ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Немцов А.А. (г. Москва)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье анализируются традиционные подходы к проблеме построения психологической типологии личности. Рассматриваются основные достоинства и недостатки типологического подхода и границы его применения как такового в психологии.

Ключевые слова: типология, личность, соционика, фундаментальные личностные стремления, жизненные миры, деятельность, созерцание, гедонизм, аскетизм.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Современное учение о психологических типах уходит своими корнями в Античность – Древнюю Грецию и Древний Рим. Уже тогда было замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды.

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырёх основных «соков» организма – крови, флегмы, жёлтой желчи и чёрной желчи, – входящих в его состав. Оптимальное соотношение этих «соков» определяет здоровье, тогда как их непропорциональное смешение становится источником различных заболеваний. Однако Гиппократ ещё не устанавливал связи между этими «соками» и их соотношением в организме и определёнными психологическими свойствами человека. Исходя из учения о четырёх «соках», Клавдий Гален (11 в. н.э.), самый знаменитый после Гиппократа врач античности, разработал первую типологию темпераментов. По латыни темперамент – соразмерность, правильная мера. Из девяти выделенных и детально описанных им темпераментов четыре, непосредственно зависящие от преобладания в организме одного из «соков», и в наше время пользуется широкой известностью. Эти темпераменты: сангвиник (от лат. сангвис – кровь), флегматик (от греч, флегма – слизь), холерик (от греч. холе – желчь) и меланхолик (от греч. меланс холе – чёрная желчь) [7]. Однако ещё почти за шесть столетий до Галена Платон в своём философском трактате «Республика» также описал четыре темперамента людей. Он использовал знание о темпераментах для того, чтобы с большой точностью распределить социальные роли между представителями разных типов. Основным критерием, которым Платон воспользовался для разделения людей на типы, были их основные «добродетели» или природные таланты [5]. Он разделил всех людей на «мастеров», «хранителей», «идеалистов» и «рационалистов». По определению Платона, «мастера» одарены от природы тонким чувством прекрасного и способностью к ремёслам, что и является тем основным качеством, которое определяет их роль в обществах. «Хранители» в большей степени, чем другие типы людей, одарены здравым смыслом и поэтому должны исполнять роль хранителей традиций и защитников общества. Основная добродетель «идеалистов», по мнению Платона, их хорошо развитая интуиция и стремление к идеалам, что делает их лучшими хранителями морали и образцами поведения для других. И, наконец «рационалисты» одарены удивительным талантом к мышлению и рассуждению и должны выполнять в обществе роль учёных мыслителей.

В ХХ веке одна из интересных типологий личности была создана Э. Шпрангером (1882-1963). Это направление получило название «понимающей психологии». Шпрангер выделял 6 основных типов человеческой жизни и соотносил их с основными направлениями культурной деятельности общества [2, 10].

  1. Теоретический человек. Воплощает в себе стремление к познанию истины, закономерностей существующего мира, взаимоотношений между людьми. В своём идеальном варианте это учёный-теоретик. Согласно Э. Шпрангеру в умеренной степени данная направленность может проявляться и у человека, не имеющего к науке никакого отношения: у врача. Педагога, ремесленника. Главное занятие этих людей – поиск закономерностей в окружающем мире.
  2. Эстетический человек. Воплощает в себе стремление познать окружающий мир через эстетические образы. Эстетический человек воспринимает всё окружающее его либо как гармоничное и красивое, либо как негармоничное и безобразное. В своём развитом виде этот тип встречается у представителей искусства: художников, музыкантов, поэтов. Однако в умеренной степени данная направленность может быть присуща любому человеку вне зависимости от его профессиональной деятельности.
  3. Экономический человек. Воплощает в себе стремление к максимальному извлечению пользы. При этом, как подчёркивает Шпрангер, польза не обязательно должна пониматься сугубо эгоистически. Люди этого типа прирождённые прагматики. Мышление их направлено на создание чего-то приносящего пользу. Ещё одним качеством этих людей является жёсткая установка на результативное действие. Люди такого типа успешны в предпринимательстве, бизнесе.
  4. Политический человек. Воплощает в себе стремление к власти, к способности всецело предопределять поведение других людей. Такое стремление к господству над людьми может реализовываться в различных формах. Тот, кто стремится господствовать посредством знания, стремится к власти авторитета. Возвышающийся благодаря своей интересной личности – аристократ образования. Ищущий признания посредством богатства – плутократ. Устанавливающий своё господство религиозными средствами – теократ.
  5. Религиозный человек. Воплощает стремление к поиску смысла жизни. Этот человек верит в существование высшей духовной силы, определяющей справедливость. Шпрангер отмечал, что в бытовом смысле религиозный человек не обязательно должен быть набожным, регулярно посещать церковь и т.п.
  6. Социальный человек. Воплощает в себе специфическую потребность найти себя в другом человеке, стремление к всеобщей любви и единению. Люди социального типа парадоксально сочетают в себе противоположные начала: патриархальность и анархизм. Они стремятся радикальным образом изменить общественный порядок, организовать жизнь людей на простых, естественных и вследствие этого единственно правильных, по их мнению, основаниях. В идеале эти люди стремятся вообще упразднить социальные институты цивилизованного общества и вернуть людей в состояние первозданной любви, всеобщего равенства и братства, максимально упростить отношения между ними. Весьма ярким представителем данного типа Э. Шпрангер считал Л.Н. Толстого.

