ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Соловьева О.В., Мануйлова Г.С. (Ставрополь)

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье раскрывается проблема агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста; описывается специфика деткой агрессивности; представлена программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения детей с применением песочной сказкотерапии; показана ее эффективность и обозначены психолого-педагогические условия коррекции агрессивного поведения старших дошкольников в образовательной организации.

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, коррекция, дети дошкольного возраста, песочная сказкотерапия.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Агрессивность детей выступает в качестве серьезной проблемы современного общества. Анализ причин, типов и особенностей агрессивных действий детей дошкольного возраста [1; 3] позволяет заключить, что данная проблема нуждается в пристальном внимании педагогов, психологов, родителей и требует комплексного подхода в реализации психокоррекционной работы с детьми.

Изучение агрессии и агрессивного поведения широко представлено в зарубежной психологи (А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Бютнер, С. Гроф, Г. Парренс, М. Ратнер, Д. Ричардсон, Р. Кэмпбэл, Дж. М. Тойч, Ч.К. Тойч, З. Фрейд, Э. Фромм и др.). В отечественной психологии и педагогике проведены многоплановые психолого-педагогические исследования  проблемы детской агрессивности, отраженные  в работах Г.М. Андреевой, В.В. Знакова, С.В. Еникополова, Н.Д. Левитова, С.Е. Рощина, Т.Г. Румянцевой и др.

Проблема коррекции агрессивного поведения детей  раскрыта в трудах  Г.Э. Бреслава,   Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой, О.А. Карабановой, Р.В. Овчаровой, С.И. Семенак, Т.П. Смирновой,  В.П. Кащенко, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной И. А. Фурманова и др.

Коррекцию агрессивного поведения детей дошкольного возраста в аспекте игры, как средство развития навыков регуляции поведения в коллективе рассматривает Р.В. Овчарова. Коррекцию агрессивного поведения методом сказкотерапии и песочной терапии рассматривают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т.М. Грабенко и др.

Несмотря на значительное число работ, остается недостаточно изученным содержание и организация психолого-педагогической коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательной организации.

Исследование вопросов агрессивности детей позволило выделить противоречие между традиционным пониманием необходимости подавления агрессивного поведения у детей как деструктивной формы поведения и современными подходами к коррекции агрессивности, понимаемой как совокупность педагогических действий, направленных на научение ребенка способам конструктивного взаимодействия. Исходя из данного противоречия, сформулирована проблема исследования: каковы содержание и организация психолого-педагогической коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательной организации.

Цель исследования состоит в выявление степени и характера агрессии у детей старшего дошкольного возраста и разработке программы психолого-педагогической коррекции детской агрессии в условиях дошкольной образовательной организации.

Гипотеза исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессии у детей старшего дошкольного возраста будет эффективна при следующих условиях:

- систематизации и проведении своевременной диагностики, выявляющей  исходный уровень агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;

- разработке и апробации программы  психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста  с применением сказкотерапевтической песочной терапии;

- повышении компетентности педагогов дошкольных  образовательных организаций и психолого-педагогической  грамотности родителей в вопросах коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать некоторые обобщения по проблеме. Так, детская агрессия является довольно распространенным поведением среди детей, которое отражает трудности процесса перехода к социальному типу существования ребенка в обществе, овладение социальными нормами, становление соответствующих требованиям социальной среды более адаптивных форм поведения [3]. В агрессивном поведении ребенка доминирует реактивная составляющая, в основе которой лежит нарушение взаимоотношений с близким окружением, переживание ребенком дискомфорта в конкретной ситуации и в системе отношений. Такое положение часто сопровождается гневом, возмущением и приводит к возникновению эмоциональных расстройств, агрессивным реакциям или активному негативизму. Поведение ребенка считают нарушенным, если он часто находится в негативном эмоциональном состоянии и его реакции препятствуют оптимальному удовлетворению его потребностей [1].

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, так как агрессия – это, очевидное отражение внутреннего дискомфорта личности, отсутствие умений и навыков адекватного реагирования на происходящие вокруг него события [5]. Поэтому актуальной является психологическая поддержка детей с агрессивными тенденциями в поведении. В этой связи нами была осуществлено экспериментальное исследование, которое проводилось на базе МБДОУ детский сад № 38 «Успех» г. Ставрополя. Выборка составила 40 детей старшей группы детского сада, возраст детей на момент обследования 5-6 лет.

В исследовании были применены следующие методики: Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. целью которой является выявление уровня проявления агрессивности у ребенка дошкольного возраста; Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина); Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.); Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (автор Колосова С.Л.)

Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности.

На констатирующем этапе исследования было выявлено, что дошкольники имеют преимущественно средний и высокий уровень агрессивности, что свидетельствует о неблагоприятном эмоциональном состоянии, неудовлетворенных потребностях и нарушенных отношениях в системе детско-родительских  отношений.

