ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

К ВОПРОСУ О СНЕ И СНОВИДЕНИЯХ

 

УДК 159.963; 612.8

П.А. Пак (Невинномысск),  Невинномысский институт экономики, управления и права (НИЭУП)

А.А. Шатохин (Невинномысск),  Невинномысский институт экономики, управления и права (НИЭУП) 

English version:  Pak Peter Nevinnomyssky Institute of Economics, Management and Law (NIEUP), Nevinnomyssk

Shatokhin Alexander Nevinnomyssky Institute of Economics, Management and Law (NIEUP), Nevinnomyssk

Аннотация: В статье описываются некоторые теоретические представления о природе сна, о его возникновении и механизме развития. Обсуждается вопрос о научно обоснованном объяснении сновидений человека.

Ключевые слова: сон, природа сна, физиология сна, теории сна, субталамус, РЕМ-сон, подкорковые центры головного мозга, центр сна, сновидения, возбуждение, разрядка нервных центров.

Развитие теоретических представлений о природе сна имеет длительную историю. Многие ранние гипотезы о механизме развития сна не потеряли своего значения и по настоящее время.

Первой работой о возникновении сна считается гипотеза, предложенная итальянским физиологом Ж. Моссо, согласно которой сон развивается в результате уменьшения кровообращения в головном мозге. На созданной им кровати весов, опирающейся на оси, испытуемого располагали таким образом, что головная часть туловища уравновешивалась ножной. По мере засыпания отмечалось изменение веса, при этом край весов с ногами опускался, а противоположный ему поднимался, что могло происходить только в результате оттока крови из головы. Достоверность данного факта могли проверить многие исследователи, но гипотеза не совсем убедительна, так как она не разрешала вопроса, что же является причиной сна, так как кровоотток являлся уже его следствием.

Создателями гуморальной теории сна считают бельгийских исследователей Лежандра и Пьеро. Согласно этой гипотезе, причиной развития сна рассматриваются специальные гуморальные вещества гипотоксины, кенотоксины, которые появляются в крови. Доказательством считают известный эксперимент с переливанием крови бодрствующей собаке от собаки, которой сутки не давали спать. Опыт показал, как только переливали бодрствующей собаке кровь от собаки, которая была лишена сна, она немедленно засыпала. Однако были и сомнения, собака, которая находилась в тредбане в течение суток, могла находиться в состоянии стресса, а накопившиеся в ее крови вещества не имели прямого отношения ко сну, а являлись продуктами перенапряжения организма.

Американский исследователь Р. Папенхаймер установил, что при введении бодрствующим кошкам церебральной жидкости от коз, которым не давали спать в течение двух суток, они быстро засыпали. Дальнейшие исследования показали, что гуморальные факторы сна образуются в центральной нервной системе. Эти вещества получили название фактор Папенхаймера.

Швейцарский исследователь Монье выделил центры таламической и гипоталамической области кроликов, электрическое раздражение которых вызывало сон. Был выделен олигопептид, состоящий из девяти аминокислот, который получил название пептид, вызывающий бета-сон.

Клинические наблюдения больных с различными нарушениями кровообращения при опухолевых процессах и инфекционных поражениях подкорковых, особенно стволовых образований мозга, отмечали наличие различных нарушений сна от бессонницы до длительного летаргического сна.

К.В. Судаков (1999) приводит следующий факт из наблюдений известного советского невропатолога Н.И. Грашенкова в годы Великой Отечественной войны за больным с осколочным ранением диэнцефальной области головного мозга. Во время операции, которая проходила под местной анестезией, стоило только дотронуться и потянуть осколок, больной тут же засыпал.

Исследование подкорковых центров сна тщательно провел швейцарский физиолог Р. Гесса. Он разработал методику вживления животным электродов в подкорковые структуры головного мозга и обнаружил, что при раздражении задних структур субталамуса и гипоталамуса низкочастотным электрическим током, животные быстро засыпали.

Теория о роли коры головного мозга в развитии сна была обоснована И.П. Павловым. В эксперименте с условными рефлексами было замечено, что в случаях длительного не подкрепления условного раздражения или при тонкой дифференцировке условного сигнала у животных, наряду с торможением условно-рефлекторной функции, животные засыпали. Вследствие этого, сон стали рассматривать как явление внутреннего торможения, распространяющегося на оба полушария и на подкорковые центры головного мозга. Такой вид торможения И.П. Павлов назвал «сонным торможением». Однако не был решен вопрос, почему спят новорожденные, у которых кора головного мозга еще морфологически не развита (К.В. Судаков, 1999).

