Мишина М.М., Карпова М.Г. (г. Москва)
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
УДК 159.922
Аннотация. В статье авторы сравнивают особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста (5-ти и 6-ти лет). Авторы утверждают, что обнаруженные особенности психологического состояния тревожных детей старшего дошкольного возраста и особенности процесса развития внимания способствуют эффективности учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: тревожность, внимание, дети старшего дошкольного возраста, эффективность, формирование.
Одним из первостепенных условий адекватного развития ребенка является чувство его безопасности, покоя и защищенности. С ранних лет, благодаря благоприятному психическому развитию, у ребенка формируется база доверия к миру. Ребенок доверяет окружающему миру в лице взрослых, с рождения он уверен, что мама всегда рядом, что всегда готова помочь. Внимание, играет важную роль в процессе развития и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает успешный результат любой деятельности, определяет ее организованность и продуктивность. Поэтому, важное значение имеет проблема изучения тревожности и внимания.
Тревожность, как врожденная, психосоматическая характеристика, рассмотрена в работах А.И. Захарова, Н.Д. Левитова. Тревожность, как следствие социализации, раскрывается в работах А.М. Прихожан, Н.В. Имедадзе, К. Хорни.
Исследованием внимания занимались как отечественные психологи, такие как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, А.В Запорожец, В.С. Мухина, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др., так и зарубежные психологи – В. Джемс, В. Вундт, А. Трейсман, У. Найссер и др. [1; 3 и др.].
По мнению В.Д. Шадрикова избирательность внимания проявляется в бдительности, настороженности. Примером могут служить как повышенная тревожность, так и сложные формы поведения: обостренное внимание к словам и действиям незнакомых или не вызывающих доверия людей.
Когнитивный психолог Уоррен Манселл, считал, что изучение реакции страха на животных помогает объяснить, как беспокойство влияет на избирательное внимание. Причины тревожности связаны как с природными, так и с социальными факторами развития психики. Недостаточное развитие внимания у дошкольников при поступлении в школу создаёт проблемы в обучении детям. А.М. Прихожан, описывая тревожных детей, говорила о том, что они становятся рассеянными, невнимательными. При подготовке к школе очень важно научить его сосредотачивать внимание на выполнении учебных заданий [2; 4; 5 и др.].
Цель исследования: сравнить особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста (5-ти и 6-ти лет).
Объект исследования: тревожность у детей старшего дошкольного возраста (5-ти и 6-ти лет).
Предмет: сравнительный анализ тревожности у детей старшего дошкольного возраста (5 и 6 лет).
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что существуют различия в проявлении тревожности у детей старшего дошкольного возраста:
- дети старшего дошкольного возраста (5-ти лет), имеющие высокий уровень тревожности, обладают низким уровнем устойчивости и низким уровнем продуктивности внимания.
- дети старшего дошкольного возраста (6-ти лет), имеющие высокий уровень тревожности, обладают средним уровнем продуктивности внимания и высоким уровнем устойчивости внимания.
Для решения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- Изучить научно-психологическую литературу по теме исследования.
- Провести диагностику тревожности у детей старшего дошкольного возраста
- Выполнить диагностику внимания у детей старшего дошкольного возраста
- Установить взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем продуктивности и устойчивости внимания детей старшего дошкольного возраста.
- Сделать выводы и дать рекомендации по стабилизации уровня тревожности у дошкольника
Методы исследования:
1) аналитический (обзор литературы);
2) эмпирический:
- тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен),
- графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова),
- методика «Найди и вычеркни» (Е.В. Доценко).
Эмпирическая база исследования: в исследовании принимали участие 50 детей старшего дошкольного возраста 5-ти и 6-ти лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №37 г. Красногорска.
Тревожность не всегда рассматривается как негативная черта личности, для каждого человека есть определенный оптимальный уровень тревожности, необходимый для адекватного развития личности.
Различные подходы к понятию тревожности представлены в таблице 1.
