ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Лебеденко Е.Н. (г. Ставрополь)

 

КАРТА ПРОСТРАНСТВА СУБЪЕКТИВНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В данной работе кратко рассматривается обоснование гипотезы о структурировании пространства субъективной психической реальности, решение задачи правомерности выделения ее как особого пространства, как целого, имеющего структурную организацию. Пространство психической реальности описано как пространственно-временной континуум, описан принцип его картирования. Исследованы «начала» психической реальности, рассмотрены вопросы соотношения идеального и материального, субъективного и объективного, внешнего и внутреннего, и показаны механизмы, которые их объединяют. Выделены основные принципы причинности, позволяющие целостно осмыслить психическую реальность, как систему. Выделены основные структурные компоненты: ось познания и ось деятельности и их функция. Рассмотрена «единица» психического – «потребностно-установочная система», как структурная и функциональная единица пространства психической реальности, описаны принципы, детерминирующие ее организацию, алгоритм и программа ее работы. Отмечено прикладное значение «карты» как целостной системы, позволяющей наглядно «обозревать» психическое, ее возможности для осознанного направления сознания – как теоретического, так и для терапевтического и педагогического.

Ключевые слова: пространство субъективной психической реальности, карта, принципы структурирования, единица психического, потребностно-установочная система, объективное, субъективное, идеальное, материальное.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Задача описания субъективной психической реальности, как пространства зарождения и «жизни» сознания человека, упирается в суждение о том, что «сознание есть субъективное отражение объективной реальности». Тем самым, эта задача практически сопоставима с описанием всей объективной реальности, познание которой, начавшись с античной мифологии и натурфилософии, преобразовалось в современное научное знание, дифференциация которого выражается в обширном количестве специальных научных дисциплин.

Стратегия анализа и синтеза, выделение психического как структурированного целого, описание его как системы, выделение «единицы психического», содержащей все основные свойства целого, по мнению А.Б. Ломова, позволит выявить в нем «существенное» и увидеть «психическое в его сложной динамике». Как один из путей решения этой задачи он рассматривает «эклектизм» [9, с. 44].

Мы предлагаем системное описание психической реальности, как «Карту пространства психической реальности» – как целостной системы, как структурного образования, в котором все части находятся во взаимодействии. Используя основополагающие категории психики: потребность, темперамент, познание, деятельность, личность и сознание, и, вводя новые понятия, мы предполагаем раскрыть их механизмы и выявить динамику, возникающую в результате их взаимодействия в пространстве субъективной психической реальности.

Пространственно-временной принцип организации психических структурПринцип картирования.

Любой путь начинается с первого шага. Первую карту, как и первую концепцию моделей, для объяснения и понимания сложных природных явлений, ввел в науку греческий философ Анаксимандр.

Составляя «Карту пространства психической реальности», мы опирались на принцип картирования реальности. Э. Толмен, создатель когнитивного бихевиоризма, описывая опыты с крысами, помещенными в лабиринт, делает вывод, что в мозгу крысы формируется «нечто», подобное «карте поля окружающей обстановки». Он считает, что подобные карты определяют поведение не только крыс, но и людей, как ожидания, которые ориентируют, регулируют и задают направление поведению человека.

Открытие «пространственных клеток в гиппокампальной формации» подтвердило предположение Толмена о перекодировании внешних стимулов в пространственные мозговые карты. Нобелевская премия по медицине и физиологии за 2014 год была вручена Джону О. Киффу и Эдварду и Май-Бритт Мозер за открытие существования в головном мозге системы глобального позиционирования, которая определяет возможности пространственной ориентации, «картируя» пространство и демонстрирует клеточную основу высших когнитивных функций.

Клетки направления головы и клетки места у животных и человека активируются до появления у них чувственного опыта. Затем, постепенно «включаются» клетки решетки, которые «картируют» субъективный опыт. Подобный механизм структурирования – ученые назвали «внутренней GPS мозга». Он позволяет мозгу новорожденного, опираясь на врожденные «клетки места», как на начальную точку в системе координат, сопровождать приобретение субъективного опыта построением пространственных ментальных карт с помощью «клеток решетки».

