ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ УЧИТЕЛЯ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

УДК 159.9.07; 37.01

Мещерякова Г.П. (Кисловодск) ГОУ ВПО Северо-Кавказский государственный технический университет филиал в г. Кисловодске

English version: Mescheriakova Galina  North Caucasus State Technical University, branch in the city of Kislovodsk, Kislovodsk

 

Аннотация. В статье рассматривается теоретико-методологический анализ педагогического профессионализма и психологической поддержки работников образования, в частности учителя. Рассмотрен феномен эмоционального выгорания, оказывающий нега­тивное воздействие на здоровье и эффективность деятельности учителей. Описаны фак­торы возникновения выгорания, симптомы и ресурсы для его преодоления.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагогический профессионализм, психологическая поддержка работников образования, эмоциональное выгорание, ресурсы преодоления выгорания учителя

 

Качество образования не может рассматриваться вне контекста здоровья субъектов образовательного процесса. Состояние здоровья учителей, как профессиональной группы, нельзя признать благополучным. По данным Л.Д. Старикова, М.Л. Кузнецова, Е.С. Даниловой и др. учителя не высоко оценивают свое здоровье. Диапазон между «здоров» и «болен» Г. Салье относит к фазе напряжения в развитии состояния стресса, а И. Брехман назвал «третьим состоянием». Для человека, находящегося в этом состоянии, характерно постепенное истощение адаптационных ресурсов организма. По мнению А.А. Реана, А.А. Баранова (1997), для профессии учителя, характерным является насыщенность педагогической деятельности такими стрессорами, как социальная оценка, неопределенность. Результаты самооценки состояния здоровья учителей показывают, что рас­пространенной является выработанная у них привычка находиться в «полуздоровом» состоянии и в этом состоянии продолжать работу, Также выявлена пассивность в обращении за медицинской помощью, низкая мотивация на ведение здорового образа жизни, свидетельству­ющие о том, что реальное состояние здоровья учителей менее благополучно, чем это следует из данных медицинской статистики. Одна из самых актуальных для учителей проблем – широ­кий спектр состояний астено-невротического характера. С ними тесно сплетены патогенетическими механизмами функциональные расстройства различных систем и органов – сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, обмена веществ, эндокринной системы и др. [5].

Современной школе требуется учитель, способный успешно решать задачи обучения и воспитания, достигать желаемых результатов в развитии личности учащихся. Личность педагога, как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса всегда вызывала огромный интерес и проявления заботы у представителей психологической и педагогиче­ской науки. Среди личностных свойств и качеств, необходимых учителю для органи­зации эффективной учебной деятельности обучающихся, Ю.К. Бабанский на­звал следующие:

-  творческий, поисковый стиль, конкретность и системность мышления, умение выделять главное;

-  чувство меры в исполнении тех или иных форм и методов преподавания;

- эмоциональная отзывчивость;

- контактность в общении.

Эти качества не­обходимы, чтобы осуществлять свой весьма многотрудный вид деятельности, сложный по системе теоретических знаний и прак­тических умений и ещё более сложный по структуре функций.

Многогранную деятельность учителя И.А. Зимняя определяет следующим образом: «Педагогическая деятельность представляет со­бой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (уче­ников), направленное на его личностное интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазви­тия и самосовершенствования». Психологи выделяют следующие функции педагогической дея­тельности: диагностическая; ориентационно-проектировочная; конструктивно-проектировочная; организаторская; информационно-объяснительная; коммуникативно-стимулирующая; аналитико-стимулирующая; исследовательско-творческая.

В сложной и целенаправленной работе учителя реализуются эти функции. Возможность выполнения их определяется субъективными свойствами педагога. Личность учителя (педагога) в обстановке обучения зани­мает первое место, те или другие его свойства будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения.

В последние годы активизировались научные исследования, касающиеся проблемы здоровья в системе образования (Р.И. Айзман, Г.Л. Апанасенко, В.Ф. Базарный, А.С. Батуев, Э.Н. Вайнер, Н.А. Голиков, Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев, В.Н. Касаткин. В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова, Г.А. Кураев и др.), которая является предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области медицины, но и психологии, педагогики, других социальных наук. В этой связи большое значение приобретает изучение феномена эмоционального выгорания – психоло­гического явления, оказывающего нега­тивное воздействие на здоровье и эффективность деятельности специалис­тов, занятых в социальной сфере. А.К. Маркова (1993) отмечает, что у учителей возникают такие профессио­нальные «болезни общения»: истощение, «выгорание», герметизация и уход от кон­тактов, что является следствием духовного переутомления, эмоционального «вы­кладывания» в профессиональной деятельности. Эти «болезни общения» могут быть свойственны отдельным периодам профессионального развития. Л.А. Китаев-Смык рассматривает одну из профессиональных болезней общения учителя – вы­горание – как возникающую вследствие душевного переутомления. Это своего рода плата за сочувствие, когда в профессиональные обязанности входит отдача тепла своей души, эмоциональное «выкладывание» [3].

