ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ВЛИЯНИЕ ОБЩЕНИЯ НА ХАРАКТЕР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ

 

УДК 159.9

Н.Г. Решетникова (Железноводск) Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске

English version: Reshetnikov Natalia  Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Zheleznovodsk

 

Аннотация. В статье представлен краткий теоретический обзор проблемы влияния общения на характер межличностных отношений в студенческой группе. Отмечено, что общение имеет огромное значение в развитии личности, особенно в юношеский период развития. Межличностные отношения играют большую роль для личности, выражая ее внутренний мир. Подчеркивается, что благоприятные межличностные отношения в студенческой группе способствуют оптимизации общения и деятельности юношей и девушек, что делает принципиально важным изучение межличностных отношений и решение задачи оптимизации общения в группах студентов.

Ключевые слова: общение, межличностные отношения, студенческая группа, межличностная совместимость

Проблема межличностных отношений в группе, складывающихся в результате общения является достаточно популярной в психологической литературе. Ее изучению посвятили свои труды многие зарубежные и отечественные авторы. Так, изучением общения и средств коммуникативного процесса занимались такие авторы, как Андреева Г.М., Бодалев А.А., Леонтьев А.А., Ломов Б.Ф., Немов Р.С. и др. Межличностные отношения хорошо изучены в социальной психологии (Агеев В.С., Мудрик А.В., Тихонов А.П., Панферов В.Н., Микляева А.В. и многие др.)
Исходя из анализа работ, видно, что существует разнообразная интерпретация самого понятия общения, которая выражает не всегда однозначные позиции авторов в трактовке его феноменологии. Так, в психологическом словаре мы находим такое определение: «Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека» [6].
По Ломову Б.Ф., общение – это одна из сторон образа жизни человека, не менее существенная, чем деятельность. Благодаря общению человек усваивает формы поведения в обществе [8]. Классики психологии, в частности Л.С. Выготский подчеркивал, что общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои познавательные высшие способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность [5] .
Формирование личности вне общения вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов.
А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми» [3]. Отсюда следует, что общение занимает центральное место в повседневной жизни человека и влияет на межличностные отношения, их характер и специфику.
Б.Д. Парыгин отмечал, что процесс общения может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. [12]. Данное определение ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу. Б.Д. Парыгин считает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности» [12].
А.А. Леонтьев понимает общение «не как интериндивиндуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно». В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека» [7]. Эту позицию А.А. Леонтьева поддерживают и другие авторы. Так, В.Н. Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Далее он поддерживает точку зрения на общение как процесс взаимодействия, но подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности» [11].
Также общение рассматривают и как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личные отношения, но и установки на социальные нормы. Общение – это процесс передачи нормативных ценностей. Его можно рассматривать как «социальный процесс, через который общество влияет на индивида». Общение – это процесс коммуникативно-регулятивный, в котором не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется их усвоение социальной системой [9].
Из выше представленного краткого перечня высказываний психологов относительно феномена общения можно выделить главное: общение – вид самостоятельной человеческой деятельности; общение – атрибут других видов человеческой деятельности; общение – взаимодействие субъектов.
Таким образом, в психологии общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности.
Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих эффективность взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.
Потребность личности в общении реализуется «только в процессе взаимодействия человека с человеком, группой, коллективом». Общение – это «система межличностного взаимодействия», которое осуществляется как процесс взаимодействия внутри групп – межгрупповое, в коллективе – межколлективное» [11].
Межличностные взаимодействия в группах и коллективах формируют межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения. Межличностные отношения – специфическое явление, которое обусловлено как социальными, так и психологическими факторами. В отличие от деловых отношений межличностные иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную насыщенность. Они включают три элемента:
1. Когнитивный (гностический, информационный) элемент предполагает познание, понимание и осознание информации, задействованной в межличностных отношениях.
2. Аффективный аспект выражается в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) до индифферентных (нейтральных) и дизъюнктивных (негативных, разделяющих). Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующимися в пределах названных норм.
3. Поведенческий (практический, регулятивный) компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. Если партнер нравится другому, поведение будет доброжелательным. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся [2].
