ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ИНТЕГРАЦИЯ ПАРАДИГМЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ХИМИЧЕСКИХ АДДИКЦИЙ

 

УДК 159.99

М.Ю. Куница (Ставрополь) Ставропольское городское отделение фонда «Нет алкоголизму и наркомании»

English version: Kunica Marina Stavropol city branch of the Fund "No to Alcoholism and Drug Addiction", Stavropol

 

Аннотация. В статье освещается проблема аддиктивного поведения личности, описываются отечественные и зарубежные исследования, вскрывающие причины и последствия разрушительного аддиктивного поведения; рассматриваются способы психологической помощи химическим аддиктам.

 

Ключевые слова. Аддикции, аддиктивное поведение, аддиктивные расстройства, химическая зависимость, программы психологической помощи, реабилитационные программы.

В связи с внедрением новых информационных технологий, расширением различных коммуникативных сетей и связей в мире растет число разрушительных аддикций: СМС аддикции, компьютерные зависимости, игромании и др. С одной стороны, у людей появляются новые коммуникативные возможности, с другой – возникает особый тип аддиктивного поведения, который ведет к изоляции и социальной дезадаптации, последствиями которых являются различной степени психопатологии, присоединение и развитие химических зависимостей.

Проблемы, связанные с различными зависимостями привлекают интерес специалистов всех областей. Проводятся многочисленные исследования причин и последствий разрушительного аддиктивного поведения. Обширная тема аддикций является предметом изучения психологии, аддиктологии, социологии, биологии, биохимии, биофизики, медицины, фармакологии, генетики, физиологии, акмеологии и др. Аддиктивные расстройства личности проявляются в различных типах поведения и сопровождаются непреодолимостью влечения, требовательностью, ненасытностью, импульсивной безусловностью выполнения. В основе лежит огромная сила бессознательных импульсов, порождающих широкий спектр патологий различной степени тяжести: от поведения, граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости.

«Аддиктус» – это юридический термин, обозначающий связанного за долги. В психологии он обозначает рабскую зависимость от системы или объекта, требующего подчинения и получающего его. С точки зрения аддиктологов наркомания, алкоголизм, табакокурение, игромания, переедание, кофемания, просмотр телевизора, страстная увлеченность чем-то, любовная аддикция, сексуальная аддикция отличаются друг от друга лишь помещением аддиктом в центр своей жизни разных аддиктивных агентов (аддиктивные агенты делятся на химические и нехимические). В аддиктологии общей характеристикой всех аддикций является сосредоточение аддикта на аддиктивных агентах с целью бегства от реальности. Это узкое понимание аддикции не дает возможности адекватно оценивать совершенно разные феномены, связанные с непреодолимым влечением. Объединение всех проблем под общим ярлыком «аддиктивное поведение», возможно, правомерно с точки зрения концепции болезни и разрушительности. С точки зрения психологии и, в частности, психоанализа – не существует такого понятия, как «аддиктивная личность», для которой описана характерная динамика психических процессов и найден оптимальный лечебный подход, одинаково эффективный для всех.

Психоанализ рассматривает аддикции как страсти и влечения, а значит – жизнь. Согласно психоанализу, человек, свободный от аддикции – это человек без привязанностей, никем и ничем не увлеченный, ни от кого не зависимый, с минимальными притязаниями и потребностями. Зависимый от социальных и психологических факторов – это социально-активный и «полезный» для других. Благополучие многих известных в мире аддиктов подтверждается различными успехами и достижениями: Королев – аддикт; Достоевский – игрок; Бродский – сексуальный аддикт. Фрейд, с его пристрастием к табаку и неспособностью бросить курить (по словам Эдит Сэбшин: «…это стало причиной опухоли неба и его смерти...»), подчеркивает одну черту, которая соответствует всему человечеству (он назвал ее как «знание и незнание») – это состояние рационального понимания, которое не ведет к соответствующим действиям.

