ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Костромина П.А. (г. Москва)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ МОДЫ И КИНО НА ЧЕЛОВЕКА

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В данной статье рассматривается место и роль моды в кинематографе, психологические аспекты влияния кино на модные тенденции и формировании эстетического и потребительского спроса общества. Также в статье рассматривается синдром подражания знаменитостям.

Ключевые слова: мода начала 20 века, немое кино, социальная психология, кумиры кино, синдром подражания.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Конец XIX – начало XX века являлись эпохой открытий, перемен, новых тенденций и явлений. В этот период круто поменялись устои общества, произошел прорыв в науке, технологиях и производстве. Все эти явления очень сильно изменили обычную жизнь людей и естественно сказались на их эмоциональном и психическом состоянии.

В соответствие с обстоятельствами жизни менялась и одежда людей. Но если мужская мода все же более консервативна, то женская в этот период совершила большой скачок – «революцию в моде, привыкшая подчинятся общественным взглядам на мораль и красоту, мода совершила кардинальное изменение. Долгое время форма дамских юбок, а точнее всевозможные конструкции, создающие силуэт, менялись в зависимости от того, как общество относилось к степени оголенности ног и какие признаки фигуры считались наиболее соответствующим понятиям о религии, здоровье и богатстве.  Самым жестоким цензором в мире моды была церковь, и даже очень смелые модницы не рисковали спорить о вкусах с ее представителями. Любую нарушившую правила даму не пускали на порог церкви. Результатом потрясений, которые мир перенес в ходе войны, стало падение старых устоев общества. Влияние церкви перестало распространяться на светскую жизнь. К концу XIX века многие дамы чувствовали, что не они диктуют моду, а мода и общество держат их в заложницах, заставляя носить их то что модно, а не то что удобно. Измученные корсетами и кринолинами женщины все охотнее принимали новые силуэты, уменьшающие их фигуру, пока в начале XX не избавились от всех неудобных конструкций.

Мир начала XX века можно назвать «цивилизацией молодых». Главной особенностью молодежи того периода было то, что они стала снимать с себя обязанности, традиции, проще говоря они престали, считаясь с прошлым. Также изменилось отношение и к старшему поколению, к ним стали относиться как к помехе. Характеристика «цивилизации молодых» в своей полноте проявилась в XX столетии, когда в медицине и психологии появились такие понятия как старость, старческий склероз, маразм, обосновав тем самым право молодежи не считаться с опытом старшего поколения.

Среднестатистический человек того периода напоминает избалованного ребенка, которому присущи две черты:

- беспрепятственный рост жизненных запросов и, следовательно, безудержная экспансия собственной натуры;

- врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь.

А.Б. Гофман, советский и российский социолог, специалист в области истории и теории социологии, социологии культуры, индустриального дизайна и моды, в своей книге «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения», говорил о моде как о явление социального и психологического механизма социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения.

Также в своей книге Гофман отмечает, что сфера действия моды безгранична и распространяется на самые разнообразные стороны социальной жизни, культуры и поведения человека.

Чаще всего мода возникает там, где существует возможность подражания одной социальной группы другой и для показа своего социального положения [6].

Сэм Вуд и Рудольфо Валентино в фильме «По ту сторону скал», 1922 г.

Мей Мюррей в фильме «Восхитительный чертёнок» (1916)


Открытием этого периода, в судьбе которого не малую роль играла мода, стало кино. В 1895 году в Париже братья Люмьер организовали первый показ кино на бульваре Капуцинов. Это был фильм «Прибытие поезда». Потом кино стало «Великим немым», затем оно заговорило, еще позднее стало цветным, а теперь цифровым. И, конечно, это новшество завладело умами людей, ему стали подвластны все страны, народы и сословия. К тому же в период экономического кризиса 20-30 годов кино осталось самым доступным развлечением. Недаром даже вождь мирового пролетариата В. И. Ленин говорил: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк» [5]. Оно всем понятно, демократично и доступно. Естественно это привело к тому, что люди хотели быть похожими на полюбившихся героев, увиденных ими на экране. Актеры в кино, в отличие от манекенщиц на подиуме, жили жизнью своих героев, создавали образы и поэтому были более притягательны и понятны для зрителей.  Они хотели подрожать им в одежде, стиле, манерах. Мода из кино шагнула в жизнь. Кумирами толпы с тех пор навсегда стали кинозвезды. Их наряды, прически, макияж и образы копируются и тиражируются. Многое из того, что было на экране, стало затем достижением моды и наоборот. Особенно заметно это стало это влияние после окончания Первой Мировой войны. Это было легендарное время джаза, кубизма, символизма, стиля «Art Deco» и немого кино.

«Великое немое» подарило миру плеяду великих актеров и актрис, которые лучше любых слов передавали страсть и отчаяние, любовь и ненависть, радость и печаль, ревность и страдания. Они трогали зрителей не меньше, чем артисты произносящие монологи со сцены театра, а их игра была сродни танцу страстей. Кинозвездам подражали, на них ровнялись, порой забывая, что то, что происходит на экране – это иллюзия, красивая сказка, далекая от жизни. Больше всего подвержены этому влияния женщины, и они копирую поведение героинь и их наряды. Женщины, наблюдая на экране бурную, красивую, наполненную интересными событиями и красивыми переживаниями жизнь героинь, могли отвлечься и забыть о собственных заботах, нудного однообразия жизни, бытовых трудностях и невзгодах. Чрезмерное увлечение деталями личной жизни звезды приводит к тяжелым психологическим расстройствам.

