ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Костромина П.А. (г. Москва)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЫ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о том, как психологическое состояние общества повлияло на моду в перовой половине XX века. Проанализировав историческую, политическую и экономическую ситуацию в мире автор сформулировал основные предпосылки изменений в моде. Рассмотрено влияние моды на психологическое состояние человека и сословность моды. Мода отражает главные события экономики, политики и культуры, поэтому мода – это не просто одежда.

Ключевые слова: мода начала 20 века, немое кино, феминистическое движение, социальная психология, самооценка.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Мода, какое волнующее и завораживающее слово. Сразу представляете подиум в блеске огней и ряды дефилирующих манекенщиц. А сколько эпитетов существует. Мода непостоянная, капризна, циклична и иррациональна. В соответствие с обстоятельствами жизни менялась и одежда людей. На ее развитее влияли такие факты как климат, религия, экономическое состояние общества, исторические события, психологическое состояние людей.

В данной работе я хочу рассмотреть, вопрос как же психологическое состояние общества повлияло на моду в перовой половине XX века. Начало XX века ознаменовался резким скачком промышленного производства, ростом революционного движения. В этот период население из сельской местности в большом количестве потянулись в город и из крестьян становились рабочим классом. Резко возросло феминистические движение и все больше женщин стало работать на фабриках и заводах. Ну и конечно нельзя не брать в расчет Первую мировую войну.

Чтобы свободно можно было двигаться и работать наравне с мужчинами, отказались от корсетов, длинных юбок. Брюки становились полноправным членом женского гардероба.

Все эти явления очень сильно изменили обычную жизнь людей и естественно сказались на их эмоциональном и психическом состоянии. Все эти изменения в обществе как нельзя ярче отражаются в смене различных форм одежды.

Мода во все времена выступает как оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражая уровень, обстановку и особенности массового вкуса общества в данное время. В начале XX века стало формироваться общество равных возможностей, прежние границы и запреты были отменены. Изменения в моде во многом были спровоцированы развитием научного прогресса. В этот период Эйнштейн открыл теорию относительности, Циолковский задумался о полете человека в космос. Все это пошатнуло вековые устои церкви. В связи с этим сформировались условия, при которых стала возможна такая «революция» в сознании и в моде. Массовое производство начало развиваться в быстром темпе, и позволило удовлетворять потребности массового потребителя в разнообразных, в том числе и дешевых товаров.

Г. Зиммель, немецкий философ и социолог, выдвинул «элитарную концепцию» моды, объясняя причины возникновения и механизмы функционирования моды, исходя из особенностей психологии и поведения различных социальных групп.

Согласно концепции, которая получила название «Концепция эффекта просачивания», низшие слои стремятся подражать элите, демонстрируя тем самым иллюзорную общность с высшим классом, копируя их модные образцы. Модные стандарты и образцы постепенно «просачиваются», до низших слоев населения, тем самым распространяются, достигая низших слоев общества и захватывая общество в целом, это и есть процесс возникновения моды. Социальная элита периодически принимает новые образцы в качестве модных, дабы вновь и вновь обозначить себя и сохранить свой статус. Вслед за этим, массы стараются овладеть модными стандартами и образцами модных слоев, стремясь приблизить себя к более высокому социальному статусу. И так может продолжаться бесконечно [3].

Огромное влияние на моду оказало кино и Голливуд. После Первой мировой войны кинозвезды начинают играть огромную роль в увлечении масс той или иной стильной новинкой. Благодаря им быстро распространяются моды на украшения, прически, косметику, фасоны костюмов, шляп и т. п. Подражать костюмам кинозвезд было трудно, так как они часто не всегда соответствовали моде: за время производства нового фильма мода менялась, и костюмы устаревали до того, как фильм выходил на экраны. Поэтому костюмеры Голливуда создавали фантастические туалеты, подчеркивающие ослепительную искусственную красоту звезд и поражающие воображение зрителей обилием перьев, блесток и мехов. Так возник, как одна из разновидностей стиля «Art Deco» [2].

В XX веке элитарная теория моды Г. Зиммеля подверглась критике, Герберт Блумер, американский социальный психолог, выдвинул свою аргументацию. По его мнению, мода дает возможности свободу фантазии, свободного отказа от обычая, проявление собственного «Я», принадлежность к социальному классу, как правило, среднему и выше. Также при помощи моды низкостатусные люди, прибегнув в поддельной идентификации, легко могут приблизить себя к высокостатусным социальным группам [1].

