ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ВУЗА

 

УДК 159.9.072.43

Л.В. Лидак (Пятигорск) филиала Минераловодского филиала АНО ВПО «Московской открытой социальной академии»

Л.А. Антипова (Пятигорск) Пятигорская государственная фармацевтическая академия

English version: Lidak Ludmila - Mineralnye Vody branch ELN VPO "Moscow Open Social Academy", Pyatigorsk

Antipovа Lyudmila  Pyatigorsk State Pharmaceutical Academy, Pyatigorsk

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме высшего профессионального образования – проблеме адаптации студентов-первокурсников к условиям вузовского обучения. В статье представлены материалы констатирующего и формирующего экспериментов, позволившие сделать выводы об эффективности разработанной программы и технологии ее внедрения в образовательную практику вузов.

Ключевые слова: детерминанты, адаптация, образовательная ситуация, моделирование, групповые творческие дела, программа, педагогическая технология, дезадаптация

Основной тенденцией развития современного высшего профессионального образования является гуманизация, что предполагает не только расширение навыков социального взаимодействия первокурсников, формирование их профессиональной направленности, но и создает благоприятные условия для их успешной адаптации к новому социальному статусу в академической среде вуза – статусу студента. Отсутствие специальной педагогической работы по осуществлению успешной адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе способствует появлению неуверенности, неудовлетворенности, неуспеваемости в обучении, недоверия к окружению, дискомфорту и социальной дезадаптации.

Необходимость исследования успешной адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза вызвана различиями в содержании, формах и технологиях обучения между средней школой и вузом, недостаточной подготовкой выпускников средних школ к самостоятельному обучению, отсутствием самоорганизации, что составляет основу учебной деятельности в высшей школе. Студенты первого курса подчас недовольны условиями учебы, робеют перед преподавателями, теряются в вузовской среде. Это деструктивно влияет на успешность адаптации, на развитие личности студента, на его профессиональную направленность, на формирование творческих способностей и научного потенциала первокурсников.

Феномен адаптации имеет междисциплинарный статус и исследуется в физиологии, психологии, лингвистике, культурологии, педагогике и других отраслях научного знания. В частности, сущностные характеристики адаптации в биологии и физиологии рассматривались в работах П.К. Анохина, Н.А. Берштейна, И.П. Павлова, Г. Селье, И.М. Сеченова и др. Структура, динамика и психологические механизмы адаптации исследовались в работах К.И. Бодрова, Я.Л. Коломинского, А.А. Реана, А.А. Налчаджяна, В.А. Якунина и др. К настоящему времени наиболее разработанными и распространенными являются интерпретации психической адаптации в бихевиористском, гуманистическом и психоаналитическом направлениях. Об этом свидетельствуют исследования А. Адлера, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, З. Фрейда и др. В их работах проблема адаптации рассматривается как «движение личности к людям»; как механизм смирения, соглашательства или, наоборот, противоборства и самоутверждения себя в глазах других.

Педагогическое сопровождение проблемы адаптации личности к условиям различных воспитательно-образовательных учреждений исследовано в работах российских ученых Л.Г. Егоровой, Н.Ф. Масловой, А.В. Мудрика, В.А. Ситарова и др. Однако, в этих работах рассматриваются проблемы адаптации дошкольников, школьников. Очень мало работ посвященных студентам.

Адаптация – это многоаспектное явление. В научной литературе существует множество его интерпретаций. По мнению А.А. Налчаджяна адаптация – это система приспособительных механизмов организма, позволяющих ему приспособиться к условиям изменяющейся окружающей среды. В исследованиях А.А. Реана адаптация рассматривается как процесс интеграции черт личности, в результате которого достигается способность человека стать частью окружающей среды, осознать свою принадлежность к ней, выполнять ее требования, нормы и правила, осуществлять саморазвитие, совершенствовать самосознание, адекватную самооценку и ролевое поведение.

В научной литературе встречается достаточно много исследований, где проблема успешной адаптации рассматривается в контексте правильно подобранных методов и приемов воспитательной работы со студентами. Встречаются работы, раскрывающие педагогические условия успешной адаптации. А.Я. Найн считает, что педагогические условия успешной адаптации представляют собой совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и приемов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и материально-пространственной среды, обеспечивающих успешное решение поставленных и проектируемых задач. Педагогические условия адаптации студентов к обучению в вузах рассматривали О.Ф. Алексеева, Н.М. Бабаева, В.М. Дугинец, В.Т. Хорошко, А.А. Налчаджян и др.

