ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ЗАКЛЮЧЕННЫХ И ПРАВОПОСЛУШНЫХ ГРАЖДАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

 

УДК 159.9.075; 616.8

О.В. Соловьева (Ставрополь) ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

О.П. Гнидин (Ставрополь) ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

English version: Olga Solovyov GOU VPO "Stavropol State University", Stavropol

Gnidin Oleg, GOU VPO "Stavropol State University", Stavropol

 

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического изучения причин и особенностей агрессивности людей, находящихся в разных социальных средах. Представлена структурная организация агрессивности правонарушителей, показана ее зависимость от индивидуально-типологических и личностных свойств, а также от особенностей пребывания в условиях специального учреждения. Делается сравнительный анализ характера и специфики агрессивности у преступников, совершивших преступления различной степени тяжести и правопослушных граждан. Представлена модель программы психопрофилактики агрессивности заключенных.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, заключенные, правопослушные граждане, психологическая профилактика агрессивности.

Социально-экономические преобразования в России породили ряд негативных общественных трансформаций, актуализирующих деструктивные тенденции среди молодежи. Так, наиболее опасной из них является повышение общего индекса агрессивности, проявляющегося в озлобленности против человека и росте молодежной преступности, характеризующейся особой жестокостью. Терроризм, экстремизм, преступления, совершенные на почве национальной, религиозной и бытовой вражды, получают все большее распространение, как в России, так и во всем мире. Значительное место среди наиболее тяжких преступлений занимают насилие женщин и детей, умышленные и заказные убийства. Учитывая беспрецедентный рост насильственных преступлений и агрессивности в самых различных слоях общества, следует говорить об особой актуальности и остроте данной социально-психологической проблемы.

Агрессивность влияет на все стороны и механизмы общественной жизни, опосредуя специфику и динамику развития преступности. Необходимо отметить, что изоляция преступников в исправительные колонии приводит лишь к генерализации агрессивности. Поведение лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, характеризуется повышенной агрессивностью, жестокостью и враждебностью к окружающим. Субкультура насилия в условиях тюремного заключения не только усугубляет озлобленность, но и деформирует личность правонарушителя, порой лишая его возможности дальнейшей ресоциализации. Высокая агрессивность субъекта любой социальной среды является провоцирующим фактором преступности. В этой связи чрезвычайно остро стоит проблема профилактики агрессивности. Ее задача заключается в том, чтобы перевести агрессию в социально приемлемые русла. Однако решение этой задачи идет медленно и малоэффективно.

Феномен агрессии и агрессивности во все времена привлекал к себе внимание людей. Философы, политические деятели, ученые не оставляли без внимания эту форму человеческого поведения, пытаясь понять причину его образования. Многочисленные исследования агрессии в рамках различных наук осмысливают детерминанты и механизмы агрессии, а также способы регуляции и контроля агрессивности человека. Особую важность данной проблемы для человечества подчеркивает тот факт, что в начале 70-х годов прошлого столетия была основана организация, объединяющая и координирующая научные изыскания в области агрессиологии на международном уровне – Международное общество по изучению агрессии (МОИА), которая включает ведущих специалистов по проблеме – психологов, социологов, философов, юристов, физиологов, этологов, психиатров, фармакологов. К настоящему времени накоплена богатая теоретическая и эмпирическая база исследований, посвященных данному феномену. Так, достаточно подробно изучены вопросы о детерминации агрессии (Антонян Ю.М., 1998; Бэрон Р., Ричардсон Д., 2005; Берковиц Л., 2007; Доллард Д., 1995; Лоренц К., 1997; Фрейд З., 1989); проанализирована роль семейных, детско-родительских отношений в развитии агрессивности (Королев В.В., 1992; Лисина М.Д., 1996; Мухина В.С., 1995; Фурманов И.М., 2002); определены особенности агрессивности, которая носит характер естественных возрастных реакций и поведения, значительно нарушающего взаимоотношения с окружающими. Большое внимание в психологических исследованиях, посвященных феномену агрессивности, уделено вопросу о ее связи с особенностями характера (Белозерова Л.И., 2002; Зеер Э.Ф., 1999; Реан А.А., 1996). Изучались специфические черты личности, имеющие отношения к проявлению агрессии (Вагнер Э., 1999; Тангни Дж.П., 1992; Флетчер К., 1999). Выполнены исследования, показывающие детерминацию агрессивности от таких состояний как тревога, страх, аффективность и др. (Бандура А., 1999; Берковиц Л., 2007; Денгерник Х.А., 2005; Тейлор С.П. 1971). Изучено влияние групповых факторов и социального статуса личности в проявлении ее агрессивности (Милграм С., 2000; Шляхтина О.И. 1997).

