ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПСИХОМОТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТОВ

 

УДК 159.9

С.Г. Корлякова (Ставрополь) ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

English version:  Korlyakova Svetlana GOUVPO " Stavropol StateUniversity, Stavropol

 

Аннотация. В статье раскрывается психологическая система психомоторной деятельности музыкантов, представленная в соответствии с архитектоникой психологической системы деятельности, предложенной В.Д. Шадриковым; дан анализ психомоторной музыкально-исполнительской деятельности, рассмотрены трудности, которые могут возникать в процессе психомоторной деятельности будущих музыкантов.

Ключевые слова: психомоторные способности, исполнительская деятельность, психомоторная деятельность музыкантов.

На протяжении многолетнего обучения музыкантов в детской музыкальной школе – среднем специальном учебном заведении – вузе происходит развитие психомоторных способностей в психомоторной исполнительской деятельности. Любую деятельность можно разложить на отдельные психические функции, которые могут выступать как отдельные психологические действия. Эти действия могут превращаться и в самостоятельные деятельности. Адекватно описать психическую функцию как родовую форму психологического действия (деятельности) можно через психологическую функциональную систему деятельности, разработанную В.Д. Шадриковым на основе работ П.К. Анохина, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова, Д.А. Ошанина, Г.М. Зараковского, В.Ф. Рубахина.

«Любая профессиональная деятельность предстает перед учеником в форме нормативно одобренного способа деятельности, – пишет В.Д. Шадриков. – В процессе освоения профессии человек распредмечивает нормативный способ, превращая его в индивидуальный способ деятельности. Внутренней, интимной стороной овладения профессией является формирование психологической системы деятельности» [5, с. 31].

Анализ психомоторной музыкально-исполнительской деятельности целесообразно проводить в соответствии с архитектоникой психологической системы деятельности, предложенной В.Д. Шадриковым [5, с. 32]. В качестве составляющих психологической системы деятельности ученый выделяет основные функциональные блоки: мотивов профессиональной деятельности; целей профессиональной деятельности; программы деятельности; информационной основы деятельности; принятия решения; подсистемы профессионально важных качеств.

Предложенная схема помогает рассматривать совокупность психических явлений, реализующих деятельность, в их взаимосвязи, как систему. Все блоки психологической системы деятельности фактически взаимопроникают друг в друга, а выделить их можно лишь для исследовательских целей. В связи с этим В.Д. Шадриков высказывает предположение: «невозможность расчленения есть следствие системной, неаддиктивной природы деятельности» [5, с. 34].

Целью психомоторной деятельности музыкантов является исполнение музыкального произведения, а мотивом – потребность или интерес его освоения.

Освоение программы психомоторной деятельности предполагает формирование у обучающегося музыканта представлений о компонентном составе деятельности, о способах выполнения отдельных действий. В начале обучения учащемуся представляют компоненты исполнительной части деятельности. В деятельности сенсомоторного типа исполнительная часть, как правило, может быть продемонстрирована ученику.

Под информационной основой деятельности понимается «совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности и позволяющей организовать деятельность в соответствии с вектром «цель – результат»» [5, с. 65-66].

Согласно классификации В.Д. Шадрикова, информационную основу психомоторной деятельности можно разделить на уровни: сенсорно-перцептивный, когнитивный, образно-оперативный.

На сенсорно-перцептивном уровне происходят сенсорные научения, формирование сенсорно-перцептивных механизмов, с помощью которых происходит отражение сигналов, несущих профессионально важную информацию. На этом уровне музыкант отрабатывает разные двигательные приемы (пальцевые, кистевые движения, движения предплечья и плеча и т.д.), основные формы движений (удар, толчок, нажим, скольжение), разные виды исполнительских штрихов (staccato, legato, non legato и т.д.). Постепенно они закрепляются и входят в состав действия.

На когнитивном уровне устанавливается ценность информации для психомоторной деятельности, которая доставляется органами чувств.

На образно-оперативном уровне отдельные информационные признаки объединяются в целостные образы, происходит программирование и регулирование деятельности. Важным моментом формирования информационной основы деятельности является придание ей характера оперативности. Свойства оперативности приобретает не только образ объекта, но и вся образная информация, используемая для регуляции действия; оперативность является общим свойством отражения человеком действительности [2; 3].

