ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ВКЛАД Б.Б. КОССОВА В РАЗРАБОТКУ ПРИНЦИПОВ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ

 

УДК 159.9.019

В.П. Озеров (Ставрополь) ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

English version: Ozerov Viktor GOU VPO «Stavropol State University», Stavropol

Аннотация. В статье описывается вклад Б.Б. Коссова в разработку принципов системного подхода в психологию. Подчеркивается мнение ученого о том, что любые психические явления должны рассматриваться как целостные системы процессов, детерминированные еще более крупными «системами» взаимодействующих субъекта, как «носителя» психики и среды. Дается анализ трудов Б.Б. Косова, в которых постулируется, что системно-целевую методологию в психологии особенно важно реализовывать в изучении личности, поскольку личность является системообразующим ядром всей жизнедеятельности человека. В статье также отмечаются личностные достоинства выдающегося ученого.

Ключевые слова: система, системный подход в психологии, системно-целевой принцип психодиагностики, системно-стилевая концепция Б.Б. Коссова.

Борис Борисович Коссов – замечательный психолог, доктор психологических наук, профессор, академик международных академий психологии и акмеологии, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

Окончив с отличием МГУ им. М.В. Ломоносова и аспирантуру Психологического института РАО, он был одним из первых учеников и последователей выдающихся психологических школ Б.М. Теплова и П.А. Шеварева. Наследуя идеи талантливых учителей, Борис Борисович сам являлся неординарной личностью защитил кандидатскую диссертацию в 23 года, а докторскую написал в 43 года. Его отличала необычайная широта научных интересов: от дифференциальной психофизиологии до педагогической и общей психологии, от психологии управления и психологии личности до психологии труда, спорта и физического воспитания школьников, и, наконец, от системного подхода в психологии до теоретических и практических принципов организации высшего образования и психологической службы вуза.

Еще в 1971 году, на основе тридцатилетних экспериментальных исследований в области сенсорно-перцептивных систем вышла в свет фундаментальная монография Б.Б. Коссова «Проблемы психологии восприятия» в которой были подведены итоги широкого и целостного экспериментального изучения восприятия как психологической системы процессов различения, обнаружения, распознания, выделения и других, а главное – в специальной 1-ой главе монографии предпринята инициативная попытка формирования общих принципов системного подхода в психологии. Как отмечает Ю.М. Забродин [1], это было за целых 4 года раньше до широко известной публикации Б.М. Ломова «О системном подходе в психологии» в журнале «Вопросы психологии» (1975, № 2).

Нацеливаясь на построение в будущем общей теории восприятия, Б.Б. Коссов решил подчинить этой цели разработку и решение частных вопросов в области психологии восприятия. Для этого, по мнению автора монографии, необходима реализация системного подхода в исследовании и понимании психических явлений. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные системы процессов, детерминированные еще более крупными «системами» взаимодействующих субъекта как «носителя» психики и среды [3].

Наследуя гениальные идеи Б.М. Теплова о том, что «Психическая деятельность есть высшая нервная деятельность» и П.К. Анохина о «системности физиологических процессов и высшей нервной деятельности» Б.Б. Коссов последовательно рассмотрел концепции о системном строении психики: психика и ее подсистемы, принцип ведущего психического процесса (подсистемы) в составе психической системы; объективный метод исследования психических систем; восприятие как психическая подсистема.

Требование объективного изучения психических явлений совпадает с необходимостью изучать психические системы не изолированно, а в составе более крупных детерминирующих систем. Именно поэтому Б.М. Теплов так определял главное требование к объективному методу в психологии: «… объективный метод в психологии есть, прежде всего, метод, опирающийся на принципы детерминизма и направленный на открытие объективных законов управляющих поведением человека и явлениями его субъективного мира».

Важнейшей задачей изучения психических систем является выделение их наиболее существенных элементов и выявление тех особенностей этих элементов, которые обуславливают синтез системы. Существенной заслугой Б.Б. Коссова в разработке психологических систем является обоснование понятия психический фактор и ряда конкретных терминов характеризующих сложную систему сенсорно-перцептивных процессов и восприятия в частности. Итак, по мнению Б.Б. Коссова, психический фактор – это всякая независимая переменная величина, детерминирующая данный психический процесс или целую психическую систему. Поэтому психическим фактором может быть любой элемент всей системы взаимодействующих субъекта и среды.

Поскольку перцептивный образ есть отражение действительности, то отсюда следует, что важнейшим фактором, определяющим работу перцептивной системы, должны быть особенности самих воспринимаемых объектов и, в частности, имеющиеся между ними различия. Этот, по мнению автора, фактор относится к числу внешних условий для субъекта и поэтому является фактором первого рода, и согласно первому принципу авторской концепции психической системы «внешние условия всегда влияют через внутренние».