Исходя из этого, нами  была разработана и апробирована программа  психолого-педагогической коррекции детской агрессии в условиях дошкольной образовательной организации.

Цель программы явилось  создание условий для снижения частоты агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста  с применением сказкотерапевтической песочной терапии.

Задачи программы психолого-педагогической коррекции:

  • Развитие у дошкольников способности распознавать и управлять своим эмоциональным состоянием, а также выработка умения считаться с другими, находить приемлемые способы в решении конфликтных ситуаций.
  • Формирование знаний у родителей о проблеме агрессивного поведения дошкольников, а также умений и навыков помощи своим детям справиться с агрессивным состоянием, научить преодолевать свой гнев;
  • Формирование адекватного поведения воспитателей в отношении проявления агрессивности дошкольников.
  • Развитие коммуникативных навыков, умений снимать эмоциональное напряжение с применением сказкотерапевтической песочной терапии.

Программа психолого-педагогической коррекции состояла из 10 заняти, продолжительностью 30 минут 1 раз в неделю.

Основой программы явилось применение  сказкотерапевтической песочной терапии. Данный вид коррекции позволяет открыть  новые грани эффективности в работе с детьми. В качестве основного механизма воздействия сказкотерапевтической песочной терапии выступает игровой способ рассказа о своих проблемах. У старшего дошкольника появляется возможность показать свои страхи и избавиться от них, а также преодолеть эмоциональное напряжение [6]. Песочные картины и «песочные сказки», позволяет  диагностировать  следующие феномены:

– внутренние конфликты;

– уровень и направленность агрессии;

конфликты со значимыми близкими;

потенциальные, ресурсные возможности проявляющиеся как предметы, которые способны нести избавление и счастливое разрешение ситуации в песочной сказке;

способы преодоления трудностей: прямая агрессия и хитрость.

Основными компонентами умений педагога, направленными коррекцию агрессивности личности ребенка-дошкольника выступают следующие [4]:

– понимание особенностей развития самосознания ребенка-дошкольника;

– понимание особенности развития волевых действий ребенка- дошкольника;

– понимание особенностей эмоционального развития ребенка-дошкольника;

– понимание особенностей нравственного развития ребенка-дошкольника.

Коррекция агрессивного поведения старших дошкольников включала партнерское взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников при этом предусматривалось знание и учет педагогом условий по семейному воспитанию, а родителям условий воспитания в дошкольной образовательной организации;  взаимопомощь; взаимодоверие и взаимоуважение; взаимное желание педагогов и родителей поддерживать общие контакты [2].

В качестве эффективных форм сотрудничества и взаимодействия с семьями дошкольников с позиции повышения родительской компетентности в вопросах коррекции агрессивного поведения выступали:

–  ролевая игра, направленная на поиск эффективных и нестандартных способов воздействия на дошкольника в разноплановых ситуациях;

 – психологический тренинг общения, который предусматривает обучение умению видеть реакцию партнёра по общению, учитывая её, а также меняя свой стиль общения;

 – обучение дошкольников умению понимать и осознанно использовать невербальные виды общения; 

– тренинг по самоконтролю и психо-эмоциональной саморегуляции личности;

– рефлексия собственного стиля родительского поведения и формирование на желаемое поведение осознанных установок.

Рассмотрим результаты контрольного этапа исследования во всем выше обозначенным нами методикам. 

Так, при проведении методики «Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П.» нами были получены следующие результаты (таблица 1, рисунок 1).

Таблица 1. Результаты контрольного этапа  эксперимента по методике «Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П.»

№ п/п

Уровни агрессивности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Т

р

1.

Высокий

35%

10%

211.6

0.012*

2.

Средний

45%

40%

523.5

0.024*

3.

Низкий

20%

50 %

712.0

0.033*

Т – статистический критерий Вилкоксона * – уровень значимости различий р<0,05

  

Рис.1. Данные по методике «Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П.»  на контрольном этапе эксперимента

 

Исходя из представленных данных видно, что 7 дошкольников (35 %) контрольной группы имеют высокий уровень детской агрессии, 9 дошкольников (45 %)   контрольной группы имеют средний уровень детской агрессии, 4 дошкольников (20  %) контрольной группы имеют низкий уровень детской агрессии.

В то время как в экспериментальной группе 10  дошкольников (50 %) имеют низкий  уровень детской агрессии, 8 дошкольников (40 %) экспериментальной группы имеют средний уровень детской агрессии, 2 дошкольников (10 %) экспериментальной группы имеют высокий уровень детской агрессии.

При  проведении методики «Я и телевизор»  на контрольном этапе исследования нами  были получены следующие результаты (таблица 2, рисунок 2).