Любовная и сексуальная зависимости, в основе которых лежат человеческие отношения, психоаналитиками сравниваются с зависимостью от жизни, которой каждый из нас страдает в большей или меньшей степени. Поведенческие психотерапевты видят причину развития аддикций в близких отношениях, препятствующих развитию, самореализации и, неизбежно, приводящих к разрыву, личностной деградации, неспособности устанавливать удовлетворяющие связи.

На наш взгляд, невозможно учесть великое множество факторов, формирующих слияние или его отсутствие в отношениях, которое порождают конфликтность аддиктов, их неудовлетворенность жизнью. Поэтому, вопросы зависимого поведения или болезненных зависимых проявлений не имеют однозначного объяснения и оптимального подхода помогающего каждому. В связи с этим, понятие «аддиктивное поведение», не может служить маркером или признаком психологического нездоровья, а аддиктивными расстройствами следует считать только те разрушительные непреодолимые влечения, которые нарушают основные жизненно-важные физиологические и социальные функции жизнедеятельности человека. В этом состоит проблема работы с клиентами, которых родственники хотят «вылечить», и которые сами этого не желают. Особенно ярко это наблюдается при проблемах алкоголизма и наркомании. Сложность состоит в том, что природа этих заболеваний лежит в психологической уязвимости аддикта, а трудность решения проблем заключена в сложной системе психологических защитных механизмов, сформированных в слиянии с близкими значимыми, являющимися такими же аддиктами.

Ранние психоаналитики связывают проблемы алкоголизма и табакокурения с конституциональными особенностями и детской сексуальностью и подчеркивают важность индивидуальных особенностей. По мнению З. Фрейда (1905 г.), мальчики, у которых в детском возрасте обнаруживался, а потом сохранялся конституциональный эротизм губ, во взрослом возрасте проявляли ярко-выраженное желание пить и курить. В 1908 году Абрахам представил отчет о психологической связи сексуальности и алкоголизма. По его мнению, алкоголизм разрушает способность к сублимации, в результате чего появляются ранее вытесненные или защищенные проявления детской сексуальности, такие как эксгибиционизм, садизм, мазохизм, инцест и гомосексуализм. Абрахам предположил, что алкоголизм есть сексуальная активность алкоголика. Выводом Абрахама стало то, что сексуальность, алкоголизм и невроз взаимосвязаны, и для лучшего понимания взаимосвязи следует изучать индивидуальные факторы.

В 1925 году Психоаналитический журнал опубликовал статью Леви «О действии морфия» с описанием пациентов, страдающих тяжелым органическим заболеванием и отличающихся особым поведением, которое характеризовалось как психопатическое. В 1926 г. Радо опубликовал первую статью по данной проблеме: «Психические эффекты интоксикации», которая была попыткой развить психоаналитическую теорию патологических желаний. Теоретические исследования были сосредоточены на либидинальных элементах, в основном орально-эротических, в них отмечались садизм и мазохизм. Радо описывает состояние эйфории, ведущее к потере чувства реальности, уходу от нее и появлению примитивной либидинальной организации. По его словам, фармакогенный оргазм считался целью употребления наркотиков и напоминал конечную стадию шизофрении.

В 1933 году Радо вводит понятие «психотимия» и обозначает им болезнь с сильной тягой к химическим веществам. Он отмечает, что алкогольная и морфиевая зависимости объясняются нарушениями функций либидо, что соответствует мнению Фрейда и Абрахама. Исследователь данной проблематики боролся за цельную концепцию аддитивного поведения в рамках модели оной болезни. В своих работах автор повторяет мысль о том, что химические вещества, во-первых: облегчают и предотвращают боль; и, во-вторых, вызывают чувство наслаждения. Удовольствие достигается дорогой ценой страдания, самоповреждения и саморазрушения. Некоторые люди отвечают на фрустрацию напряженной депрессией и нетерпимостью к боли, в объектах любви у них больше нет необходимости т.к. чувствуют неуязвимость, поскольку, с ним ничего больше не может случиться. На последней стадии развития болезни наступает фармакотимический кризис, из которого три пути: суицид (пациент считает, что его радость будет вечной); бегство во временную ремиссию; состояние психоза. В своих исследованиях Радо обсуждает, как могут возникнуть мазохистические галлюцинации кастрации или гомосексуального контакта.

