человека как источник познания и преобразования действительности. Эта категория отражает активное отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Субъектность понимается как центральное образование человеческой реальности, возникающее на определенном уровне развития личности и представляющее ее новое системное качество. Категория субъекта позволяет раскрывать качество активности человека, выявить его место и роль в мире, способность к деятельности, самодеятельности, самоопределению и развитию.

Субъектность – это новое качество бытия, подразумевающее способность к самостоятельному жизнетворчеству, способность производить изменения в мире и в самом себе. Большинством исследователей субъектность понимается как центральное образование человеческой реальности, интегрирующее такие ее характеристики, как активность, рефлексивность, инициативность, творчество, этическую зрелость, самодетерминацию, саморегуляцию, осознанность, самостоятельность и др.

Принципиально важным остается вопрос о природе самого субъекта, субъектной инстанции человека. Сущностными характеристиками человека как субъекта деятельности являются неисчерпаемость и новизна. Человек как субъект сочетает в себе индивидуальность и универсальность, индивидуальное, особенное и всеобщее, организменное и личностное, социальное и биологическое, индивидуальное и общественное.

Субъектная активность выступает наиболее существенным фактором развития и специфическим «индикатором индивидуальности». Категория субъекта интегрирует все другие и связывает их в единую систему. Субъектная интенция выражается в стремлении воспроизвести и реализовать по максимуму свой психический потенциал, развить свою психику до возможных пределов совершенства, сохранить этот уровень как можно дольше, обеспечивая тем самым становление и развитие личностных структур.

К концу ХХ-го века четко вырисовалась задача разработки системно-уровневой концепции развития личности, раскрытия диахронического, т.е. развертывающегося во времени строения жизненного пути личности и соединения структурно-статического исследования личности с процессуально-динамическим [12].

Проведенное исследование позволило выявить исторически сложившиеся теоретические предпосылки и методологические подходы к исследованию проблемы развития личности в отечественной психологии; раскрыть основные теории и концепции развития личности. На основе их рефлексивного анализа были выделены основополагающие принципы развития личности, которые обуславливают возможность создания и реализации личностно развивающей модели образования.

Следовательно, психологи вплотную подошли к необходимости нахождения и осмысления законов и механизмов как процесса социализации, так и процесса индивидуализации. В дальнейшем к этой проблеме обращаются многие психологи – В.С. Мухина, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, В.А. Петровский, А.Г. Асмолов, В.В. Столин, В.Э. Чудновский, В.П. Зинченко, И.С. Кон и др.

Литература

  1. Анциферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал, 1992. – № 5.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности как предмет психологического исследования. – М.: Изд-во МГУ, 2001.
  3. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1976. – № 6. – С. 45-53.
  4. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии. // Вопросы психологии, 1997. – №5 .
  5. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М., 1994.
  6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984. – Т. 2. – С. 251.
  7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. – М., 1994.
  8. Котова И.Б. Идея личности в мировой психологии: теория, методология, история. – Сочи: НОУ ВПО МИУ, 2012. – 320 с.
  9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1983. – T.1. – 392 с ; Т. 2. – 320 с.
  10. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии,1984. – № 4.
  11. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на- Дону. Изд. «Феникс», 1996. – 512 с.
  12. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: дис. … доктора. психол. наук. – М., 1994.

12.Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М.: Институт Практической психологии, 1996. – 512 с. 

Об авторе

Капиева Кнара Робертовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирского государственного педагогического университета.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Котова Изабела Борисовна – доктор психологических наук, профессор, член-корр. Российской Академии Образования, профессор кафедры психологии личности и профессиональной деятельности ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Капиева К.Р. Социальное развитие личности в онтогенезе: создание новых исследовательских концепций. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).