Интересным фактом для понимания возникновения сна может быть клиническое наблюдение австрийского невропатолога Штрумпеля за больным, у которого отсутствовали тактильная, слуховая, вкусовая и другие виды чувствительности, за исключением одного глаза. Как только больной закрывал свой единственный глаз, он погружался в сон. Такой же факт наблюдал и С.П. Боткин. Больная имела чувствительность только тыльной поверхности предплечья одной руки и постоянно пребывала в состоянии сна. Она просыпалась только в том случае, если дотрагивались до тыльной поверхности ее предплечья, имеющей чувствительность (К.В. Судаков, 1999).

На основании приведенных фактов можно утверждать, что для бодрого состояния необходимы восприятие раздражений из внешней среды и возбуждение корковых и подкорковых центров, воспринимающих внешние раздражения.

Выдающийся отечественный невропатолог, академик АМН СССР Е.К. Сепп в фундаментальной работе по истории развития нервной системы позвоночных (1949) писал: «Некоторые сведения о функциональном значении центрального серого вещества были получены в связи с изучением эпидемического энцефалита. При этом заболевании чрезвычайная сонливость сочетается с поражением глазодвигательных центров, так как ядра глазодвигательных нервов располагаются в вентральной части центрального серого вещества. Возникло предположение, что центральное серое вещество является центром сна. Эта концепция подтвердилась в дальнейшем как при изучении патологических процессов, захватывающих центральное серое вещество, так и при экспериментальном воздействии на него.

Сон в общебиологическом значении является переключением растительного и животного организма, из внешней деятельности на внутреннюю. Особенно четко это проявляется у растений. В светлое время суток растение усваивает из окружающей среды углекислоту и превращает ее в крахмал, а рост происходит в темный период суток. Процесс обмена с окружающей средой расщепляется на две фазы. Поскольку усвоения углекислоты в темноте не происходит, в это время преимущественно осуществляется процесс роста.

Иначе сложилось у животных. Они получают органические вещества в готовом виде. Однако вооруженные зрением и широко использующие его для захвата пищевых веществ, животные оказываются лишенными основного вооружения дистантными рецепторами в темноте. Поэтому чередование светлого и темного периода суток для них означает чередование их способностей к внешней деятельности.

Функции центра сна очень сложны. При его помощи, во-первых, выключаются части организма, выполняющие внешнюю деятельность: у млекопитающих – кора, экстерорецепторы, скелетная мускулатура – и, во-вторых, включаются процессы роста и выделения продуктов обмена из клеток организма (Е.К. Сепп, 1949).

Из приведенного материала можно сделать вывод о том, что наличие специального центра сна в физиологии еще не доказано, но мысль о разделении физиологической функции на дневное и ночное время считаем исключительно важной для понимания физиологии сна.

В дневное время восприятие внешнего мира органами дистантной связи организма с внешней средой, особенно зрением, слухом и движением возбуждают зрительные, слуховые и двигательные анализаторы коры головного мозга, тем самым формируя бодрое состояние человека. Функции указанных анализаторов коры головного мозга обеспечивают поведение человека. Бодрое состояние у человека проявляется в его активных действиях в условиях повседневной жизни.

С наступлением ночи, когда уменьшаются возможности зрительного восприятия окружающего мира, наступает понижение возбудимости центров анализа зрительных ощущений, а уменьшение активного движения в темноте, уменьшает восприятия движения. В целом, понижается тонус всех центров внешнего восприятия.

К этому времени центры восприятия интероцептивных раздражений занимают более ведущее положение в функции всего головного мозга. Возбуждение центров вегетативной функции распространяется на всю кору головного мозга, и активно тормозятся центры восприятия внешних раздражений, тонус которых понизился в результате прекращения внешних раздражений. Наступает состояние физиологического сна.

В дневное время функции центров восприятия внешнего мира доминируют, а в ночное время доминируют функции центров регуляции внутренней среды, всех органов и систем организма.

Таким образом, сон есть смена физиологических функций центров восприятия внешних раздражений на центры регуляции внутренних процессов организма.

Может ли существовать центр сна? Нервные центры в филогенезе высших животных и человека развивались вследствие формирования определенной физиологической функции, обеспечивающей механизмы наилучшего приспособления целого организма к естественной природной среде. Так, формировались центры восприятия природных раздражений: обоняния, зрения, слуха, осязания и др.

Данное предположение можно подкрепить следующими фактами: первое, новорожденные большую часть суток спят и только при появлении голода периодически просыпаются. Следовательно, функции нижележащих отделов головного мозга могут вызывать состояние бодрости. Нижележащие мозговые структуры головного мозга влияют на сон человека. Во-вторых, установлено, что в состоянии сна активность правого полушария головного мозга более выражена.