Структурирование клеточными ансамблями мозга сигналов, поступающих из пространства окружающей реальности, в виде пространственных и временных координат, позволяет выдвинуть гипотезу о структурировании пространства психической реальности и попытаться составить его «карту». И осуществить, таким образом, переход от «беспространственных» представлений о психической реальности (А.Р. Лурия, 1969), к решению задачи выделения ее как особого пространства, как целого, имеющего структурную организацию. При ее составлении мы использовали важный принцип работы мозга – принцип наведения порядка в поступающей информации, ее структурирование.

Исследуя пространство психической реальности, мы опирались на теории и концепции авторитетных ученых: принцип доминанты А.А. Ухтомского, теорию установки Д.Н. Узнадзе и его «биосферную» концепцию, теорию культурно-исторического развития Л.С. Выготского, метамодель развития Ж. Пиаже. Концепции Платона, Аристотеля, Р. Декарта, концепцию «логической триады развития» Г.В.Ф. Гегеля, концепцию познания И. Канта. Исследования А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Б. Ломова, Н.А. Бернштейна, А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Л.М. Веккера и др.

И. Кант считал пространство и время идеальными категориями, данными нам a priori, до всякого опыта. Особой реальностью, опосредующей всю логику структурирования знаний, организующей структуру индивидуального опыта. Он рассматривает эти категории «как условие возможности явлений», как априорные пути познания мира. Он утверждает, что «..как явления вещи могут существовать только в нас, а не сами по себе», явление вещей может происходить только в пространстве, которое выступает как «форма» [6, с. 66-69].

Мы считаем, что пространство психической реальности выступает в качестве той особой «формы», той особой реальности, в которой, согласно Канту, мы и познаем «явления вещей», в котором они нам «являются» на основе чувственного способа восприятия.

Н.А. Бернштейн, описывая живое движение человека как определенную целостность и саморегулирующуюся индивидуальную систему, выражает ее в топологических терминах «моторного поля» и в терминах «потребного будущего» как «образа цели» (синтетической конструкции, выражающей временной интервал). Описывая целостность живого движения в пространственно-временных категориях, Бернштейн предполагал существование некоего центра, отображающего проекции внешнего пространства, то есть существование пространственно-временного принципа структурирования психического, вопрос обоснования которого «со временем решит физиология» [11].

Пространственно-временной принцип восприятия внешней реальности, как основной координационный принцип структурирования психического, обеспечивает важнейшие эмпирические характеристики психического образа – его предметность и целостность.

Пространственно – временной континуум, как физическая реальность, как априорный (Кант), сущностный «интервал взаимодействия», – создает условия для:

«одномоментности» (структурирования поступающих извне сигналов «здесь и сейчас», осуществления «перцептивного момента», возникновения «фи-феномена» (М. Вертгеймер) – преобразования временной последовательности в пространственную одновременность – пространственно-предметную целостную структуру);

«избирательности» (преимущественное выделение одних сигналов и игнорирование других);

«причинности» («как закономерного протекания процесса, в котором задание начального состояния определяет последующие состояния», т.е. – возникновение «точки отсчета» и связи состояний в процессе движения: «Временной промежуток не есть свойство событий самих по себе, а … выражает их отношение к системе отсчета и только в ней имеет смысл») [16, с. 168-212].

Идея «единого пространственно- временного континуума» появилась сначала «как теоретическая конструкция, идущая вразрез с чувственной очевидностью» [16, с. 172]. Современные открытия о существовании гравитационных волн подтверждают идеи А. Эйнштейна, который выразил основной философский результат теории относительности в следующем высказывании: «Суть его такова: раньше считали, что если каким-то чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности, вместе с вещами исчезли бы и пространство и время», отрицая тем самым пространство и время как самостоятельные субстанции и утверждая их как способ существования материи [16, с. 191]. По мнению Л.М. Веккера, психика пока остается «свободной от пространства и времени».

Таким образом, пространство психической реальности – это пространственно-временная психическая структура, которая «картируется» с участием мозговых ансамблей нейронных сетей. В ее «ткани» на основе врожденной информации появляются прижизненные, социально обусловленные структуры, кристаллизирующие сознание.

А.И. Розов, рассматривая проблему теоретического объяснения психической реальности, считает вопрос соотношения материального и идеального, объективного и субъективного – первостепенным. Этот вопрос, является актуальным и в психологии и в философии: «Физический, природный мир (как мир) существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как эти два способа бытия, два вида реально связаны между собой, является одним из основных вопросов философии…» [1, с. 423].

