ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

РОЛЬ СОЦИУМА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

 

УДК 159.9

Мишина М.М. (Москва) Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)

English version: Mishina Marina Russian State Humanitarian University (RGGU), Moscow

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию и определению роли социума в индивидуальном развитии личности. В статье раскрываются такие понятия, как развитие личности и ее формирование.   Представления о социальной детерминации психики – это проблема теоретического обоснования источника возникновения и формирования личности. Раскрытие этой проблемы дает возможность для разработки практических технологий, направленных на формирование общественно значимых качеств личности. Общество, являясь активной целостной системой, берет на себя роль субъекта, определяющего развитие психических процессов и способностей личности. Человеческая активность и психика как компонент этой активности формируется путем локализации в индивиде способности к деятельности. Общество не является объединением индивидов, а является процессом, формирующим людей и обеспечивающим их организацию.

Ключевые слова: личность, субъект, индивидуальность, сознание, деятельность, формирование, развитие.

Личность является продуктом и активным деятелем общественно-исторического развития. Достигая высшего уровня развития, личность раскрывает свою индивидуальность и осуществляет максимальное самовыражение и самореализацию. Раскрытие индивидуальности личности и принятие ее социумом способствует субъективной удовлетворенности. В настоящее время особое значение имеет изучение особенностей проявления индивидуальности человека в социуме, т.к. это дает возможность для более глубокого понимания человеческого бытия.

Представления о социальной детерминации психики – это проблема теоретического обоснования источника возникновения и формирования личности. Раскрытие этой проблемы дает возможность для разработки практических технологий, направленных на формирование общественно значимых качеств личности. Общество, являясь активной целостной системой, берет на себя роль субъекта, определяющего развитие психических процессов и способностей личности. Человеческая активность и психика как компонент этой активности формируется путем локализации в индивиде способности к деятельности. Общество не является объединением индивидов, а является процессом, формирующим людей и обеспечивающим их организацию.

Существуют диспозиции разных программ поведения человека. Личность надстраивается над деятельностью, она становится субъектом организации действий в деятельности. В социуме происходит наложение социальных категорий на опыт индивида.

Для человека важным является осознание таких понятий как: Я сам, природа, социум.

П.Я. Гальперин отмечал, что личность развивается только через периоды дестабилизации. Стабилизация не способствует развитию личности [2]. В процессе развития у человека меняется смысловая сфера, разрушаются предыдущие позиции. Социум создает личность, личность является продуктом общества. Как формируются энергия, смыслы? Личность – это конфликт с социумом, это субъект, действующий на основе социальных норм. Субъект появляется в результате интериоризации [1; 5].

Тем не менее, употребляя понятие «личность», часто имеют в виду человека, способного противостоять идеалам общества. В этом случае подчеркивают индивидуальность личности, ее субъектность.

Существуют вопросы, особенно важные для психологического понимания субъекта, детерминирующего понимание человека: вопросы конкретных механизмов детерминации и вопросы о форме и организации детерминирующего субъекта – роль специфической организации общества в способности формировать психику и личность (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Гегель писал о том, что индивидуальный субъект проходит в своем развитии путь субъекта детерминирующего, но в упрощенной форме. В периодизации можно видеть повторение истории общества в истории развития ребенка [3].

В.К. Шабельников рассматривает личность как функциональную систему. Личность представляет собой функциональный орган целостного движения общества, воплощающего систему взглядов, ценностей, схемы культуры [5]. Личность – продукт противоречивый в социальной детерминации. В ситуации, когда нет отрыва личности от социума, формируется личность коллективистического типа. Это субъект, ориентированный на социальные нормы. Деятельность формирует личность (А.Н. Леонтьев). Деятельность формирует общество. Деятельность имеет социальную природу. Деятельность входит в систему межличностных отношений, напряжений. Межличностное поле создает поле деятельности. Деятельность организуется обществом. Деятельность распределена между людьми. Человек – безграничное расширение деятельности. Деятельность суживает возможности. Расширение социальной деятельности потребует подчинение человека не биосфере, а ее социальной функции. Требуется подавление биологических потребностей, разрушается инстинкт человека. Личность как субъект получает право и нагрузку получать и принимать цели (животное не может) [4].

Сознание – продукт или отношение общественной организации деятельности. Общественная организация деятельности возникает при необходимости приспособления человека к разным типам биосферных ситуаций, т.е. ситуации выхода человека за пределы ограниченной биосферной ниши.