Анализ научно-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что адаптация на начальном этапе обучения студентов в вузе является наиболее важным явлением, так как в это время происходит личностное и профессиональное самоопределение, формирование индивидуальных ценностей и ориентаций. Однако, нет работ, посвященных характеристике педагогических детерминант успешной адаптации к условиям вуза.

Педагогические детерминанты успешной адаптации первокурсников к современной образовательной ситуации следует рассматривать в контексте системно-структурного подхода. Это комплекс педагогических условий, методов, средств и содержательных характеристик целенаправленного субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия студента с вузовской средой, преподавателями, администрацией, старшекурсниками, представителям студенческого самоуправления, партнерами по взаимодействию в аудиториях, библиотеках, общежитии, клубах и т.д.

Цель данного исследования состоит в теоретическом обосновании, практической разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических детерминант успешной адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе.

Анализ адаптации как важного этапа в организации профессионального образования студентов предполагает междисциплинарный уровень исследования с учетом философского, исторического, социального, педагогического и других аспектов. Анализ философской, социологической и педагогической литературы отражает многоплановость подходов к пониманию содержания адаптации студентов к вузу, как социальному пространству, открывающему новые возможности для развития личности (А.А. Бодалев, Г.А. Балл, А.В. Мудрик, А.А. Реан, Т. Шибутани и др.).

- философский подход рассматривает адаптацию – как процесс исторически обусловленный, ограниченный во времени и носящий активно преобразующий характер, предполагающий приспособление личности к изменяющимся условиям среды (Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, Ж.П. Сартр, К.Т. Ясперс и др.).

- антропологический подход определяет адаптацию как сложный, многофакторный, константный, бесконечный процесс активного целенаправленного взаимодействия личности с окружающей её средой (П.Ф. Лесгафт, Е.Н. Шиянов и др.).

- биологический подход рассматривает адаптацию как перестройку физиологических, биохимических и других процессов, наблюдаемых в процессе филогенеза общества и онтогенеза человека (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, И.П. Павлов, Г. Селье В.М. Сеченов и др.).

- социологический подход представляет адаптацию как процесс приспособления к изменяющимся условиям среды; осознание взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой (Д.А. Андреева, А.И. Донцов, Т.Г. Дичев, В.В. Шпалинский и др.).

- психологический подход рассматривает процесс адаптации как изменение и перестройку психики индивида под воздействием объективных факторов среды, процесс ломки старого и установления нового динамического стереотипа (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.).

- педагогический подход рассматривает адаптацию как одновременное воздействие целого ряда факторов, включающих в себя комплекс как субъективных факторов, зависящих главным образом от самих студентов, так и объективных, зависящих от внешних обстоятельств, к числу которых можно отнести содержание и организацию самой учебной деятельности в вузе. Адаптацией в данном случае будет считаться приспособление студента к новым формам, методам и технологиям учебно-воспитательной и социально-бытовой деятельности; к новым формам контроля за качеством обучения (И.Ф. Исаев, В.В. Буткевич, А.В. Мудрик, Л.П. Рябов, Л.Н. Седова и др.).

В анализируемых работах отмечено, что адаптация студентов-первокурсников тесно связана с их учебными успехами. Целью адаптации к дидактическому процессу является разработка оптимальных методов организации учебной деятельности студентов-первокурсников с учётом специфики условий обучения и особенностей познавательной деятельности. На основании теоретического анализа сформулировано рабочее определение исследуемого феномена.

Адаптация – это способность личности стать частью окружающей среды, осознать свою принадлежность к ней в данный период времени, выполнять ее требования, нормы и правила, формирующие позитивное личностное и социальное развитие, направленное на успешное овладение профессией.

Проведенный теоретико-методологический анализ проблемы адаптации позволил сделать вывод о том, что адаптация базируется на определенном комплексе когнитивных, поведенческих и личностных механизмов, которые активизируют личностно-развивающие ресурсы самого студента. Приспособление к окружающей действительности наступает при достижении гармонии между первокурсником и окружающей средой. В ходе адаптации складывается соответствующий индивидуальный стиль деятельности личности, что позволяет ей выполнять свои социальные роли в обществе. Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно личность воспринимает себя и свои социальные связи в образовательном пространстве вуза.

В ходе адаптации к новому социальному статусу студент-первокурсник на основе развития самосознания и рефлексии учится управлять своим поведением, решать образовательные задачи, организует учебную работу, занимается самообразованием. У молодого человека формируются профессиональные качества, навыки и умения, необходимые для успешного овладения специальностью.

