ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ КАК ВАЖНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

УДК 159.9

Е.В. Пименова (Ставрополь) 

Е.В. Малашина (Ставрополь) Ставропольский городской дворец детского творчества

English version: Pimenovа Eugene, Stavropol

Malashinа Catherine Stavropol City Palace of children's creativity, Stavropol

Аннотация. В работе затрагивается важная проблема профессионального выгорания психологов и его профилактики. Рассмотрена история изучения проблемы профессионального выгорания в зарубежной и отечественной психологии, некоторые взгляды на сущность, симптомы, динамику профессионального выгорания, последствия профессионального выгорания практического психолога. Определены перспективные направления исследований в области профессионального выгорания практических психологов.

Ключевые слова: сущность, симптомы, динамика, последствия профессионального выгорания психолога; эмоциональная истощенность; деперсонализация; редукция профессиональных достижений; уплощение эмоций, конфронтация с клиентом, потеря ценностных ориентаций.

В начале 70-х годов XX века психологи обратили внимание, что у некоторых людей после нескольких лет работы начинал меняться стиль общения. Проанализировав эту ситуацию, они выявили особую форму «болезней стресса» – «болезнь общения». В литературе этот феномен назвали «выгорание персонала», «выгорание личности», а потом короче – «выгорание».

Сегодня в научной литературе можно встретить разные термины для обозначения феномена выгорания: «эмоциональное выгорание», «профессиональное выгорание», «психологическое выгорание», «сгорание», «синдром профессионального выгорания», «синдром эмоционального выгорания».

Родоначальником исследований феномена профессионального выгорания признается американская психолог К. Маслач. Далее изучением синдрома занимались и занимаются как зарубежные (М. Лейтер, С. Джексон, Б. Пельман, Е. Хартман, В. Шауфели, Э. Пайнс, К. Уолтер и др.), так и отечественные (В.В. Бойко, Г.А. Макарова, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Л.А. Китаев-Смык, В.Е. Орел и др.) ученые.

В англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по «эмоциональному сгоранию». Однако исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер [2].

Если синдром выгорания как следствие рабочих стрессов уже более 30 лет широко исследуется в зарубежной психологии, то в отечественной науке интерес к нему возник сравнительно недавно, в связи с чем данная проблематика не получила пока должного рассмотрения [2, с. 29]. Часто он либо просто обозначался, либо рассматривался в контексте более широкой проблематики [5, с. 89].

В советской психологии термин «выгорание личности» никак не «приживался». Согласно коммунистической идеологии, личность советского человека, воодушевленная ленинским учением, несокрушима и не может выгореть. Поэтому искали другой эквивалент описываемого понятия в русском языке: «эмоциональная слабость», «психологическое истощение» и т.п. После публикации Л.А. Китаева-Смык в 1989 г. стали использовать словосочетание «выгорание эмоций», игнорируя тот факт, что это лишь один компонент синдрома «выгорание личности». Позднее Л.А. Китаевым-Смык эти термины были дополнены выражениями: «выгорание личности», «выгорание души» [3].

Можно назвать ряд отечественных психологов, которые занимаются проблемой выгорания в настоящее время: В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Л.А. Китаев-Смык, В.Е. Орел, В.Е. Макарова и др. Но еще нельзя говорить ни о широкомасштабных исследованиях данного феномена, ни о внедрении разработок по профилактике выгорания в профессиональную сферу.

Таким образом, являясь достаточно новым явлением, профессиональное выгорание представляет собой перспективное направление исследований, особенно в России. Для подобных изысканий необходимо учитывать и разнообразные подходы к самому пониманию феномена, и широкую симптоматику проявления выгорания.

Существуют различные подходы к пониманию профессионального выгорания через создание моделей, основанием для выделения которых служит количество компонентов феномена (одна-, двух-, трех- и четырехфакторные модели) или различные взгляды на динамическую сторону этого явления (процессуальные модели Дж. Гринберга, Б. Хартмана и Е.А. Пельмана, М. Буриша, В.В. Бойко или фазовая динамическая модель Р.Т. Голембиевского и Р.М. Мунзенридера).

Пожалуй, самой распространенной моделью профессионального выгорания является трехфакторная модель К. Маслач и С. Джексона. Здесь выгорание рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций и включает в себя три компонента:

  1. эмоциональную истощенность – чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой;
  2. деперсонализацию – циничное отношение к труду и объектам своего труда;
  3. редукцию профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности и неуспеха в своей профессиональной сфере [1; 5, 6; 9].