Новая страница в понимании психологических типов личности была открыта известным швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом [1] в его одноимённой работе «Психологические типы» (1923). Впоследствии две женщины – мать и дочь Кэтрин Бриггс и Изабель Бриггс Майерс, ни одна из которых не была психологом по профессии, заинтересовались работами К.Г. Юнга в области типов. Результатом их десятилетнего труда и гигантского количества данных о типах личностей, которые они собрали и обработали, явился созданный ими тест определения типа личности [8]. Данный подход в настоящее время получил название «Соционика» и предполагает выделение 16 основных типов личности.

В той мере, в которой перед человек встаёт проблема самостоятельной формулировки значимых жизненных целей, от сталкивается с рядом сложных задач. Этот процесс достаточно подробно проанализирован в работах А. Кроника [3]. Личность, берущая на себя ответственность за целеполагание, должна оценить как минимум:

- свои способности;

- свои потребности;

- сложность поставленной цели с точки зрения собственных способностей;

- полезность поставленной цели с точки зрения своих потребностей.

Каждый человек стремится выбрать наиболее личностно оправданную (осмысленную, мотивированную) цель. Эта осмысленность и мотивированность складывается по мнению А. Кроника из двух элементов, которые в свою очередь, могут быть сведены к перечисленным выше четырём проблемам. Два основных элемента, из которых, по мнению А. Кроника, складывается мотивированность цели для личности, это её субъективная значимость и достижимость. Каждый человек с неизбежностью стремится повысить её субъективную значимость и достижимость для себя. Из чего же складываются данные характеристики цели?

Личностная значимость есть дробь, в числителе которой субъективная степень полезности поставленной цели, а в знаменателе – величина потребности, по отношению к которой данная цель является полезной. Субъект имеет две разнонаправленные возможности увеличивать значимость выбранной им цели: либо наращивать числитель – полезность цели, либо устремлять к нулю знаменатель, пытаясь полностью ликвидировать свою потребность. Иллюстрируя это бытовым примером, можно сказать, что человек либо стремится заработать как можно больше денег, либо учится радоваться и весьма скромной сумме, умеряя свои потребности.

Вторая характеристика – достижимость – также может быть представлена в виде дроби, в числителе которой величина способностей человека, а в знаменателе – сложности поставленной цели. Вновь очевидны две возможности повышения достижимости цели: либо наращивать способности, либо, если это невозможно, снижать сложность цели.

Мы видим, что к наиболее мотивированной, осмысленной для человека цели можно прийти четырьмя путями: увеличивая её полезность или свои способности, уменьшая её сложность или свои потребности. Эти четыре чисто теоретические возможности были осознаны ещё в древности и находят своё завершённое выражение в античной философии. Максимизация полезности окружающего мира, или, по крайней мере, уменьшение вредоносности его воздействия на человека, заложены в гедонистической установке: «Наслаждайся жизнью, а если это невозможно, сделай хотя бы так, чтобы не страдать». Эпикур призывал не бояться страдания, поскольку значительное страдание непродолжительно, а продолжительное – незначительно. Минимизация потребностей выражается в аскетической установке Сократа: «Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам». На этом же построены и основные религии человечества, проповедующие аскетизм и призывающие удовлетворяться малым.

Уменьшение сложности цели обеспечивается через процесс познания истины. Чем больше человек знает, тем более простым, предсказуемым и прозрачным видится ему окружающий мир. Максимизация способностей выражается в установке на самосовершенствование. Этот принцип сформулировал стоик Сенека: «Человек должен быть полезным максимально многим людям. Если это невозможно, то хотя бы немногим. Если это невозможно, то хотя бы ближним. Если и это невозможно, то хотя бы самому себе».

