ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

КОМПЛЕКС МЕДЕИ И КОМПЛЕКС ИОКАСТЫ

УДК 159.964

English version:

Аннотация. В статье раскрыты материнские комплексы: комплекс Медеи и Комплекс Иокасты, оказывающие негативное влияние на воспитательный процесс в семье. Комплекс Медеи сопряжен с причинением физического вреда и с причинением моральных травм ребенку. В статье описаны механизмы возникновения комплекса Медеи и комплекса Иокасты. Комплексы возникают у женщин с эгоцентрической личностной позицией и низкой психологической готовностью к материнству. Профилактикой комплексов является развитие психологической готовности к материнству и профилактика/коррекция эгоцентрической личностной позиции.   

Ключевые слова: комплекс Медеи, комплекс Иокасты, комплекс Гризельды, психологическая готовность к материнству, танатос, либидо.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В психоаналитической практике широко известны комплексы Эдипа и Электры, заключающиеся в ориентации на родителя противоположного пола как на образец сексуального партнера, что зачастую приводит либо к вытеснению сексуальности (субъективная невозможность обрести сексуального партнера – «мама как идеал женщины: никто с ней не сравнится; где я найду такую, как мама»), либо к идентификации сексуального партнера с родителем противоположного пола (выбор супруга, похожего на родителя – от внешнего сходства до характерологического).

Инфантильная (детская) сексуальность достаточно широко изучена З. Фрейдом  [4], но если присутствует скрытая сексуальность ребенка, направленная на родителя, то должна существовать и скрытая сексуальность родителя, направленная на ребенка. Сексуальность родителя, направленная на ребенка открыто приводит к инцесту. Малоизученной категорией остается скрытая сексуальность взрослого, направленная на ребенка как фактор, вызывающий психополовую идентификацию ребенка.

Комплекс Медеи и комплекс Иокасты многое объясняют во взаимоотношениях матерей и детей. Согласно психоаналитической традиции, названия избраны из древнегреческой мифологии. Имя Медеи связано с мифом о путешествии Язона за золотым руном в Колхиду. Медея, влюбившись в Язона, предает отца – царя Эета, владельца руна, и учит Язона способу похитить руно. Когда похищение осуществлено, Медея, страшась гнева отца, бежит с Язоном в Иолк (на его родину), там она помогает ему вернуть ранее принадлежавшую ему власть. Медея становится женой Язона и рожает ему двух сыновей. Позднее Язон изменяет клятвам, данным Медее, и решает расторгнуть брак с ней и жениться на другой. Медея жестоко мстит Язону: она расправляется с соперницей и убивает своих детей. По одной, древней версии мифа она даже готовит из их общих детей кушанье, которое потом подает отцу детей – Язону.

Просмотр криминальной хроники по Российской федерации в течение месяца позволил зафиксировать более десяти случаев проявления комплекса Медеи, заключавшегося в убийстве ребенка (детей) матерью из мести их отцу, изменившему ей. Юридическим языком, здесь ущерб наносился детям действием (убийство). Случаев причинения детям ущерба матерью бездействием (оставление детей без должного попечения) значительно больше. Женщины, покинутые мужем, зачастую демонстрируют хотя бы временное и частичное пренебрежение своими материнскими обязанностями, осуществив перенос всех негативных чувств к мужу на детей, и бессознательно мстя мужу таким образом. Пользуясь понятием об энергии смерти, введенным З. Фрейдом, женщина таким образом перенаправляет танатос с мужа на детей. Она, лишенная возможности реализовать либидо (энергию жизни, созидательную сексуальную энергию),  обращает на совместных детей танатос (разрушительную сексуальную энергию), отчуждая детей и/или убивая их.