Представляется интересным выявленное Д.А. Ошаниным соотношение между избыточностью степеней свободы действия и оперативностью. Между ними существует взаимосвязь и взаимообусловленность. Избыточность, в силу неопределенности для человека жизненных ситуаций, может привести его к полной недееспособности. Однако, одновременно развивающаяся с ней оперативность, превращает избыточность в значительное преимущество для человека. «Защищенный оперативностью, он может бесконечно раздвигать границы своего опыта, накапливая таким образом степени свободы действия и тем самым обеспечивая все более тонкие и надежные возможности осуществления своих задач в самых различных жизненных ситуациях» [2, с. 103]. Избыточность и оперативность проявляются соответственно в когнитивных и оперативных образах. Основное качество когнитивных образов заключается во внутренней организации, которая позволяет ими пользоваться как системой знаний об объекте. При поступлении какого-либо сообщения об объекте в когнитивном образе легко возникает перевес в сторону необходимой для действия информации.

Оперативный образ – это «специализированное отражение преобразуемого объекта (процесса, явления и т. д.), складывающееся по ходу выполнения конкретного действия и подчиненного задаче действия» [2, с. 106]. Оперативные образы могут быть двух видов: одни образуются сразу, другие складываются постепенно в процессе многократного решения сходных задач. Стойкие оперативные образы сохраняются в памяти и используются в готовом виде по мере возникновения соответствующей задачи. В психомоторной деятельности музыканта двигательные навыки служат для воплощения музыкально-смыслового содержания произведения и ориентированы на определенные образно-художественные цели [4, с. 85].

В ходе освоения деятельности навыки приобретают различное значение и по-разному осознаются. Так, формирование технических навыков музыкантов направляется сознанием до тех пор, пока они не автоматизировались. Даже извлечение одного звука разными способами, которое ведет к освоению разного исполнительского штриха, вначале было сознательным действием.

«…Формирование информационной основы деятельности идет в тесном единстве с развитием профессиональных способностей и физиологических функциональных систем, лежащих в их основе», – пишет В.Д. Шадриков [5, с. 77]. Субъект, осуществляющий музыкально-исполнительскую деятельность, имеет высокоорганизованную нервную систему, развитые органы чувств, сложный опорно-двигательный аппарат. Именно физиологическое обеспечение психических процессов субъекта называется в теории деятельности психофизиологическими функциями. К ним относятся врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни: сенсорные, мнемические, моторные способности и др. Они выполняют соответствующие функции: сенсорные, мнемические, моторные и др.

Под принятием решения обычно понимают процесс выбора одной альтернативы из нескольких возможных. Следует отметить, что зачастую музыканту приходится принимать решение «на ходу», например, в связи с особенностями механики музыкального инструмента, на котором исполняется концертная программа.

Профессионально важные качества – индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К ним относятся и способности. Вопрос о развитии профессионально важных качеств является одним из узловых в проблематике системогенеза деятельности. Он детально исследован В.Д. Шадриковым [5] в двух направлениях: 1) в направлении развития отдельных ПВК; 2) в направлении развития структуры ПВК.

В исследовании развития отдельных профессионально важных качеств ученым изучено развитие функциональных и оперативных механизмов. Приступая к освоению деятельности, человек обладает определенными психическими свойствами. Они характеризуются определенным уровнем развития функциональных и операционных механизмов, пока не приспособленных к конкретной деятельности. В процессе становления психологической системы деятельности происходит перестройка операционных механизмов психических свойств в соответствии с требованиями деятельности. Таким образом, происходит процесс перестройки операционных механизмов в оперативные механизмы. Он составляет сущность процесса перехода от психического свойства к профессионально важному качеству [5, с. 97].

В анализе деятельности с уровневых позиций В.Д. Шадриков выделяет личностно-мотивационный, компонентно-целевой, информационный; структурно-функциональный, индивидуально-психологический, психофизиологический уровни. «Сочетание всех перечисленных уровней раскрывает достаточно полно сущность профессиональной деятельности и дает о ней системное представление. В результате деятельность предстает как многоуровневое полиструктурное образование» [5, с. 131].

Рассмотрим содержание психологического анализа психомоторной деятельности на структурно-функциональном уровне. На данном уровне раскрывается ее структура (выявляются связи между отдельными компонентами деятельности, устанавливается значимость этих связей и вес отдельных структурных компонентов), функциональная соподчиненность и динамическая организация структурных компонентов деятельности. Деятельность можно проанализировать с предметно-действенной стороны и со стороны психических процессов и качеств, через которые реализуется ее предметная сторона. Анализ деятельности на структурно-функциональном уровне позволяет представить ее как полиструктурное образование в полиструктурном процессе профессионального обучения.

