ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМНОЙ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

 

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование системной концепции интеллектуальной деятельности личности, которая разработана на основе методологических принципов психологии. Система методологических принципов позволяет уточнить содержательные характеристики основных концепций психологической науки в раскрытии сущностных признаков, свойств и основных характеристик интеллектуальной деятельности личности.

Ключевые слова: системная концепция интеллектуальной деятельности личности, методологические принципы, процесс, специфические закономерности.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Теоретическое обоснование разработки системной концепции интеллектуальной деятельности личности требует рассмотрения методологических принципов ее исследования.

Методологические принципы позволяют содержательно описать свойства и сущностные признаки, движущие силы, психологические механизмы и функции интеллектуальной деятельности личности, а также выявить типологию и динамику изучаемого процесса, обобщить и интерпретировать полученный эмпирический материал.

Представленные ниже методологические принципы исследования интеллектуальной деятельности личности подтверждают идеи Б.Г. Ананьева о комплексном изучении механизмов психических функций, обеспечивающих развитие изучаемого феномена [2].

На наш взгляд, при разработке системной концепции интеллектуальной деятельности личности, должны быть учтены:

– базовые характеристики интеллектуальной деятельности и личности; детерминация и особенности процесса их функционирования;

– потребности общества в актуализации интеллектуального потенциала личности, использования новых технологий, способов, средств, выступающих «активизатором», стимулом в развитии интеллектуальной деятельности личности, повышении интеллектуальной активности, креативности, творчества, волевой регуляции и выборе оптимальных способов продуктивного развития интеллектуальной деятельности личности;

– представления личности о возможностях актуализации интеллектуальной деятельности для построения собственной стратегии в направлении максимальных достижений.

В психологическом исследовании личности доминирует принцип общественно-исторической обусловленности всех этапов жизнедеятельности человека – активного участника исторических событий своего времени.

Важнейшим методологическим принципом психологического исследования проблемы интеллектуальной деятельности личности является понимание психического как процесса, имеющего свои специфические закономерности. Понимание интеллектуальной деятельности личности как процесса подготовлено всей историей изучения познавательной сферы человека. Именно в психологическом процессе создаются необходимые детерминанты его протекания, и проявляется органическая взаимосвязь с его результатами (теми образованиями, которые возникают на разных этапах процесса – понятия, чувственные образы и др.).

Принцип детерминизма позволяет понять, как возникает, изменяется и прекращает свое существование процесс интеллектуальной деятельности личности. Детерминизм выступает, прежде всего, в форме причинности как совокупности предшествующих обстоятельств, вызывающих данный феномен.

Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский выделяют следующие виды детерминизма [5, 7]:

-        системный (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого);

-        типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину);

-        статический (при сходных причинах возникают различные – в известных пределах – эффекты, подчиненные статической закономерности);

-        целевой (предваряющая результат цель определяет процесс ее достижения).

Принцип развития утверждает, что интеллектуальная деятельность личности развивается и поэтому наиболее адекватный способ ее изучения – исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Принцип развития имеет свои особенности, историю возникновения, формирования и свои перспективы. Взаимосвязь интеллектуальной деятельности личности и развития являются неразрывными аспектами взаимовлияния. Взаимосвязь реализуется в развитии, а развитие является способом существования некоторых систем, связанных с образованием качественно новых структур за счет развивающего эффекта. Структура интеллектуальной деятельности имеет фиксированные этапы развития [3, 4, 5, 7].

Диалектическая теория психического развития личности выявляет роль борьбы противоречий как движущей силы перехода от стадии к стадии и накопления новых потенций этого процесса. Кроме этого, процесс развития интеллектуальной деятельности личности следует рассматривать как борьбу противоречий, которые создают рассогласования и конфликты или как направленность к состоянию равновесия, покоя и стабильности [1, 5, 6].

Перечисленные методологические принципы позволяют акцентировать внимание на следующих вопросах:

-        взаимосвязь интеллектуального компонента со всеми остальными аспектами целостной системы человека, анализ личности как продукта индивидуально-психического развития (онтогенетической эволюции психофизиологических функций; становления деятельности и сознания; истории развития человека как субъекта труда, познания и жизненного пути);

-        анализ общественно-исторических условий и общественных возможностей развития личности, а также наличие способов реализации личностью интеллектуальных потенций, превращения их в действительность в процессе жизнедеятельности.

В таблице 1 представим методологические принципы исследования интеллектуальной деятельности личности, содержащиеся в современной научно-психологической литературе.

Таблица 1

Общая характеристика методологических принципов исследования интеллектуальной деятельности личности

Принцип

Содержательная характеристика

1.

Понимание психического как процесса

Психические образования, возникающие на ранних стадиях психического процесса, служат внутренними условиями его осуществления, находясь в закономерных соотношениях с его продуктами и результатами.

2.

Принцип детерминизма

Детерминизм выступает форме причинности как совокупности предшествующих обстоятельств, вызывающих данный феномен: изучение возникновения, изменения и прекращения существования процесса интеллектуальной деятельности личности.