Если рассмотреть статистику абортов (они втрое превышают беременности, сохраненные женщинами), большой процент их будет следствием не только и не столько экономического фактора, сколько следствием комплекса Медеи, спровоцированного не только неудовлетворенным либидо, но и психологической (зачастую и психической) нестабильностью, вызванной репродуктивными гормонами. В случае беременности, женщина зачастую делает аборт (если объективные экономические обстоятельства позволяют сохранить ребенка) из мести отцу ребенка. Женщины объясняют это примерно следующим образом «не хочу рожать Его ребенка». Таким образом, женщина как бы расправляется с отцом ребенка, прерывает его род. Танатос в данном случае побеждает материнский инстинкт и материнские чувства, которые к нерожденному ребенку находятся только на стадии формирования.

Комплекс Медеи известен случаями причинения физического вреда детям и случаями убийства детей (а также оставления их в опасности). Это крайние проявления комплекса. Можно назвать их «кризисными». Любое проявление патологии может встречаться (в миниатюре) и в норме. Элементы комплекса Медеи могут встречаться у практически любой матери. Другим проявлением комплекса может являться причинение морального вреда ребенку. Моральный вред в данном случае может заключаться в «моральном убийстве», «психологическом вампиризме». Данные проявления будут заключаться в действиях матери, развивающих у ребенка комплекс неполноценности и нежелание жить (вплоть до самоубийства ребенка, особенно в подростковом возрасте). Ребенку в данном случае демонстрируется его «бесполезность», «неполноценность», «бесталанность», «нескладность» и т.д.

Причинение морального вреда ребенку или «моральное убийство» матерью может заключаться не только в уничтожении у ребенка веры в себя, но и в гиперопеке по типу «ребенок под колпаком». Ребенок лишается матерью жизни в данном случае также в фигуральном плане. Т.е. он живет, но неполноценной жизнью, поскольку мать всячески ограждает его от «опасностей», запрещая, фактически, все, на что только распространяется ее фантазия.

Другим проявлением комплекса Медеи по типу «морального убийства» является привитие ребенку матерью комплекса вины («всю жизнь тебе посвятила, если бы не твое появление на свет, моя жизнь сложилась бы более счастливо»). Особенно данные обвинения часты в случаях, когда ребенок воспитывается матерью-одиночкой. Здесь он виноват не только в том, что родился, но и в том, что родился «не от того человека».  Если перефразировать известную фразу «У победы много отцов, лишь поражение сирота», можно отметить, что женщина не желает быть «матерью поражения», т.е. матерью ребенка, появление которого или наличие которого не гарантировало ей благополучия в семейной жизни. Изначально мать винит ребенка за неудачу в личной жизни с его отцом, в дальнейшем на него возлагается ответственность за все прочие неудачи в ее личной жизни («если бы не было тебя, я могла бы и свою жизнь устроить»).

Комплекс Медеи развивается значительно чаще в ситуации незапланированной беременности и при проблемах в личной и семейной жизни, особенно если крах личной жизни женщины произошел из-за беременности. Т.е., отец ребенка прореагировал отрицательно на незапланированную беременность и разорвал отношения с беременной женщиной, или если отношения распались, когда ребенок уже был, и женщина самостоятельно воспитывает его. Подобные ситуации провоцируются недоговоренностью в личных отношениях между партнерами, когда женщина считает, что наличие беременности априори гарантируют ей вступление в брак. Необходимо отметить, что данный способ вынужденного брака весьма распространен, и часто используется женщинами вполне сознательно и произвольно. В подобной модели отношений рождение и воспитание ребенка (детей) выступает не как самоцель, а как средство устройства семейной жизни. Соответственно в ситуации, когда такое средство не сработало, отношение к подобному «средству» в результате негативное, как к средству, не оправдавшему себя. Таким образом, вся ответственность за свою ошибку и  ошибки отца ребенка перекладывается матерью на ребенка (локус контроля). Это в житейской психологии отражено в изречении «грехи отцов падают на детей».