Для приспособления к новым типам природных условий жизни деятельность человека усложняется за счет распределения в ее системе разных социальных функций, выполняемых людьми как особых видов деятельности. При этом возникает рассогласование природных (биологических) потребностей и функций человека с функциями, создаваемыми теми или иными формами социальной деятельности.

Социальный контроль, направленный на включение человека в социально-организованные формы деятельности, осуществляется благодаря речи и другим формам символического (т.е. основанного на символах и знаках) управления поведением (или действиями) человека.

На социальном уровне сознание представляет собой систему социальной или коллективной организации психики и деятельности людей.

На психологическом уровне сознание представляет собой продукт интериоризации этих социальных форм управления деятельностью. Обычно сознание представлено индивиду в форме наложения социальных категорий, понятий, речевых смыслов и схем действия на воспринимаемые индивидом ситуации или выполняемые им действия.

Самосознание возникает как достаточно поздний продукт социального развития. На ранних формах организации общества индивид действует в жестко организованных формах деятельности. В этой организации деятельности, характерной для родового моноэтничного общества индивид не организует собственных целей и не планирует индивидуальных действий, участвуя лишь в совместных видах деятельности и действий, подчиняясь логике традиций и обычаев. При этом он не нуждается в осознании себя как отдельно индивидуально организованного субъекта. Однако в условиях взаимодействия разных родовых и этнических систем формируются новые принципы организации деятельности.

Индивид, одновременно включенный в разные социальные группы и участвующий в разных формах деятельности все чаще должен сам принимать решения и ориентироваться в разных системах целей. Это предполагает развитие самосознания, осмысление собственной личности, ее положение в обществе, в социальной организации деятельности. Можно сказать, что развитие самосознания определяется усилением рассогласований между разными схемами социальной деятельности и как следствие усилением рассогласования между личностью как целостной системы и теми или иными частными социальными группами с их принципами жизни и деятельности.

Личность – это некое неповторимое единство, целостность, высшая интегрирующая инстанция, управляющая психическими процессами. Личность – психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида, в результате преобразования его деятельности. Истинным является положение об общественно-исторической сущности, которое означает, что человек вступает в историю лишь как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и что личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, в отличие от индивида, личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, она ею порождается. Исследование процесса порождения и трансформации личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, является ключом к ее научному психологическому пониманию; психологическая характеристика личности выводится из рассмотрения субъекта в системе деятельностей, осуществляющих его жизнь в обществе.

Следует различать понятие «личность» и «индивид». В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не рождаются, личностью становятся. Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются, словом, меняются. Однако не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность. Личность не может быть выведена из приспособительной деятельности человека, как не могут быть выведены из нее его сознание и потребности. Личность производится, создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. При этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, что является следствием формирования личности.

Существует особый подход к изучению личности, в основу которого кладется категория предметной человеческой деятельности, анализ ее внутреннего строения: ее опосредований и порождаемых ею форм психического отражения.

Такой подход позволяет дать предварительное решение вопроса о том, что образует устойчивый базис личности, от которого и зависит, что именно входит и что не входит в характеристику человека именно как личности. Решение это исходит из положения, что реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей. Имеются в виду именно деятельности субъекта, которые и являются исходными «единицами» психологического анализа личности, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не непосредственно личность.

Иногда в том, что с внешней стороны кажется действиями, имеющими для человека самоценное значение, психологический анализ открывает иное, а именно, что они являются лишь средством достижения целей, действительный мотив которых лежит как бы в совершенно иной плоскости жизни. В этом случае за видимостью одной деятельности скрывается другая. Именно она-то непосредственно и входит в психологический облик личности, какой бы ни была осуществляющая ее совокупность конкретных действий. Последняя составляет как бы только оболочку этой другой деятельности, реализующей то или иное действительное отношение человека к миру, – оболочку, которая зависит от условий, иногда случайных. К примеру, тот факт, что человек работает техником, еще ничего не говорит о его личности. Личностные особенности обнаруживают себя не в этом, а в тех отношениях, в которые он неизбежно вступает, может быть, в процессе своего труда, а может быть, и вне этого процесса.

Из всего этого можно вывести, что в исследовании личности нельзя ограничиваться выяснением предпосылок, а нужно исходить из развития деятельности, ее конкретных видов и форм и тех связей, в которые они вступают друг с другом, так как их развитие радикально меняет значение самих этих предпосылок. Таким образом, направление исследования обращается – не от приобретенных навыков, умений и знаний к характеризуемым ими деятельностям, а от содержания и связей деятельностей к тому, как и какие процессы их реализуют, делают их возможными.