Нарушение процесса адаптации приводит к дезадаптации личности. Анализ целого ряда педагогических исследований (О.И. Зотова, И.К. Кряжева, А.А. Реан и др.) позволил прийти к выводу о том, что «дезадаптация» характеризуется недифференцированностью целей и видов деятельности человека, сужением круга его общения и решаемых проблем, и, что особенно важно, непринятием норм и ценностей новой социальной среды, а в некоторых случаях и противодействие им. Детерминантом успешной адаптации является целенаправленное педагогическое управление этим процессом. Управлять адаптивным процессом обучения на первом курсе вуза – значит сознательно и последовательно обеспечивать переход от одной стадии развития личностных отношений и ценностей к другой, более совершенной.

Механизмами успешной адаптации студента в вузе являются: осознание приобретенного нового социального статуса – статуса студента, наличие мотивации к обучению и получению профессии, развитие позитивной «Я-концепции», адекватной самооценки, создание оптимального режима труда и отдыха, принятие норм и ценностей социальной среды.

Были выделены такие педагогические детерминанты успешной адаптации как организационно-педагогические, дидактические, социально-коммуникативные, художественно-творческие.

Организационно-педагогические детерминанты адаптации к учебно-дидактической деятельности складывались из разработки оптимального содержания учебного материала, а также подбора педагогических технологий и методов организации учебной деятельности с учётом специфики условий обучения в вузе и особенностей познавательной деятельности студентов-первокурсников.

Педагогические детерминанты успешной адаптации к социально-коммуникативному взаимодействию предполагали формирование определенного уровня организации взаимодействия и коммуникативных умений, таких как перцептивные умения, эмоциональная устойчивость, умения адекватно вести себя в коллективе, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации и т.д.

Педагогические детерминанты успешной адаптации к художественно-творческой деятельности включали в себя развитие творческого потенциала личности, активизацию участия ее в воспитательно-образовательном процессе, в организации и проведении концертов, праздников, вечеров.

Педагогическими детерминантами успешной адаптации к студенческому быту и самостоятельному проживанию в общежитии являлись контроль со стороны администрации, беседы о правилах совместного проживания, формирование у студентов навыков самообслуживания.

В работе было установлено, что студенчество – особая социальная категория обучающихся. Это – специфическая общность людей, организационно объединенная институтом высшего образования. В социальном аспекте категория студенчества отличается высоким уровнем учебной деятельности и направленностью на профессиональное развитие. В то же время, она характеризуется наивысшей социальной активностью и гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Успешное обучение студентов в вузе возможно при условии высокого уровня общего интеллектуального развития личности обучающегося.

Студенческий быт и университетские правила отличаются от школьных. В исследовании выявлен значительный разрыв между знаниями и навыками учебной деятельности, полученными учениками в школе, и требуемым уровнем подготовки первокурсников, что увеличивает учебную нагрузку студентов в первые месяцы обучения в вузе. В результате возникали стрессы, сложности не только в обучении, но и в построении межличностных отношений. Наблюдения показали, что студенту важно уметь работать самостоятельно, правильно распределять свое время, расставлять приоритеты, творчески подходить к решению учебных задач. Предварительные данные и наши наблюдения совпали с данными, опубликованными в научных источниках. Анализ исследований О.Ф. Алексеева, В.М. Дугинец, А.В. Мудрика, А.А. Реана, В.Т. Хорошко В.Я. Якунина и др. позволил установить, что для успешного начала и последующей учебы студента большое значение имеют специально-организованные педагогические детерминанты успешной адаптации на первом этапе обучения в вузе, возможность не только учиться, но и дружить, развивать собственный творческий потенциал и бытовую культуру.

Для того, чтобы студент развивался гармонично и успешно адаптировался к новой социальной ситуации, необходимо создать в высшей школе такие педагогические детерминанты, при которых бы он безболезненно приспособился к академической среде. Для этого в образовательном процессе вуза возможно применение личностно-развивающих педагогических технологий, способствующих успешной адаптации к образовательному пространству учебного заведения.

Для нашего исследования большой интерес представляла технология, разработанная И.П. Ивановым – «коллективные творческие дела».

Проведенный анализ литературных источников, отражающих опыт внедрения методики коллективных творческих дел в практику высшего образования (Е.П. Титова, Н.П. Царева и др.), позволил обосновать возможность их использования для адаптации студентов к обучению в вузе. Учитывая, что в образовательной практике высшего учебного заведения студенты распределены по группам, мы определили сущность совместных дел как «групповые творческие дела». Руководством групповых творческих дел занимаются кураторы и представители администрации. В научной литературе существует классификация групповых творческих дел. Они делятся на познавательные художественно-творческие, досуговые, трудовые. При организации групповых творческих дел большое место занимают игровые технологии и ситуации, позволяющие педагогу проектировать эффективные методы воздействия на студентов.