Динамическая организация действий (операций) раскрывается путем временного анализа деятельности. В процессе операционно-временного анализа выясняется последовательность выполнения операций, их совмещение, длительность, интервалы между операциями и прочие режимно-динамические факторы [5, с. 158].

Любое психомоторное действие музыканта развернуто во времени. Операции, неразрывно следующие друг за другом, могут быть зафиксированы в виде определенной схемы: действие дробится на отдельные движения, для которых определяются информационная основа, передающие ее сигналы, критерии правильности выполнения движения, последовательность выполнения, способ соединения отдельных движений в действия. Выделенные операционно-технологические связи анализируются далее в аспекте их значимости, то есть изучается влияние качества выполнения каждого действия на скорость, качество и надежность выполнения других действий и деятельности в целом.

Решение данной задачи проходит ряд этапов. Анализируя технологический процесс, можно выявить влияние качества выполнения каждого действия на качество других действий и деятельности в целом. Так, овладение некими техническими «формулами» (исполнение гамм, арпеджио, аккордов и т.д.) обеспечивает ловкость, сноровку исполнителя. Однако сама по себе работа над общими формулами техники еще не гарантирует необходимого уровня владения исполнительскими умениями, они должны быть исполнены с учетом особенностей конкретного произведения. Проблема состоит в том, чтобы верно использовать заготовки и превратить их в действенную, а не формальную основу техники. «Пока вы учите, например, гамму Es-dur, это «полуфабрикант», – писал Г. Нейгауз, – когда вы ее играете, допустим, в конце пятого концерта Бетховена, – это готовый продукт, ибо это музыка» [1, с. 138].

Итак, анализ влияния качества выполнения отдельных действий дополняется анализом связи производительности по отдельным действиям и по деятельности. Результаты данного анализа следует отразить в матрице технологических связей отдельных действий. А для того чтобы оценить величину влияния одних действий на другие, необходимо провести корреляционный анализ между параметрами эффективности действий и деятельности. В результате такого анализа получается матрица интеркорреляционных связей. Сопоставление матриц технологических связей с матрицей интеркорреляционных связей позволяет более глубоко провести качественную интерпретацию взаимовлияний эффективности выполнения одних действий на эффективность выполнения других действий и деятельности в целом. Матрица интеркорреляционных связей может вскрыть те внутренние связи, которые на уровне технологического анализа прямо не прослеживаются. На основе интеркорреляционного анализа строится графическая структура деятельности. Анализ матриц интеркорреляций и графических структур позволяет выделить вес отдельных действий в структуре деятельности с учетом числа влияний одного действия на другие и значимости этого влияния; влияние отдельных действий на параметры результата деятельности [5, с. 160].

Различные последовательности освоения психомоторной деятельности иллюстрирует рис. 1.

В соответствии с данной структурой рассмотрим трудности, которые могут возникать в процессе психомоторной деятельности на 1 и 2 уровне.

1. Психомоторная музыкально-исполнительская деятельность является сложной деятельностью, так как она требует овладения многими разными действиями, которые переплетаются и взаимодействуют друг с другом в определенном временном отрезке.

2. Психомоторные действия могут поддаваться усвоению с трудом, когда для учащегося представляет большую трудность решение вопроса, как необходимо выполнить определенное действие: с помощью одного из известных приемов, путем комбинации из известных приемов, либо новым приемом. В поисках рациональной игры музыкант вынужден перебрать немало вариантов, прежде чем определит оптимальный. Это расширяет его представление о технических возможностях моторики, двигательных ощущениях. В музыкальном исполнительстве типы использования и взаимосвязи музыкальных формул могут быть различными. Все зависит от характера музыкального произведения.

В психомоторной музыкально-исполнительской деятельности целесообразно выделять основные, подготовительные и вспомогательные операции и разработать рациональную последовательность их выполнения. Нарушение целостной структуры трудового процесса может привести к ошибкам, к пропуску отдельных операций, к повышенной психической нагрузке.

Литература

  1. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. 2-е изд.. – М.: Музгиз, 1961. – 319 с.
  2. Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ: дисс. … докт. психол. наук. – М., 1972. – 372 с.
  3. Ошанин Д.А., Конопкин О.А. Психологические вопросы регуляции деятельности. – М.: Педагогика, 1973. – 134 с.
  4. Сраджев В.П. Теоретические основы формирования исполнительской техники пианиста: Дисс. … докт. искусствоведения. – Киев, 1990. – 383 с.
  5. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М.: Логос, 2007. – 185 с.

Об авторе

Корлякова Светлана Георгиевна - доктор психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Корлякова С.Г. Психологическая система психомоторной деятельности музыкантов. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.