ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Гревцева О.В. (г. Ставрополь)

МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПАНСИОННОГО ТИПА

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье обоснована актуальность формирования стрессоустойчивости у воспитанников образовательных учреждений пансионного типа, рассмотрены особенности образовательной среды данных учреждений. Представлены критерии и показатели стрессоустойчивости, а также диагностические методики, позволяющие выявить показатели стрессоустойчивости у воспитанников учреждений пансионного типа.

Ключевые слова: критерии, образовательная среда, пансион, показатели, стрессоустойчивость.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

На современном этапе развития, наше общество, со слов А.А. Деркача, нуждается в воспитании личности, способной не только к воспроизведению существующих норм и традиций, но и умеющей активно и самостоятельно анализировать, оценивать, делать выводы, принимать адекватные, объективные решения, саморазвиваться в личностном и профессиональном плане [3, с. 9]. В связи с этим, возник запрос общества, государства на создание образовательных учреждений, ориентированных на воспитание всесторонне образованных и патриотически настроенных молодых людей, что возродило пансионное образование.

 Наиболее ярко и широко образовательные учреждения пансионного типа представлены Министерством обороны РФ, к ним относятся: Президентские кадетские, Суворовские военные, Нахимовское военно-морское, Московское военно-музыкальное училища и кадетские корпуса. Одной из главных задач таких учреждений, является подготовка воспитанников к профессиям, связанным с военной сферой деятельности, с деятельностью в силовых структурах и пр. Эти сферы деятельности, имея свою специфику, накладывают отпечаток на организацию образовательного процесса, в рамках которого осуществляется интеллектуальная, физическая, эмоциональная подготовка личности к освоению и принятию специфических профессиональных функций, требующих от самой личности высокого уровня саморегуляции, самоконтроля, стрессоустойчивости.

Феномен стрессоустойчивости становился предметом научного интереса, как у зарубежных, так и у отечественных исследователей. И все исследователи, изучающие этот феномен, сходятся в том, что он не имеет однозначного толкования. Так, с позиции системно-структурного и интегративного подходов стрессоустойчивость рассматривается как целостная характеристика личности, обеспечивающая устойчивость человека к фрустрирующему и стрессогенному воздействию среды и как необходимая составляющая эффективного личностно-профессионального развития и саморазвития субъекта жизнедеятельности.

В нашем случае, мы говорим о феномене стрессоустойчивости применительно к категории обучаемых, прибывающих в специфических условиях, в частности в условиях особой образовательной среды. Специфика образовательных учреждений пансионного типа имеет не только плюсы, но и факторы риска, которые связаны с одной стороны с особенностями образовательной среды, с другой стороны индивидуально-типологическими особенностями воспитанников.

В частности, образовательная среда, представленная в виде совокупности условий, обеспечивающих качество воспитания учащихся, является, в первую очередь, источником множества стрессогенных факторов, с которыми сталкиваются поступившие дети. Стрессогенными факторами, могут выступать: условия пансионного учебного заведения (проживание на территории учебного заведения); отсутствие противоположного пола среди воспитанников; отсутствие личностного пространства; единообразие в одежде (форма); нахождение под постоянным контролем; изолированность от близких и родных людей; отсутствие материнской ласки; а так же факторы, с которыми сталкивается каждый пятиклассник (разнообразие педагогического состава; непривычное расписание; множество кабинетов и др.).

Вторая группа факторов риска связана с возрастными и индивидуальными особенностями обучаемых. Известно, что воспитанниками пансионных учебных заведений чаще всего становятся дети 10-11 лет, закончившие четвертый класс. А это начало подросткового кризиса. Индивидуально-типологические особенности детей также правомерно рассматривать в качестве источника возможного неблагополучия. К ним можно отнести следующее: особенности коммуникативной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер; адекватность самооценки; проявление враждебных и агрессивных реакций; сформированность и проявление уровней тревожности, учебной мотивации, воспитанности и т.д. Все это обусловлено возрастом, неоднородным составом воспитанников и их семей, особенностями воспитания и т.д.

Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что в поддержании стрессоустойчивости личности воспитанника, так или иначе, участвуют все структуры личности.