Для лиц с низкой самооценкой осознание себя модным человеком является весьма значимым фактом. В нем заключены ожидания, связанные с положительным отношением к субъекту со стороны других людей. Поэтому уверенность в себе, демонстрируемая субъектами моды с заниженной самооценкой, является, скорее всего, характеристикой ситуативных изменений личности, не затрагивающих ее глубинных структур. Для лиц с низкой самооценкой процесс следования моде лишен творческого начала, мода используется ими как своеобразный механизм, облегчающий взаимодействие с окружающими и позволяющий привлечь интерес к своей личности [5].

Мода выступает в роли социального регулятора. С одной стороны, она демонстрирует социальное неравенство общества, с другой стороны сглаживает различия между социальными группами. Мода функционирует как межгрупповая, так и внутригрупповая коммуникация. Она прочно связана с социально-психологическими механизмами общения, такими как убеждение, подражание. Большую роль в моде сыграло подражание. В основе любого подражания лежит имитационный рефлекс. Оно имеет непосредственное отношение к модному поведению. Идентификация это внутренний психосоциальный механизм общения, который создает основы сознательного уподобления. Мода проявляется как уподобление человека членам своей группы, одновременно противопоставление его членам других групп. Это поведение характерно для социальных групп, которые недовольны социальным устройством и своим общественным положением. К примеру, хиппи, панки, битники, байкеры, гранж. Так и вошли в моду джинсы, которые в 1950 годах были одеждой молодых протестующих людей (к примеру, они являлись «фирменной» одеждой хиппи).

Также мода отвечает за регуляцию эмоционального состояния, т.е. человек, обладающий, модными и популярными вещами чувствует себя счастливее.

Можно утверждать, что мода является специфическим фактором позитивных изменений, как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с социальной средой. Ведь недаром говорят, что «по одежке встречают, а по уму провожаю». То, как ощущает себя человек, в какой либо одежде во много отражается в его поведении и восприятии самого себя, а соответственно так же его воспринимают и окружающие. На ум приходит отрывок из произведения А. Конан Дойля «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается»:

« – Помните, Ватсон, ту, которую я заподозрил в страшном коварстве за излишнее волнение?

 – А потом оказалось, что у неё просто не был напудрен нос!»

Тоже происходит, когда человек одет в некомфортную одежду, если она испачкана или кажется, что эта одежда ему не идет. Такой человек будет чувствовать себя неуверенно, зажато, закомплексовано. Соответственно окружающее будут воспринимать его также. Другое дело, когда одежда нравится, хорошо сидит и выглядит. Ее обладатель начинает ощущать себя более уверено, способным на свершения.

Развитию моды способствует не характер

общественных, политических и экономических событий, а состояние людей, участвующих в этих событиях. В периоды различных социальных потрясений люди, в большинстве случаев, неосознанно обращаются к моде как одному из факторов переключения внимания с объекта, представляющего реальную угрозу. И тогда, оглядываясь на уходящее столетие, становится более очевидной природа модных тенденций. П. Пуаре, Г. Шанель – их имена связывают с началом века, временем, когда люди обычно с тревогой и надеждой всматриваются в будущее, определяют жизненные перспективы, неизвестность манит, но вызывает беспокойство. В период кризисов, переходных этапов в жизни каждого отдельного человека и общества в целом, естественно повышается уровень тревожности, стимулирующий их интерес к моде [4].

Можно сделать вывод, что каждый период развития истории моды уникален по-своему, каждый привнес что-то новое в костюм, что-то неповторимое, чего раньше не было. Но именно в начале ХХ века костюм сформировался в таком виде, в котором просуществовал практически всё предыдущее столетие. В нем нашли отражение главные события экономики, политики и культуры, поэтому нельзя говорить, что мода – это просто одежда. В высшем своем проявлении мода – это эстетическое, философское и религиозно отражение эпохи, это, можно сказать, осуществлённая мечта человечества об идеальном человеке. История костюма и моды будет существовать, пока существует человечество. И главное – найти, переосмыслить и применить хотя бы некоторые частички из этого огромного богатства, накопленного человечеством.

 Литература

  1. Блумер Г. Общество как символическая интеракция. / Современная зарубежная социальная психология: Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1984.
  2. Европейская мода. Три века. Из коллекции А. Васильева (M.: Слово/Slovo, 2006)
  3. Зиммель Г. Созерцание жизни. Избранное в 2 томах. – Т 2. – М., 1996.
  4. Килошенко М. Психология моды. – СПб.: Питер, 2014.
  5. Килошенко М.И., Сафронова И.Н. Выражение «Я-концепции» личности в одежде молодых. – СПб.: СПГУТД, 1999.

Об авторе

Костромина Полина Андреевна – студентка 2 курса направления подготовки 37.03.01 – Психология, профиль «Практическая психология» Московского регионального социально-экономического института г. Видное.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Костромина П.А. Психологические аспекты моды. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).