Изучением роли криминальной агрессивности в становлении личности преступника занимались зарубежные (Megargee E.I., 1996) и отечественные ученые (Каретников И.В., 1984; Хохряков Г.Ф., 1982; Шмаров И.В., 1977). Пионерами отечественных исследований агрессивности у заключенных считаются В.Н. Кудрявцев и Н.Ф. Кузнецова. Комплексные психолого-криминологические исследования были проведены А.Р. Ратиновым, В.В. Гульданом и Ю.М. Антоняном еще во второй половине прошлого века. Проблемой агрессивного поведения лиц, находящихся в местах лишения свободы занимались Сафронов В.П., Ушатиков А.И., Казак Б.Б., Аминев Г.А., Аминев Э.Г. и др. Изучены аспекты агрессивных действии с точки зрения нарушенного поведения в целом (Беличева С.А., 1999; Ковалев В.В., 1981). При этом показано, что противоправная мотивация не всегда связана с агрессивными действиями и не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивность как свойство личности (Ильин Е.П., 2000; Волошина Л.А., 1990; Курбатова Г.К., 1998).

В современных диссертационных исследованиях рассмотрены: особенности агрессивности лиц, совершивших убийство (Булатчик Э.П., 2006); агрессивное поведение делинквентных подростков (Мельникова М.Л., 2007); психолого-педагогические факторы проявления агрессивности в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов (Павленин В.С., 2004). Смирновой С.В. осуществлена работа по социально-психологической профилактике молодежной криминальной агрессивности. Все специалисты единодушны в утверждении, что агрессия является актуальной ввиду сохраняющегося высоким числа совершаемых тяжких правонарушений.

Исходя из анализа работ, самым общим теоретическим заключением можно считать то, что агрессивность рассматривается как особая форма организации поведения, имеющая личностный и ситуационно-обусловленный характер детерминации. Данное различение в понимании агрессивности является принципиальным, поскольку здесь имеет место противоречие: с одной стороны, ведущим уровнем детерминации агрессии может выступать агрессивность как устойчивое свойство деформированной личности, с другой – агрессивное поведение может быть обусловлено механизмами подражания и нарушениями процессов саморегуляции, при которых агрессивные действия носят защитно-демонстративный характер.

Несмотря на богатейший теоретический и эмпирический материал, имеющийся по проблеме агрессии и агрессивности, остаются недостаточно изученными многие вопросы. Так, прежде всего, необходимо уточнение понятия агрессивности и ее детерминации личностными или внешними конструктами, ее устойчивость или ситуативность. Следует решить противоречия в споре о существовании черт агрессивности. Требуют углубленного понимания причины и особенности агрессивности людей, находящихся в разных социальных средах. Мало изученной остается структурная организация агрессивности правонарушителей, ее зависимость от индивидуально-типологических и личностных свойств, особенности ее проявления в условиях специального учреждения. Нуждается в сравнительном анализе характер и специфика агрессивности у преступников и правопослушных граждан, их особенности у заключенных, совершивших преступления различной степени тяжести. Недостаточно разработаны профилактические программы и методы воздействия на заключенного и, как результат, к слабой эффективности выполнения социального заказа общества по реабилитации правонарушителей. В отношении правопослушных граждан, находящихся в условиях совмещения трудовой деятельности и высшего профессионального обучения и проявляющих агрессивность нет специальных программ по аккультурации и социализации агрессивности.