Анализ педагогической и методической литературы позволил констатировать, что групповые творческие дела имеют четкий алгоритм действий, что способствует конкретизации педагогических технологий их организации и использования для работы с первокурсниками по оказанию им помощи в адаптации.

В данной технологии отчетливо проявляются три этапа. Каждый этап осуществления групповых творческих дел предполагал решение конкретных задач, способствующих адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Первый этап – этап группового планирования и подготовки совместной творческой деятельности. Совместный диалог студентов, кураторов и декана, ситуация формирования перспективы предстоящего дела учат первокурсников умению высказывать идеи и отстаивать собственное мнение.

Второй этап – этап реализации задуманного. Каждый студент имеет возможность проявить таланты и способности, получить поддержку группы и одобрение взрослых. Вместе с тем на этом этапе студенты обмениваются знаниями и умениями. Происходит процесс обмена опытом, а каждый участник совместной деятельности обретает уверенность.

На третьем этапе осуществляется анализ мероприятия, вносятся коррективы и планируются будущие дела. Данный этап способствует формированию адекватной самооценки у студентов.

Таким образом, анализ литературных источников позволил обратиться к технологии групповых творческих дел для обучения первокурсников правилам и формам совместной учебы, работы, отдыха. Вместе с тем эта технология направлена на развитие и реализацию творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных способностей студентов и формирование коммуникативных потребностей.

Выявлено, что групповая творческая деятельность способствует становлению и развитию студенческой группы, построению студенческого самоуправления, группового планирования, организации и анализа общих дел. Общая цель совместной деятельности – установление позитивных межличностных отношений, установление деловых связей между сокурсниками, старшекурсниками, преподавателями, кураторами.

Анализ методической литературы позволил предположить, что технология совместных групповых дел удачно сочетается с деловыми и ролевыми играми. Деловые и ролевые игры являются необходимым условием формирования готовности и способности осваивать азы профессиональной деятельности. Эффективность игровой ситуации взаимосвязана со способностью ее участников принять на себя соответствующие роли. Проведение игр требует создания и реализации ситуаций педагогической помощи, что позволяет студентам осознанно выполнить необходимую совокупность правил поведения. Использование деловых игр в учебно-воспитательном процессе позволяет сформировать у студентов способность добывать необходимую информацию, готовность брать на себя инициативу в организации общения при решении проблем и развивать свои профессиональные интересы.

В разделе, посвященном экспериментальному исследованию процесса адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе, представлена экспериментальная работа, которая состояла из констатирующего, формирующего, контрольного экспериментов. Выявлена объективная характеристика особенностей адаптации первокурсников к условиям пребывания в вузе.

Экспериментальное исследование процесса адаптации студентов первого курса к обучению в вузе проводилось в течение двух лет на базе ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия», ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», Минераловодский филиал НОУ ВПО «Московская открытая социальная академия», Минераловодский филиал НОУ ВПО «Академия права и управления». В исследовании участвовало 300 студентов первых курсов.

Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

На этапе констатирующего эксперимента осуществлялась диагностика уровня адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе. Критерии успешной адаптации выявлены на основе теоретического анализа научной литературы. К их числу относятся: адекватная самооценка, устойчивая положительная мотивация к обучению и получению профессии, рациональное распределение режима труда и отдыха, проявление навыков самообслуживания и бытовой культуры, участие в художественно-творческой деятельности вуза. В качестве диагностического инструментария выступили: методы (наблюдение, анкетирование, экспертная оценка), специальные методики (модифицированная методика «Диагностика адаптации и социального окружения» К. Роджерса, Р. Даймонда, методика «Адаптивность», многоуровневый личностный опросник А.Т. Маклаковой, «Многофакторный опросник личности» Р.Б. Кэттела). Была изучена динамика процесса адаптации и проявления адаптивности личности.

По результатам констатирующего эксперимента выделены три группы студентов: с высоким (40%), средним (35%), низким (25%) уровнем адаптивности.

В первую группу вошли студенты, которые быстро адаптировались к условиям вуза и показали высокий уровень адаптированности. Они не обнаруживали трудностей в освоении учебного материала. Однако иногда отмечали сложности в усвоении большого объема информации, в привыкании к новым формам занятий, таким как, лекции, семинары, коллоквиумы и др. Они легко принимали учебную задачу, достигали положительных результатов в учебе и других видах деятельности, умели рационально организовывать режим труда и отдыха. Студенты этой группы являлись лидерами, тем самым утверждали свой авторитет, устанавливали деловые отношения с преподавателями, работниками деканата, сокурсниками. Испытуемые этой группы проявляли инициативу в организации и проведении творческих вечеров и праздников. Первокурсники данной экспериментальной группы старались помогать отстающим студентам: объясняли материал, давали консультации, вовлекали в разные виды деятельности и вузовские мероприятия.