Таблица 1– Понятие тревожности у отечественных и зарубежных психологов
Автор |
Понятие тревожности |
А.М. Прихожан |
Устойчивое личностное образование, что сохраняется на протяжении довольно длительного периода времени. |
Р.С. Немов |
Свойство человека приобретать состояние повышенного беспокойства, испытывать тревогу и страх в особенных социальных ситуациях. |
В.В. Давыдов |
Индивидуальная психологическая особенность, находящаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, и даже в тех, которые к этому не располагают. |
З. Фрейд |
Симптоматическое проявление внутреннего эмоционального конфликта. |
Г.С. Салливен
|
Одно из основных свойств личности, а так же фактор, определяющий ее развитие. |
Существует многообразие трактовки феномена тревожности. Но все понятия можно разделить на два основных вида:
- тревожность понимается, как ситуативная;
- тревожность понимается как личностная характеристика.
Причины возникновения тревожности могут быть природными и социальными:
- к природным источникам возникновения тревожности относятся свойства эндокринной и нервно систем, а так же тревожность может передаться от матери к ребенку при рождении (А.И. Захаров, Н.Д. Левитов);
- к социальным причинам возникновения тревожности относятся внутренние причины (внутриличностные конфликты, посттравматический стресс, негативный опыт в прошлом, отношение человека к ситуации и нехватка инструментов для ее преодоления), внешние причины (конфликтная ситуация в семье, конфликты с матерью, гиперопека и гипоопека, неодобрение значимых людей, реально действующая угроза) (И.А. Мусина, К. Хорни).
Тревожность проявляется как в поведенческих, так и в биологических реакциях. Чаще всего тревожных детей можно легко заметить, они имеют специфическое поведение:
- ребенок грызет ногти, теребит и крутит что – то в руках, суетится, становится неуклюжим, неловким;
- тревожные дети часто краснеют или бледнеют, у них болит живот или голова, нет аппетита, возникают частые позывы в туалет.
Существует несколько различных подходов к исследованию и изучению внимания:
- интроспективно-феноменологический подход,
- когнитивно-информационный подход,
- культурно-исторический подход,
- деятельностный подход.
Отечественные и зарубежные психологи, изучающие внимание, определили внимание по-разному, но есть основные теории определения внимания:
– внимание помогает отбирать и анализировать информацию;
– внимание рассматривается как действие контроля;
– внимание – концентрация на значимом для человека объекте.
По видам, внимание разделяется на произвольное и непроизвольное.
У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание, а произвольное только начинает развиваться и еще имеет очень низкий уровень развития.
Сравнительный анализ тревожности у детей старшего дошкольного возраста (5 и 6 лет)
На основе анализа результатов диагностики тревожности, делаем вывод, что среди детей пяти лет (28 человек) низкий уровень тревожности имеют 14% детей, 18% имеют высокий уровень, 68% имеют средний уровень тревожности. Данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1 – Процентное соотношение уровней тревожности у детей 5-ти лет
Среди детей шести (22 человека) лет низкий уровень тревожности имеют 9% детей, 22% имеют средний уровень, 69% имеют высокий уровень. Данные представлены на рисунке 2.
Рис. 2 – Процентное соотношение уровней тревожности у детей 6-ти лет
Анализируя тревожность у детей 5 лет и детей 6 лет, можно увидеть, что и дети 5 лет, и дети 6 лет, имеют приблизительно одинаковые уровни тревожности.
Выводы
- Исследование показало, что 12% опрошенных детей имеют низкий уровень тревожности, 20% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности, 68% детей – средний уровень тревожности. А так же, что большинство опрошенных детей (около 90%) являются тревожными.
- Дети старшего дошкольного возраста имеют очень низкий и низкий показатель продуктивности внимания, что нормально для старшего дошкольного возраста, так как произвольное внимание у детей еще только начинает развиваться. Очень низкая продуктивность внимания имеется у 26% детей, низкая продуктивность внимания выявлена у 74% детей. Касательно полученных данных об устойчивости внимания, можно сказать, что большинство детей имеют высокий и очень высокий уровень устойчивости внимания. 4% детей имеют средний уровень устойчивости внимания, 46% очень высокий уровень устойчивости внимания, 50% имеют высокий уровень устойчивости внимания.