Все это позволило сформулировать проблему исследования: каковы психологические особенности агрессивности и ее профилактики у субъектов из различных социальных сред. Решение этой проблемы явилось целью нашей работы.

Гипотезы исследования:

  1. Агрессивность субъектов из различных социальных сред будет иметь качественные отличия, выраженные деструктивно-дезадаптивным характером у заключенных в отличие от агрессивности студентов вуза.
  2. Агрессивность заключенных в условиях исправительной колонии, совершивших преступления разной степени тяжести, и студентов вуза будет отличаться структурной организацией, представленной качественными, типовыми и уровневыми характеристиками агрессии, и их различной связью с основными индивидуально-типологическими и личностными свойствами.
  3. Эффективность профилактики агрессивности субъектов из различных социальных сред будет определяться качеством канализации агрессивности в социально приемлемое русло и аккультурации агрессии с учетом использования данных о ее психологических особенностях и структурной организации.

Для доказательства выдвинутых гипотез решались следующие задачи исследования:

  1. Выявить качественные характеристики, тип, степень и структурную организацию агрессивности у лиц, совершивших преступления разной степени тяжести и студентов вуза. Выполнить их сравнительный анализ.
  2. Выявить детерминанты агрессивности у лиц, совершивших преступления разной степени тяжести (умышленное убийство, причинение особо тяжкого телесного повреждения, разбой, кража) и студентов, находящихся в условиях вузовского обучения.
  3. Разработать и апробировать модель программы профилактики агрессивности для субъектов из различных социальных сред (заключенные исправительной колонии и студенты вуза).

Для выявления особенностей агрессивного поведения у заключенных, совершивших преступление разной степени тяжести и студентов вуза нами было произведено диагностическое обследование, которое осуществлялось с использованием комплекса адаптированных психологических методик, рассчитанных на изучение агрессивности: 1. Опросник А. Басса-Дарки; 2. Проективная методика «Hand-test» Э. Вагнера; 3. Опросник EPQ Г.Ю. Айзенка; 4. Опросник типов акцентуаций Г. Шмишека; 5. Тест «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда; 6. Анкета «Субъективное представление об агрессивности».

Базой исследования явилась федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 3 управления федеральной службы исполнения наказания по Ставропольскому краю» и Российский государственный социальный университет (РГСУ) (филиал в городе Ставрополе). Выборку испытуемых составили лица мужского пола, осужденные за разные преступления против личности (умышленное убийство, причинение особо тяжкого телесного повреждения, разбой, кража), отбывающие первый год наказания и лица с правопослушным поведением – студенты заочного отделения РГСУ. Общая численность выборки составила 90 человек в возрасте от 20 лет до 32 лет. Средний возраст – 24,5 года.

Анализ и интерпретация результатов полученных в ходе проведенного психодиагностического исследования на констатирующем этапе эксперимента показали, что структурная организация агрессивности у студентов и заключенных, отбывающих сроки наказания за преступления различной степени тяжести, имеет качественное отличие (Таблица 1).

Таблица 1

Показатели агрессивности испытуемых по результатам опросника Басса-Дарки, % от общего числа испытуемых

Показатели агрессивности испытуемых по результатам опросника Басса-Дарки, % от общего числа испытуемых

Условные обозначения:

«П.Г.» – правопослушные граждане; «К.Р.» – заключенные, осужденные за совершение краж и разбоев;

«У.Т.П.» – заключенные, осужденные за убийства и нанесение тяжких телесных повреждений.

 

Так, заключенные обладают более высокой степенью общей агрессивности (К.Р. – 40% и У.Т.П. – 43,3%) на фоне ярко выраженных негативизма (К.Р. – 43,3% и У.Т.П. – 46,7%), обиды (К.Р. – 50% и У.Т.П. – 36,7%) и подозрительности (К.Р. – 43,3% и У.Т.П. – 56,7%). Студенты вуза показали умеренную степень агрессивности (26,7%). Наглядно отображение результатов сравнительного анализа высокого уровня показателей по каждой из характеристик структурной организации агрессивности представлено на рисунке 1.

