ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

 

УДК 159.9.013

А.А. Папура (Ставрополь) ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

English version: Papura Antonina - (Stavropol) GOU VPO "Stavropol State University"

 

Аннотация. В статье представлена авторская модель системы психологического сопровождения подростков по формированию уверенности в себе. Описаны задачи и направления работы психолога с подростками, родителями и педагогами. Дана оценка эффективности предложенной модели.

Ключевые слова: уверенность в себе, психологическое сопровождение, психологическая диагностика, психологическая коррекция, индивидуальное психологическое консультирование, психологическое просвещение.

Подростковый возраст – самый сложный и противоречивый период онтогенеза. Именно в этом возрасте формирующееся самосознание делает детей особенно чувствительными к критике окружающих, эмоционально неуравновешенными и неуверенными в себе.

Результаты проведенного нами исследования на базе МОУ гимназии № 9 г. Ставрополя с участием 200 школьников 5-8-х классов показали, что неуверенны в себе большинство детей этого возраста. Среди них 75 % учащихся 5 класса, 76 % – 6 класса, 62 % – 7 класса и 38 % – 8 класса. Также было выявлено, что большинство этих детей имеют низкий уровень самооценки и самоуважения, самоэффективности, смелости и активности в социальном взаимодействии. Эти данные свидетельствуют о том, что подростки в возрасте 11-15 лет нуждаются в психологической помощи.

На сегодняшний день в практике школьного психолога используются различные программы помощи, поддержки и сопровождения подростков, направленные на развитие их уверенности в себе. Однако большинство из них не учитывают работу с социальным окружением, в частности с педагогами и родителями. В этой связи актуальным является создание модели психологического сопровождения по формированию уверенности в себе, включающей комплексную работу психолога с детьми, родителями (семьей) и педагогами.

При разработке такой модели, мы основывались на концептуальных взглядах И.Л. Зиновьевой, А.М. Прихожан, В.Г. Ромека, Е.А. Серебряковой и О.В. Соловьевой относительно понимания уверенности в себе как интегральной характеристики личности, составляющими которой служат личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Личностный компонент представлен высоким уровнем самооценки и самоуважения человека. Высокий уровень самооценки в структуре уверенности детерминирует личностный комфорт, выражает степень самопринятия и служит источником удовлетворенности человека самим собой [1, с. 193-194; 4, c. 107]. Самоуважение представляет показатель определяющий, то в какой мере человек, считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным [2, c. 127-128]. Кроме того, этот компонент включает в себя личностную позицию человека, осознающего свои достоинства и недостатки, свои сильные и слабые стороны [5, c. 222].

Когнитивный компонент отражает силу убежденности человека в собственной эффективности. Этот компонент представляет собой «убеждение человека в том, что он способен успешно осуществить поведение, необходимое для достижения ожидаемых результатов в какой-нибудь деятельности» [3, c. 71]. Вместе с тем, этот компонент предполагает знание и того, что такое уверенность, чем она может быть полезна в жизни, а также понимание преимуществ уверенного поведения [5, c. 222].

Эмоциональный компонент характеризует смелость человека в социальных контактах. Этот компонент, являясь противоположным социальным страхам, отражает позитивный эмоциональный фон личности [3, с. 82] и включает умение управлять своими реакциями, умение проявлять спокойствие, стабильность и уравновешенность [5, c. 222].

Поведенческий компонент, интегрируя вышеперечисленные составляющие, обеспечивает внешнюю реализацию поведенческого репертуара уверенности в себе. Примером такой реализации может служить «инициатива» человека проявляемая в межличностном взаимодействии [3, c. 82]. Этот компонент подразумевает также использование личностью конкретных правил, складывающихся из отдельных навыков демонстрации уверенности. Это соответствующая осанка, постановка головы, движения, походка, жесты, мимика, взгляд, манера говорить и др. Сюда же относится применение отдельных техник, позволяющих позиционировать себя как уверенного человека [5, c. 225].

Разработанная нами модель системы психологического сопровождения подростков состоит из ряда взаимосвязанных звеньев: цели, задач сопровождения, направлений, блоков работы и критериев эффективности.

Системообразующим звеном модели является ее цель – проведение комплекса психологических мероприятий, направленных на создание условий, способствующих формированию уверенности в себе у подростков.

Для успешной реализации обозначенной цели решаются следующие задачи:

1. Развитие личностного компонента уверенности в себе:

– повышение уровня самооценки и самоуважения подростков;

– развитие навыков эффективного самопознания, позволяющих подростку осознать     свои достоинства и недостатки, свои сильные и слабые стороны характера;

– формирование позитивных установок по отношению к себе и к окружающим;

2. Развитие когнитивного компонента уверенности в себе:

– укрепление чувства личной эффективности;

– развитие способности верить в себя, в свои силы и возможность достичь     поставленных перед собой целей;

3. Развитие эмоционального компонента уверенности в себе:

– обучение умению преодолевать свои страхи и негативные эмоциональные     состояния;

Развитие поведенческого компонента уверенности в себе:

– обучение умению позиционировать себя как уверенного человека;

– формирование и развитие коммуникативных умений и навыков уверенного     поведения.

4. Реализация задач осуществляется в трех направлениях: с самими подростками, с их родителями (семьей) и с педагогами.

Основными формами работы с подростками являются: психологическая диагностика, психологическое просвещение, психологическая коррекция и индивидуальное психологическое консультирование.