На важнейшую роль процессов различения в общей структуре «чувствования», ориентирования субъекта в его взаимодействии со средой постоянно и настойчиво указывал И.М. Сеченов. Он писал: «Чувствование всегда и везде имеет только два общих значения: оно служит орудием различения условий действия и руководителем соответственных этим условиям (т.е. целесообразных или приспособительных) действий».

Процессы различения, рассматриваемые как перцептивный фактор, должны иметь определенную количественную характеристику, «степень выраженности». «Различимость – это определенная количественная характеристика процесса различения, приуроченная к определенной степени различия в самих объектах» (Коссов Б.Б., 1971, с. 29). Именно различимость, по мнению Б.Б. Коссова, является важным перцептивным фактором, которая существенным образом должна определять своеобразие и количественные закономерности работы перцептивной системы человека [12].

Эти замечательные догадки и предвидения ученого нам неоднократно удалось подтвердить в многочисленных исследованиях на юных и высококвалифицированных спортсменах, когда различительная чувствительность человека при управлении движениями являлась важнейшим перцептивным фактором психомоторных способностей человека (Озеров В.П., 2002).

Конечная цель системных исследований, по мнению Б.Б. Коссова, – проникнуть в закономерности работы психических систем в «естественных» условиях жизни человека, в более сложных условиях практики. Чтобы максимально приблизиться к этой цели, необходимо сам лабораторный эксперимент рассматривать как модель сложных жизненных ситуаций. При этом нельзя обойтись без моделирования сложных психических явлений в условиях лабораторного эксперимента и анализа этих ситуаций и попыток их прямого изучения.

В заключение следует отметить, что общей проблемой, объединяющей весь фактический материал и все частные проблемы, изложенные в монографии Б.Б. Коссова, является проблема системности психических явлений.

Перцептивные системы выполняют функцию ориентирования человека в непосредственно окружающей его действительности, обеспечивают ее адекватное отражение и эффективное управление человеком своей деятельностью.

Б.Б. Коссов доказал закон относительной различимости, согласно которому, относительная действительность различительных признаков в многомерных объектах в зависимости от различимости по каждому признаку согласно формуле: y=a\x+bx+c [12, с. 302]. Исследования автора подтвердили, что целостное восприятие некоторого объекта должно находиться в связи с определенным соотношением составляющих его признаков по различимости. Условием возникновения целостной перцептивной системы должно быть определенное наиболее благоприятное в этом смысле соотношение элементов. Ценным научным выводом автора, по нашему мнению, является указание на то, что «важным условием возникновения целостного сложного признака была неодинаковая различимость соответствующих его частных признаков, то есть наличие в системе некоторого доминирующего, ведущего элемента» [12, с. 304].

Эта благоприятная идея Б.Б. Коссова была эффективно использована при разработке методики психомоторного самоконтроля по степени осознания и стратегии двигательного самоуправления элементами спортивного двигательного действия (Б.Б. Коссов, В.П. Озеров, 1976).

В периоды работы во ВНИИ физической культуры и спорта (1968-1976) и снова в Психологическом институте РАО (1983-1990), работе в Академии МВД РФ (1976-1983) и НИИ высшего образования (1990-1995) и, наконец, работая заведующим кафедрой и профессором ШГПУ и Российского университета дружбы народов Б.Б. Коссов с сотрудниками руководимых им лабораторий и кафедр широко применяли системный подход к изучению способностей и закономерностей эффективного самоконтроля и саморегуляции спортивной, военной, академической и профессиональной деятельности. Тщательная математико-статистическая валидизация полученных экспериментальных данных позволила в последующем внедрение научных результатов в практику работы со сборными командами СССР и Вооруженных Сил, в систему высшего и среднего образования РФ.

Б.Б. Коссов – автор многочисленных трудов по психологии, в том числе двухтомника: «Познавательные процессы у спортсменов» (1973-1976), «Психомоторное развитие младших школьников» (1989), «Психологические проблемы физического воспитания школьников» (1989), «Личность и педагогическая одаренность: новый метод исследования» (1998), «Психология личности: проблемы теории, диагностики и развития» (1999).

Б.Б. Коссов был одним из авторов новой концепции высшего образования, которую он разрабатывал в НИИ высшего образования и был ответственным редактором сборника научных трудов: «Концептуальные вопросы развития высшего образования» (1991). В рецензии на этот сборник академик Е.А. Климов пишет, что выдвинутый Б.Б. Коссовым системно-целевой принцип психодиагностики предполагает, что соответствующим образом разработанные психодиагностические методики позволят значительно повысить эффективность изучения личности и тем самым вооружить педагогов высшей школы и самих студентов источником необходимой информации о каждой личности [5].

В 2000 году выходит последняя книга Б.Б. Коссова: «Личность: теория, диагностика и развитие» (2000), которая явилась «лебединой песней» научного творчества замечательного ученого. Фундаментальность труда подтверждает содержание глав: К разработке теории личности. Системно-стилевой метод (ССМ) изучения личности. Системный подход к изучению свойств личности. Валидность диагностики и новые аспекты проверки системно-стилевой концепции личности. Личность и высшее образование. Профессиональные аспекты развития личности. Влияние психологии и других учебных дисциплин на развитие личности в вузе [10].