К основным факторам, способствующим выгоранию учителей, относят ежедневную психическую перегрузку, самоотверженную помощь, высокую от­ветственность за учеников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением (фактор социальной не­справедливости), ролевые конфликты, поведение «трудных» учащихся. Современные исследования выявляют связь между выгоранием и индивидуальными стратегиями сопротивлению выгоранию. Обзор работ показывает, что высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу; и наоборот, люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания. То есть профессиональная деятельность учителя предъявляет повышенные требования к его здоровью, эмоциональным и когнитивным ресурсам. В настоящее время большинством исследователей феномен выгорания оп­ределяется как состояние физического, эмоционального и умственного истоще­ния. Он проявляется в профессиях со­циальной сферы и включает в себя три составляющие:

1) эмоциональное истощение, связан­ное с чувством эмоционального опустошения и усталости, которое возникает при избыточной рабочей нагрузке, когда эмоциональные ресурсы человека ока­зываются исчерпанными и он чувствует себя неспособным адекватно эмоцио­нально реагировать;

2) деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к чело­веку) – отрицательное, циничное, либо безразличное восприятие его, защита от подавляющих эмоциональных состояний путем обращения с учеником как с объектом;

3) редукция профессиональных дости­жений, проявляющаяся в переживании некомпетентности и неуспешности своей деятельности.

К объективным фак­торам возникновения выгорания иссле­дователи относят:

1) неблагоприятный социалъно-психологический климат педагогического коллектива, который складывается под влия­нием сложной системы взаимоотноше­ний и выражается в определенном эмоциональном состоянии (эмоциональном настрое) коллектива. Частые конфликты, повышенная напряженность в отношениях с коллегами и руководством, отсутствие поддержки и сплоченности в коллективе негативно сказываются на индивидуальных психи­ческих состояниях его членов, создают тягостные переживания, которые, закреп­ляясь, могут привести к эмоционально­му выгоранию;

2) недостатки в организации педагогической деятельности – ее излишняя регламентация, высокая степень авто­номности педагога, неудачное распределение учебной нагрузки, плохое стимулирование труда учителя, неясные перспективы профессионального роста, ха­рактер включения педагога в управление учебным заведением.

В качестве субъективных факторов ис­следователи выделяют:

1) высокий уровень нейротизма как показатель эмоциональной неустойчиво­сти индивида, эмоциональной лабильно­сти, неуравновешенности нервно-психических процессов, проявляющийся в повышенной возбудимости, реактивности и высокой степени откликаемости, низ­ ком пороге переживания дистресса и преобладании негативно окрашенных эмоциональных состояний,

2) наличие рассогласований в ценностной сфере, что выражается в невозможности реализации педагогом значи­мых смыслообразующих жизненных це­лей, а также приоритетных типов поведения, предпочтительного образа действий и/или значимых свойств личности в своей профессиональной деятельности,

3) низкий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной само­регуляции эмоций и поведения.

Бойко В.В. (1999) выделил симптомы выгорания: усиливающееся осознание психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, усиление психической энергии за счет индукции идеального: работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и желаемого, снижение концентрации внимания и способности к выполнению сложных заданий и др. [1].

Помочь преподавателю преумножить ресурсы преодоления выгорания и повысить, свою стрессоустойчивостъ, может психолого-педагогическое сопровождение. В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определе­ние: «Сопровождение – следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь». Понятие «психологического сопровождения» введено психологами Г. Бардиером, И. Ромазаном, Т. Чередниковой в 1993 году как концептуаль­ный подход в работе с детьми детского сада и младших классов, как сопро­вождение естественного развития ребенка. В такой трактовке психоло­го-педагогическое сопровождение далеко от интересующей нас группы, но важно, что подчеркивается естественный характер происходящего процесса. Психолого-педагогическое сопровождение как бо­лее всеобъемлющий процесс, включающий в себя и психолого-педагогическую поддержку, рассматривается в исследованиях Г. Бардиера, М.Р. Битяновой, О.В. Жу­равлевой.

В научной литературе выделяются следующие принципы психолого-педагогического сопровождения: доступность и открытость; интеграция всех сил, участвующих в процессе; личностно-ориентированный подход; дифференциация и индивидуализация; рефлексивность; развивающее обучение на базе положительного опыта.

Следовательно, преумножая ресурсы преодоления выгорания и повышая, та­ким образом, свою стрессоустойчивостъ, человек легче выдержит большее на­пряжение и «не сгорит на работе». Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. (2009) в своей работе выделили ресурсы преодоления выгорания:

- Перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности, активизация или дезактивизация поведения или деятельности.

- Активные и просоциальные модели поведения (смелость и широта вступле­ния в социальный контакт, поиск социальной поддержки и готовность к ее при­нятию, умение решать трудные ситуации совместно с другими людьми, ассертивное поведение).

-  Использование приемов саморегуляции.

-  Экстравертированность. Способность к компромиссу. Способность контро­лировать глубину и насыщенность общения.

-  Способность легко «заражать» своей энергией и восполняться снова.

-   Активность, реализация человеком своих потенциальных возможностей.

-   Аутентичность – подлинность, искренность по отношению к себе и к дру­гим, при которой человек проявляет себя свободно и др. [2].

При реализации процесса психолого-педагогического сопровождения важно не только оказать современную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности процесса личностного развития, ответственно относиться к своему развитию, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Это необходимо еще и потому, что сегодняшний день в нашем обществе не отличается социальной стабильностью. Личность должна уметь противостоять разрушающим воздействиям на нее.

 

Литература

  1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб., 1999.

  2.  Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – М., 2009. – 336 с.

  3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический преокт, 2009. – 943 с.

  4. Маркова, А.К. Психология труда учителя: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

  5. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей. // Вопросы психологии, 1997. – №1. – С. 45-54.

Об авторе

Мещерякова Галина Павловна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии, заместитель директора по учебной работе ГОУ ВПО Северо-Кавказский государственный технический университет филиал в г. Кисловодске, кафедра психологии.

email: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Мещерякова Г.П. Психологическое благополучие учителя как одна из проблем современного образования [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.