Из вышесказанного можно вывести тот факт, что в ходе развития субъекта отдельные его деятельности вступают между собой в иерархические отношения. Связи между деятельностями на уровне личности существенно отличаются от связей на уровне индивида. Представление о связях между деятельностями как о коренящихся в единстве и целостности их субъекта является оправданным лишь на уровне индивида. На этом уровне (у животного, у младенца) состав деятельностей и их взаимосвязи непосредственно определяются свойствами субъекта – общими и индивидуальными, врожденными и приобретаемыми прижизненно. Например, изменение избирательности и смена деятельности находятся в прямой зависимости от текущих состояний потребностей организма, от изменения его биологических доминант.

Особенностью иерархических отношений деятельностей, характеризующих личность является их оторванность от состояний организма. Эти иерархии порождаются их собственным развитием; именно они образуют ядро личности. Таким образом, связи между деятельностями появляются не с помощью действия биологических или духовных сил субъекта, находящихся в нем самом, эти связи завязываются в системе отношений, в которые вступает объект.

С помощью наблюдения становится очевидно, что первые связи формируются в дошкольном возрасте; этот период является самым ранним этапом формирования личности, в это время проявляются первые соподчинения разных жизненных отношений ребенка. В дальнейшем происходит развитие, умножение видов деятельности индивида, что приводит к центрированию их вокруг немногих главнейших, подчиняющих себе другие. Этот сложный и длительный процесс развития личности имеет свои этапы, стадии. Он неотделим от развития сознания, самосознания.

Таким образом, в основании личности лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития. За соотношением, иерархией деятельностей открывается соотношение мотивов, так как деятельностью мы называем процесс, побуждаемый и направляемый мотивом – тем, в чем опредмечена та или иная потребность. То есть за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов.

Процесс формирования личности может быть представлен как развитие воли; воля – важнейшая черта личности, однако она не является ни началом, ни стержнем личности, это лишь одно из ее выражений. Действительную основу личности составляет то особое строение деятельностей субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром.

Человек живет как бы во все более расширяющейся для него деятельности. Вначале это узкий круг непосредственно окружающих его людей и предметов, взаимодействие с ними, чувственное их восприятие и усвоение известного о них, усвоение их значения. Далее раздвигаются границы познаваемого мира.

Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают круг деятельностей, которые они реализуют и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Вследствие чего образуются кризисы развития (кризис 3; 7 лет; подросткового периода; зрелости) [1; 6].

В психологии и педагогике считается, что личность рождается дважды. Первый раз, когда у ребенка появляется полимотивированность и соподчиненность его действий (дошкольный возраст), второй раз – когда возникает его сознательная личность, перестраивается сознание (в подростковом возрасте). В это время происходит соотнесение мотивов друг с другом: некоторые занимают место подчиняющих себе другие и как бы возвышаются над ними, некоторые, наоборот, опускаются до положения подчиненных или даже вовсе утрачивают свою смыслообразующую функцию. В итоге выстраивается связная система личностных смыслов – происходит становление личности.

Формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, однако переход, знаменующий собой подлинное рождение личности, выступает как событие, изменяющее ход всего последующего психического развития. На этом уровне происходит концентрация психологических изменений, выражающихся в том, что прошлые впечатления, события и собственные действия субъекта становятся предметом его отношения, его действий и потому меняют свой вклад в личность. Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла; другое открывается ему в своем новом свете и приобретает прежде не увиденное им значение; что-то из прошлого активно отвергается субъектом, психологически перестает существовать для него, хотя и остается на складах его памяти. Такие перевороты в прошлом личности производятся не сознанием, а действиями субъекта.

Таким образом, мы выяснили, что сложный процесс формирования, развития личности непосредственно связан с деятельностью человека, то есть с набором действий, ориентирующих субъекта в предметном мире, способствующих формированию его связей с окружающей средой. Личность – это и субъект, и продукт деятельности.

 

Литература

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. // Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 479 с.

  2. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. «Психологическая наука в СССР». – М., 1959. – С. 441-469.

  3. Гегель Ф.Г.В. Работы разных лет. В двух томах. Том 1: a title="Издательство" href="http">ысль</a>,"1972. – 672 с.

  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Мысль, 1965. – 573 с.

  5. Шабельников В.К. Функциональная психология: Формирование психологических систем: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2004. – 592 с.

  6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Возрастная и педагогическая психология. Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – С. 79-96.

Об авторе

Мишина Марина Михайловна - кандидат психологических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Мишина М.М.  Роль социума в индивидуальном развитии личности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.