Таблица 2. Результаты контрольного этапа эксперимента  по методике  «Я и телевизор»

№ п/п

Уровни агрессивности

Контрольная группа

Экспериментальная

группа

Т

р

1.

Высокий

25%

0%

287.1

0.018*

2.

Средний

35%

30%

321.5

0.020*

3.

Низкий

40%

70 %

453.0

0.023*

Т – статистический критерий Вилкоксона * – уровень значимости различий р<0,05

Рис. 2. Данные по методике по методике «Я и телевизор» на контрольном этапе эксперимента

 

Исходя из полученных данных видно, что в экспериментальной группе произошли существенных положительные изменения. Так, у 6 дошкольников (30%)   выявлен средний уровень агрессии, у 14 дошкольников (70 %) выявлен низкий уровень агрессии. Высокий уровень не показал никто.

Проведение методики диагностики агрессивного поведения детей по Лаврентьевой Г.П. на контрольном этапе эксперимента показало  следующие результаты (таблица 3, рисунок 3).

Таблица 3. Результаты контрольного этапа  эксперимента  по методике диагностики агрессивного поведения детей по Лаврентьевой Г.П. 

№ п/п

Уровни агрессивности

Контрольная группа

Экспериментальная

группа

Т

р

1.

Высокий

25%

5%

312.1

0.019*

2.

Средний

45%

45%

121.5

0.011*

3.

Низкий

30%

50 %

233.0

0.016*

Т – статистический критерий Вилкоксона * – уровень значимости различий р<0,05

Рис. 3. Данные по методике диагностики агрессивного поведения детей по Лаврентьевой Г.П. на контрольном этапе эксперимента

 

По полученным данным наглядно видно, что в экспериментальной группе 10 дошкольников (50 %) имеют низкий уровень детской агрессии, 8 дошкольников (40 %) экспериментальной группы имеют средний уровень детской агрессии, 1 ребенок (5 %) экспериментальной группы имеет высокий уровень детской агрессии.

При  проведении методики «Рисунок несуществующего животного» (автор – Колосова С.Л.) на контрольном этапе исследования нами были получены следующие результаты (таблица 4, рисунок 4).

Таблица 4. Результаты контрольного этапа эксперимента по  методике  «Рисунок несуществующего животного» (автор – Колосова С.Л.)

№ п/п

Уровни агрессивности

Контрольная

группа

Экспериментальная

группа

Т

р

1.

Высокий

30%

5%

112.1

0.019*

2.

Средний

20%

45%

281.5

0.017*

3.

Низкий

50%

50%

107.0

0.011*

Т – статистический критерий Вилкоксона * – уровень значимости различий р<0,05

Рис. 4. Данные по методике  по  методике  «Рисунок несуществующего животного» (автор – Колосова С.Л.) на контрольном этапе эксперимента

 

Анализируя данные, представленные в таблице 4 видно, что в экспериментальной группе у 1 дошкольника (5 %) диагностирован низкий уровень детской агрессии, у 9 дошкольников (45 %) выявлен средний уровень детской агрессии и у 10 детей (50 %)  дошкольного возраста отмечается высокий уровень детской агрессии.

Таким образом, повторная диагностика показала, что у детей экспериментальной группы после прохождения программы психолого-педагогической коррекции уровень агрессии значительно снизился. Это говорит об эффективности предложенных нами средств песочной сказкотерапии в коррекции агрессии детей, а также реализации комплексного подхода в работе с педагогами и родителями. Условиями, способствующими результативности предложенной программы стали: систематизации и проведении своевременной диагностики, выявляющей  исходный уровень агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста; разработке и апробации программы  психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста  с применением сказкотерапевтической песочной терапии; повышении компетентности педагогов дошкольных  образовательных организаций и психолого-педагогической  грамотности родителей в вопросах коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Полученные данные являются основой для дальнейших исследований по данной проблеме, в том числе убеждают, что установление определенных причин повышенной агрессии у детей, а также применения целенаправленных коррекционно-развивающих занятий оказывают положительное влияние на снижение уровня агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Литература

    1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. // Под редакцией Платоновой Н.М. – СПб.: Речь, 2014. – 328 с.
    2. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ Воспитатель ДОУ. – 2011. – №12. – С.88-94.
    3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с.
    4. Богомолова З.А. Формирование партнерских отношений
      педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ. // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 2. – 223 с.
    5. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей. // Дошкольное воспитание. – 2013 – № 6. – С. 55-58.
    6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006. – 254 с.
    7. Соловьева О.В.

Об авторе

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Мануйлова Галина Сергеевна – студентка 3 года обучения по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профиль «Практическая психология в социальной сфере и образовании» Ставропольского государственного педагогического института.
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Соловьева О.В., Мануйлова Г.С. Коррекция агрессии у детей дошкольного возраста средствами песочной сказкотерапии. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).