3.

Принцип развития

Исследование закономерностей генезиса интеллектуальной деятельности личности, а также особенностей филогенетического и онтогенетического развития.

4.

Принцип саморазвития

Понимание значимости интеллектуальной деятельности для собственного развития личности; определение места человека в бытие; выражение направленности употребления своей воли в личностно и общественно значимых формах.

5.

Принцип системности

Рассмотрение интеллектуальной деятельности личности как системы, обладающую определенной структурой, состоящей из элементов, имеющих генетическую общность.

6.

Принцип единства сознания и деятельности

Определение того, что сознание формируется в деятельности, образуя ее внутренний план; сознание регулирует продуктивность интеллектуальной деятельности личности и показывает возможности личности в реализации личностно-ценных и общественно значимых форм поведения.

7.

Принцип активности

Рассмотрение личности как активного субъекта (исполнителя, инициатора, координатора); позволяет понять мотивацию индивида к решению актуальных задач, и его отношение к преобразованию действительности; поиск «выхода» за пределы заданного, творчество.

8.

Принцип проблематизации

Стимулирование интеллектуальной деятельности личности посредством рефлексии и разрешения проблемных ситуаций; обеспечивает поиск способов преодоления затруднений и системную организацию процесса саморазвития.

9.

Принцип индивидуализации

Сохранение устойчивой мотивации к выполнению заданий, позволяющей учитывать личностные интересы, потребности, способности и склонности личности. Именно этот принцип позволяет выработать эффективную стратегию самообразовательной деятельности, в основе которой лежит принцип самообучения. Результативность процесса обучения происходит в том случае, если оно задает вектор самообразования и самообучения.

10.

Принцип соотношения актуального и потенциального

Объясняет актуализацию интеллектуального потенциала личности в условиях влияния различных факторов среды, что обеспечивает достижение лучшего конечного результата.

11.

Принцип оптимизации

Выделяет и описывает условия, обеспечивающие поступательное развитие интеллектуальной деятельности личности. Одним из ведущих объективных условий является создание развивающей среды, в которой осуществляется интеллектуальная деятельность и происходит развитие индивидуально-психологических качеств личности.

 

Комплексное изучение механизма высших психических функций, обеспечивающих развитие интеллектуальной деятельности личности, связано с пониманием психического как процесса, имеющего свои специфические закономерности, где личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Принципы детерминизма, развития и системности в контексте данной работы логично рассмотреть в их взаимосвязи. Интеллектуальная деятельность личности имеет закономерности развития, определенные виды и уровни. В зависимости от социальной ситуации, ее развитие может ускоряться и замедляться.

Все перечисленные принципы можно обобщить и представить как методологическое обоснование для разработки системной концепции интеллектуальной деятельности личности (см. рис. 1).

На основе вышеизложенного материала, можно сформулировать следующие выводы.

Система методологических принципов дает возможность познать содержательные характеристики основных концепций психологической науки и раскрыть сущностные признаки, свойства и основные характеристики интеллектуальной деятельности личности.

Основные методологические принципы, к которым относятся принцип общественно-исторической обусловленности интеллектуальной деятельности личности, понимание психического как процесса, принцип развития, саморазвития, системности, единства сознания и деятельности, активности, проблематизации и субъектности позволяют увидеть, что развитие личности обеспечивается сложной, системной детерминацией, проявляющейся в условиях социализации и присвоения общественного опыта. Целенаправленные, социально-обусловленные системы в процессе индивидуального развития, проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры.

Совместная человеческая деятельность является единственным генетическим основанием, из которого развертывается система интеллектуальной деятельности личности.

Диалектическая теория психического развития выявляет роль борьбы противоречий как движущей силы развития интеллектуальной деятельности личности. Интеллектуальная деятельность личности является динамической системой, обладающей определенной структурой, имеющей различные уровни организации и состоящей из элементов, которые внутренне связаны между собой, образуют целостность, за счет которой приобретаются новые свойства.

Интеллектуальная деятельность личности самоорганизуется под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Самоорганизация интеллектуальной деятельности способствует постоянному поиску и построению тех видов деятельного отношения к миру, в которых могут полнее всего проявиться и развиться уникальные потенции конкретного субъекта.

Рис. 1. Система методологических принципов разработки концепции интеллектуальной деятельности личности

Литература

  1. 1. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005. – Т.2. – №4. – С.3-21.
  2. 2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. – 380 с.
  3. 3. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. – Мн.: Бестпринт, 2005. – 197 с.
  4. 4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1982-1984 гг, Т.1. – 487 с.
  5. 5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.– М.: Наука. 1984. – 448 с.
  6.  6. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии.– М.: Наука,1997. – 463 с.
  7. Ярошевский М.Г. История психологии. – Москва, 1996. – 502 с.

 

Об авторе

Мишина Марина Михайловна – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Мишина М.М. Теоретическое обоснование системной концепции интеллектуальной деятельности личности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.