ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Соловьева О.В. (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье описана специфика профессиональной деятельности преподавателя высшей школы в современных условиях. Показана сложность и многоплановость профессиональной деятельности педагога вуза. Описаны профессионально-значимые качества, общие и специальные способности и умения, которыми должен обладать преподаватель. Обсуждается задача определения эффективности деятельности преподавателя вуза в современных условиях.

Ключевые слова: профессиональная педагогическая деятельность, преподаватель вуза, система высшего образования.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Современная ситуация в российском обществе характеризуется снижением интеллектуального потенциала граждан, общим падением культуры, деградацией моральных качеств населения, массовой потерей мотивации к учебе, труду и саморазвитию. Все это является серьезными препятствиями на пути к прогрессивному развитию и полноценному существованию нашей страны. Одним из самых главных приоритетов общественного развития любого государства выступает система образования. В этой связи выходом из данной ситуации является психологизация образовательных институтов, которая призвана формировать новое культурно-образовательное мировоззрение в обществе, способствующее его изменению на ценностном уровне.

Система высшего образования направлена на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности. В этом процессе одну из первостепенных ролей играет преподаватель вуза, его профессиональный и общественный статус и педагогический авторитет и мастерство.

Преподаватель вуза – это, прежде всего, представитель определенной культуры, ее служитель, деятель, создатель. Поскольку наука составляет стержень современной культуры, то преподаватель одновременно – человек высокого уровня воспитанности и обладатель таких свойств, как гражданственность, гуманистичность, демократичность, трудолюбие [2]. В качестве ученого, представителя науки он является мастером-профессионалом своего дела, методистом, организатором, эрудитом. Преподавателю вуза также свойственны коллегиальность, опытность, принципиальность, самокритичность и требовательность к себе. Преподаватель вуза является организатором познавательной, преобразовательной деятельности студентов, которые выступают не как пассивные объекты, а как субъекты учебного процесса [1].

От преподавателя высшей школы требуются не только определенные природные и педагогические способности, но огромные умственные, физические, временные и эмоционально-волевые затраты. Изменения в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования детерминируют необходимость разработки программ новых учебных дисциплин, существенной корректировки и обновления традиционных курсов, разработки методических пособий, рекомендаций, высокого уровня научно исследовательской, воспитательной, методической, организационной деятельности и др.

Как отмечают современные исследователи, такой многоплановой, раз­вернутой квалификационной характеристики не имеет, пожалуй, никакая другая профессия [1; 3; 5].

В этой связи деятельность преподавателя высшей школы и возможность её совершенствования стала объектом пристального внимания учёных. Следует отметить, что проблема всестороннего изучения особенностей педагогической профессии достаточно полно рассмотрена в работах отечественных педагогов и психологов А.С. Марковой, Е.А. Климова, обобщена в исследованиях И.А. Зимней, Л.М. Митиной, Л.Д. Столяренко и др.

Специфика деятельности преподавателя высшей школы является объектом исследования С.И. Архангельского, Н.В. Басовой, В.И. Горовой, М.Т. Громковой, З.Ф. Есаревой, Л.Н. Макаровой, В.А. Петровского, С.Д. Смирнова, Ю.Г. Фокина и многих др.

Несмотря на широкое изучение особенностей профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, все же остаются нерешенными вопросы относительно психологических особенностей и специфики деятельности преподавателя высшей школы в современных, стремительно меняющихся условиях. Открыт вопрос об изучении и совершенствовании отдельных аспектов деятельности преподавателя в процессе специальной профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Сложность позиции преподавателя вуза заключается в том, что, несмотря на концептуальные изменения в политике высшего образования, в российском менталитете сохраняется знаниевая парадигма и преподаватель вуза является, прежде всего «носителем знания». В этой связи актуальными являются задачи развития профессионального, интеллектуального, духовно-нравственного потенциала личности преподавателя, его способности не только решать педагогические задачи, но и осуществлять инновационные методы организации обучения, стремиться к созданию условий когнитивно-творческого развития своей личности и личности студента, владения психолого-педагогическими технологиями межличностного общения, коммуникации [3].

Как уже отмечалось, деятельность преподавателя – одна из распространенных и в тоже время сложнейших областей человеческой деятельности. Это процесс решения задач по обучению и воспитанию студентов, их профессиональной подготовке. С одной стороны в высшей школе преподаватель является «предметником», то есть ведет определенные учебные дисциплины. В тоже время он участник научной, методической и общественной работы.