Однако ситуация негативного отношения к детям как появление комплекса Медеи  в случае распада брака или краха в личной жизни возникает не у всей женской (феминной) части человеческой популяции. Причиной этому является разделение женщин на типы ценностей или разница в иерархии мотивов. О. Вайнингер выделил типы женщин: «мать» и «проститутка». У «матери» Вайнингер отмечает главным мотивом стремление к продолжению рода и выращиванию потомства. «Матери» свойственна забота о потомстве. «Проститутка» главной целью своей жизни видит мужчину (мужчин), а детей воспринимает как побочный несамоценный продукт – «Любимый мужчина мне дороже, чем дети».

Женщина-мать, по Вайнингеру, имеет больше детей; «проститутка» не стремится обзаводиться детьми, или рожает, как правило, одного ребенка. Чаще делает аборты, чем женщина-мать. Демонстрирует безразличие к ребенку, материнский инстинкт у нее неразвит. И естественно женщина, относимая Вайнингером к типу «женщина-проститутка» имеет существенный риск развития комплекса Медеи в случае неурядиц в личной жизни, в отличие от «женщины-матери». Таким образом, именно у «женщин-проституток» возникает комплекс Медеи.

Доминирование материнского инстинкта у матери над всеми остальными ценностями исключает развитие комплекса Медеи. Поскольку ребенок является высшей ценностью в иерархии «женщины-матери», перенос негатива, направленного на отца ребенка, невозможен, поскольку женщина-мать не отождествляет ребенка с отцом, как это делает «женщина-проститутка». Таким образом, женщина-мать обращает либидозную энергию на ребенка (т.е. любит ребенка) независимо от его происхождения.

Исходя из вышесказанного, возможно сформулировать положения:

  • Комплекс Медеи заключается в безотчетном стремлении матери убить ребенка (детей) из мести его (их) отцу;
  • Комплекс Медеи заключается не только в стремлении уничтожения ребенка (детей) физическим путем, но и путем «морального убийства» (морального подавления, развития у ребенка комплекса неполноценности, комплекса вины, вплоть доведения до самоубийства);
  • Комплекс Медеи развивается у женщин, относящихся к типу (О. Вайнингер) «женщина-проститутка» – женщин  (в иерархии ценностей которых на первом месте находятся взаимоотношения с мужчиной, а ребенок воспринимается ими как побочный продукт этих отношений). У «Женщин-матерей» комплекс Медеи не развивается в случае негативных моментов в личной жизни, поскольку ребенок ими не отождествляется (не идентифицируется) с отцом ребенка.

Вторым материнским комплексом является другая крайность – комплекс Иокасты. Иокаста является персонажем широко известного (во многом благодаря З. Фрейду) древнегреческого мифа об Эдипе. Иокаста приходилась матерью Эдипу. Он, не зная своих настоящих родителей, получает предсказание о том, что убьет своего отца и женится на матери. Страшась предсказания, Эдип покидает своих усыновителей, считая их настоящими родителями, и таким образом осуществляет предсказание. В другой стране он убивает царя и женится на царице, и у них рождаются дети. Позднее выясняется, что царица – его мать, а убитый им царь – его отец.

Таким образом, Иокаста являлась женой собственного сына. Из этого следует, что комплекс Иокасты – аналог комплекса Гризельды, при котором мать стремится к чрезмерной патологической опеке над сыном, перетекающей в сексуальное влечение к нему (точнее, проистекающей из сексуального влечения к ребенку, перенесенного с отца ребенка на сына). Комплекс может приводить к инцесту. Если рассмотреть скрытую сексуальность, известен термин «психологический супруг». Сын женщины может являться для нее психологическим супругом, компенсируя ей тем самым недостатки, которые тяготят ее в муже. Либидо, в данном случае, перераспределяется с мужа на сына, и он становится психологическим супругом матери. Следствием этого является материнская ревность и нежелание отдавать сына «другой женщине», попытки убедить сына в том, что все женщины недостаточно хороши для него, «замышляют против него недоброе», «хотят от него только денег» и т.д. В то же время мать, страдающая подобным комплексом, демонстрирует поведение, скорее, традиционное для сексуальной партнерши, нежели для матери: все время требует повышенного внимания, денег и утрированной заботы, игнорируя материнскую позицию (удерживает сына от выбора сексуальной партнерши и продолжения рода). Подобная мать часто устраивает ссоры сыну. Ссоры нужны, с одной стороны, как способ отчаянной борьбы за повышенную власть над сыном (попытка подавления его либидо, обращенного на других женщин), с другой стороны, как способ сексуального удовлетворения (открытая сексуальность к сыну подавлена, а «скандалы замещают секс при его невозможности» [2]).