Точка зрения Маргарет Малер, основанная на теории объектных отношений, при изучении поведения младенцев, способствует пониманию патогенеза развития пограничных состояний, при которых психологический дефицит является причиной определенной модели поведения, в эту группу входят и некоторые пациенты с аддиктивными формами поведения.

В Я-психологии, Я. Кохут изучает пациентов с нарциссическими личностными расстройствами, страдающими пагубными пристрастиями. Эти пациенты жаловались на не поддающееся описанию чувство пустоты, депрессию и неудовлетворенность своими взаимоотношениями с окружающими, уязвимой самооценкой любым проявлениям неуважения. По его мнению, их родители были не способны поддерживать потребность детей в их идеализации. Родительские неудачи отмечаются и в трудах Э. Хандзяна по аддиктивному поведению. Блат, Берман, Клебер и др., исследуя наркотическую зависимость, обнаружили, что она определяется рядом факторов: 1) потребностью в контейнировании агрессии; 2) страстным желанием удовлетворить стремление к симбиотическим отношением с материнской фигурой; 3) желанием ослабить депрессивное состояние. По мнению этих авторов, аддикты ведут непрерывную борьбу с чувством стыда и вины, ощущением своей никчемности с повышенной самокритичностью.

Эдвард Хандзян, работая более тридцати лет с химическими аддиктами сделал следующий вывод: страдания, которые аддикты пытаются облегчить или продлить с помощью наркотиков, отражают базовые трудности в сфере саморегуляции. Саморегуляция включает четыре аспекта психологической жизни: чувства, самооценку, человеческие взаимоотношения и заботу о себе. В отличие от ранних теорий влечения, ставящих во главу угла стремление к удовольствию, он на основе структурных Я-объектных теорий и теорий развития выделил факторы, препятствующие и способствующие возникновению химической зависимости. Он утверждает, что именно травмирующее, оскорбительное или пренебрежительное поведение родителей разрушает все четыре аспекта психологической жизни. Эти факторы сочетаются с биологической или генетической восприимчивостью, определенными культурными нормами, или угнетающими социальными условиями, что усиливает психологическую восприимчивость. Иными словами, пережившие психические травмы будут экспериментировать с химическими веществами, стремясь использовать их кратковременно адаптивные и несущие облегчение эффекты.

Аддиктивные пациенты испытывают особую потребность в безопасности, контейнировании и контроле. Если эта потребность удовлетворена, то клиническая работа с такими пациентами может продвигаться, приобретая неожиданно осмысленную и понятную форму. Клиницисты используют способы реагирования, которые происходят от ранних, нерешенных конфликтов в отношениях «ребенок-родитель». Реакции переноса и контрпереноса дают основные сведения о том, что представляют собой психологические дилеммы пациента, а так же над чем надо работать и как типичные реакции следует модифицировать или изменить. Автор утверждает, что структурный дефицит приводит к неспособности управлять аффектами, поддерживать отношения с окружающими и адаптивно изменять свое поведение. Эти современные психодинамические открытия были применены в систематической индивидуальной и групповой терапии. Было показано, что развивающиеся переносы могут помочь консультанту понять значение наркотической зависимости, обнаруживать уязвимость функций саморегуляции, включая проблемы в аффективной сфере, в отношениях с людьми, в самооценке и проявлении заботы о себе.