Из нейрофизиологических исследований А.Р. Лурии известно, что правое полушарие головного мозга принимает большее участие в регуляции вегетативных функций организма.

«Сон – это физиологическое состояние, которое характеризуется потерей активных психических связей субъекта с окружающим миром» (К.В. Судаков, 1999).

Исследования Б.Н. Клосовского и Е.Н. Космарской количества функционирующих капилляров во время сна показали заметное увеличение количества спазмированных капилляров. Исследование содержания крови, по данным Т.П. Жукова, показали, что у взрослых нормальных кошек в полушариях головного мозга во время глубокого сна количество крови уменьшалось на значительную величину, а количество хроматина в нейронах увеличивалось.

Приведенные факты позволяют заключить, что во время глубокого сна заметно понижаются обменные процессы в нервных клетках и функции нервных клеток.

Исследования содержания гликогена печени также показали, что в дневное время его количество в тканях печени уменьшается, восстанавливаясь во время сна. Такие же явления были отмечены и при исследовании надпочечников.

Таким образом, мысль о том, что сон есть смена физиологической активности нервных центров, воспринимающих внешние и внутренние раздражения на центры, регулирующие нормализацию внутренней среды и обменные процессы в клетках в период относительного покоя, имеет под собой реальные физиологические факты.

Американский исследователь Демент в течение пяти ночей лишал своих испытуемых стадии РЕМ-сна, когда человек обычно видит сны. Они уже в первую ночь испытывали «парадоксальный сон» до 22 раз, а в последующие до 30 раз за ночь. Днем испытуемые были возбуждены и крайне рассеяны, их движения были неуверенными, наблюдалось расстройство памяти. После пятой ночи без сновидений у всех 8 испытуемых начались галлюцинации, поэтому эксперимент пришлось прервать (К.В. Судаков, 1999).

Исследования известного отечественного физиолога М.Н. Ливанова и его сотрудников показали участие префронтальных отделов мозга в сложных формах интеллектуальной деятельности. Регистрируя с помощью многоканальной установки, которая одновременно фиксирует нервные возбуждения в 50-100 пунктах головного мозга, авторы обнаружили, что достаточно сложная умственная работа ведет к увеличению числа синхронно работающих пунктов, прежде всего в лобных долях мозга.

Еще один факт, во время сна полностью прекращается активная психическая связь индивида с внешней средой, т.е. полное отсутствие сознания и мышления. Следовательно, физиологически активная приспособительная функция головного мозга на какое-то время полностью отключается. Электроэнцефалограммы вполне достоверно показывают, что во сне происходит смена физиологических функций центров головного мозга. Но как только одновременно активизируются функции зрительных, слуховых и двигательных анализаторов, мы просыпаемся. Некоторые данные о сновидениях. В фундаментальной работе «Толкование сновидения» (Минск, 1998) З. Фрейд писал: «Сновидение я могу вызвать у себя когда угодно. Если я вечером ем сардельки или другие какие-либо соленые кушанья, то ночью у меня появляется жажда, и я просыпаюсь. Перед пробуждением, однако, я вижу сновидение постоянно с одним и тем же содержанием: мне сниться, что я пью. Я пью залпом воду; мне это доставляет большое удовольствие, как всякому, кто томиться жаждой. Затем я просыпаюсь и действительно, очень хочу пить. Поводом к такому постоянному сновидению служит жажда, которую я испытываю при пробуждении». Он считал, что «сновидение – полноценное психическое явление. Оно – осуществление желания».

Сновидениям человека длительное время не находили научного обоснованного объяснения. Реальный случай из жизни помог объяснить и сформулировать следующую гипотезу. Во время сна человеку приснилось, что он как будто совершал мочеиспускание. Когда он проснулся, то почувствовал сильное наполнение мочевого пузыря. Этот случай позволяет провести следующую аналогию. Импульсы от растянутого мочевого пузыря формируют временной микроцентр в коре головного мозга, возбуждение которого доходит до зрительных анализаторов, вследствие чего мы видим сон, в котором совершаем мочеотделение.

Из этого факта мы приходим к выводу, что возбуждение любого центра, распространяясь по закону иррадиации, доходя до зрительных анализаторов, вызывает сновидение соответствующего содержания. Если разрядка доходит до двигательных анализаторов, мы во сне совершаем неосознанные движения. Если разрядка коснется слуховых анализаторов, то во сне слышим человеческую речь.