Показатели высокого уровня по каждой из характеристик трех групп испытуемых, по результатам опросника Басса-Дарки.

Рис. 1. Показатели высокого уровня по каждой из характеристик трех групп испытуемых,

по результатам опросника Басса-Дарки.

Условные обозначения:

«П.Г.» – правопослушные граждане; «К.Р.» – заключенные, осужденные за совершение краж и разбоев; «У.Т.П.» – заключенные, осужденные за убийства и нанесение тяжких телесных повреждений; «ФА» – физическая агрессия; «КА» – косвенная агрессия; «Р» – раздражительность; «Н» – негативизм; «О» – обида; «П» – подозрительность; «ВА» – вербальная агрессия; «ЧВ» – чувство вины; «ИА» – индекс агрессивности; «ИВ» – индекс враждебности; «МА» – мотивационная агрессия.

 

Данные по методике «Типы акцентуаций характера» Г. Шмишека выявили у студентов преимущественно демонстративный (36,7%), педантичный (40%) и гипертимический (46,7%) тип акцентуации характера, что свидетельствует о ригидности и педантизме (Таблица 2).

 

Таблица 2

Показатели соотношения типов акцентуации характера по результатам опросника Г. Шмишека, % от общего числа испытуемых

Показатели соотношения типов акцентуации характера по результатам опросника Г. Шмишека, % от общего числа испытуемых

Условные обозначения:

«П.Г.» – правопослушные граждане; «К.Р.» – заключенные, осужденные за совершение краж и разбоев; «У.Т.П.» – заключенные, осужденные за убийства и нанесение тяжких телесных повреждений.

 

Заключенные, отбывающие наказание за кражу и разбой, отличаются наличием застревающего (46,7%), аффективно-экзальтированного (40%), возбудимого (36,7%) и дистимичного (36,7%) типов акцентуаций характера. Это указывает на склонность к аффективной экзальтации, на эмоциональность, резко меняющееся настроение, стойкость аффекта, повышенную импульсивность, ослабленный контроль над влечениями, заторможенность и пессимизм. Заключенные, отбывающие наказание за убийство и нанесение тяжких телесных повреждений отличаются наличием, возбудимого (46,7%), аффективно-экзальтированного (36,7%), дистимичного (43,3%) и застревающего (43,5%) типов акцентуаций характера. Они характеризуются стойкостью аффекта, ослабленным контролем над влечениями и побуждениями, сниженным фоном настроения, заторможенностью, повышенной импульсивностью, реактивностью в сфере влечения, расстройствам настроения, расстройством настроения.

Наглядное отображение сравнительных показателей по соотношению типов акцентуации характера на высоком уровне даны на рисунке 2.

 Показатели соотношения типов акцентуации характера на высоком уровне по результатам опросника Г. Шмишека.

Рис. 2. Показатели соотношения типов акцентуации характера на высоком уровне по результатам опросника Г. Шмишека.

Условные обозначения:

(Дем) – Демонстративный, (Пед) – Педантичный, (Зас) – Застревающий, (Воз) – Возбудимый, (Гип) – Гипертимический, (Дис) – Дистимный, (Трев) – Тревожный, (Афф) – Аффективно-экзальтированный, (Цикл) – Циклотимичесикй, (Эмот) – Эмотивный, «П.Г.» – правопослушные граждане; «К.Р.» – заключенные, осужденные за совершение краж и разбоев; «У.Т.П.» – заключенные, осужденные за убийства и нанесение тяжких телесных повреждений.

 

Результаты проведенного нами корреляционного анализа говорят о большом количестве прямых и обратных связей между агрессивностью, поведенческими аффектами и личностными характеристиками. Эти данные свидетельствует о том, что агрессивность и заключенных и студентов вуза является устойчивым личностным свойством; при этом выявлено, что агрессивное поведение заключенных в большей степени регулируется внутренними мотивационными факторами.