Комплекс Иокасты, как было отмечено выше, заключается в гипертрофированной опеке матери над сыном. В комплексе Медеи выше была выделена особенность, также заключающаяся  в гипертрофированном контроле над ребенком («ребенок под колпаком»). Однако существует различие в скрытой мотивации подобной гиперопеки. При комплексе Медеи мать выставляет ограничения ребенку, исходя из энергии танатос (мешает ребенку жить из мести его отцу). При развитии у матери комплекса Иокасты, силой, побуждающей мать устанавливать ребенку логически необоснованные ограничения, выступает энергия либидо. Т.е. мать формирует у ребенка психологические барьеры из ревности, боясь потерять своего «психологического супруга».

Гиперопека матери при комплексе Иокасты формирует у ее сына множество комплексов во взаимоотношениях с противоположным полом. От матери он часто слышит внушения типа «кто же тебя полюбит так, как я», «кроме матери ты никому не нужен» и т.д. Таким образом, как было уже отмечено выше, у сына матери с комплексом Иокасты развивается не только Эдипов комплекс, но и комплексы по поводу отношений с противоположным полом, боязнь женского пола, интимофобия (боязнь личной близости) и даже может развиться боязнь интимной близости (при крайнем проявлении комплекса Иокасты у матери, сопровождающемся инцестом или прочими сексуальными действиями или намеками на них).

Таким образом, мать с комплексом Иокасты, существенно затрудняет и замедляет вступление сына в брак: она выказывает активное неодобрение всем его личным выборам, ни одна кандидатка в жены никогда ее не устроит. Такая мать борется за сына всеми средствами на правах «психологической супруги сына». Обсуждая претенденток на роль супруги сына, такие матери зачастую допускают оговорку по Фрейду, называя сына «мужем».

Борясь с претенденткой на роль супруги сына, подобная мать способна порой даже на аморальные поступки и преступления (вплоть до рукоприкладства и убийства «соперницы»). Данные крайние проявления комплекса Иокасты (как и инцест с сыном) встречаются реже. Более распространенными являются интриги против невестки (как будущей, так и настоящей). Мать с комплексом Иокасты придумывает бесчисленные провокации, позволяющие доказать несостоятельность претендентки, совершает подлог доказательств аморальности-неверности «соперницы», использует наговор – «видела ее с другим мужчиной». На самом деле мать пытается доказать сыну, что она лучше претендентки. Она клеймит возможную невестку в бесхозяйственности, аморальности, непрактичности и многих прочих грехах, несовместимых с ее точки зрения со счастливым браком. Таким образом, она разрушает многие отношения сына. Новых претенденток она может сравнивать с бывшими, от которых отбила сына. Она выделяет достоинства потерпевших поражение в схватке с ней претенденток, сравнивая с ними нынешних (не в пользу нынешних), намекает она тем самым на то, что «новая еще хуже предыдущей». Делает она это, осознавая безопасность потерпевших поражение в схватке с ней несостоявшихся невесток.

Мать-Иокаста, сталкиваясь с соперницей (невесткой) начинает требовать повышенного внимания от сына. Это характерно для матери с комплексом Иокасты и при отсутствии соперницы, но при ее наличии ее требования доходят до абсурда. Она жалуется на невнимание сына («только она тебе нужна, совсем забыл мать»). Может претвориться больной или заболеть истерическим заболеванием. Подобным поведением она добивается психологического истощения (выгорания) сына, и ему в такой ситуации становится «не до любви».

