ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Белокопыт Н.Н. (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В данной статье описывается проблема формирования позитивного отношения подростков к учебно-познавательной деятельности. Рассмотрены такие психологические феномены, как познавательная активность, познавательная мотивация, познавательный интерес, выступающие факторами положительного отношения к познавательной и учебной деятельности подростков.   Подчеркивается роль педагога в организации учебной деятельности, способствующая формированию позитивного отношения подростков к учебным предметам и познанию в целом.

Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность, подростки, познавательная активность, познавательная мотивация, познавательные интересы, социализация.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В условиях глобальной информатизации и технологизации общества, остро встает вопрос о падении познавательной активности у учащихся, в частности у школьников подросткового возраста. Причинами падения этой активности могут быть многие: обилие и доступность разнообразной информации, нежелание прилагать к усилия к анализу и систематизации учебной информации, узость познавательных интересов, низкий уровень критического мышления, неумение рассуждать, недостаточное внимание родителей к стимуляции познавательной активности детей и др.

Познание сложный процесс, связанный с интеллектуальной и исследовательской деятельностью человека. Отсутствие мотивации к познанию может негативно сказаться на развитии познавательных способностей и на социализации личности подростка [4]. В этой связи формирование положительного отношения к учебно-познавательной деятельности обеспечивает не только учебные успехи, но и влияет на гармоничное развитие личности подростков, что является важнейшей социальной задачей современного этапа развития.
Большое значение в формировании позитивного отношения подростков к познавательной деятельности имеет формирование его интересов благодаря грамотному подходу преподавателя к уроку. Как известно, познавательные интересы играют роль ценного мотива деятельности в становлении личности. Постепенно, в ходе развития, познавательные интересы становятся устойчивой личностной чертой [5].

В процессе получения обучающимися знаний важное место занимает их познавательная активность. Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности – одна из актуальных проблем педагогики и психологии, так как формирование активности в процессе познания является определяющим фактором в самоопределении и самореализации личности [3].

Познавательный интерес – это один из важнейших для мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие [1].

Ряд исследователей в составе учебной мотивации выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения, а так же социальные мотивы, связанные с различными социальными отношениями учащегося к другим людям (Л.И. Божович, А.К. Маркова, А.Б. Орлов, П.М. Якобсон) [1].

Можно выделить определенный круг мотивов, подвигающий подростков к познанию изучаемого предмета:
1. Мотивы выражающий широкое выражение в понимании подростка (долг, ответственность, понимание значимости своих действий и последствий после них).
2. Более узкие мотивы выражающие стремление занять определенное положение в социальной группе или в будущем занимаясь трудовой деятельностью.
3. Мотивы, выражающие самоутверждения подростка в классе, школе.
4. Мотивы, выражающиеся в познании конкретных предметов и достижения по ним определенного результата [3].

Таким образом, познание подростком предметов, входящих в школьную программу – это постоянный поиск и совершенствование своих знаний, становление за счет позитивного результата их деятельности. Также необходимым условием является условие предоставления подростку самостоятельной инициативы в познании изучаемых предметов. Это обусловлено тем, что формирование позитивного отношения происходит за счет умственной самостоятельности.

Неотъемлемым фактором формирование позитивного отношения подростков к учебно-познавательной деятельности является развитие у обучающегося мышления.
Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно рассуждают на нравственные, политические и другие темы, практически недоступные интеллекту младшего школьника. У детей наблюдается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста – это умение оперировать гипотезами [4].

С достижением переходного возраста существенно изменяются и обогащаются как отвлеченно-обобщающие, так и наглядно-образные компоненты мыслительной деятельности, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (в частности, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях).

Следует отметить, что у подростков познавательная деятельность более целенаправленна и носит профориентационный характер. Поэтому, с помощью грамотно построенных уроков, соответствующих требованиям ФГОС, следует находить такие пути взаимодействия с обучающимся, которые привлекали, расширяли и обогащали бы знания подростка, необходимые в будущей профессиональной деятельности. 
Для активизации мышления и в целом положительного отношения к учебно-познавательной деятельности важно создавать условия для исследовательской деятельности, от которой подросток получает эмоциональное удовлетворение. Это объясняется тем, что подросткам нравиться мыслить, делать самостоятельные открытия, а исследовательская деятельность позволяет проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи [2].

Можно выделить ситуации, когда обучающиеся достигают наибольшей активизации и мотивации на уроке:
1. Отстаивают и аргументируют свою точку зрения на уроке (урок диспут).
2. Оценка ответа товарищей и их аргументирование, а также оценка собственных ответов.
3. Помощь слабоуспевающим товарищам в познании сложного материала (работа в группе)
4. Вариативность в решении учебных задач (постановка проблемы).
5. Постановка вопроса самому себе в конце урока, что необходимо изучить, выучить понять, подтянуть (рефлексия) [3].

Встает вопрос, как сосредоточить внимание и интерес учащихся на данном конкретном материале или как сделать этот материал настолько привлекательным, чтобы он проникал не только в ум, но и в душу даже среднего учащегося с рассеянным вниманием и рассредоточенными интересами. Как сформировать у учащегося постоянную познавательную активность, которая характеризовалась бы его встречным движением к учебному материалу, даже на первых порах и не очень привлекательному.

Развитие познавательной активности у подростка будет осуществляться лишь при полной замене «педагогики принуждения» на «педагогику сотрудничества», устанавливающую связи подростка с внешним миром как единой системой и ориентирующую на дружественные и коллегиальные отношения между педагогом.
Формирование позитивного отношения подростка к познавательной деятельности будет усиливаться в случае, если педагог будет направлять свои усилия на: 
стимулирование творческой и познавательной активности подростка;
развитие способностей обучающегося в области самостоятельного решения поставленных задач;
формирование активного усвоения полученных знаниях, и способность применения их на практике;
формирование личности подростка, развитие таких качеств как чувство долга, ответственность, самостоятельность и др.
активное восприятие новых знаний, способность ими владеть и передавать сверстникам.
расширение кругозора обучающегося.
вариативность в решении учебных задач и др.

Резюмируя содержание статьи, отметим, что позитивное отношение подростка к познавательной деятельности основано на его познавательных интересах, мотивации и познавательной активности. Познавательную активность следует рассматривать как качество личности, которое включает стремление к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Развивать познавательную активность у подростков следует различными педагогическими технологиями, т.е. методами, способами, приемами обучения и воспитательными средствами, применяемых системно в педагогическом процессе. Отсутствие положительного отношения подростка к познавательной деятельности негативно сказывается не только на учебную успеваемость, но и на социализации личности, на ее дальнейшую жизненную перспективу. Поэтому деятельность преподавателя должна быть максимально направлена на формирование позитивного отношения обучающегося к познавательной деятельности. 


Литература

  1. Бордовская Н.В, Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
  2. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение школьников как средство повышения эффективности обучения. – Ростов-на-Дону, 2010. – 180 с.
  3. Осинская В.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики. – Киев: Рад. шк., 2010. – 210 с.
  4. Соловьева О.В. Феноменология развития познавательных способностей учащихся. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3; 
    URL: www.science-education.ru/109-8835
  5. Соловьева О.В. Формирования активной позиции студентов в учебно-познавательной деятельности. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. – 2014. – № 3. URL:http://ppip.idnk.ru

Об авторе

Белокопыт Николай Николаевич – студент 1 курса направления подготовки 44.04.02 – Психолого-педагогическое образование, профиль «Практическая психология в социальной сфере и образовании» Ставропольского государственного педагогического института
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Научный руководитель – Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Белокопыт Н.Н.  Формирование позитивного отношения подростка к учебно-познавательной деятельности.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).