Д.Н. Узнадзе, осуществляя попытку решения психофизиологической проблемы – «попытку прорваться к искомому механизму целесообразности поведения, поскольку этот механизм должен объединить в себе данные и свойства внешнего и внутреннего», создает «биосферную концепцию», определяя термином «биосфера» доселе неизвестную область. Биосфера, определяясь внешним воздействием, предопределяет всю психическую жизнь. Это теоретическое предположение Узнадзе выдвинул с целью объяснения всей психической жизни. «Тем не менее, некоторые интуитивные прозрения о такой реальности можно усмотреть в концепции анамнезиса Платона, по сути означающей, что истина существует до акта познания и в готовом для познания виде», в учении Лейбница «о предустановленности гармонии между материальным и душевным» [13, с. 15-19].

В целях исследования «начал» психической реальности необходимо обратиться к тому периоду развития научной мысли, когда еще не существовало разделения «бытия» на объективную и субъективную реальность. Античная философия сфокусировала свой взгляд на «началах» всего сущего. В диалоге Платона (427-347 до н.э.) «Тимей» сливаются «первоначала» творения – и божественное и человеческое, бытие осмысливается как единое целое, объединенное общими закономерностями. Обращаясь к анализу работ Платона и Аристотеля, мы ставим задачу: выделить основные принципы, согласно которым можно целостно осмыслить психическую реальность, как систему.

Для Платона, создавшего не устаревающее в веках учение, существует только один мир, части которого системным образом связаны между собой: «космос, – охватывающий все существующее». Это – упорядоченная реальность, в которой «мысль и объект, идея и процесс, ценность и факт определенным образом соотносятся друг с другом» [5, с. 217]. Наивысшей идеей и причиной этой общей системы реальности является идея Добра, или – Ум.

Платоном была предложена система логических категорий бытия, которые он трактовал, как «последовательно вытекающие друг из друга» [12, с. 56]. Рассматривая логическую систему категорий Платона, как логическое противопоставление в парах: тождество – различие; покой – движение; в их динамических и диалектических связях, мы выделяем в ней принцип «Логической координации». Этот же принцип использовал Ж. Пиаже, представляя процессы ассимиляции и аккомодации, и их постоянное уравновешивание.

Этот динамический принцип причинности мы будем называть принципом «горизонтальной логической координации». Это логика детерминации психического в дихотомии: «или то – или другое», в ее взаимных переходах и уравновешивании.

Основное положение философии Платона состоит в том, что «идея» вещи – истинная причина ее рождения. Идея вещи предшествует самой вещи и никакая вещь не может возникнуть, если нет ее идеи. Платон, стремясь понять преобразующую силу идеи, расширил сферу поиска этой силы на все мироздание, и пришел к мысли, «что не только у человеческих поступков, но и у всех вещей и вообще у всего материального мира есть некие нематериальные причины» [4, с. 94].

Поскольку идея – это смысл вещи (умозрительный объект) и чтобы ее познать, прежде всего, надо познать, чем одна вещь отличается от другой, надо знать законы возникновения всех вещей и т.д. Но идея существует прежде рождения познающей мысли. Следовательно, должно существовать то, «внутри чего совершается рождение». У Платона – это Душа мира и Душа человека.

Платон образно представил данное положение в концепции, которая обособляет «три рода»: «теперь нам следует мысленно обособить три рода: то, что рождается, то, внутри чего совершается рождение, и то, по образу чего возрастает рождающееся» [4, с. 117].

Представим эту концепцию зависимости «Ума», «идеи» и «вещи» – как модель «умопостигаемого» бытия.

Рис. 1 Модель «Умопостигаемого» бытия (по Платону)

 

 В этой модели можно выделить другой тип детерминации. Назовем его – принцип «смысловой координации». Это принцип «вертикальной смысловой координации». Форма детерминации психических процессов по принципу: «Для чего активность? В чем ее смысл?». «Модель умопостигаемого бытия» выражает его как диалектический процесс «вечного движения». Движение мысли, которая соединяет идеальное и, затем, «сотворенное» – материальное. Осуществляется это движение мысли в «пространстве рождения идеи». Платон и Аристотель называли это пространство «душой», мы называем это пространство «пространство психической реальности».

Платон видел в идее потенциальную возможность возникновения и познания вещи. Аристотель (384-322) видел такую возможность возникновения и познания вещей не только в идее, но и в материи. Развивая концепцию Платона, он выступал против одностороннего восприятия и упрощения теории идей Платона. Он говорил о том, что идея вещи присутствует в самой вещи как ее «душа»: «Итак, душа есть причина и начало живого тела» [3, с. 402].