Я. Кохут в своих статьях делает вывод, что наркотики служат не заменителем любимых или любящих объектов или отношений с ними, а замещением дефекта в психологической структуре. Базовое чувство самоценности, формирующееся на ранних этапах развития в отношениях «родитель-ребенок», на базе которых позже возникает способность к любви «Я-другой», закладывается здоровая способность к независимому существованию. Инертность и скованность аддикта вызвана хронически заниженной самооценкой, неспособностью думать о себе хорошо, а, следовательно, и о других. Гораздо большие мучения им доставляют собственные защиты, с помощью которых они скрывают психологическую уязвимость, и которые носят саморазрушительный характер: отказ от реальности; утверждения собственной самодостаточности; агрессии; бравады. За это они платятся чувством изоляции, недоверием, стыдом, избеганием зависимости от людей, балансом для них является взаимозависимый подход к себе и другим.

Аддикты характеризуются неспособностью регулировать эмоции. Я. Кохут предполагает, что присущая аддиктам алекситимия (неспособность осознать и выражать свои чувства) может проявляться как в эмоциональном, так и в когнитивном плане. Реакции могут быть связаны с событиями и фактами, но никак не связаны с эмоциями. Мак Дугал называет таких пациентов «диз-аффективными», то есть лишенными аффектов. В себе и в своих межличностных отношениях они ощущают эмоциональное обнищание, называемое гипосимволизацией. Также может присутствовать другая проблема, когда аффекты переживаются как подавляющие и непереносимые. Основываясь на этом факте, основой аддиктивных расстройств следует назвать «дефект аффективной защиты», а вещества, вызывающие зависимость – «корректорами» или «протезами». Обезболивающее действие наркотиков помогает аддикту компенсировать дефицит защиты от сильных эмоциональных переживаний, они необходимы для трансформации непереносимых чувств. Готовность терпеть любые муки, вызванные употреблением химического вещества и неконтролируемое употребление химикалий можно объяснить желанием избавиться от психической боли. Активно и намеренно продлевающие состояние дисстресса, компульсивно употребляющие алкоголь или наркотики, провоцирующие конфликты в межличностных контактах (для продления боли, как повторение оставшейся неразрешенной боли, появившейся на ранних стадиях развития) – это люди не способные жить без аддиктивных агентов или корректоров эмоциональных состояний. Самокарающая, садомазохистская динамика – следствие травмирующего обращения. Это свой собственный опыт контроля над своими чувствами, попытки проработать болезненные аффективные состояния, для которых нет слов, воспоминаний или иного символического представления; попытка избавиться от страданий с помощью химических веществ; неспособность позаботиться о себе. Такой опыт сильно взаимосвязан с аддиктивными психологическими проявлениями и является необходимым и достаточным условием для возникновения химической зависимости.

Существующий дефицит в Эго-Я организации, отражающийся в первую очередь на аффективной стороне жизни и неспособности позаботиться о себе, нуждается в терапевтическом понимании и овладении. Психодинамическое видение вопроса и ряд диагностических исследований показали большой диапазон психопатологий у алкоголиков и наркоманов: униполярные депрессии, связанные с непереносимыми дисфорическим чувствами; неспособность к модуляции аффектов. Сильные эмоции в межличностных отношениях вызывающие страдания, а вещества используются для ухода, изоляции. Уилсон, Гордон, Абрамс выяснили, что подобные дисфункции возникают на ранних стадиях развития в результате дефицита заботы, постоянного чувства тревоги и в связи с нарциссическими расстройствами.