Воспринимая сына как «психологического супруга», матери с комплексом Иокасты не хотят и внуков от соперницы. Т.е., инстинкт продолжения рода у матери-Иокасты в данном случае отходит на второй план или исчезает совсем. Если внуки все-таки появляются, к ним подобные матери-Иокасты относятся достаточно безразлично. Однако возможно возникновение в дальнейшем комплекса Иокасты по отношению уже к внуку мужского пола.

Исходя из вышеотмеченного подавления у матери-Иокасты инстинкта продолжения рода (мешает появлению внуков, отговаривает сына и, возможно, невестку, от  рождения детей, при наступлении беременности уговаривает невестку пойти на аборт), возможно предположить, что риск возникновения комплекса Иокасты велик у женщин, относящихся к типу «женщина-проститутка» по О. Вайнингеру.

«Женщины-проститутки» (О. Вайнингер), у которых преимущественно и развивается комплекс Иокасты, к своим детям женского пола демонстрируют безразличие, как и к внукам женского пола. Ребенок мужского пола (сын или внук) становится их фаворитом на фоне явного безразличия к детям и внукам собственного пола. Подобная привязанность к сыну (внуку), основанная на латентных мотивах (комплекс Иокасты), как правило, направляется на одного ребенка мужского пола (даже если детей или внуков противоположного пола несколько), т.е. избирается один «психологический супруг». На «психологического супруга» (своего Эдипа) мать-Иокаста направляет все свое либидо, обделяет вниманием остальных детей.

Комплекс Иокасты развивается только по отношению к ребенку противоположного пола, в отличие от комплекса Медеи, при котором фактор пола ребенка не имеет принципиального значения, однако, отождествление ребенка с отцом происходит сильнее, если ребенок того же пола, что и отец, и по отношению к ребенку мужского пола возможны более крайние проявления комплекса. Таким образом, комплексы Медеи и Иокасты возникают у матерей по отношению к детям мужского пола (комплекс Иокасты – прямая зависимость, комплекс Медеи – косвенная зависимость). Комплекс Медеи может проявляться и по отношению к детям женского пола, поскольку мать все равно идентифицирует их с отцом, как его потомство.

Таким образом,  возможно вывести положения:

  • Комплекс Иокасты заключается в безотчетном стремлении вступить в инцест со своим сыном;
  • Комплекс Иокасты заключается в присвоении матерью роли «психологического супруга» сыну;
  • Комплекс Иокасты заключается в гиперопеке над сыном (внуком), имеющей целью исключить личные отношения сына с противоположным полом и продолжение рода сыном.

Таким образом, комплекс Медеи и комплекс Иокасты являются двумя компенсаторными реакциями на неудовлетворение у матери либидо с сексуальным партнером. Танатос обращается на ребенка (детей), отождествляемых с их отцом, при комплексе Медеи. В случае комплекса Иокасты, на ребенка (мужского пола), обращается либидо.

Специфика иерархии мотивов позволяющая отнести на основании доминирующего мотива женщину к типу женщины-матери или женщины-проститутки (О. Вайнингер), не является единственным фактором, провоцирующим развитие материнских комплексов: комплекса Медеи и комплекса Иокасты. Важной составляющей успешного материнства является психологическая готовность к материнству. Отсутствие этой готовности провоцирует развитие страхов беременности и материнства, способствует развитию послеродовой депрессии и может в дальнейшем провоцировать развитие комплекса Медеи и комплекса Иокасты.

Составляющими психологической готовности к материнству являются:

  • отсутствие эгоцентрической личностной позиции;
  • желание иметь детей как одна из главных ценностей для женщины;
  • наличие минимума знаний по психофизиологии детей, необходимых для ухода за ребенком и его воспитания.

Наличие у женщины эгоцентрической личностной позиции говорит о ее психической незрелости, инфантильности, несозревании моральной и, зачастую, интеллектуальной сфер. Подобная женщина психологически неспособна стать полноценной матерью, поскольку сама является психологически ребенком и стоит в развитии на инфантильной позиции «Дитя» (Э. Берн).