Аристотель считает душу «сутью бытия и формой» естественного тела, «присущего жизни, которое в самом себе имеет начало движения и покоя». Он поясняет это следующим образом: «Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Ведь зрение и есть сущность глаза как его форма (глаз же есть материя зрения); с утратой зрения глаз уже не глаз, разве только по имени, так же как глаз из камня или нарисованный глаз» [3, с. 395].

Следуя логике Аристотеля, душа Человека (пространство его психической реальности), – суть его бытия, форма его бытия. «И если ее отделить», то человек «уже перестал бы быть» человеком «и был бы таковым лишь по имени» [3, с. 395].

Ум у Аристотеля – это высшая, вечная сущность и причина всех вещей. Ум, оставаясь неподвижным, неподверженным ничему, является перводвигателем всего. Он содержит «собственную чисто умственную материю, как возможность овеществления своей сущности» [4, с. 150].

Душа является формой и движущим началом: движение присуще ей «по природе, а если движение, то и место». Аристотель пишет, что имеется четыре вида движений души: перемещение, превращение, убывание и возрастание. Он указывает: «Душа движет живое существо…некоторым решением и мыслью» [3, с. 380]. Душа представляется способной «приводить в движение и познавать» – как способность одушевленного существа, т.е. осуществлять процесс познания вещи и процесс создания вещи. Мы обозначим эти «способности души» как Ось Познания, – на которой осуществляется процесс познания, и Ось Деятельности – как процесс создания вещи.

Процесс познания и создания вещи, осуществляемый в пространстве души (пространстве психической реальности), посредством четырех видов движений: перемещения – превращения, и убывания – возрастания, мы определяем как процесс преобразования на осях научения, как важный структурный компонент пространства субъективной психической реальности.

Аристотель определяет четыре «причины» – четыре фактора, которые «ответственны за то, что вещь есть то, что она есть» (и искусственные и естественные вещи). Роберт С. Брамбо пишет, что Аристотель верил в постижимость и упорядоченность природы и поставил себе задачу «доказать, что весь реальный мир может быть упорядочен с помощью его четырех причин». Брамбо утверждает, что «модель из четырех «причин» служит структурным каркасом для всех видов реальности» [5, с. 248-250].

«Эти измерения таковы: материя – материальная причина; идея – формальная причина, план или модель, которая делает это существующее, тем, что оно есть; создатель или родитель, благодаря которому вещь появляется на свет – действенная причина; конечная причина – применение, или цель ее существования» [5, с. 249].

Субстанция, как единица реальности, точно воспроизводит «экземпляр типа» – «индивидуальную вещь». В этике, исследуя человеческую индивидуальность, Аристотель показывает, что все четыре причины имеют значение для раскрытия всех возможностей человека.

Мы определяем модель из четырех причин Аристотеля как структурный каркас пространства психической реальности. Эти четыре фактора структурируют пространство психической реальности в соответствии с «горизонтальной логической координацией» психической активности. На осях Познания и Деятельности структурируются «полярные области» как противоположные «режимы психической активности».

Синтез, который осуществил Аристотель, пишет Брамбо, дает нам в руки «мощный интеллектуальный инструмент», позволяющий установить равновесие между «материальным и формальным измерениями действительности» [5, с. 252].

И Платон, и Аристотель обладали, считает Роберт С. Брамбо, «способностью точно оценивать абстрактные построения» и способностью видеть, «каким образом складываются друг с другом самые несоединимые компоненты» [5, с. 191].

 Видимо, поэтому «модель четырех причин» Аристотеля согласуется с «моделью умопостигаемого бытия» Платона, дополняя и расширяя ее вертикальной смысловой координацией.

Рис.2 «Модель четырех причин» Аристотеля

 

«Единица» пространства субъективной психической реальности.

И Платон, и Аристотель признавали источником движения всего сущего – внешнюю причину. Несмотря на свой идеальный характер, она содержала возможность своего воплощения в материи, в творении вещи.

Рене Декарт (1596-1650), осуществляя поиск первопричин и закономерностей творения и познания мира, утверждал, что необходимым образом должен существовать перводвигатель всего движения жизни и ее материального воплощения. Материальное воплощение движения он выразил через свою «систему координат».

