ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Шаркова Т.В. (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ НА ВОСПИТАНИЕ ДОЧЕРИ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье освещены основные проблемы, связанные психологией влияния матери на воспитание дочери. Представлены исторически выверенные факты материнских воспитательных подходов, дана краткая характеристика функциональных обязанностей матери согласно культуре и традициям российского народа.

Ключевые слова: мать, дочь, девочка, воспитание, психологическое влияние.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Психологическое влияние матери на воспитание дочери является важной и актуальной темой психологии, педагогики, социологии. Это обусловлено тем, что именно мать закладывает основы будущего своих детей, дочери в частности, оказывая первостепенное влияние на формирование ее личности

Российский взгляд на воспитание детей не однозначный. Он корнями уходит в Древнюю Русь, где основой воспитания девочек были церковные и народные традиции. Воспитание детей было строгим. В детях воспитывалось послушание, покорность, глубинное уважение к родителям [2].

Точкой отсчета современного российского образования и педагогического сознания стала реформаторская деятельность Петра I. В Петровский период Россия стала светской страной. Это означало, что была разрушена симфония государственной и духовной властей, мирской и духовной религиозной жизни, науки и богословия – теологии. С этого времени мирское начало все связанное с ним: государственная власть, наука, светское искусство вышли на первое место в жизни общества, а духовное – стало уходить на периферию. Эти перемены имели самое непосредственное отношение и к воспитанию, и к образованию, и к педагогическому сознанию. 

Петр Великий сделал обязательным изучение светских наук, иностранных языков, математики, латыни. После Петровских реформ улучшилось светское образование, но стало падать нравственное и духовное. Женщины Петербургской знати стали не только женами и матерями, чтившими авторитет мужа, а светскими дамами, у которых на западный манер могли быть любовники и покровители. Главным занятием были танцы, пение, изучение иностранных языков. Воспитание детей уходило на задний план, кормление грудью считалось совсем не модным, этим занимались специальные кормилицы.

Новый виток в воспитании детей наступил после знакомства с Французской литературой и философией при царствовании Екатерины II. В общество проникает понятие естественности, которое изменило взгляд на воспитание детей. Женщины снова стали кормить детей грудью, заботится о ребенке, ценить детство. Появляются такие понятия как детская комната, одежда, игрушки, детские книги. Очень многие советы по воспитанию детей взяты именно с Екатерининской эпохи. Например, рано ложиться и вставать, пища простая без излишеств, за учебу не бранить, а за хорошую учебу похвалить, учить детей самостоятельности, но не ослаблять внимания к нему.

Даже в крестьянской семье прекрасно понимали, что недостаток материнского внимания и заботы в первые годы жизни девочки негативно сказывается на ее будущем. Взаимоотношения детей и родителей в крестьянской семье строились на любви и ласке. Важным элементом было воспитание у детей уважительного отношения к старшим, и прежде всего, к своим родителям. Детей в крестьянской семье учили по-особому относиться к матери. На мать возлагались надежды как на воспитательницу у девочек нравственности, целомудренности и послушания.

 В практике традиционного семейного воспитания девочки огромное значение придавалось прохождению своеобразной «школы материнского поведения», которая начиналась лет в пять, и продолжалась в течение восьми-девяти лет. Таким образом, подойдя к рубежу создания своей собственной семьи, каждая девушка имела основательную подготовку в деле выхаживания и воспитания детей и была готова к тому, чтобы стать матерью.

Процесс обучения девочки навыкам материнского поведения шел в русле естественной преемственности культурных традиций. Первые слова, с которыми сталкивается ребенок, приходя в этот мир, – это речь матери, ее ласковый разговор с младенцем, колыбельная, которую она тихо напевала, укачивая малыша.

XX век открыл перед женщинами огромные возможности, но при этом возложил на них груз ответственности. Получив равные с мужчинами права, женщины смогли учиться, работать, заниматься политикой, самостоятельно решать свою судьбу. Такое изменение образа жизни и психологии женщины привело к желанию большей автономности, независимости, а следовательно, к учащению разводов. Эта ситуация негативно сказывается на детях, формируя своеобразные отрицательные установки относительно семьи и ценностей семейного воспитания. Вырастая, дети повторяют поступки родителей, и, следовательно, одно поколение за другим втягивается в круг проблем обесценивания полной семьи, как источника формирования гармоничной личности. В этой связи в научной литературе остро встает вопрос о психологической помощи женщинам в актуализации их адаптивных возможностей, направленных на осознание своей истинной роли и воспитательных функций, как главных для будущего поколения [1].

Именно мать, воспитывая девочку, ставит перед ней задачи: создание семьи или карьеры? Одно дело с детства прививать ребенку, что главное – это активность и независимость. И совсем другое – воспитывать мягкость, уступчивость, сострадательность, те качества, которые облегчают семейную жизнь, но несовместимы с представлениями о лидерстве. Для того чтобы выбор родителей был правильным, необходимо ясно представлять себе результаты воспитания, том числе и весьма отдаленные.

Отсюда следует, что воспитать девочку в наше время – задача сложная. Секрет правильного воспитания девочки – это сохранение и приумножение ее женской энергии. Девочка – это «богиня». Женская суть ее первозданна. Особенность воспитания девочек в том, что к ней с самого ее рождения нужно относиться возвышенно, для того, чтобы она сохранила свой потенциал, которым она обладает.