- У детей 5-ти лет между уровнем тревожности и устойчивости и продуктивности внимания наблюдается:
- чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста (5-ти лет);
- чем выше уровень тревожности, тем выше уровень продуктивности внимания у детей старшего дошкольного возраста (5-ти лет).
- У детей 6-ти лет между уровнем тревожности и устойчивости и продуктивности внимания наблюдается:
- чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста (6-ти лет);
- чем выше уровень тревожности, тем выше уровень продуктивности внимания у детей старшего дошкольного возраста (6-ти лет).
- Рассчитав значимость различий коэффициентов корреляции между уровнем тревожности и устойчивости внимания у детей 5-ти и 6-ти лет, выяснилось, что различия не значимы, то есть связь между уровнем тревожности и устойчивости внимания одинакова у детей 5-ти и у детей 6-ти лет.
- Рассчитав значимость различий коэффициентов корреляции между уровнем тревожности и продуктивности внимания у детей 5-ти и 6-ти лет, выяснилось, что различия не значимы, то есть связь между уровнем тревожности и продуктивности внимания одинакова у детей 5-ти и у детей 6-ти лет.
- Нет существенного различия между уровнем тревожности у детей 5-ти лет и у детей 6-ти лет. Среди детей пяти лет (28 человек) низкий уровень тревожности имеют 14% детей, 18% имеют высокий уровень, 68% имеют средний уровень тревожности. Среди детей шести (22 человека) лет низкий уровень тревожности имеют 9% детей, 22% имеют средний уровень, 69% имеют высокий уровень.
В настоящей статье мы отразили особенности тревожности у детей старшего дошкольного возраста (5-ти и 6-ти лет), так как проблема повышения тревожности у детей является одной из главных проблем в современном обществе.
Гипотеза подтвердилась частично. Подтвердилось, что дети старшего дошкольного возраста (5-ти лет), имеющие высокий уровень тревожности, обладают низким уровнем устойчивости и низким уровнем продуктивности внимания. Исследование показало: у детей 5-ти лет между уровнем тревожности и устойчивости и продуктивности внимания, выяснилось:
- чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста (5-ти лет);
- чем выше уровень тревожности, тем выше уровень продуктивности внимания у детей старшего дошкольного возраста (5-ти лет).
У детей 6-ти лет между уровнем тревожности и устойчивости и продуктивности внимания, выяснилось:
- чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста (6-ти лет);
- чем выше уровень тревожности, тем выше уровень продуктивности внимания у детей старшего дошкольного возраста (6-ти лет).
Исследование продемонстрировало, что тревожность влияет на устойчивость и продуктивность детей старшего дошкольного возраста очень слабо:
- чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста (5-ти лет);
- чем выше уровень тревожности, тем выше уровень продуктивности внимания у детей старшего дошкольного возраста (5-ти лет).
- чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста (6-ти лет);
- чем выше уровень тревожности, тем выше уровень продуктивности внимания у детей старшего дошкольного возраста (6-ти лет).
В ходе исследования мы выяснили, что большинство детей старшего дошкольного возраста имеют средний уровень тревожности. Нет существенного различия между уровнем тревожности у детей 5-ти лет и у детей 6-ти лет.
В дальнейшем, было бы интересно исследовать связь между особенностями тревожности у детей старшего дошкольного возраста и детей младшего школьного возраста.
Литература
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624с.
- Мишина М.М. Продуктивное развитие интеллектуальной деятельности личности как стратегия создания социального капитала. // Вестник МГАДА. – 2013. – № 3 (24). – C. 20-28.
- Мишина М.М., Равилова М.В. Школа «Культура-и-личность» // Научный журнал «Семья и личность: проблемы взаимодействия». – №7. – 2017. – C. 66-73.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000. – 435 с.
- Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Академия, 1998. – 304 с.
Мишина Марина Михайловна – доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.
e-mail:
Карпова Мария Геннадьевна – студентка 4-го курса направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.
e-mail:
Мишина М.М. Сравнительное исследование особенностей тревожности у детей старшего дошкольного возраста . [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).