Почему мы рассматриваем проблему движения и ее источника? Проблемы, решение которой, со времен Платона до сих пор не найдено, вновь предлагается искать в невидимом и идеальном: «Только признав главной мировой реальностью умозрительное, мы обретаем шанс понять поведение чувственно воспринимаемого…», считает Джон фон Нейман [12, с. 263].

Дело в том, что мы выделяем как «единицу» психического – потребность, возникновение и удовлетворение которой определяет структурирование пространства психической реальности.

Это она определяет способность «души» (по Аристотелю), к движению: познанию и деятельности. С ее помощью «ум, словно видя глазами, рассуждает и принимает решения о будущем, исходя из настоящего. И когда мыслящее скажет себе, что там есть нечто доставляющее удовольствие или неудовольствие, оно и здесь начинает избегать или стремиться и вообще становиться деятельным» [3, с. 439].

Выражаясь современными категориями, потребность, это система, использующая «живой принцип опережающего отражения внешнего мира». Причина этого опережающего отражения, то есть того, что запускает движение, – активность по удовлетворению потребности, пока остается загадкой.

Мы предполагаем, что эта причина находится вне пространства психической реальности, и содержится в идее «предмета потребности». Она порождает «идею нехватки, недостатка», являясь тем «началом», которое содержит и образ результата, и ту потенцию, которая ведет движение мысли по направлению к достижению результата (1-й род «модели умопостигаемого бытия» Платона). Платон в теории «мирового порядка» показал, что порядок – реализует «полноту», а «идея» – ее воплощает. Потребность содержит в себе чувство «неполноты», через которое и реализуется движение к полному, к гармонии, порядку, к образованию системных структур.

На основе выделенных принципов детерминации психической активности – движения, как целенаправленного процесса, – мы можем выделить два вида движения в пространстве психической реальности: движение по горизонтали и движение по вертикали.

Движение по горизонтали подчинено принципу «самодвижения», основано на «горизонтальной логической координации». Этот вид регуляции психической активности реализуется принципом доминанты, открытым А.А. Ухтомским, по типу: возбуждение – торможение.

Движение по вертикали имеет внешнюю причину – принцип «первотолчка», то есть, детерминировано извне, основано на «вертикальной смысловой координации». Вертикальная регуляция психической активности реализуется через опосредование психической активности социальными факторами («Культурно-историческая теория развития» Л.С. Выготского).

Поскольку, как отмечал С.Л. Рубинштейн, «внешнее действует через внутреннее», то в потребности, как с системной структуре, воплощаются оба вида движения. Они детерминируют ее реализацию, как целостного психического акта.

Потребность, опираясь на врожденные рефлексы, «набрасывает» на пространство психической реальности новорожденного ребенка координатную сетку, определяющую главные линии, по которым будет осуществляться психическое становление, взросление и развитие ребенка. Она «задает» систему координат, определяя магистральные направления в пространстве психического, составляя его карту.

Таким образом, потребностно-установочная система (ПУС) является структурной и функциональной единицей пространства субъективной психической реальности.

Потребность порождается нехваткой информации и является хранилищем информации, запечатленной в структуре пространства психической реальности. («Информационной емкостью», по типу «черной дыры», на поверхности которой записывается информация, по Герарду Хоофту).

Мы считаем потребность, той структурой, в которой зарождается сознание.

Чтобы нечто обрело психическую реальность, оно должно стать достоянием конкретного человека – субъекта. Это таинственное нечто – информация. Ее основное свойство – способность к порождению многообразия состояний, передаче их от одного объекта (процесса) к другому и запечатлении в его структуре. Содержание мира обозначается в виде информации.

Потребность «работает» с информацией, выявляя ее ценность для конкретного человека, так как информация не имеет абсолютной ценности. Когда информация пройдет преобразование в структуре потребностно-установочной системы, она станет доступна ему, преобразуется в субъективную информацию, приобретет субъективную ценность, будет иметь субъективное значение – станет ощущаемой или осознаваемой как свое знание.

Таким образом, потребность кодирует значимость информации, ее ценность для конкретного человека, превращая объективную реальность – в субъективную.

Потребностно-установочная система реализует следующий алгоритм.