Современные российские исследователи В.С. Битенский, Б.Г. Херсонский, С.В. Дворяк, В.А. Глушков и др. выявили 100% частоту акцентуаций характера у подростков с наркотической отягощенностью. Такие подростки характеризуются неустойчивостью, гипертимностью, эпилептоидностью, истероидностью. Диагностика таких акцентуаций как: сенситивная, астеническая, лабильная противоречат диагнозу «наркомания». Высокая вариабельность типов психопатологий и степени их тяжести, а также гибкость пациентов и способность к восстановлению при создании необходимых условий безопасности, заботы и необходимой степени контроля помогают понять, что модификация психологических факторов и интеграция парадигмы биологического и психологического подходов к лечению алкоголизма и наркомании обязательны и необходимы. Важно учитывать потребность контролировать аддиктивный процесс для достижения изменений в сфере саморегуляции и снижения ее уязвимости. Этому может послужить, клинико-психотерапевтический подход и подход ориентированный на самопомощь, которые работают одновременно. Роли врача, терапевта и консультанта должны совпадать и выполнять функцию оказывающего первую помощь для того, чтобы удовлетворить потребности пациента в контейнировании, контакте, и комфорте. В последствии, лечебные отношения могут развиться в более традиционную психотерапию и психологическое консультирование.

Э. Хандзян подробно рассматривает особенности аддиктов, с которыми приходится сталкиваться наиболее часто: отрицание при потере контроля над своей зависимостью и над поведением, способно вызывать поистине разрушительные последствия. Л. Вермсер называет ярко выраженное избегание и отрицание связи внутреннего конфликта, внутренней реальности в целом с жизненными проблемами «психофобией». В работах Л. Вермсера подчеркивается, что Супер-Эго аддикта становится невыносимым, суровым мучителем, от которого он «бежит» в мир наркотиков. По его мнению, эгоизм и эгоцентризм – это «излишнее раздувание» свих защит в попытках бороться с дефицитом саморегуляции, с низкой самооценкой. Развитие конфликта внутри совести, непереносимые чувства стыда и вины, в результате которых развивается компульсивная разрушающая «победа над совестью» – это защита против Супер-Эго. Химический аддикт находится под сильным внутренним давлением: успехи вызывают у него ощущение «фантастичности» происходящего; импульсивно меняются негативные состояния; наблюдаются чувства одиночества, вины, стыда; его постоянно преследует парализующая паника. Эти чувства заставляют искать облегчение в химическом веществе, после употребления которого, наступает состояние раскаяния и самоуничижения. Аддикт подчиняется «внутреннему судье» или «внутреннему диктатору» и цикл повторяется. Отсутствие права на свою свободную жизнь – важный мотив тяжелой патологии. Каждое решение, принятое Эго тут же трансформируется в команду Супер-Эго. Как результат, формируется – глубоко вытесненный, но очень значимый конфликт противостояния потребности принадлежать и потребности быть собой (принадлежность и поглощение против сепарации и индивидуации). Проблема вины за сепарацию, стыд и вина за беспомощность формируют полярность в структуре Супер-Эго. Попытки защитить одну часть Супер-Эго от другой определяют эффект компульсивности. Компульсивность и полярность оценок, требование тотальности, глобальности (перфекционизм), размытые границы в оценке и отношении к окружающему требуют особых терапевтических акцентов. Л. Вермсер предлагает следить за тем, чтобы не слишком брать на себя роль реального Супер-Эго, не вовлекаться в попытки решить дилемму «согласиться» или «запретить», а только анализировать функции Супер-Эго в переносе и контрпереносе. Вместо использования переноса Супер-Эго, его следует проанализировать с целью избегания осуждающей и принуждающей позиции терапевта, насколько это возможно. Агрессивность лечится не конфронтацией или прямой интерпретацией влечений, а анализом защит и Супер-Эго. Травмы, заключенные в конфликтах, доступны для анализа только через исследование психологических защит. В результате анализа личностного конфликта, можно указать на дефекты в аффективной сфере. Терапевтический альянс – атмосфера дружелюбия и такта – учитывает неспособность выдерживать эмоциональные переживания и требует дополнительных мер: медикаментов; семейной терапии; бихевиоральной терапии; групп самопомощи и пр..