Психологическая диагностика как специально организованная деятельность психолога направлена на углубленное изучение психологии проявления уверенности и неуверенности подростков. Эта деятельность включает решение двух основных задач: 1) составление социально-психологического портрета уверенного и неуверенного в себе подростка; 2) оценку эффективности проводимой психологической работы.

Методом такой диагностики является тестирование, использующее стандартизированные методики. В качестве основных методик мы предлагаем следующие: методика «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (Опросник Казанцевой Г.Н.), «Шкала самоуважения» М. Розенберга, «Шкала общей самоэффективности» Р. Шварцера, М. Ерусалема (адаптированная Ромеком В.Г.) и тест «Уверенности в себе» В.Г. Ромека. Подбор методик нами осуществлен с учетом возрастных особенностей подростков.

Психологическое просвещение, проводимое в форме бесед и лекций, призвано: 1) доступно разъяснить подросткам источники и причины их психологических трудностей; 2) обсудить проблему уверенности и ценности данного феномена для личностного развития и значимости в жизни; 3) мотивировать подростков на активную работу в тренинге и работу над собой.

Основные темы психологического просвещения: «Роль самопознания и уверенности в себе в жизни человека», «Чувство личной эффективности», «Уверенное поведение в межличностных отношениях и в ситуациях публичного выступления».

Психологическая коррекция направлена на активное формирование уверенности в себе. Основным средством здесь выступает тренинг. Преимуществом данного вида работы заключается в том, что он позволяет реализовать на практике необходимые психологические условия, способствующие развитию у подростков способности к самопознанию, формированию навыков уверенного поведения и уверенности в себе.

Система психологического сопровождения при работе с подростками также предполагает возможность пройти психологическое консультирование – это еще один блок, важный вид деятельности в работе психолога с подростками. Консультирование осуществляется в том случае, когда психолог выявляет наиболее проблемного подростка, видит его особую потребность в индивидуальной работе.

Главным принципом проведения такой консультации является не навязывание психологом подростку определенных позиций, образцов и стереотипов поведения, а формирование атмосферы взаимопонимания, способствующей выработке подростком самостоятельной стратегии в решении его проблем.

Таким образом, система работы с подростками включает четыре блока: психодиагностику, психопросвещение, психокоррекцию и психоконсультирование.

Основным видом работы с родителями и педагогами служит психологическое просвещение. Необходимость данного вида работы обусловлена тем, что у педагогов и родителей на сегодняшний день отмечен дефицит в психологических знаниях. Несмотря на доступность психологической литературы, многие имеют лишь общие представления о психологических особенностях подросткового возраста, способах конструктивного взаимодействия с подростками и влияния семейного и педагогического общения и оценок на формирование уверенности у подростков.

Формой такой работы служат лекции и беседы, проводимые на родительском собрании и методическом совете школы. Основные темы лекций и бесед психолога с педагогами являются: «Психологические особенности подросткового возраста», «Педагогическое общение и его роль в воспитании подростка», «Влияние педагогической оценки на формирование личностной уверенности подростка». В работе с родителями: «Внутренний мир подростка», «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие уверенности ребенка-подростка», «Психологические приемы и техники организации эффективного взаимодействия со своим ребенком».

Также родителям и педагогам предлагается индивидуальная консультативная помощь психолога. Индивидуальное психологическое консультирование как специально организованный психологический процесс направлен на достижение более глубокого и объективного понимания взрослыми подростка и улучшение взаимоотношений с ним.

Таким образом, модель психологического сопровождения интегрирует в себе работу психолога, как с самим подростком, так и с его родителями и педагогами. Только взаимодействие всех субъектов школьной образовательной системы на наш взгляд приведет к желаемому результату, а именно к сформированности уверенности в себе у подростков, проявляющуюся в:

– адекватной самооценке и самоуважении;

– осознании своих сильных и слабых сторон характера, достоинств и недостатков;

– сформированной позитивной установке по отношению к себе и к окружающим;

– убежденности в успешности своих действий;

– способности верить в себя, в свои силы и возможность достичь поставленных перед     собой целей;

– умении преодолевать свои страхи и негативные эмоциональные состояния;

– наличии репертуара уверенного поведения и развитости эффективных коммуникаций.

Реализация выше описанной модели нами осуществлялась в течение учебного года с учащимися пятого класса. Результатом такой работы, явилось изменение числа неуверенных в себе подростков. После проведения психологической работы это число снизилось с 75 % до 21 %. Примечательно и то, что у этих детей была отмечена положительная динамика в развитии их личностного, когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов уверенности в себе. Так, статистически значимо повышение у них уровня самооценки, самоуважения и самоэффективности, смелости и уверенности в поведении. Такие результаты позволяют говорить об эффективности предложенной модели психологического сопровождения. В этой связи она может быть широко внедрена в школьную практику, и служить основой психологической помощи неуверенным в себе подросткам.

 

Литература

  1. Зиновьева И.Л. Влияние уверенности на организацию мыслительной деятельности: дис. … канд. психол. наук. – Москва: Изд-во МГУ, 1989. – 220 с.
  2. Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. – СПб.: Питер, 2009. 240 с.
  3. Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: дис. … канд. психол. наук. – Ростов на Дону: Изд-во РГУ, 1997. – 242 c.
  4. Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 124 с.
  5. Соловьева О.В. Психология лидерства: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – 284 с.

Об авторе

Папура Антонина Александровна - психолог, соискатель ученой степени кандидата психологических наук ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Папура А.А. Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.