Таким образом, сновидение есть результат функции разрядки нервных центров коры головного мозга. Разрядка может быть функциональных микроцентров, возникших накануне, в прошедшие дни и даже в далеком прошлом. Мы видим сны от впечатлений событий прошедшего дня, но мы можем видеть события далеко прошедших дней, когда происходит разрядка функционального микроцентра, возникшего в далеком прошлом.

Такое возбуждение во время сна может возникнуть от раздражения интерорецепторов от наполнения мочевого пузыря (возможно наиболее часто), когда мы пробуждаемся ночью, а также наполнения прямой кишки, чувства голода, возбуждения центра водно-солевого обмена, как описано у З. Фрейда и т.д. Обобщенно, возбуждение любого вегетативного центра, или любое раздражение, идущее из внутренних органов, например, болевое раздражение и др., могут быть первичным очагом возбуждения в коре головного мозга, если возбуждение достигают зрительных анализаторов, то мы видим сновидение.

При этом разнообразие сновидений зависит от того, как первичное возбуждение распространяется, например, от коркового центра мочеотделения, захватывает разные микроцентры временного характера в коре головного мозга. Если возбуждение микроцентров коры головного мозга доходит до зрительных анализаторов, мы видим сновидения, самые разнообразные по своему содержанию.

Еще один факт, который мы не могли упустить. Это сновидение Д.И. Менделеева. Вот как описывает этот случай А.А. Иностранцев: «Как-то я зашел к Д.И. Менделееву по какому-то делу и застал его в превосходном настроении духа; он даже шутил, что было крайней редкостью. Это и было вскоре после его знаменитого открытия закона периодичности элементов. Я, воспользовавшись благодушным настроением Д.И., обратился к нему с вопросом, что натолкнуло его на знаменитое открытие. На это он сообщил, что уже давно подозревал известную связь элементов между собой и что много и долго думал об этом. В течение последних месяцев Д.И. перепортил массу бумаги с целью отыскать в виде таблицы эту законность, но ничего не удавалось. В последнее время он усиленно снова занялся этим вопросом и, по его рассказу, был близок к этому. Но окончательно, все-таки, ничего не выходило. Перед самым открытием закона Д.И. провозился над искомой таблицею целую ночь, но ничего не вышло. Он с досады бросил работу и, томимый желанием выспаться, тут же, в рабочем кабинете, не раздеваясь, повалился на диван и крепко заснул. Во время сна он увидел вполне ясно ту таблицу, которая позднее была напечатана. Даже во сне радость была настолько сильна, что он сейчас же проснулся и быстро набросал таблицу на первом клочке бумаги, валявшемся у него на конторке. Я это сообщение Д.И. привожу здесь потому, что вижу в нем один из превосходнейших примеров психологического воздействия усиленной работы мозга на ум человека. (Д.И. Менделеев в воспоминаниях современников. – М., 1969, с. 30).

Данный факт позволяет считать, что если происходит интенсивная мыслительная работа многих функциональных центров головного мозга, то даже при наступлении сна, некоторое время центры могут продолжать свою функцию, и, если возбуждения распространяются до зрительных анализаторов, мы видим сны характерного содержания. Мы полагаем, что в реальной жизни такие явления чрезвычайная редкость. Объяснения научных фактов чаще приходят во время сознательной функции головного мозга, т.е. в бодром состоянии.

Биологическое значение сновидения. Мы можем, предположить, что путем функциональной разрядки, нервные центры коры головного мозга восстанавливают свою работоспособность.

Такое понимание возникновения сна, как смены физиологических функций нервных центров не противоречит данным ЭЭГ. Хотя факты активации нейронов во время сна, доказывают, что хотя во время сна не происходил физиологический отдых (К.В. Судаков. 1999), восстановительные процессы в нервных центрах все же проходят.

 

Литература

  1. Пак П.А., Шатохин А.А. Физиология высшей нервной деятельности. – Невинномысск: НИЭУП, 2008. – 209 с.
  2. Пак П.А., Сущенко С.А., Шатохин А.А. Методологические и физиологические основы психологии. – Невинномысск: НИЭУП, 2009. – 354 с.

Об авторе

Пак Петр Александрович - кандидат медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией Физиологии высшей нервной деятельности Невинномысского института экономики, управления и права (НИЭУП)

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Шатохин Александр Алексеевич - кандидат психологических наук, первый проректор Невинномысского института экономики, управления и права (НИЭУП), заведующий кафедрой психологии

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Пак П.А., Шатохин А.А. К вопросу о сне и сновидениях. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.