А так, как в нашем случае речь идет о стабильном функционировании системы психологических процессов у воспитанников под воздействием психотравмирующих факторов образовательной среды, то в качестве первого критерия, на наш взгляд, следует рассматривать интеллектуальный критерий. И это не случайно, т.к. в исследованиях О.А. Круглова, Е.В. Митиной, М. Тышковой, отмечается, что в сложных жизненных ситуациях ведущее значение приобретает познавательный компонент, обеспечивающий личности ее разрешение [6; 10; 13]. Показателями этого критерия могут выступать: общий уровень интеллекта, практичность мышления, любознательность, воображение, ориентированность на познание сложных явлений, склонность к риску отстаивать свои идеи, консерватизм, академическая успеваемость.

Следующим критерием оценки стрессоустойчивости у воспитанников пансионных образовательных учреждений, по нашему мнению, должен стать, эмоциональный критерий, который представлен не только эмоциями и чувствами, но также тревожностью и самооценкой. Данный критерий мы выделяем, опираясь на исследования А.И. Лактионовой и К.В. Пыжовой, которые в своих исследованиях отмечают, что адаптация к новой жизненной ситуации вызывает у многих воспитанников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов [8; 11].

Показателями эмоционального критерия являются: общая и школьная тревожность, переживание социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями, вербальная и физическая агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, напряженность, повышенная чувствительность, низкая эмоциональная устойчивость и адекватность самооценки.

Следующим в качестве обязательного критерия стрессоустойчивости у воспитанников пансионных учебных заведений предлагаем рассматривать волевой критерий. Теоретические исследования Е.П. Ильина Ю. Б. Гиппенрейтер, В.И. Евдокимова, В.Л. Марищук и др. показывают, что существенное влияние на успешность выполнения учебных задач оказывает уровень развития волевых качеств, способность воспитанника преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое преодолел воспитанник на пути к поставленной цели, тем сильнее его воля. Основными показателями волевого критерия могут выступать: уверенность в себе, самоконтроль, сдержанность, самочувствие, настроение, активность, отношение к учению, к общественно полезному труду, чувство долга, дисциплинированность, бережливость [2; 4; 9].

Не менее важным, на наш взгляд, в системе критериев оценки уровня стрессоустойчивости у воспитанников учебных заведений пансионного типа является мотивационный критерий. Выделение мотивационного критерия также не является случайным. Так, например, С.В. Гани и А.Л. Рудаков ведущим компонентом стрессоустойчивости считают именно мотивационный компонент, отмечая при этом связь между учебной мотивацией и успешностью в учебной деятельности [1; 12]. В число наиболее значимых показателей мотивационного критерия нами были включены: познавательные, коммуникативные, эмоциональные мотивы, мотивы саморазвития, активная позиция «школьника», мотив достижения, внешние мотивы, подверженность чувствам.

Значимым, при оценке уровня сформированности стрессоустойчивости у воспитанников пансионных образовательных учреждений, является коммуникативно-поведенческий критерий. Этот критерий, с нашей точки зрения, должен отражать устойчивость функционирования коммуникативных и поведенческих процессов личности, что обеспечивает ей, в первую очередь, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента. Ведь для воспитанников, в условиях пансионного учреждения, очень актуально проявление терпения и сдержанности в условиях провоцирующих конфликтное поведение, в некоторой степени даже снисходительность к окружающим. В такой ситуации им важна нейтральная позиция по отношению к тому, что противоречит собственным взглядам и интересам. И в этом воспитанникам могут помочь такие качества как простота и скромность, ведь скромный воспитанник потому не придает особого значения своим положительным качествам, что считает их для себя совершенно обязательными, само собой разумеющимися. А еще необходимо положительное восприятие картины мира, доверие к людям. И все это может вызывать сильное эмоциональное и физическое напряжение, которое в свою очередь негативно отражается на общем самочувствии воспитанников, их поведении и отношениях с окружающими.

Это следует объяснить и тем, что психологически подростковый возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости как главного личностного новообразования. В свою очередь, это способствует ориентированности подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Это находит свое подтверждение во многих научных исследованиях: Л.Г. Ионина, Л.В. Куликова и др. [7].

Показателями коммуникативно-поведенческого критерия, на наш взгляд, могут быть: общительность; доминантность; доверчивость; дипломатичность; смелость; конформизм; коллективизм и товарищество; доброта и отзывчивость; социально-психологическая адаптация; дружелюбие; удовлетворенность от общения; продуктивность в общении; ощущение теплоты, сотрудничества взаимоподдержки; чувство согласия; увлеченность; занимательность; успешность; коэффициент сплоченности коллектива. К числу показателей этого критерия считаем возможным отнести и такие характеристики как простота и скромность, честность и правдивость в отношениях с другими субъектами взаимодействия.