Психодинамические групповые методы «Анонимных алкоголиков» развивают крайне сложную групповую психологию, которая эффективно адресуется к физиологическим и психологическим детерминантам повторяющегося аддиктивного поведения, действуют как «контейнер». Группы самопомощи оказывают контролирующее воздействие и включают: помогающее общение; безопасное пространство; раскрытие своих чувств без осуждения и принуждения; ежедневные поддерживающие социальные связи. В группах устраняется психологическая и биологическая основа желания употребить химическое вещество. Поддерживающие, активизирующие и управляющие элементы программы Анонимных Алкоголиков обеспечивают структуру и поддержку личности. Афоризмы, лозунги, медитации – это источники успокоения и комфорта. Пошаговый подход, рекомендации и прямые указания (поддерживай контакты, не теряйся, звони, знакомься с людьми, приходи на встречи, проси помощи) выстраивают последовательную линию развития, обеспечивая человека структурой, способной поддержать и направить его на восстановление собственной жизни. Обращение к «Высшим силам», находящимся за пределами собственного «Я», в 12-Шаговых программах необходимо для признания собственной зависимости от людей, осознания значимости отношений с ними. В результате чего меняются части «Я», которые отвечают за заботу о собственной жизни, за управление ею. Мультиперсональная психология «Я-другой» компенсирует ослабленную или неразвитую способность управлять собой. Работа с эмоциональной сферой, побуждающая делиться своими историями, показывает, как психологическая уязвимость может стать причиной жизненных неурядиц. Таким образом, аддикты открывают слабые стороны своей личности, обнаруживают, что их разрушающие защиты порождают значительную часть жизненных трудностей. Группа, как зеркало показывает как, неосознаваемые чувства, события и собственные действия поглощают человека. Поэтому, групповые методы воспринимается химическими аддиктами как «убежище», из которого «угрожающий мир» становится менее опасным. Важной целью групповой психологической работы является доведение до осознания, что зависимость от других людей – это неизбежность и необходимое условие зрелой жизни. Одним из недостатков является то, что группа поддержки в начальные периоды ремиссии – это искусственно созданные «идеальные условия», которые не отражают реальной жизни. В процессе адаптации химически зависимые нуждаются в серьезной психологической коррекции эмоциональной и поведенческой сфер. Адаптация без химического вещества происходит медленно и сопровождается невыносимыми душевными страданиями: аддикта переполняют ощущения обреченности и неполноценности; групповые рекомендации, «рамки» в терапевтических целях, ограничивают удовлетворение привычных потребностей; «срывы» учащаются; в представлении больного нормализация самочувствия возможна только при употреблении химического вещества.

В связи с тем, что химические аддикты поддаются психодинамической психотерапии и нуждаются в ней, наиболее эффективными метами следует считать групповые психотерапевтические технологии. Сочетание различных методов позволяет раскрыть, исследовать и модифицировать защиты в контексте развивающихся групповых и индивидуальных отношений. Для этого необходимо понять уязвимые стороны психики химических аддиктов и изменить техники с учетом психологической уязвимости. Так как традиционная пассивность, раскрывающие техники, белый экран и строгая интерпретация непригодны для понимания и трансформации аддиктивного больного. Ему требуется гораздо большая поддержка, структурность, эмпатия и человеческий контакт, чем может предоставить классическое психоаналитической лечение. Терапевту следует быть готовым более активно определять характер самооценки, межличностных отношений, аффективной сферы и дефицита заботы о себе. Также необходимо помнить о потребности в постоянном выявлении, прояснении и преодолении разрушительных защит, которые используются для маскировки или отрицания собственной уязвимости. Данный поход созвучен с работами Вермсера, Доддса, Люборски, Горски, Воронович, успешно работающими с такими клиентами десятки лет. Этот подход в отличие от тех, которые делают акцент на динамике отдельной психопатологии, помогает алекситимичным клиентам в понимании их проблем, вызванных чувством стыда и архаическим Супер-Эго, которые заставляют их повторять унизительные и разрушительные паттерны аддиктивного поведения.