Вторая группа – студенты со средним уровнем адаптивности. Они характеризовались положительным отношением к учебе, трудолюбием, стремлением успевать по всем дисциплинам. Они редко пропускали занятия и отличались позитивными межличностными отношениями, потребностью в общении друг с другом, редко были участниками конфликтов. В процессе проведения эксперимента выяснилось, что студентам данной группы присущи эмоциональная сдержанность, а порой проявление тревожности. Вместе с тем они проявляли желание участвовать в общественной работе и посещать научные кружки. Ими были отмечены такие трудности адаптации как длительность занятий, большой объем домашней работы, неумение работать с научной литературой. Первокурсники этой группы старались помогать слабым сокурсникам, обеспечивали их необходимой литературой, конспектами, стремились вовлекать в разные виды деятельности. Сами охотно обращались к более подготовленным студентам за помощью.

У студентов третьей группы – низкий уровень адаптивности. У них выявлены пробелы в успеваемости по физике, химии, иностранным языкам, истории. Они проявляли недоверчивое отношение к преподавателям и сверстникам, были скрытны, сдержаны, застенчивы и замкнуты. Круг общения отличался узостью и состоял из близких друзей, с которыми были знакомы раньше. Трудности возникли в адаптации к новым бытовым условиям, к проживанию в общежитии. Такие студенты оказались неподготовленными к самостоятельной жизни и к обучению в новой среде.

Среди трудностей адаптации выявлены неумение организовывать распорядок дня, труда и отдыха; отсутствие рефлексии; навыков самоподготовки и самоконтроля; неадекватная самооценка; сложность установления межличностных отношений и вхождения в новый коллектив, в ряде случае – конфликтность.

Результаты констатирующего эксперимента послужили основой для проектирования формирующего этапа исследования, направленного на создание успешной адаптации в процессе обучения в вузе.

В рамках формирующего эксперимента были обоснованы детерминанты, позволяющие осуществлять педагогическое сопровождение успешной адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе. Педагогическое сопровождение – создание условий для наиболее эффективного обучения и развития студента во время его пребывания в вузе. Цель педагогического сопровождения сводилась к нормализации эмоционального состояния студентов первых курсов, к разработке специальной программы адаптации студентов – первокурсников и к ее внедрению в воспитательно-образовательный процесс вуза, к реализации эффективного внедрения данной программы. Данный подход предполагал успешную адаптацию студентов к учебной деятельности через установление положительного межличностного взаимодействия между студентами и преподавателями, творческого подхода к каждой личности, воспитания в студенческих группах взаимопомощи, ответственности. Усилия администрации и кураторов были направлены на включение студентов в разнообразные виды деятельности: трудовую, спортивную, общественную, познавательную, художественно-творческую. Конечным итогом реализации предлагаемой программы должна была стать успешная адаптация студента к обучению в вузе, а в перспективе – высокий личностный и профессиональный уровень специалиста.

Для формирующего этапа экспериментальной работы была разработана модель успешной адаптации студентов-первокурсников, которая внедрялась в практику учебно-воспитательного процесса (Рис.1).

Модель успешной адаптации студентов к условиям обучения в вузе

Рис. 1. Модель успешной адаптации студентов к условиям обучения в вузе

 

Представленная модель успешной адаптации студентов к условиям обучения в вузе была реализована благодаря построению субъект-субъектного взаимодействия между первокурсниками, кураторами, педагогами и представителями администрации. Педагогическая работа с первокурсниками осуществлялась поэтапно.

На первом – ознакомительном этапе – студенты знакомились со всеми службами вуза и правилами их работы: деканатом, библиотекой, лабораториями, компьютерными классами, кафедрами, общежитием, студенческим клубом, спортивными секциями, службой собственной безопасности, студенческим профкомом.

На втором – адаптивном этапе – студенты учились активно включаться во взаимодействие с сотрудниками данных служб. Консультантами и помощниками выступали кураторы и старшекурсники. На этом этапе осуществлялись специальные мероприятия по самопрезентации «Первый курс – покажи свои таланты!», «Посвящение в студенты» и др. Ответственными за проведение мероприятий выступали старосты, кураторы, проректор по воспитательной работе.

На третьем – корректирующим этапе – осуществлялась индивидуальная работа с теми, кто нуждался в специальной помощи и поддержке. Особое внимание было направлено на формирование стабильности в усвоении учебного материала и профилактику пропусков занятий. Кураторы и старшекурсники помогали новичкам найти творческие занятия, сформировать собственный круг общения и установить дружеские связи.