Несмотря на различие точек зрения, относительно иерархии компонентов, большинство авторов едины во мнении, что стрессоустойчивость – это не просто их сумма, а интегральное образование. Поэтому, мы можем предположить, что воспитанники могут существенно различаются между собой по уровню стрессоустойчивости. Могут отмечаться и индивидуальные различия в проявлении стрессоустойчивости к различным типам сложных ситуаций и возникающему под их воздействием стрессу. В частности, менее устойчивые воспитанники могут не полностью использовать своих возможностей в образовательном процессе, быть менее адаптированы к требованиям образовательного учреждения пансионного типа, в связи, с чем они могут стать более склонными к различным нарушениям в поведенческой, коммуникативной и эмоционально-волевой сферах.

Так, В.Э. Чудновский выделил четыре уровня устойчивости личности, а Д.С. Коновалова выделяет три уровня психологической устойчивости кадров управления: начальный, средний и акмеологический [5; 14].

Для понимания уровня сформированности стрессоустойчивости у воспитанников к специфике образовательной среды пансионного учебного заведения, и отталкиваясь от качественных характеристик стрессоустойчивости, мы предлагаем выделить следующие характеристики сформированности стрессоустойчивости.

Низкий уровень, характеризуется эмоциональной нестабильностью, подверженностью чувствам, низкой нормативностью, слабым развитием общего уровня интеллектуального развития. Слабой активностью, отсутствием активной жизненной позицией, дезадаптацией, социальной изоляцией. Неудовлетворенностью самореализацией, низкой самооценкой, высоким уровнем тревожности и враждебности, неудовлетворительным статусом в социальной группе (классе).

Средний уровень, представлен ситуативными эмоционально-волевыми проявлениями. Воспитаннику свойственны самостоятельность, возможны проявления самореализации и самоорганизации, хотя общественная позиция еще не проявляется. Может отмечаться склонность к непостоянству, влиянию случая и обстоятельств. Воспитанник не прилагает усилия по выполнению групповых требований и норм. Отмечается расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость. Так же наблюдается мягкость, устойчивость, зависимость, стремление к покровительству.

Высокий уровень. Характеризуется стабильностью эмоционально-волевой сферы, высокой нормативностью, высоким развитием общего уровня интеллектуального развития, активной жизненной позицией, высокой адаптацией, удовлетворенностью самореализацией, адекватной самооценкой, отсутствием враждебных, агрессивных реакций и тревожности, удовлетворительным статусом в социальной группе (классе).

Основываясь на теоретическом анализе научной литературы, для четкого понимания сформированности стрессоустойчивости у воспитанников к специфике образовательной среды учреждений пансионного типа, мы предлагаем следующим образом рассматривать критерии, показатели и уровни сформированности отдельных составляющих стрессоустойчивости у воспитанников образовательных учреждений пансионного типа. А также предлагаем те методы, которые позволят определить уровень сформированности этих показателей (таблица 1).

Таблица 1.

Критерии и показатели стрессоустойчивости у воспитанников, обучающихся в образовательном учреждении пансионного типа

Критерии

Показатели

Методы выявления

 

 

Интеллектуальный

Общий уровень интеллекта

Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела (16PF – опросник)

 

Практичность мышления

 

Консерватизм

 

Воображение

 

Методика диагностики личностной креативности

 (Е.Е. Туник)

 

Склонность к риску отстаивать свои идеи

 

Любознательность

 

Ориентированность на познание сложных явлений

 

Академическая успеваемость

Анализ академической успеваемости (средний балл)

 

 

Эмоциональный

Школьная тревожность

«Тест школьной тревожности Филлипса»

 

Переживания социального стресса

 

Фрустрация потребности в достижении успеха

 

Страх самовыражения

 

Страх ситуации проверки знаний

 

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

 

Физиологическая сопротивляемость стрессу

 

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

 

Физическая агрессия

Опросник

Басса-Дарки

 

Раздражение

 

Негативизм

 

Обида

 

Подозрительность

 

Вербальная агрессия

 

Напряженность

Методика

Р. Кеттела (16PF – опросник)

 

Чувствительность

 

Эмоциональная устойчивость

 

Адекватность самооценки

 

 

Волевой

Уверенность в себе

Методика Р. Кеттела (16PF – опросник)

 

Самоконтроль

 

Сдержанность

 

Хорошее самочувствие

Методика САН

 

Хорошее настроение

 