Р. Кочунас считает, что «воспитательные» усилия, могут уменьшить переживания и привести на некоторое время к неупотреблению алкоголя, но морализация и поучения не решают проблему, и как правило она повторяется. Добросердечность и чрезмерная мягкость консультанта или терапевта могут привести к тому, что он станет жертвой манипуляций больного, которому необходимо оставаться на безопасном расстоянии. Одну из главных проблем алкоголика Р. Кочунас объясняет наличием внутреннего конфликта и страхом перед самим собой. Консультанту необходимо помнить, что некоторым из химических аддиктов нельзя помочь. Разговоры на тему сексуальных проблем приводят к чувству обнаженности и нападения и вызывает агрессивные реакции. Поверхностный подход переносится легче всего, отказ от проникновения во внутренний мир приводит к бесполезности консультирования и возврату алкоголика к употреблению. Консультант должен учитывать склонность бравировать «достижениями», «раздувать» достоинства, «взрывать» и обесценивать. Частая смена заискивания и подрывания самолюбия консультанта – это один из способов сопротивления консультированию, причина неосознанного стремления к саморазрушению. Автор предлагает тактику объяснения и предсказывания поведения больного после консультирования. Предвидение, как считает Р. Кочунас – определенная точка отсчета, тестирование реальности с помощью консультанта. Важным моментом в консультировании аддикта является установление определенных условий работы, допустимых пределов поступков, установление границ по принципу «открытых дверей».

Важность в наличии социально-поддерживающей среды объясняется не только психологическими потребностями химических аддиктов и их родственников, но и в силу сложившегося негативного отношения окружающих к таким людям. Химические аддикты обычно вызывают очень мало сочувствия. Алкоголизм или наркомания воспринимаются как вызов обществу. Создаются специальные институты «нормализации» таких людей и защиты общества от них. Лечение в психиатрических больницах из-за отсутствия условий и подготовленности персонала, отношения к психиатрии, малой эффективности медикаментозного лечения, не приносит результатов. Заместительное лечение, существующее во многих странах мира, скорее решает проблему распространения СПИДа и гепатита и уровня криминальной активности из-за малой стоимости заменителей наркотиков. Установлено, что многие наркоманы отказываются от такого лечения из-за несоответствия внутренним психологическим потребностям.

Чрезвычайно перспективным считается концепция добровольного отказа в рамках разнообразных психотерапевтических программ (от религиозных, до психоаналитических). Идеальная в теории концепция добровольного отказа от употребления химических веществ в России популярностью не пользуется из-за страха химически зависимого перед абстиненцией, перед осуждением (легче умереть, чем признаться в проблеме); и из-за отсутствия необходимой системы, комплексного подхода в реабилитационных программах и необходимых условий в них, а также финансовой недоступности, высокой стоимости такой помощи.

В связи с вышеизложенным, можно констатировать, что организация современных комплексных психодинамических реабилитационных программ в сочетании с оказанием своевременной медицинской помощи является актуальным направлением медико-психо-социальной практики в решении проблем химических аддикций.

Литература

 

  1. Психология и лечение зависимого поведения. / Под ред. С. Даулинга. / Пер. с англ. Р.Р. Муртазина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 240 с. – (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 85).
  2. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости. / Перевод с англ. А.Г. Чеславской. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 224 с. – (Библиотека психологии и психотерапии вып. 103).

Об авторе

Куница Марина Юрьевна - кандидат психологический наук, председатель Ставропольского городского отделения фонда «Нет алкоголизму и наркомании», руководитель службы социально-психологического сопровождения образовательного процесса СГПИ, психоаналитически-ориентированный консультант-психолог.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Куница М.Ю.  Интеграция парадигмы биологического и психологического подходов к решению проблем химических аддикций [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.