Основной путь исследования межличностных отношений и взаимодействия внутри группы – это углубленное изучение различных социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимания или так называемой совместимости.
Межличностная совместимость – это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. Совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показатель – удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат – появление взаимной симпатии. Чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность. Межличностные отношения – всегда результат более или менее свободного выбора, основанный, как правило, на факторе привлекательности человека.
Все случаи межличностных отношений могут быть представлены как некий континуум, на одном полюсе которого – отношения, существующие по необходимости, по обязанности, а на другом – отношения, основанные исключительно на взаимной привязанности участников.
Межличностные отношения строятся как процесс коммуникации. Общеизвестно, что коммуникация (от лат. – делаю общим, связываю, общаюсь) – смысловой аспект социального взаимодействия. Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы, прежде всего речь, а также оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика) и др. [12]. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке». Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная – использует в качестве таковой человеческую речь. Речь – это самое универсальное средство коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Невербальные средства коммуникации – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые телесные и сенсорные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и др.) Оно также оказывает колоссальное влияние на характер общения и взаимодействия людей друг с другом.
В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Все это требует определенных знаний, выработки необходимых навыков общения с любым человеком. Отметим, что на сегодняшний день существуют различные технологии установления межличностного контакта (психологического, эмоционального и т.п.). Более того, разработаны методики, которые помогают одновременно устранять психологические барьеры, организовывать сближение с партнером по общению и диагностировать его личностные особенности.
Особенно важно построение положительных межличностных отношений в студенческом возрасте. Это важный и ответственный период в жизни человека, когда имеется потребность не просто взаимодействовать со своими сверстниками и старшими, но и посредством общения активно выражать свой внутренний мир. Юношеский возраст – период индивидуальной жизни, в котором развивается способность деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия для решения задач строительства собственной жизни. Именно межличностные отношения позволяет расставить акценты в вопросе об определении своего места во всей сложной системе связей человека с внешним миром.
В студенческий период жизни происходит так называемая стремительная интенсификация общения. Ценностно-смысловая доминанта общения обнаруживается в ведущей тематике бесед юношей: обсуждение личных дел (своих и партнеров), взаимоотношений людей, планов на будущее, взаимоотношений юношей и девушек, отношений с товарищами, отношений с педагогами, отношений с родителями, своего развития – физического, интеллектуального [5].
Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов отношений в значимых сферах жизнедеятельности. В этой связи оптимизация стиля межличностного взаимодействия является одной из важных задач для студентов. Межличностные отношения влияют не только эффективность совместной групповой сплоченности, но и определяют характер учебной, трудовой и общественной деятельности юношей и девушек.
Итак, выполнив краткий обзор проблемы влияния общения на характер межличностных отношений в студенческой группе, можно выделить следующие главные моменты. Общение имеет огромное значение в развитии личности, а тем более в возрасте ее становления – в юношеский период развития. Межличностные отношения играют большую роль для личности, выражая внутренний мир взрослеющего человека во всем многообразии связей. Благоприятные межличностные отношения в студенческой группе способствуют оптимизации общения и деятельности юношей и девушек. Это делает принципиально важным изучение межличностных отношений для решения задачи оптимизации общения и отношений в группах студентов. 
 
Литература
  1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 144 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1996.
  3. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 423 с.
  5. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
  6. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Р/ нД.: Изд-во Феникс, 1998. – 512 с.
  7. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.
  8. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976.
  9. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Academia, 2009. – 224 с
  10. Общение и оптимизация совместной деятельности. // Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я.М. – М.: МГУ, 1987.
  11. Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В.. Основы психологии человека. – М.: Речь, 2009.
  12. Парыгин Б.Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. – М.: ИГУП, 1999. – 592 с.

Об авторе

Решетникова Наталья Григорьевна – соискатель ученой степени кандидата психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики и психологии Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Решетникова Н.Г.  Влияние общения на характер межличностных отношений в студенческой группе [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.