В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с профессиональным выгоранием. В большинстве случаев они носят описательный характер, не подтвержденный эмпирическими исследованиями. Все симптомы выгорания можно разделить на 5 основных групп: физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные и социальные (О.А. Елтышева, В.Е. Орел, Г.А. Макарова, Н.В. Самоукина, П.И. Сидоров, Е. Соловей).

К физическим симптомам относят хроническую усталость, потерю энергии, истощение; изменение веса; расстройства сна; головную боль; болезни сердечно-сосудистой системы (тахикардия, аритмия, артериальная гипертензия и др.), гастроинтестинальные расстройства (симптом раздраженного желудка, диарея и др.) и т.п.

Поведенческими симптомами признаются усталость и желание отдохнуть во время работы, недостаток мотивации, безразличие к еде, малая физическая нагрузка, употребления табака, алкоголя, лекарств, несчастные случаи – падения, травмы, аварии и пр., импульсивное эмоциональное поведение, прогулы, плохое качество работы, опоздания, злоупотребление рабочими перерывами.

Недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности, агрессивность, раздражительность, преобладание чувства одиночества, тревожность и депрессивные расстройства, которые могут способствовать суициду, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться, чувство вины, истерики, душевные страдания, потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив – все это эмоциональные симптомы выгорания.

К интеллектуальным симптомам относят: нарушения когнитивных процессов (недостаточная точность, дезорганизация), падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем, скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни, большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу, цинизм или безразличие к новшествам, малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах – тренингах, образовании, формальное выполнение работы.

Социальная симптоматика проявляется в низкой социальной активности, падении интереса к досугу и увлечениям, ограничении социальных контактов работой, скудность отношений на работе и дома, ощущении изоляции, непонимания других и другими, ощущении недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег, формальности отношений, отстраненности от пациентов, коллег, дегуманизации.

Понятно, что столь обширный круг признаков синдрома осложняет выявление профессионального выгорания, которое характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни личности.

Замечено, что симптоматика профессионального выгорания может быть «инфекционной». Нередко встречается профессиональное выгорание организаций, которое проявляется у подавляющего большинства сотрудников одними и теми же физическими или эмоциональными состояниями и формами поведения. Люди становятся пессимистами без веры в позитивные изменения на работе и возможность что-то изменить собственными усилиями. В таких случаях заметно стираются индивидуальные различия между работниками, они становятся как бы «на одно лицо» [8].

Итак, в настоящее время не существует единой точки зрения на сущность феномена профессионального выгорания, его структуру и симптоматику. Исследователи сходятся во мнении, что неизбежно профессиональное выгорание проявляется практически у всех специалистов «помогающих» профессий: педагогов, врачей и др. Особо это касается практикующих психологов.

Проблемой профессионального выгорания психологов занимались К. Маслач, В. Шауфели, Г.А. Макарова, П.И. Сидоров, разрабатывая симптоматику, факторы, а также методы профилактики и коррекции.

Ученые выделяют многочисленные проявления профессионального выгорания у психологов. Одной из наиболее популярных в этом вопросе является точка зрения К. Маслач, которая сводит все проявления выгорания к трем формам-фазам:

1. «Уплощение эмоций». Именно с гиперэмоционального сопереживания с пациентом, клиентом начинается дисквалификация психолога. Невольно манифестированное сверхсочувствие вскоре сменяется приступами равнодушия к клиентам. Потом оно овладевает психотерапевтом (или психологом) каждый раз, как он входит в свой рабочий кабинет. Но при этом еще возможны эмоциональные всплески – и негативные (приступы рассерженности или обиды), и позитивные (неожиданная радость, умиление). И, наконец, у такого первоначально отличного профессионала безэмоциональность, равнодушие ко всему становится навязчиво-болезненной чертой личности.

2. «Конфронтация с клиентом». Некоторые психотерапевты в периоды кратковременного отдыха во время рабочего дня, беседуя с коллегами, начинают пренебрежительно, а потом и с издевкой высказываться о своих пациентах. Позднее динамика этого компонента выгорания была систематизирована. Первоначально после вспышек усердия и желания помочь клиентам возникает застойное переживание обиды на несправедливость поначалу из-за конкретного события. Потом это чувство становится постоянно гнетущим. Выгорание ведет профессионала к тому, что он игнорирует клиентов, уклоняется от работы с ними (частые перерывы), потом возникают отгулы, прогулы, отсутствие по болезни.