Системную методологию в психологии по мнению автора важно реализовывать в изучении личности, поскольку личность является системообразующим ядром всей жизнедеятельности человека. Личность трактуется как наиболее обобщенная психическая система жизнедеятельности человека. При этом в свойствах личности обобщены индивидуальные направления и виды жизнедеятельности.

В процессе развития личности происходит не только возникновение и иерархизация свойств-обобщений, но и все более «тонкая» и широкая дифференциация этих видов жизнедеятельности и соответствующих ситуаций в связи с индивидуальной успешностью в них [10, c. 171].

Системно-стилевой метод исследования и диагностики личности принципиально соответствует такой многомерно-иерархической ее сущности и не случайно отличается высокой валидностью. Системно-стилевая концепция личности открывает новые возможности в области категориальной терминологии и выявлении фундаментальных основ субъективных свойств личности. Одно из стратегических преимуществ более творческих индивидов проявляется в более высокой чувствительности к различению системно-стилевых особенностей собственной личности и интуитивному познанию ее «нюансов». «Стратегичность» такого преимущества у высококвалифицированных спортсменов многоборцев, вслед за Б.Б. Коссовым, мы можем объяснить более широкими возможностями психомоторного самоконтроля и саморазвития личности спортсменов [11].

В отзыве на книгу Б.Б. Коссова академик В.Ф. Взятышев пишет, что «главное достоинство данного труда я вижу в органичном соединении фундаментальной теории личности с ее тщательным экспериментальным и практическим подтверждением в результатах изучения и построения личностных моделей как преподавателей, так и студентов гуманитарных и технических вузов…Результаты исследований открывают важные перспективы самопознания и саморазвития творческого потенциала будущих профессионалов» [10, c. 233].

Борис Борисович много лет плодотворно занимался педагогической и научной деятельностью, как мудрый воспитатель и талантливый научный руководитель много сил отдал подготовке научной молодежи (подготовил четырех докторов и 21 кандидата наук). С первых дней создания «Северо-Кавказской научно-исследовательской лаборатории психодиагностики и формирования способностей учащейся молодежи» Б.Б. Коссов заботливо курировал и помогал в ее развитии и становлении.

Б.Б. Коссов отличался высокой интеллигентностью, честностью, порядочностью, бескорыстным служением науке, пользовался заслуженным авторитетом и уважением среди коллег и учеников. Его ценили как крупного ученого-психолога, верного друга и доброго человека и учителя. Светлую память о нем сохранят все, кому повезло рядом работать и учиться у Бориса Борисовича.

 

Литература

 

  1. Забродин Ю.М. Развитие Советской психологии и задачи психологической службы // Вопросы психологии, 1988, № 5. - С. 47-54.
  2. Коссов Б.Б. Актуальные проблемы и перспективы развития психодиагностики // Психологический журнал, 1985, № 4. - С. 12-24.
  3. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. – М., 1971. – 320 с.
  4. Коссов Б.Б. Профессиональная психодиагностика и методы исследования личности руководителя // Психологический журнал, 1981, № 2. - С 43-50.
  5. Коссов Б.Б., Сергеев О.Л., Татур Ю.Г. и др. Концепция высшего образования // Концептуальные вопросы развития высшего образования / Под ред. Б.Б. Коссова. – М., 1991. - С. 8-17.
  6. Коссов Б.Б. Психологическая поддержка преподавателей вуза как фактор повышения эффективности и конкурентоспособности // Психол. служба вуза: принципы, опыт работы / Под ред. Б.Б. Коссова. – М.: НИИ ВО, 1993. - С. 138-149.
  7. Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. - М., 1997. – 48 с.
  8. Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод исследования. – М. Воронеж, 1998. – 160 с.
  9. Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы современного подхода // Вопросы психологии, 1997, № 6.
  10. Коссов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие: Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений. – М.: Академический Проект, 2000. – 240 с.
  11. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна «Феникс +», 2002. – 320 с.
  12. Познавательные процессы у спортсменов / Под ред. Б.Б. Коссова. Т. 1 Сенсорная основа спортивного мастерства. 1973. – 134 с. Т. 2 Самоконтроль и мастерство в спорте. 1976. – 156 с.
  13. Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы // Под ред. Б.Б. Коссова. – М.: НИИ ВО, 1993. – 224 с.
  14. Психологические проблемы физического воспитания школьников // Под ред. Б.Б. Коссова и Т.А. Ратановой. – М., 1989. – 182 с.

 

Об авторе

Озеров Виктор Петрович – доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией Психодиагностики и формирования способностей учащейся молодежи ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

e-mail This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Озеров В.П.  Вклад Б.Б. Коссова в разработку принципов системного подхода в психологии [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.