Естественно, что это всего лишь упрощённая схема. Конкретная личность может руководствоваться при выборе целей несколькими или всеми четырьмя принципами. Однако в силу конкретных способностей, потребностей и внешних обстоятельств каждый человек обнаруживает свой, достаточно устойчивый стиль целеполагания. А. Кроник выделяет 12 основных типов людей в соответствии с доминирующим стилем их жизненного целеполагания

  1. Гедонист – чистый тип, ориентированный на повышение полезности окружающего мира.
  2. Гедонистически-деятельный – промежуточный тип, ориентированный не только на повышение полезности мира, но и на увеличение своих способностей.
  3. Деятельно-гедонистический – промежуточный тип, ориентированный не столько на повышение полезности мира, сколько на увеличение своих способностей.
  4. Деятельный – чистый тип, ориентированный на увеличение своих способностей.
  5. Деятельно-аскетический – промежуточный тип, ориентированный не только на увеличение своих способностей, но и на снижение своих потребностей.
  6. Аскетически-деятельный – промежуточный тип, ориентированный не столько на увеличение своих способностей. сколько на снижение своих потребностей.
  7. Аскетичный – чистый тип, ориентированный на снижение своих потребностей
  8. Аскетически-созерцательный – промежуточный тип, ориентированный не только на снижение своих потребностей, но и на снижение сложности окружающего мира.
  9. Созерцательно-аскетический – промежуточный тип, ориентированный не столько на снижение своих потребностей, сколько на снижение сложности окружающего мира.
  10. Созерцательный – чистый тип, ориентированный на снижение сложности окружающего мира.
  11. Созерцательно-гедонистический – промежуточный тип, ориентированный не только на снижение сложности окружающего мира, но и на повышение полезности.
  12. Гедонистически-созерцательный – промежуточный тип, ориентированный не столько на снижение сложности окружающего мира, сколько на повышение его полезности.

Таким образом, концепция предложенная А. Кроником позволяет выделить 12 типов личности, которые вызывают некоторые ассоциации с «12 апостолами» [3].

Если типология А. Кроника выстроена на основании процесса целеполагания личности, то в работе отечественного психотерапевта В.И. Гарбузова «Инстинкты и судьба человека» основной объяснительный принцип выводится из инстинктивной природы человеческого поведения [5].