Таким образом, разработанная модель адаптации студентов к обучению в вузе была реализована в три этапа. В качестве основных педагогических технологий использованы две группы методов и приемов работы с первокурсниками. Первая группа методов была направлена на освоение новых дидактических форм обучения: лекций, семинаров, лабораторно-практических занятий; экскурсий, научных проектов и т.д. Студенты учились конспектированию, работе с каталогами, с Интернетом, специальными компьютерными программами.

Вторая группа методов способствовала социальной адаптации и творческой реализации. Студентов обучали культуре поведения и организации быта в общежитии, формировали коммуникативные навыки и умения, развивали творческий потенциал. Для этого использовались коллективные творческие дела, игры, тренинги, беседы.

Таким образом, выявлены две группы психолого-педагогических и организационно-педагогических детерминант успешной адаптации студентов к современной образовательной ситуации в вузе.

Значительное место в системе организационно-педагогических условий адаптации занимала технология групповых творческих дел (Таблица 1). В таблице представлены стадии, цели и методы данной технологии.

Таблица 1

Технологии использования групповых творческих дел для адаптации первокурсников к обучению в вузе

 

 

Этапы Педагогическое целеполагание Методы, формы проведения творческого дела (ГТД)
1 этап. Цель: Вызвать интерес, увлечь идеей групповых творческих дел и воспитательных мероприятий в вузе: Стартовые беседы: фронтальные и индивидуальные. Самопрезентация «Позвольте представиться». Игровые методики: «Крокодил», «Пойми меня», «А ну-ка угадай», «Продолжи фразу…», «Найди рифму…»
Предварительная работа куратора и представителей студсовета со студентами первого курса
2 этап Цель: развитие навыков самоорганизации и планирования совместной групповой деятельности. Внесение в протокол предложений участников. Творческий поиск и выбор наиболее интересных дел. Обсуждение проведения коллективных мероприятий. Деловые игры, «Моя будущая работа – …»). «Совет дела» выбор руководителя (лидера) группового творческого дела.
Групповое планирование творческого дела в студенческой группе
3 этап Цель: развитие навыков самоорганизации и самоуправления, развитие творческих способностей каждого студента, сплочение группы посредством проектной методики. Установление доверительных отношений в группе. Увлечение делом, поиском оптимальных решений. Уточнение проекта. Утверждение и проведение мероприятия, распределение ролей. Уточнение плана проекта группового творческого дела.
Подготовка группового мероприятия выбор ответственных
4 этап Цель: Проведение группового творческого дела при обязательном участии каждого студента. Проведение ГТД. Поощрение и благодарность за участие. Организация познавательных групповых творческих дел (спортивных, художественно-творческих, трудовых). Формы: конкурсы, эстафеты, соревнования, смотры и т.д.
Проведение группового творческого дела студентов первого курса
5 этап Цель: научить анализировать совместную деятельность и свой вклад в данную деятельность. Открытая дискуссия о результатах проведения ГТД. Педагогическая поддержка каждого участника группового творческого дела, побуждение к дискуссии. Деловой спор. Критика. Поощрение и одобрение всех участников мероприятия.
Подведение итогов группового творческого дела
6 этап Цель: выполнить решения общего итогового сбора. Расстановка сил. Доверие. Дальнейшая перспектива. Формирование групп по интересам. Выполнение поручений. Взаимопомощь. Преемственность в делах.
Ближайшие перспективы развития группы и каждого члена студенческого коллектива

 

 

Целевой и содержательный аспекты этапов групповых творческих дел можно представить следующим образом. На первой стадии осуществлялась стартовая беседа. Ее суть состояла в ознакомлении студентов с целями и задачами групповой творческой деятельности. Вторая стадия состояла из группового планирования. Участники предлагали тематику проведения групповых творческих дел, совместно выбиралось дело. На третьей стадии осуществлялась разработка проекта предстоящего дела и участие каждого члена коллектива. Руководитель помогал распределять поручения в микрогруппах. Четвертая стадия – проведение группового творческого дела. На пятой стадии обсуждались итоги работы. Куратор совместно со студенческой группой обсуждали положительные и отрицательные моменты во время проведения группового творческого дела. Результатом становилась групповая оценка деятельности. На шестой стадии подводился общий итог проделанной работы, и намечались перспективы следующих дел.

Организованные таким образом групповые творческие дела способствовали развитию положительных межличностных отношений и созданию благоприятного эмоционального климата в группе, обеспечению условий формирования сплоченной студенческой группы и органов самоуправления, содействию в приспособлении студентов к новым условиям обучения и воспитания. Воспитание студентов в системе целостного педагогического процесса вуза осуществлялось в соответствии с общим планом социально-воспитательной работы. Он был направлен на формирование и самоорганизацию личности студента, максимальное развитие его задатков и способностей, повышение активности и творческой инициативы, ведению здорового образа жизни.

