ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Токбаева М.В. (г. Пятигорск)

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА

УДК 159.922

English version:

Аннотация. Предметом исследования данной статьи является проблема развития личности ребенка в онтогенезе в связи с развитием эстетической культуры. В статье раскрыты важнейшие виды деятельности, обеспечивающие развитие эстетических качеств личности ребенка.

Ключевые слова: дополнительное образование, эстетическое образование, дополнительное хореографическое образование, младшая школа.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

На современном этапе развития образования наблюдается интерес к изучению проблемы формирования эстетической культуры личности. Такой общественный интерес основывается на потребности в передаче духовного опыта человечества, эмоционально- ценностного отношения к жизни, умении видеть прекрасное не только в объектах культурного характера, но и в повседневных вещах.

Формирование и развитие эстетических качеств личности – процесс длинный и постоянный. Предпосылки формирования эстетических качеств личности закладываются прежде всего на ранних этапах онтогенеза – в дошкольном возрасте и на этапе обучения ребенка в начальной школе.

Конкретизация основных качеств развития эстетической составляющей личности возможна в контексте рассмотрения возрастных и психологических характеристик детей младшего школьного возраста.

Многолетние психолого-педагогические исследования Б.Г. Ананьева, Е.Ф. Рыбалко, В.А. Крутецкого, А.А. Реана и других показывают, что к шести-семи годам главной фигурой в жизни ребенка становится учитель. Несомненный авторитет учителя накладывается на потребность ребенка войти в новую социальную ситуацию, стать школьником, приобрести новый социальный статус и уважение окружающих.

Для детей шести-семи лет учитель является мерилом того что можно, а что запрещено, что хорошо, а что плохо, как можно поступать, а как нельзя. Для младших школьников характерно развитие социальных эмоций, эмоциональной впечатлительности, доверия к людям и способности сопереживания другому.

Эмоциональное развитие сопричастно развитию коммуникативной сферы и восприятию другого человека. Однако на других людей младшие школьники стремятся смотреть глазами учителя.

В начале семидесятых годов ХХ века, завершая свою карьеру, Ж. Пиаже писал о стратегии образования, призывая учителей: «....будьте чувствительны к индивидуальным различиям....». Он полагал что работа преподавателя состоит не столько в передаче фактов и понятий, сколько в создании благоприятной обстановки для самостоятельных открытий детей [3].

Идеи Ж. Пиаже созвучны идеям Л.С. Выготского. Любопытно, что значение научного наследия Ж. Пиаже для европейского образования журналисты отождествляют с вкладом В. Шекспира в английскую литературу, а роль Л.С. Выготского в отечественной науке отождествляют с вкладом А.С. Пушкина в русскую литературу.

В работе «Проблема развития психики» развитие человека Л.С. Выготский оценивает с четырех точек зрения, имеющих взаимную связь: микрогенетической, онтогенетической, филогенетической и социально-исторической. Микрогенетическое развитие охватывает изменения, происходящие в структуре развития личности в короткий временной отрезок. Филогенетическое развитие охватывает эволюционные изменения в течение тысячелетий. Социально-историческое охватывает изменения культурных слоев и освоение мира культуры каждым отдельным человеком, рожденным в ту или иную культурно-историческую эпоху и, оставившим в ней след. Онтогенетическое развитие обусловлено сменой возрастных этапов. Именно проблема развития личности ребенка в онтогенезе в связи с развитием эстетической культуры и является предметом исследования данной статьи.

Анализируя формирование высших форм поведения человека, Л.С. Выготский пишет о том, что сущность воспитания отождествляется с историей культурного развития человека. Давая рекомендации педагогам, он пишет: воспитатель должен понимать, что «... при вхождении в культуру ребенок не только берет нечто от культуры, усваивает нечто, прививает что-то извне, но и сама культура глубоко перерабатывает природный состав поведения ребенка...» [1, с. 294].

Л.С. Выготский обогащает психолого-педагогическую науку понятием культурного возраст, отражающим степень достижений, мировозренческого культурного развития ребенка. «... Мы склоны поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием». В числе особенностей младшего школьного возраста, ученый подчеркивает значимость появления устойчивой, стабильной формы личности, мировоззрения и социализации.

Анализируя подходы Ж. Пиаже к оценке младшего школьника Л.С. Выготский соглашается с тем, что младший школьник является «... гораздо более социализированным существом...» чем представляется педагогам и родителям, а с «нарастанием, углублением и дифференцированностью» социального опыта «растет, оформляется и вызревает» личность.