Женщина-дитя, эгоцентрик сама является своим главным мотивом, смыслом ее жизни является ее благополучие в том значении, которое она вкладывает в это слово. Она может желать материального благополучия, славы, «взаимопонимания», в том смысле, чтобы понимали ее и выполняли ее прихоти.

В современном мире подобная эгоцентрическая позиция распространилась среди женщин и мужчин. Быстрый ритм жизни, конкурентная борьба капиталистического общества актуализирует древний закон природы «избавляйся от слабого в безвыходной ситуации» (для животных нормально съесть своих детенышей в условиях, когда они не могут их прокормить). В жестких условиях современного построения карьеры таким слабым звеном зачастую оказывается ребенок. Женщины предпочитают, иногда даже не задумываясь делать аборты, а если ребенку и было позволено родиться на свет, мать не может / не хочет воспитывать его самостоятельно и доверяет воспитание ребенка другим людям.

В современной Европе большая часть населения (особенно средний класс) не имеет детей, или заводит одного ребенка в возрасте около сорока лет.

Капиталистическая идеология подменяет ценности в иерархии человека, и если ценность продолжения рода и не вытесняется совсем, то перемещается на нижние позиции, остающиеся часто нереализованными.

Регулярная смена формаций в процессе истории человечества с индивидуалистских (монархия, капиталистический строй)  на коллективные (первобытные общины,  социалистический строй) в настоящее время актуализировало в человеке, посредством капитализма свободного рынка, индивидуалистически-эгоцентрическую позицию. Современный человек на Западе предпочитает устраивать ставших беспомощными родителей в дома престарелых и не заводить детей (или не заводить больше одного ребенка). Таким образом, современная идеология провоцирует увеличение эгоцентриков.

Женщины с эгоцентрической позицией, как было отмечено выше, в иерархии мотивов на верхних строках имеют всяческие блага для себя (успех, материальное благополучие и т.д.). Дети или вообще не рассматриваются ими как необходимая составляющая жизни, или являются средством достижения собственных эгоистических интересов (материальных или иных благ). Материнский капитал, введенный недавно в России как фактор стимулирования рождаемости, также может стимулировать эгоцентрические мотивы рождения ребенка.

Отсутствие психологической готовности к материнству также может являться не только проявлением эгоцентрической позиции женщины, но и результатом экспектаций (ожиданий) референтной группы. Особенно если речь идет о молодой женщине, близкие всячески отговаривают ее от рождения детей, уговаривая ее «подождать, не торопиться», «сделать карьеру». Таким образом, родители и партнер данной женщины передают собственные эгоистические тенденции (боязнь ухудшения условий собственной жизни с появлением ребенка) женщине, и, под давлением экспектаций, она перенимает их позицию.  Таким образом, необходимый компонент психологической готовности к материнству – желание иметь детей, либо совсем подавляется у женщины, либо переводится на второстепенный план.

Возможности современной медицины позволяют женщине решать становиться или не становиться матерью. Во всем мире десятилетиями ведутся споры об аморальности и целесообразности разрешения абортов. Однако наличие возможности планирования семьи является особенностью данного времени, и запрет абортов приведет только к увеличению подпольных абортов и распространению комплекса Медеи как массового явления.

Третий компонент психологической готовности к материнству – наличие знания по психофизиологии детей – является следствием первых двух, и, при наличии их, легко достижим в современном информационном обществе. Однако если речь идет о распространившемся в современном обществе подростковом материнстве, третий компонент является здесь также нереализованным. В современной России можно наблюдать все признаки запоздалой сексуальной революции, давно прошедшей на Западе.

В средствах массовой информации ведется активная пропаганда свободных сексуальных отношений. Если проанализировать телеэфир центральных ТВ-каналов, можно пронаблюдать массу достаточно откровенных сцен, демонстрирующихся в дневное время (даже в рекламе).