Активность

 

Ответственное отношение к учению

Методика Н.П. Капустина, М.И. Шиловой

 

Ответственное отношение к общественно полезному труду

 

Чувство долга

 

Дисциплинированность

 

Бережливость

 

 

Мотивационный

Познавательные мотивы

«Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М.В. Матюхиной

 

Эмоциональные мотивы

 

Коммуникативные мотивы

 

Мотивы саморазвития

 

Активная позиция «школьника»

 

Мотив достижения

 

Внешние мотивы

 

Подверженность чувствам

Методика Р. Кеттела (16PF – опросник)

 

 

Коммуникативно-поведенческий

Общительность

Методика Р. Кеттела (16PF – опросник)

 

Дипломатичность

 

Доминантность

 

Доверчивость

 

Смелость

 

Конформизм

 

Коллективизм и товарищество

Методика Н.П. Капустина, М.И. Шиловой

 

Доброта и отзывчивость

 

Честность и правдивость

 

Простота и скромность

 

Социально-психологическая адаптация

Методика диагностики социально-психологической адаптации

К. Роджерса и Р. Даймонда

 

Дружелюбие

Методика А.Ф. Фидпера «Оценка психологической атмосферы в коллективе»

 

Удовлетворенность от общения

 

Продуктивность в общении

 

Ощущение теплоты

 

Ощущение сотрудничества

 

Ощущение взаимоподдержки

 

Чувство согласия

 

Увлеченность

 

Занимательность

 

Успешность

 

 

Детальный анализ показателей стрессоустойчивости у воспитанников образовательных учреждений пансионного типа, позволит определить актуальные направления работы психологической службы по формированию способности личности воспитанника противостоять влиянию стрессогенных факторов образовательной среды и умению сохранять в процессе взаимодействия с другими субъектами адекватную самооценку, позитивное психоэмоциональное состояние, самоконтроль поведения, высокий уровень морально-этических принципов поведения в трудных ситуациях, результативность учебной и трудовой деятельности. Формирование стрессоустойчивости у воспитанников образовательной среды учреждений пансионного типа, является необходимым условием их личностно-профессионального развития и конкурентоспосоности.

Литература

  1. Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте: дис. … канд. психол. наук. – М., 2009. – 199 с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. О природе человеческой воли. // Психологический журнал, 2005. – Т. 20. – № 3. – С.15-23.
  3. Деркач А.А. Модернизация образования как условие опережающего социально-экономического развития страны (продолжение). // Научно-практический журнал «АКМЕОЛОГИЯ», 2011. – №4. – С. 8-21.
  4. Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. – М., 1972. – С. 16.
  5. Коновалова Д.С. Развитие психологической устойчивости кадров управления: дис. ... канд. псих. наук. – М., 2011. – 158 с.
  6. Круглов О.А. Предпосылки регуляции аутопсихологических акме-функций преодоления реакций в стрессовых ситуациях. // Научно-практический журнал «АКМЕОЛОГИЯ», 2013. – №1 – С. 113-118.
  7. Куликов Л.В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. – СПб., 2004. – 115 с.
  8. Лактионова А.И. Взаимосвязь жизнеспособности и социальной адаптации подростков: дис. ... канд. псих. наук. – М., 2010. – 184с.
  9. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Изд. дом Сентябрь, 2001. – 260 с.
  10. Митина Е.В. Психолого-акмеологическое сопровождение профессиональной самоориентации школьников: автореф. дис. ... канд. псих. наук. – Тамбов, 2012. – 29 с.
  11. Пыжова К.В. Психологические особенности подростков с коммуникативными трудностями в общении: дис. ... канд. псих. наук. – Ростов-на-Дону, 2009. – С. 215.
  12. Рудаков А.Л. Санногенная рефлексия как фактор стрессоустойчивости личности (на примере спортсменов по вольной борьбе): дис. ... канд. псих. наук. – М., 2009. – 219 с.
  13. Тышкова М. Исследование устойчивости детей и подростков в трудных ситуациях. // Вопросы психологии, 1987. – № 1. – С. 27-34.
  14. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. – М.: МПСИ, 2006. – 767 с.

Об авторе

Гревцева Оксана Вячеславовна – аспирант кафедры социально-гуманитарных дисциплин Северо-Кавказского социального института, г. Ставрополь.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Гревцева О.В. Методы и методики, позволяющие определить уровень стрессоустойчивости у воспитанников образовательных учреждений пансионного типа. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).