В современных педагогических исследованиях ставятся задачи развития эстетического восприятия и осознания чувства прекрасного на ранних стадиях онтогенеза. Вместе с тем, выдвигается задача формирования культурологического сознания, основанного на эстетической компетентности личности. Важное место занимает развитие поведенческой сферы: эстетике поведения, общения, творческой самореализации человека.

Сегодня главной проблемой является то, что дети дошкольного и младшего школьного возраста, будучи эмоциональными по своей природе, не умеют выражать свои эмоции, мысли и чувства. У учителей школы не так много времени для развития эмоциональной сферы ребенка, они в большей мере заняты дидактическим процессом. Функции педагога, развивающего эмоциональную сферу ребенка, берут на себя педагоги дополнительного образования. В системе дополнительного образования педагоги ставят комплексные задачи, обеспечивающие развитие умений передавать через различные виды искусства свое состояние души, отношение к окружающей действительности.

Вместе с тем задачи педагогов направлены на развитие чувственного ассоциативного познания, эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, к предметному миру, произведениям искусства, красоте природы.

Решение данных задач позволит расширять эмоциональный опыт, позволит ребенку обрести дополнительные возможности для свободного вхождения в пространство произведений искусства, музыки, живописи и т. д.

Чтобы добиться желаемых результатов, современные педагоги вынуждены сталкиваться с актуальной проблемой развития эстетической культуры у младших школьников – отсутствием у детей осознанной мотивации.

Педагоги постоянно находятся в поиске новых способов стимулирования интереса у детей к достижениям мировой культуры. Одним из таких способов является использование информационных технологий. Дети, начиная с младшего школьного возраста, являются активными пользователями социальных сетей. С помощью информационных технологий можно мотивировать ребенка к занятиям танцами, рисованием, пением, стимулировать его дальнейший творческий и эстетический рост.

Развитие эстетической культуры происходит под влиянием внешних факторов, таких как искусство, разнообразные эстетические объекты, явления реальности и других. Раскрытие чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей и взглядов входит в эстетическую составляющую сознания личности. Эстетическое воспитание в системе дополнительного образования положительно влияет на удовлетворение потребностей личности, эмоционально-чувственные, оценочные и эстетические отношения, а также их реализации в жизни.

Культурная среда города, педагогически направленная на патриотическое, нравственно-этическое, эстетическое воспитание детей и школьников может активно способствовать повышению эффективности процесса приобщения учащихся к культуре в самом широком смысле, интегрируя в себе все направления эстетического, интеллектуального, морально-нравственного воспитания (Л.И. Агрон, А.И. Карпов и др.).

Предпочтения ребенка играют ключевую роль в его творческой деятельности, как групповой, так и самостоятельной. Основываясь на данных предпочтениях, ребенок и его родители выбирают секции или группы дополнительного эстетического образования. В настоящее время возможность получить дополнительное образование обеспечивается государственными (муниципальными) и негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями. Это могут быть кружки пения, танцев, театральные и изобразительные студии, музыкальные и художественные школы, спортивные школы с эстетическими видами спорта (художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание), центры дополнительного образования и другие. Все эти организации связывают воедино несколько важных моментов: увлеченный ребенок, педагог, процесс дополнительного эстетического образования и нормативно-правовые основы дополнительного образовательного процесса.

Согласно концепции Д.Б. Эльконина, развитие у ребенка представлений о себе и о других во многом зависит от меры включенности в ведущую деятельность. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, у младших школьников – учебная деятельность. Однако, несмотря на то, что учебная деятельность выходит на первый план, такие виды деятельности как игра, труд, общение остаются значимыми и важными. Именно они могут выступать педагогическими методами пропедевтической работы по развитию эстетических качеств личности.

В важнейшей методологической работе А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» отражаются механизмы влияния деятельности на осознание детьми мира человеческих отношений и себя в этом мире [2, с. 246].

Методологическое значение данного исследования заключается в том, что доказано: в деятельности и через деятельность формируются качества высшего порядка – гражданственность, интернационализм, патриотизм.

Таким образом, ребенок, включенный в систему разных видов деятельности, имеет возможность для самопознания и познания других.

Особое значение в формировании предпосылок эстетической культуры личности имеет познавательная деятельность [5]. Познание себя, а также познание и принятие окружающего мира, людей, предметов искусства формирует уверенность в том, что окружающий мир гармоничен, гуманен, способствует самоутверждению/

Важнейший вид деятельности, обеспечивающий развитие эстетических качеств личности, является трудовая деятельность. Исследования развития личности дошкольников и младших школьников выявило позитивное влияние следующих видов деятельности на развитие эстетической культуры: труд по самообслуживанию, ручной труд на занятиях эстетического профиля, работа над созданием реквизита, создание костюмов, уход за музыкальными инструментами, подбор материалов для натюрмортов, уход за кистями и красками, ведение нотных тетрадей и другие. Перечисленные виды трудовой деятельности также способствуют сотрудничеству, ответственности, формированию трудолюбия и взаимопомощи между детьми разных возрастов.