Подростки, переживающие гормональный бум в своем психополовом развитии, являются особенно чувствительными к такой во всех смыслах «рекламе». Начало интимных взаимоотношений воспринимается ими в настоящий период как главный элемент «взрослости». Данный фактор провоцирует на вступление в сексуальные отношения с целью престижа, инициации, доказательства взрослости, и, естественно, рождение детей в данном возрасте является побочным результатом. Ни о какой психологической готовности к материнству в данном случае речи быть не может. Следовательно, девушки-подростки имеют повышенный риск развития комплекса Медеи, которые в данном случае осложняется подростковым эффектом непреодолимости. Данный эффект заключается в объективной невозможности подростком контролировать свои действия независимо от осознания возможных последствий поступка.

Исходя из вышесказанного, факторами развития комплексов Медеи и Иокасты является отсутствие психологической готовности к материнству и эгоцентрическая позиция женщины. Психологическая готовность к материнству может быть несформированной у женщины в любом возрасте, но наиболее часто психологическая неготовность к материнству встречается в подростковом и юношеском возрасте.

Эгоцентризм женщины провоцирует у нее развитие комплекса Медеи с целью «избавления от конкурента», т.е. женщина избавляется от беременности, или убивает уже родившегося ребенка, как своего соперника, мешающего получать ей многие блага или претендующего на ресурсы, которые она предполагала для себя. Она направляет на ребенка энергию танатос.

Психологическая незрелость матери, ее эгоизм, могут провоцировать и развитие комплекса Иокасты. В данном случае на потомка мужского рода направляется энергия либидо, которая, впрочем, как и танатос при комплексе Медеи, разрушает жизнь ребенка. С одной лишь разницей, что при комплексе Медеи вероятность гибели ребенка выше, чем при комплексе Иокасты. Общее при обоих комплексах то, что дети данных матерей страдают и физически, и морально, и в психике их, если они остаются живы, происходят необратимые изменения.

Рассмотрение данных явлений позволяет нам предположить возможность создания психодиагностических методик, выявляющих комплексы Медеи и Иокасты и использования их в психологической практике профилактики и коррекции данных комплексов. Данные вопросы весьма актуальны, поскольку комплекс Медеи приводит к абортам, ненадлежащему исполнению материнских обязанностей и даже убийству детей. Комплекс Иокасты, ведет к ненадлежащему исполнению материнских обязанностей и осуществлению препятствий к продолжению рода сыном.

Демографическая ситуация в России на настоящий период носит катастрофический характер. Известно понятие «российский крест», означающее доминирование смертности над рождаемостью (в разы). Подобная ситуация может привести к невозможности через пятьдесят лет удерживать границы страны.

Изучение комплекса Медеи и комплекса Иокасты, одним из следствий которых является снижение рождаемости, позволяет создать методики диагностики и методы профилактики и коррекции данных явлений.

В настоящий период правительство России осуществляет демографическую программу, заключающуюся в экономической поддержке семей, воспитывающих детей, однако данные меры не устранят комплекс Медеи и Иокасты, поскольку изучаемые комплексы зависят от материального фактора лишь в ничтожной степени, а возможно, корреляционная связь и отсутствует. Женщина делает аборт и пренебрегает материнскими обязанностями не только под воздействием экономического фактора (комплекс Медеи), равно как материальное благополучие не является профилактикой комплекса Иокасты.

Таким образом, необходимо масштабное изучение комплекса Медеи и комплекса Иокасты и работа по диагностике, профилактике и коррекции комплексов, что позволит повысить рождаемость и снизить детскую смертность.

 

Литература

  1. Кун Н.А. Легенда и мифы древней Греции. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.
  2. Литвак М.Е. Психологическое айкидо. – Ростов на Дону, 2006.
  3. Полный справочник психоаналитика. – М.: Эксмо, 2006.

 

  1. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. – Мн.: ООО «Поппури», 1997.

 

Об авторе

Швецова Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Ставропольского государственного педагогического института

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Швецова О.В. Комплекс медеи и комплекс иокасты. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.