Идея образа результата – образа потребного будущего, (как внешняя детерминированность процесса); отражение образа результата в пространстве психической реальности (возникновение доминанты, или ее возобновление по прежним следам); возникновение установки на готовность к определенным действиям по достижению результата; выбор действия (согласно неосознаваемой стратегии, плану установки), или согласно произвольному, сознательному решению; психическая деятельность по осуществлению действий, направленных на достижение образа результата. Воплощение предмета потребности в материале (рождение вещи), удовлетворение потребности; сличение достигнутого с образом результата и его коррекция, последующей фиксацией как опыта, и как образа потребного будущего, для последующей реализации (внутренняя детерминированность процесса).

Как допускал в своей биосферной концепции Д.Н. Узнадзе, задача удовлетворения потребности еще до начала любой активности уже потенциально решена – идея вещи предшествует самой вещи, и никакая вещь не может возникнуть, если нет ее идеи (по Платону).

1-й род – идея потребности (предмет потребности) тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сам а ни во что не входящая, незримая, никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли;

2-й род – потребность, как рожденная, нечто подобное этой идее и носящее тоже имя – ощутимое, рожденное, вечно движущееся (программа потребности), возникающее в некоем месте (пространстве психической реальности) и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением»;

3-й род – пространство психической реальности, дарует обитель всему рождающемуся, (потребности), но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно.

Рис. 3 Программа потребности

 Процесс структурирования пространства психической реальности в онтогенезе и формирование «узловых» ее структур: «перископа сознания», «центрально-ядерной структуры личности», «каркаса научения», «доминирующей потребности темперамента», описание механизмов взросления, развития и познания, сознания и его видов, индивидуального опыта и обозначение места их расположения, мы планируем описать в следующих номерах журнала.

Прикладное значение «Карты пространства психической реальности» состоит в ее наглядности, прогностической ценности и возможности осознанного направления сознания (теоретического, терапевтического, педагогического) по заранее определенному вектору. С ее помощью повышаются способности диагностического характера, реализуется системный подход в практической деятельности.

Представленная концепция, изложенная автором в образной, но сохраняющей основные теоретические подходы форме, издана как «Психологическая карта личности ребенка. Путеводитель для родителей» в 2015 году. Сопровождая родителей в путешествии по пространству психического, она ориентирует их педагогическое сознание на изучение базовых потребностей ребенка, открывает основные закономерности развития личности ребенка, его индивидуальности, показывает пути формирования произвольного, осознанного поведения и рефлексивного сознания. Она раскрывает основные подходы для самостоятельного чтения «текстов воспитания» и сопровождения психического взросления ребенка.

 

Литература

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2015. – 592 с.
  2. Аристотель. Метафизика. – Москва: Эксмо, 2015. – 448 с. – (Антология мысли ).
  3. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – Минск: Литература, 1998. – 1392 с. – «Классическая философская мысль».
  4. Антология античной философии / сост. С.В. Переверзенцев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 415 с. – (Мировая философия).
  5. Брамбо Роберт С. Философы Древней Греции / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. – 347с.
  6. Кант И. Критика чистого разума; пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц.Г. Арзаканяном и М.И. Иткиным. – М.: Эксмо, 2014. – 736с.
  7. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб., 2006. – 320 с. (Серия «Учебное пособие»).
  8. Лебеденко Е.Н. Психологическая карта личности ребенка. Путеводитель для родителей. – Ставрополь: Дизайн студия Б, 2015. – 296 с.
  9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984.
  10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. Том 2. – 416 с.
  11. Психология сознания / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии»)
  12. Спиркин А.Г. Философия: учебник для академического бакалавриата. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 828 с. (Серия: Бакалавр. Академический курс).
  13. Узнадзе Д.Н. Философия. Психология. Педагогика: наука о психической жизни / Под ред. И.В. Имедадзе, Р.Т. Сакварелидзе. – М.: Смысл, 2014. – 367с.
  14. Ухтомский А.А. Собрание сочинений. Т.I. Учение о доминанте. – Л.: Изд. ЛГУ, 1950.
  15. Ухтомский А. А. Собрание сочинений. Т. IV. – Л., 1954.
  16. Философия естествознания. Вып. 1-й. М., Политиздат, 1966. – 413 с.
  17. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. – М., 1996. – 416 с.

Об авторе

Лебеденко Елена Николаевна – кандидат психологических наук, практикующий психолог, г. Ставрополь. Сайт: Elena-Lebedenko.com

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Лебеденко Е.Н. Карта пространства субъективной психической реальности: теоретические и прикладные аспекты. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).