В своей деятельности современный преподаватель вуза должен самостоятельно определять конкретные учебные и воспитательные цели с учетом психологии студентов; отбирать для учебных занятий материал; осуществлять выбор эффективных средств и способов профессиональной подготовки обучаемых; создавать необходимые условия для достижения поставленных целей; творчески использовать свой педагогический потенциал в совместной со студентами работе.

Для успешного выполнения педагогической деятельности в условиях высшей школы преподавателю нужно хорошо знать ее структуру и специфику. Психологическая структура деятельности преподавателя представляет собой взаимосвязь, определенное соотношение и логику ее элементов – цели, мотивы, методы и формы работы, функционирование психологических процессов, состояний, свойств и образований личности [3].

В связи с тем, что деятельность преподавателя взаимосвязана с деятельностью студентов, основная задача педагога высшей школы состоит в создании необходимых условий для общей совместной деятельности. При этом педагог определяет, какую часть учебного материала студенты должны усваивать самостоятельно, а какую под непосредственным руководством преподавателя и что будет способствовать развитию индивидуальности студента, всех сторон личности.

Одной из важнейших и сложных психологических задач является определение эффективности деятельности преподавателя вуза в современных условиях. Здесь важно учитывать многие факторы, в числе которых мотивы, установки педагога, уровень его мастерства, культуры, опыт и свойства личности. Успех работы преподавателя определяется различным соотношением этих показателей.

При всем многообразии, важнейшим фактором эффективности педагогической деятельности являются наличие следующих личностно-профессиональных свойств преподавателя: профессиональная подготовленность преподавателя по своему учебному предмету; широкий кругозор; активная гражданская позиция; творческое отношение к педагогическому труду; добросовестность и справедливость; педагогический оптимизм и др. Именно эти качества отмечаются большинством студентов при оценке авторитетности преподавателя [2; 5].

Непосредственное влияние на успешность педагогической работы оказывают: умение быстро разбираться в особенностях обучаемых, педагогическая наблюдательность, мышление, такт, воображение, умение вести занятие в русле намеченного решения, нейтрализовать отвлекающие факторы, быстро перестраиваться применительно к новым факторам, не основную направленность занятий.

Одним из важных психологических условий эффективное деятельности преподавателя выступает научная организация его труда, предполагающая создание благоприятных физических, санитарно-гигиенических, эстетических, психологических и этических предпосылок, способствующих продуктивности работы педагога высшей школы. Подчеркнем, что основным интегративным показателем не только эффективности деятельности преподавателя вуза, но и его мастерства является ответственность. В ней проявляются и концентрируются все качества личности.

Таким образом, психологические особенности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы сложны и многообразны. Для эффективного осуществления педагогической деятельности в условиях вуза необходимо обладать целым рядом профессионально-значимых качеств, общих специальных способностей, сложных умений.

В целом преподаватель вуза должен отличаться целостностью и гармоничностью личностного развития. Специфика профессиональной деятельности преподавателя высшей школы в современных условиях должна меняться в сторону усиления культуросообразности, инновационности, гуманизации субъект-субъектных отношений. В этом случае деятельность преподавателя высшего образования приобретет статус фундаментальной основы дальнейшего качественного развития российской образовательной системы.

Литература

  1. Дубасенюк А.А. Акмеологическая концепция личностного и профессионального развития педагога // Карельский научный журнал. – 2013. – № 1. – С. 22-27.
  2. Казаков А.Ю. Исследование ценностно-смысловой сферы и целей профессиональной деятельности педагогических работников системы профессионального образования // Мир образования – образование в мире. – 2008. – № 4. – С. 219-227.
  3. Касаткин С.Ф. Комплексный подход к личностно-профессиональному развитию педагога // Человек и образование. – 2014. – № 2 (39). – С. 28-32
  4. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учебное пособие  / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2005. – 368 с.
  5. Соловьева О.В. Профессиональная этика педагога в условиях инклюзивного подхода как индикатор его социально-психологического здоровья // Психологическое здоровье личности: теория и практика. // Материалы IV Всероссийской научно-практической интернет-конференции. – Ставрополь: СКФУ, 2017. – 392 с.

Об авторе

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Соловьева О.В. Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя высшей школы в современных условиях. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2019. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).