3. «Потеря ценностных ориентаций» наиболее социально и экономически опасна, хотя начало ее (как и двух других) не предвещает плохого. Первоначальные симптомы выгорания могут проявляться при общении с клиентами и сослуживцами в навязчивом недоверии к их высказываниям и может чередоваться или сочетаться с недовольством собой, с ощущением снижения своей компетентности в работе. Далее такой специалист склонен во всем новом сразу находить негативные стороны, сразу обращает внимание на недостатки. Выгорающая личность портит всем настроение и климат в коллективе, заражает его выгоранием. Такого человека все чаще охватывает мучительное ощущение своей несостоятельности. Завершает нарастание этой формы выгорания утрата представлений о ценностях жизни. Он по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но приобретает безразличие ко всему.

Три описанных выше формы профессионального выгорания психолога протекают одновременно. В реальности у людей с разными характерами с учетом множества видов профессионального обслуживания клиентов можно встречать большое разнообразие сложных сочетаний симптомов и динамики выгорания.

По данным П.И. Сидорова, почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания; 7,8% – резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям [9].

Г.А. Макаровой были проведены исследования среди психологов-консультантов, врачей психотерапевтов, участвующих в программах повышения квалификации. По группе респондентов признаки синдрома различной степени выраженности имели 73%, что оценивалось по наличию формирующихся или уже сформировавшихся фаз синдрома эмоционального выгорания. Выраженную фазу «истощение» имели 5 %, что проявлялось эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями [4].

Подобные публикации по профессиональному выгоранию психологов являются достаточно редкими. Встречается достаточно большое количество исследований выгорания среди учителей, медицинских работников (в частности медсестер), сотрудников правоохранительных органов и других социальных профессий, но не психологов, психотерапевтов и консультантов.

Между тем, последствия профессионального выгорания специалистов-психологов, которым доверяют и ожидают квалифицированной психологической помощи, в конечном итоге, отражаются как на частном, так и на общественном уровне.

Для клиента – это невозможность получить квалифицированную помощь и решить те проблемы, с которыми он обращается к психологу.

Для самого психолога последствия выгорания влияют не только на профессиональную деятельность с ухудшением качества труда и взаимоотношений с коллегами, но и на сферы социальной и личной жизни, а также психологического и даже физического здоровья специалиста. Это, в свою очередь, наносит ущерб стабильности организации, в которой работает психолог.

На более глобальном уровне профессиональное выгорание приводит к дискредитации профессии психолога в глазах общества, понижении ее социальной значимости и престижа.

Таким образом, перспективными направлениями исследований в области профессионального выгорания практических психологов нам представляется разработка методологического обоснования исследовательских стратегий и инстументария, а также разработка комплексных мер по преодолению и, в особенности, профилактике профессионального выгорания у специалистов-психологов.

 

Литература

  1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 336с.

  2. Елдышова О.А. Проблема выгорания в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики [Электр. ресурс]. URL: http://flogiston.ru/articles/labour/ profilaktika

  3. Китаев-Смык Л.А. Фрагмент из подготовленной к печати книги «Психология стресса – 2: психологическая антропология стресса» [Электр. ресурс]. URL: http://www.riku.ru/lib/vygoranie.htm

  4. Макарова Г.А Синдром эмоционального выгорания [Электр. ресурс]. URL: http://www.myword.ru

  5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования.// Психологический журнал. 2001. Т 15. №1 С. 89-99.

  6. Осухова Н., Кожевникова В. Профилактика профессионального выгорания. Практико-ориентированный семинар [Электр. ресурс]. URL: http://psy.1september.ru

  7. Профилактика синдрома «эмоционального сгорания» у психотерапевта [Электр. ресурс]. URL: http://referat-psy.net

  8. Caмoyкинa Н.B. Синдром профессионального выгорания [Электр. ресурс]. URL: http://www.elitarium.ru/2005/01/12/sindrom _professionalnogo _vygoranija.html

  9. Сидоров П.И. Синдром эмоционального выгорания. Конспект врача. [Электр. ресурс]. URL: http://health.mpei.ac.ru/sindrom.htm

Об авторе

Пименова Евгения Владимировна – доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы, кандидат психологических наук, доцент

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Малашина Екатерина Викторовна – психолог Ставропольского городского дворца детского творчества

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Пименова Е.В., Малашина Е.В. Профессиональное выгорание практических психологов как важная психологическая проблема [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.