Установленным является научный факт, что полученный в раннем детстве опыт общения с матерью самым прямым образом влияет на характер ее семейных взаимоотношений в будущем. Материнская, родительская любовь – первый вид любви, которую познает человек. Чтобы любить и быть любимым в зрелости, человек должен быть любим с самого детства. Чтобы ребенок научился привязываться к кому-то своим сердцем, до трех лет он должен сначала привязаться к своей матери.

Долгое время считалось, что материнские чувства необычайно сильны от рождения, инстинктивны и лишь пробуждаются при появлении ребенка. На основе экспериментальных данных, в частности опыта Харлоу, был сделан вывод о том, что материнское поведение приобретается в результате собственного опыта раннего детства. Мама – первый и самый главный человек в жизни каждого ребенка. Малыш чувствует свою маму, и способен ее узнать из огромного количества женщин, так как она особенная именно для него.

Мать – естественный воспитатель эстетического начала в детях. Восприятие и понимание красоты – в первую очередь от матери. Природа наделила ее тонкостью и глубиной чувств – богатейшей эмоциональностью. Она любит природу, животных, цветы, музыку и запечатлевается в душе ребенка среди солнца, летнего дня, трав, птиц. У нее есть любимые духи, и они запоминаются детьми как аромат детства. В этой связи мать играет огромную роль в нравственно-этическом воспитании и является главным примером для девочки [3].

 Девочка всегда акцентирует внимание на манеру маминого общения с отцом и окружающими людьми. Девочка подражает матери, поэтому ей необходимо следить за своей речью и своими поступками. Примером для подражания может стать и близкое окружение родственников и друзей. Необходимо подчеркивать лучшие качества в том или ином человеке, которые бы мы хотели воспитать в дочери. Она воспроизведет такую же модель семьи, в которой родилась.

Необходимо поддерживать стремление дочери быть хозяйкой, вовлекать ее в любые домашние заботы. Если девочка помогает создавать уют в доме, в ней развивается такое качество, как хозяйственность. 

Воспитание женственности в наши дни является главной проблемой воспитания современных девочек. В борьбе за равноправие с мужчинами женщины утратили свою мягкость, приобретя новый стиль – напористый, агрессивный, дерзкий. Современные девочки не хотят отстать от парней: занимаются карате, курят, пьют. Женственность многими воспринимается, как проявление слабости.

Огромную роль в воспитании девочки играет отец. Именно от папы девочка должна узнать, что она самая красивая. Это не только повысит ее самооценку, но и сформирует правильный взгляд на мужчин. Если у девочки отец отсутствует, его заменяют родные: дедушка или дядя. Девочка никогда не должна сомневаться в своей привлекательности, иначе это даст толчок множеству комплексов, с которыми ей будет сложно жить дальше. Необходимо говорить ей о ее достоинствах, и никогда – о недостатках.

Чтобы воспитать добрую девочку, необходимо научить ее заботиться об окружающих. Например, пусть ухаживает за младшим ребенком в семье. Или помогает по дому самым старшим членам семьи – бабушкам и дедушкам.

Для девочки необходимо в первую очередь выбирать игрушки, которые научат ее быть мамой. Когда девочка играет в дочки-матери, для нее кукла является «ребенком». Поэтому малышке нужна кукла, которую можно пеленать и о которой нужно заботиться.

Необходимо мягко корректировать поведение дочери, без криков и шлепков. Даже в случае сложных и неприятных ситуаций, постараться сдержаться и не говорить девочке, что она грубиянка, растяпа, неумеха. Как правило, такие оценки принимаются близко к сердцу и могут вызвать появление комплексов и неуверенности в себе. А в подростковом возрасте может мешать и общению со сверстниками, а в особенности с противоположным полом. Необходимо успокоиться самим и объяснить дочери, как следует поступить в данной ситуации [4].

Итак, мы пришли к выводу о том, что семья занимает особое место в жизни каждого человека, поскольку в традиционной российской культуре она рассматривается как естественное природное окружение. Порядок домашнего воспитания обеспечивает определенный уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, обряды. Так, домашнее воспитание девочки ориентировано на мирскую, повседневную жизнь человека. Его цель – подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость».

 Нравственная гарантия благополучия человеческой жизни – это добросовестный труд, к которому приучают девочку с малых лет. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Человек рожден для труда», «Без труда нет добра» и др.

Воспитывая девочку, родители всегда должны учитывать особенности ее характера, мягко направляя ее по тому пути, где она сможет максимально раскрыться и реализовать свой потенциал. Но в то же время очень важно научить девочку быть женственной и нежной, чтобы она смогла в будущем радовать своих близких заботой и верностью, чтобы она смогла стать любимой и желанной женой, вырастить счастливых детишек, воплотить в жизнь все свои желания, ну, и конечно, всегда оставаться благодарной дочерью для своих родителей. 

Литература

  1. Соловьева О.В., Правдивцева Л.Л. Психологическая помощь в актуализации адаптивных возможностей женщин зрелого возраста. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. – 2010. – № 4. URL: http:// ppip.su (дата обращения: 10.12.2017).
  2. Моздор Н.В., Соловьева О.В. Развитие смысложизненных ориентаций у студентов как субъектов богословсловского и педагогического высшего образования: монография. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. – 94 с.
  3. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
  4. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.

Об авторе

Шаркова Татьяна Викторовна – магистрантка 2 года обучения, направления подготовки 37.04.01 – Психология Института дружбы народов Кавказа, г. Ставрополь

Научный руководитель – Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Шаркова Т.В. Психологическое влияние матери на воспитание дочери. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).