Педагогические детерминанты успешной адаптации студентов к обучению в вузе опирались на методологию системно-структурного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов.

Четкость и корректность организации дидактических и внеаудиторных мероприятий способствовала усвоению алгоритма четкой самоорганизации студента. Каждое мероприятие, будь то аудиторное занятие или групповое собрание, состояло из ознакомительного, адаптивного, заключительного и корректирующего блоков.

Универсальным методом, способствующим эффективной адаптации студентов, выступали деловые игры. Они использовались в учебных занятиях и вне учебы. В частности, весьма эффективно использовались такие деловые игры как «Контракт», «Я-студент», «Моя будущая профессия». Она проводилась на занятиях гуманитарного блока или при изучении иностранного языка. Основными функциями игры являлись: обучающая, побудительная, ориентирующая, компенсаторная, воспитательная. Применение деловых игр на занятиях повышало интерес к моделируемым проблемам, развивались творческие способности студентов, успешно осуществлялось усвоение учебного материала, развивалась организованность, самоконтроль и др.

На стадии контрольного эксперимента был проведен сравнительно-сопоставительный анализ адаптации студентов к обучению в вузе в контрольной и экспериментальной группах. Контрольной группой выступили студенты Минераловодского филиала Московской открытой социальной академии. Экспериментальная группа – первокурсники Пятигорской государственной фармацевтической академии. Эксперимент проводился в конце учебного года перед завершением второго семестра. Содержание и методы контрольного эксперимента совпадали с содержанием констатирующего эксперимента. Для сравнения экспериментальные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительные показатели результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента

 


показатель уровня адаптации (в %)
Номер экспериментальной группы
1 группа 2 группа 3 группа
констат. контр. констат. контр. констат. контр.
45% 53% 43% 45% 12% 2%

 

 

Данные, представленные выше, свидетельствуют о том, что произошли качественные изменения уровня адаптации во всех трех группах. После проведения формирующего эксперимента возросло количество студентов, осознающих значение самостоятельной работы в учебном процессе. Первокурсники, успешно адаптировавшие к условиям вуза, отмечали, что у них возрос интерес к изучаемым дисциплинам. Они научились планировать своё время, обрели уверенность в себе. Отношение к учебной деятельности стало более осознанным, снизились отрицательные эмоциональные состояния, мешавшие полноценно включиться в учебный процесс. У многих первокурсников сформировались навыки выполнения отдельных видов самостоятельной работы, самоорганизации.

Большинство студентов позитивно оценили особенности взаимодействия с преподавателями, указывали на их требовательность, доброжелательность и корректность; в студенческих группах сформировались сплочённые коллективы. Увеличилось количество студентов, легко идущих на контакт с сокурсниками.

Существенные изменения адаптивности к обучению в вузе произошли у студентов третьей группы. У них сформировалась мотивация, к учебной деятельности улучшились отношения с преподавателями, однокурсниками и старшекурсниками; повысилась творческая активность: юноши и девушки чаще стали участвовать в концертах, придумывать сценарии, выбирать темы деловых игр и групповых творческих дел. Вместе с тем, была выделена группа низкоадаптированных (дезадаптированных) студентов, с которой была продолжена индивидуальная работа.

В целом выяснилось, что наиболее эффективными педагогическими детерминантами успешной адаптации к условиям обучения в вузе выступила совместная работа администрации, кураторов, педагогов и всех служб вуза; использование психолого-педагогических и организационно-педагогических технологий; построение субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия с первокурсниками; внедрение технологии групповых творческих дел и деловых игр. Важное значение придавалось организации поэтапной работы с первокурсниками. Выделение ознакомительного, адаптивного и заключительного этапов способствовало установлению партнерских взаимоотношений в группах первокурсников, со старшекурсниками и кураторами. Успешно осуществлялось утверждение студенческого статуса, развились личностные потребности и ценности, устанавливались гармоничные межличностные отношения, позитивное отношение к себе и окружающим. Среди положительных факторов было выделено стремление получать стипендию, приобщаться к научной деятельности, участвовать в вузовских мероприятиях (олимпиадах, концертах и др.).

Реализовалась главная функция адаптации к обучению в вузе, выраженная в том факте, что происходило принятие личностью норм и ценностей новой социальной среды. Внеаудиторная работа помогала студентам развивать и раскрывать свой талант, проявлять его в учебной деятельности, научной работе, в творчестве, в быту.