Особое место в практике эстетического взаимодействия отводится игровой деятельности. Игра представляет собой своеобразную форму деятельности, основанную на самоорганизации, саморазвитии и самореализации детей. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых представлена классификация детских игр, а также раскрыты формы организации игровой деятельности. В исследованиях Ш.А. Амонашвили, А.А. Люблинской, П.Г. Саморуковой, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконина и других отмечено, что формированию позитивных межличностных отношений между детьми будут способствовать сюжетно-ролевые, народные, подвижные, театрализованные игры. В игровой деятельности формируется взаимопомощь, культура общения и развивается творческая составляющая личности.

В работе С.Л. Рубинштейна «Проблемы общей психологии» отмечено, что в деятельности формируется личность и поведение ребенка, которое выступает базисом формирования устойчивых личностных качеств ребенка, т.е. «.... воспитание и обучение включается в сам процесс развития ребенка, а не надстраивается над ним....» [4].

Таким образом, основным звеном в структуре педагогической системы формирования эстетической личности на этапе младшего школьного возраста выступают важнейшие виды деятельности: познание, общение, труд, игра и др.

Однако любая система деятельности может быть эффективной при условии выполнения следующих педагогических требований. В исследованиях И.П. Подласного, В.А. Сластенина и др. отмечено, что к их числу относятся: обязательность, комплексность, равнозначность. Это позволяет констатировать, что условия дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательной школы и системы дополнительного образования должны опираться на эти требования.

Выше изложенное позволяет сделать ряд выводов:

  1. Анализ онтогенетических особенностей дошкольного и младшего школьного возраста свидетельствует о том, что в этот период закладываются базовые качества, составляющие основу эстетической культуры личности. Это обеспечено бурным развитием эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сферы ребенка, динамикой социализации, изменением социальной ситуации развития, совершенствованием ведущих видов деятельности и повышением авторитета педагога.
  2. Эффективность формирования основ эстетической культуры личности дошкольника и младшего школьника обусловлена особенностью социальной ситуации развития ребенка – т.е. приобретением нового социального статуса, статуса ученика, члена ученического коллектива и вместе с тем целенаправленными педагогическими мероприятиями по формированию эстетической идентичности личности.
  3. Успешное формирование эстетической культуры ребенка осуществляется в культурно-образовательной среде дошкольного учреждения, школы и кружков детского творчества. Такая среда создаст дополнительные условия для приобретения нового опыта общения и развития творческого потенциала ребенка.
  4. Важное место в современной системе пропедевтической педагогической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста занимает компетентностный подход, позволяющий развивать эмоциональную сферу и формировать компетенции о культурных достижениях человечества в целом.
  5. Педагогическими условиями формирования и развития эстетической культуры личности младших школьников являются включение детей в систему ведущих видов деятельности: познавательную, коммуникативную, трудовую, игровую, художественно- творческую и др.
  6. Основы формирования эстетической культуры личности дошкольника и младшего школьника – представляет собой комплекс мотивационно – ценностных, когнитивных и конативных компонентов в структуре личности, обеспечивающих субъекту развитие интереса к достояниям общечеловеческой культуры, самореализации и раскрытию творческого потенциала личности уже на ранних этапах онтогенеза.

Литература

  1. Выготский Л.С. Проблема развития психологии. // Собрание сочинений: в 6 т., Т. 3. / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 294 с.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 303 с.
  3. Пиаже Ж.Избранные психологические труды. – М., 1994.
  4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика. – 1973. – 424 с.
  5. Соловьева О.В. Теоретико-экспериментальное изучение развития познавательных способностей школьников. // Дис. … доктора психол. наук. –  Ставрополь, 2003. – 352 с.  

Об авторе

Токбаева Мария Вячеславовна – аспирантка 2 года обучения направления подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки Пятигорского государственного университета; педагог дополнительного образования гимназии №4 г. Пятигорска

Научный руководитель – Лидак Людмила Валентиновна – доктор психологических наук, профессор кафедры межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания Пятигорского государственного университета.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Токбаева М.В. Развитие эстетической культуры личности на ранних этапах онтогенеза. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).