  1. Генетическая программа инстинкта свободы (либерофильный тип личности). Свобода превыше всего. Экстравертированность, нонконформизм, склонность к реформаторству путём революций. Отрицание авторитетов, запретов. Приоритет эмоций и чувств, «хочу» над «нельзя, надо стыдно». Жизнь сегодняшним днём. Жизнелюбие и бравада перед смертью. Либерофильные личности иррациональны, чувственны, обладают образным мышлением и интуицией. Они всегда в гуще событий, среди людей, там, где «весело», «интересно» и где желательно «сутки работать, трое отдыхать» или «три недели работать целыми сутками, а потом – месяц свободы».
  2. Генетическая программа инстинкта исследования (исследовательский тип личности). Основные характеристики инстинкта исследования: склонность к поиску нового ещё неведомого, равнодушие к материально-бытовым ценностям, упорство и увлечённость на долгие годы, гармоничное сочетание логики и интуиции. У «исследователей» чрезвычайно развиты органы чувств. Они видят, слышат то, что другим недоступно. Это люди одержимые призванием. Эти люди там, где есть эксперимент, надежда на открытие. Это максимально маскулинный инстинкт, в нём максимально выражена тенденция достичь признания.
  3. Генетическая программа инстинкта агрессивности (агрессивный тип личности). Инстинкт агрессивности – активный, мужественный, суровый, а при необходимости, для достижения стратегических целей – жестокий, бескомпромиссный. Люди «агрессивного» типа личности обладают максимально выраженной решительностью. Решение они принимают мгновенно, не разумом, а сердцем, без колебаний, без страха, без просчёта уровня риска последствий. Это не полководцы, а воины. Они максимально холеричны и поэтому чрезвычайно выносливы, малочувствительны к боли, упорны, неудержимы в достижении цели.
  4. Генетическая программа инстинкта доминирования (доминантный тип личности). В отношении к себе – непоколебимая уверенность, высокое самоуважение, чувство превосходства, беспощадная требовательность. В отношении к другим – жёсткое разделение на «своих» и «чужих», беспощадная требовательность к «своим» и агрессивность к «чужим». Лидерство с жёсткой иерархией «сильных» и «слабых», со склонностью к презрению в отношении последних, но и к заботе о них, если они – «свои». В отношении к жизни – цинизм. Уверенность, что жизнь для сильных и что её смысл – борьба и преобразование по замыслу лидеров. Отношение к смерти как к неизбежному, но с жаждой максимальной её отсрочки для завершения стратегических замыслов. Это инстинкт лидерства.
  5. Генетическая программа инстинкта самосохранения (эгофильный тип личности). Интровертированы и осторожны, недоверчивы. Консервативны, гипер (сверх) социальны. Ответственны, осторожны и склонны к перестраховке. Ради безопасности и благополучия эгофильные личности стремятся к максимальному социально-статусному самоутверждению, карьере. Принцип «лучше жить на коленях, чем умереть стоя» – необходимо без раздумий наклонить голову, чтобы её не отрубили. Отрицание риска, преклонение перед авторитетами. Приоритет рационализма, прагматизма. Подавление эмоций и чувств. Пессимизм. Безоговорочный приоритет заботы о «завтрашнем дне». Избегание неудач. Воспринимает свой образ жизни как «правильный» и поэтому ожидает, что в трудную минуту ему должны прийти на помощь.
  6. Генетическая программа инстинкта продолжения рода (генофильный тип личности). Семья, дети, их безопасность и благополучие – превыше всего. Приоритет интересов семьи, ответственность, терпеливость, трудолюбие, конформность, бережливость, стабильность. Отношение к себе спокойное до равнодушия, с готовностью к самопожертвованию ради семьи. Отношение к другим – благожелательное, доверчивое, с позиций: «Кто же не любит детей, кто же будет вредить детям» с готовностью помочь другим ради их детей. Отношение к смерти – готовность к ней без страха, но после того, как вырастут дети и появятся внуки – благополучные и здоровые. Инстинкт продолжения рода – фемининный. Он – инстинкт любви. Это инстинкт терпения, будней, повседневных забот.
  7. Генетическая программа инстинкта сохранения достоинства (дигинофильный тип личности). Честь и достоинство – превыше всего. Щепетильность в отношении к личной и родовой чести, бескомпромиссность и бесстрашие в вопросах сохранения достоинства. Аристократизм в поведении, презрение к приспособленчеству. Склонность к аскетизму, замкнутости. Безукоризненность внешнего облика, верность долгу, клятве, присяге. Равнодушен к власти. Самостоятелен и независим в мышлении. Отношение к себе – вера в себя. К другим – благожелательно, но отгорожено, разделяя людей на благородных и потерявших достоинство. Последних относит к врагам, Особенно враждебны к тем, кто унижает достоинство других. Аскетичны и равнодушны к материально-бытовым благам, социально-статусному самоутверждению, к чувственным удовольствиям.
  8. Генетическая программа инстинкта альтруизма (альтруистический тип личности). Характеризуются совестливостью, сочувствием и искренней готовностью оказать помощь, гуманизмом, жизнелюбием, любовью к природе. Основное, что характеризует альтруизм – обострённое чувство совести. Позволяет ощущать состояние другого человека, понимать его и вследствие этого прощать. Обладают высокой терпимостью по отношению к другим людям, к их верованиям, традициям, потребностям и притязаниям. Склонен испытывать вину. Если все остальные инстинкты человека ориентированы на жизнь «здесь и сейчас», то инстинкт альтруизма побуждает человека. учитывая прошлое и настоящее, ориентироваться на будущее. Это инстинкт нравственности и морали, физической и психической гармонии в человеке. Один из его фундаментальных факторов – чувство меры – направлен на то, чтобы ни один из инстинктов не подавлял тенденции других инстинктов. В инстинкте альтруизма – равнозначное признание необходимости в человеке «маскулинности» и «фемининности».

Рассматривая основные достоинства и недостатки типологического подхода и границы его применения как такового в психологии, мы, разумеется, не ставим цель изложить все существующие типологии – это практически невозможно. Мы лишь приводим наиболее известные, авторитетные, считающиеся практически хрестоматийными [1, 2, 3, 4, 7, 10]. Делаем мы это для того, чтобы изложить свой собственный подход к психологической типологии личности, который планируем представить в следующем номере данного журнала.

Литература

  1. Дарел Шарп Типы личности: Юнговская типологическая модель. – Воронеж. 1994.
  2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: МГУ, 1982.
  3. Кроник А.А. Психологические основания типологии индивидуальных стилей жизни. Стиль жизни личности. – Киев. 1982.
  4. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Психология индивидуальных различий. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А. Романова. – М.,1982.
  5. Немцов А.А. Психологические типы личности. Доклады пленарных заседаний. Всероссийская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее». – Москва 12-16 апреля, 2010. – С. 45-48.
  6. Немцов А.А. Целеполагание как творчество (некоторые традиционные психологические подходы к изучению творческой личности). // Педагогика. – 2002. – № 4. – С. 15-20.
  7. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982
  8. Филатова Е.С. Соционика для всех. – СПб, 1998.
  9. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1998.
  10. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности: Психология личности. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982

Об авторе

Немцов Александр Аркадьевич – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Института психологии Российского государственного гуманитарного университета.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Немцов А.А. Теоретический подход к проблеме построения психологической типологии личности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).