В наше время такой синдром подражания знаменитостям был подробно изучен в 2002 году. Американскими психологами Линн Маккатчен, Ренсом Ланге и Джеймсом Хураном было проведено исследование, которое затем расширил английский психолог Джон Малтби. Они разделили людей, страдающих чрезмерным интересом к знаменитостям, на три основные группы по видам подражания.

  1. Социальное развлечение. К этой группе относят 20% экстравертов, интересующихся жизнью знаменитостей в качестве своеобразного развлечения. Для этих людей звезды выступают как неотъемлемая часть их энергичной и насыщенной жизни.

Грета Гарбо


  1. Интенсивно-личное подражание. У 10% населения, входящего в эту группу, возникают навязчивые чувства по поводу знаменитости. Они чувствуют «особую связь» со звездой, переживают неудачи кумира, как свои собственные. Такое сопереживание приводит к перенапряжению, эмоциональным перепадам настроения и непрекращающейся тревоге за любимую знаменитость.

Джоан Кроуфорд


  1. Погранично-патологическое подражание. В этом случае у человека возникают неконтролируемые фантазии и навязчивые мысли о знаменитостях. Такие «подражатели» способны на криминальные поступки, на преследование своего кумира, отправку писем на его адрес, преобразование своего лица и тела при помощи пластической хирургии, чтобы походить на любимую звезду. Такое поведение является психическим отклонением [7].

Марлен Дитрих


Подражание знаменитостям обычно приводит к негативным последствиям. Сюда можно отнести анорексию, депрессию, обращение к пластической хирургии, отказ от ответственности за свою жизнь, потерю индивидуальности и другие проблемы. Но, несмотря на это люди всегда продолжали подражать своим кумирам.

Под влиянием кино в моду вошли кукольные образы голливудских красавиц. Благодаря Грете Гарбо, Марлен Дитрих и др. на свет появились новые идеалы женской красоты. Это выражалось в моделях одежды, типе фигуры и макияже. Женщины стали осветлять волосы, делать перманент, использовать декоративную косметику, носить длинные струящиеся платья и вести по возможности тот образ жизни, который предлагали их кумиры.

В 1927 году на экраны выходит первый в мире звуковой фильм и с этого момента киноиндустрия выходит на новый уровень. Одновременно со звуком в Голливуде все большее значение начинает уделяться костюмам, и на их производство тратятся колоссальные средства. Удачный костюм был залогом успеха фильма, и в основном это касалось женской одежды. Появился стиль – «голливудский гламур».

Кинематограф влиял даже на выбор тканей. До появления цветного кино – основным эффектом были структура ткани, сочетание фактур: матового и блестящего, светлого и темного, отделка мехом, перьями и стразами. Обтягивали и украшали даже обувь.

Кинематографу и Марлен Дитрих принадлежит также роль пропаганды женских брюк. Именно она считается основоположницей использования мужского костюма в женской моде.

Кино способствовало рождению и других идей. Так, чтобы подчеркнуть достоинство фигуры актрисы Джоан Кроуфорд (ее тонкую талию) костюмер компании MGM Гилберт Адриан создал для нее платье с расширенными к низу юбками, предвосхитив стиль Кристиана Диора New Look, который тот презентовал в 1947 году. А чтобы уравновесить пышные юбки придумал на уровне плеча пышные многочисленные воланы на рукавах. Эти платья стали так популярны, что в универмаге «Macy’s» разошлись в количестве полумиллиона штук.

Интенсивное развитие на рубеже веков и в первые десятилетия XX века Домов моды Дусе, Пакен, Руффо, Ворта, Пату, Лелонга, Бальмена, Лаферьер, Редферы, Ланвен, Шанель, Вионне и Скьяпарелли и постепенное наращивание темпов промышленного производства одежды существенно сказалось на модном поведении людей. Их активность в освоении модного пространства была столь велика, что к середине века приобрела массовый характер [4].

Американский социальный психолог Имори Богардус уже в начале 40-х замечает: «Мода – уникальный процесс, который постепенно создает массовое поведение». В высшем своем проявлении мода – это эстетическое, философское и религиозно отражение эпохи, это, можно сказать, осуществлённая мечта человечества об идеальном человеке. И кинематограф во многом помогает оживить эту мечту, хотя бы на экране.

 

Литература

  1. Васильев А.А. Русский Голливуд. – : Слово/Slovo, 2013.
  2. Васильев А.А. Красота в изгнании: русские дома моды: Париж, Лондон, Нью-Йорк. – М., 2008.
  3. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. – СПб.: Питер, 2004.
  4. Килошенко М.И. Дизайн одежды как результат творческого воображения СПб.: СПГУТД, 1998.
  5. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. – Т. 44. – С. 579
  6. Смыслов Д.А., Смыслова Г.А. Динамика и тенденции изменения подписей у населения в последние годы (на примере жителей мегаполиса). // Сборник «Исследования и разработки: перспективные научные направления и результаты». – Выпуск 1. – Новосибирск, 2017.
  7. Зачем взрослые люди подражают любимым знаменитостям? https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/60746/

Об авторе

Костромина Полина Андреевна – студентка 2 курса направления подготовки 37.03.01 – Психология, профиль «Практическая психология» Московского регионального социально-экономического института г. Видное.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Костромина П.А. Психологические аспекты влияния моды и кино на человека. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2019. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).