В процессе реализации экспериментальной модели, программы и технологий успешной адаптации сократилось количество конфликтных ситуаций, большинство первокурсников стали принимать активное участие в жизни вуза. Исчезло чувство скованности и тревожности у дезадаптированных студентов, стали развиваться положительные личностные качества: ответственность, дисциплинированность, самостоятельность.

Изложенное выше позволяет выводы.

 

  1. Адаптация студентов первого курса к условиям обучения в вузе – это сложный процесс и результат внутренних и внешних изменений личности, активного приспособления к новому образу жизни, к особенностям дидактического процесса, к новому кругу общения; это творческая самореализация студента первого курса в учебной, научной, общественной, спортивной, досуговой и других сферах;
  2. Педагогические детерминанты успешной адаптации студентов к обучению в вузе – это комплекс целенаправленных воспитательно-образовательных мероприятий, включающий содержание и технологии помощи студентам в освоении нового социального статуса – статуса студента;
  3. Система педагогических детерминант успешной адаптации первокурсников к обучению в вузе имеет сложную структуру и может быть представлена в виде модели, включающей психолого-педагогические и организационно-педагогические условия;
  4. Исследование подтвердило, что психолого-педагогическими детерминантами успешной адаптации выступают личностно-развивающиеся ресурсы студента, имеющие субъектную направленность, а организационно-педагогические условия успешной адаптации первокурсников определяются особенностями социальной, дидактической и досуговой деятельности в вузе;
  5. Реализация психолого-педагогических и организационно-педагогических детерминант успешной адаптации к обучению в вузе осуществлялась поэтапно; предполагала наличие ознакомительного, адаптивного, заключительного и корректирующего этапов;
  6. Установлено, что успешность адаптации студентов наиболее эффективно обеспечивается диагностическими процедурами, направленными на установление исходного, промежуточного и заключительного уровней адаптированности личности к обучению в вузе;
  7. Субъектами реализации модели педагогических детерминант успешной адаптации к обучению в вузе выступают кураторы, студенческий актив, профессорско-преподавательский состав и сами первокурсники, а педагогическими технологиями успешной адаптации выступают традиционные и нетрадиционные методы: лекции, семинары, диспуты, лабораторные занятия, групповые творческие дела, деловые игры, экскурсии, научные проекты, заседания клубов, спортивные соревнования и т.д.;
  8. В результате проведенного исследования были выявлены показатели и критерии успешной адаптации первокурсников к обучению в вузе: успешное усвоение образовательных программ и дидактических единиц, участие в научно-исследовательских разработках и общественных мероприятиях, сформированность коммуникативных навыков, навыков самоорганизации, саморазвития и бытовой культуры.

 

В целом выяснилось, что разработанные педагогические детерминанты позволили студентам быстро освоиться в вузе и приобрести новый социальный статус – статус студента; повысился уровень их познавательной активности, успеваемости и самооценки; наметилась динамика развития личностных потребностей и ценностных ориентаций, установились гармоничные межличностные отношения, позитивное отношение к себе и окружающим.

 

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Психология студенческого возраста и усвоение знаний // Вестник высшей школы, 1972. – № 7. – С. 17-21.

  2. Ильин Г.Л. Философия образования (Идея непрерывности). – М: Вузовская книга, 2002. – 223 с.

  3. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности. // Новые знания, 2001. – № 1. – С. 6-7.

  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 584 с.

  5. Лидак Л.В., Таболова Э.С. Система работы органов общественного самоуправления в воспитании молодежи Северного Кавказа. Монография // Л.В. Лидак, Э.С. Таболова. – Пятигорск-Минеральные Воды: ПГЛУ-МФ АПУ, 2008. – 115 с.

  6. Лидак Л.В. Педагог как объект научной психологии. – Ставрополь: Кн. изд-во, 2000. – 189 с.

  7. Психология и педагогика развития личности: Монография. // Под ред. Е.Н. Шиянова (ответственный редактор), С.В. Бобрышова и др. М.: Илекса, 2002. – 568 с.

  8. Творогова Н.Д. Формирование приемов общения студентов и преподавателей. // Вопросы психологии, 1983. – № 6. – С. 88-91.

Об авторе

Лидак Людмила Валентиновна – доктор психологических наук, профессор, директор филиала Минераловодского филиала АНО ВПО «Московской открытой социальной академии»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Антипова Людмила Александровна – кандидат психол. наук, преподаватель кафедры иностранных языков Пятигорской государственной фармацевтической академии

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Лидак Л.В., Антипова Л.А.  Етерминанты успешной адаптации первокурсников к современной образовательной ситуации вуза [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.