На основе анализа сущности и особенностей агрессивности субъектов из различных социальных сред нами были определены средства профилактики агрессивности, которые включают в себя:

  1. Психологическое просвещение, представленное циклом лекций, бесед, круглых столов, имеющих целью предоставление психологических знаний о феномене и последствиях проявления агрессивности.
  2. Психодиагностическое обеспечение, помогающее определить характер и степень проявления агрессивности человека.
  3. Индивидуальная психологическая помощь, предполагающая индивидуальное консультирование, призванное выявлять психологическую проблему, вызывающую агрессивность, осуществить совместный анализ ситуаций и оказать продуктивное психологическое воздействие на личность.
  4. Групповая психологическая помощь может быть представлена циклом семинаров и тренингов, ориентированных на субъектов различных социальных сред, и позволяющих расширить возможности сознательной саморегуляции личности, а также арсенал адаптивных, социально приемлемых поведенческих реакций.

Главным принципом психопрофилактической программы является её целостность, позволяющая рассматривать индивидуальные проблемы человека через призму социально-психологической адаптации в различных сферах жизнедеятельности.

Программа профилактики агрессивности субъектов из разных социальных сред одинакова по структурной композиции и характеру направлений работы, но различается своим содержательным наполнением. Так, на рисунке 3 в качестве примера представлена модель психопрофилактической работы в условиях исправительной колонии.

Эта модель была успешно апробирована на базе федерального бюджетного учреждения «Исправительной колонии № 3 управления федеральной службы исполнения наказания по Ставропольскому краю».

Результаты исследования агрессивности заключенных после реализации профилактической работы, полученные в ходе контрольного этапа эксперимента, свидетельствуют как о снижении уровня агрессивности, так и о снижении степени выраженности черт личности, обусловливающих более высокую степень агрессивности. Изменения в двух группах являются статистически значимыми. Доказывается эффективность проведенной профилактической работы с группами заключенных, отбывающих наказание за преступления различной степени тяжести.

Модель программы психопрофилактики агрессивности заключенных.

Рис. 3. Модель программы психопрофилактики агрессивности заключенных.

 

Основные выводы проведенной нами работы содержат следующие утверждения:

  1. Под агрессией следует понимать сложную, структурную, динамическую форму организации поведения, которая изменяется в процессе социализации и имеет «оптимальную» модель проявления среди детей, подростков и взрослых. В данной работе агрессивное поведение рассматривается как деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, нацеленное на причинение вреда другому живому существу.
  2. В отношении понятия агрессивности существуют различные точки зрения, рассматривающие данный феномен как психическое состояние; как относительно стабильную готовность к агрессивным действиям; как предрасположенность к агрессивному поведению; как враждебную установку к другим людям; как устойчивую черту личности; как личностную позицию; свойство или интегральное качество личности. Таким образом, различные подходы к дефиниции агрессивности свидетельствуют о том, что понятийный статус агрессивности не определен и нуждается в уточнении.
  3. Наиболее разработанным теоретическим направлением в плане изучения и коррекции агрессивного поведения, на наш взгляд, является когнитивно-поведенческий подход, поскольку основные его принципы, во-первых, согласуются с положением о диалектике внешнего и внутреннего в детерминации поведения; во-вторых, с позиции данного подхода выделяются конкретные показатели агрессивного поведения, которые могут рассматриваться как зависимые переменные в эксперименте; в третьих, данный подход предусматривает возможность модификации поведения, посредством изменения когнитивного компонента, эмоциональных реакций и отработки социальной перцепции.
  4. Характер агрессивности субъектов из различных социальных сред представляет собой наличие целого ряда особенностей. Так, специфика закрытого учреждения, где прибывают заключенные, совершившие преступления разной степени тяжести, накладывает существенный отпечаток на личность и поведенческие проявления человека. В этой связи при решении проблемы агрессивности в разных условиях необходимо исследовать особенности структуры агрессивного поведения, роль личностных и индивидуально-психологических свойств в детерминации агрессии, а также изучить факторы, при которых, с наибольшей вероятностью может проявляться данная форма поведения.
  5. Показатели структурной организации агрессивности у студентов и заключенных, отбывающих сроки заключения за преступления различной степени тяжести, имеет качественное отличие. Так, заключенные обладают более высокой степенью общей агрессивности, обиды и подозрительности. Студенты вуза показали умеренную степень агрессивности.
  6. В результате корреляционного анализа было обнаружено большое количество прямых и обратных связей между агрессивностью, поведенческими аффектами и личностными характеристиками. Эти данные свидетельствует о том, что агрессивность и заключенных, и правопослушных граждан является устойчивым личностным свойством; при этом выявлено, что агрессивное поведение заключенных в большей степени регулируется внутренними мотивационными факторами.
  7. Профилактика агрессивности субъектов из различных социальных сред должна осуществляться в рамках психологической службы учреждения с учетом данных о ее психологических особенностях и структурной организации, и содержать такие виды работы, как просвещение, диагностика, коррекция, консультация, проводимые в форме групповых и индивидуальных занятий, направленных на улучшение психологического климата, оптимизацию экологии межличностных отношений социализацию и аккультурацию агрессивности.
  8. В процессе комплексной профилактической работы структура агрессивности заключенных изменяется незначительно. Компонентный состав агрессивности остается прежним, но степень проявления агрессивности уменьшается на 10% в группе заключенных, совершивших кражу и разбой и на 6,6% – за убийства и особо тяжкие телесные повреждения за счет работы с личностью преступника в целях его адаптации и дальнейшей ресоциализации.

Разработанная нами программа психопрофилактики может быть непосредственно применена психологами в пенитенциарной практике исправительных колоний и в более широкой реализации практической деятельности психологической службы Государственного учреждения исполнения наказания Минюста России. В связи с выявленной эффективностью данной программы представляется целесообразным рекомендовать ее соответствующим руководящим структурам. При этом следует отметить, что сотрудники исправительных колоний, как субъекты пенитенциарных учреждений, осуществляющие профессиональную деятельность, в большинстве своем нуждаются в повышении уровня психологической компетентности. Практическим психологам исправительной колонии также необходим высокий уровень профессионализма и мастерства для осуществления психологической помощи заключенным, отбывающим наказание, для снижения уровня их негативных психических состояний (тревожности, фрустрации, страхов и др.) и для сопровождения процесса самоутверждения осужденных в социуме на нравственно и социально приемлемой основе. Также рекомендуем применять программу психопрофилактики в системе высшего профессионального образования с целью профилактики и коррекции агрессивности и аккультурации форм агрессивного поведения молодежи.

 

Литература

  1. Аминев Г.А., Аминев Э.Г., Сафронов В.П. Инструментарий пенитенциарного психолога. – Уфа: Изд. УЮИ МВД РФ, 1997 – 170 с.
  2. Гнидин О.П. Психологические особенности агрессивности и ее профилактика у субъектов из различных социальных сред. // Дисс. ... канд. псих. наук. – Ставрополь, 2008. – 239 с.
  3. Павленин В.С. Психолого-педагогические факторы проявления агрессивности в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. // Дисс. ... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2004. – 162 с.
  4. Смирнова С.В. Социально-психологическая профилактика молодежной криминальной агрессивности. // Дисс… канд. психол. наук. – Кострома, 2006. – 208 с.

Об авторе

Гнидин Олег Павлович - Кандидат психологических наук, психолог, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Соловьева Ольга Владимировна - доктор психологических наук, профессор кафедры практической психологии ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», заведующая лабораторией Психологии профессионального развития личности, сотрудник лаборатории Психодиагностики и формирования способностей учащейся молодежи СГУ

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Соловьева О.В., Гнидин О.П. Особенности агрессивности заключенных и правопослушных граждан: сравнительный анализ и психологическая профилактика. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.