Дудка Л.А. (г. Ставрополь)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
УДК 159.922
Аннотация. В статье описывается проблема управления качеством образования в контексте инновационных процессов. Подчеркивается важность учета таких психологических аспектов управления качеством образования, как мотивационно-ценностный, технологический и критериально-оценочный. Данные аспекты актуализируют профессиональную деятельность педагога, обращая его к совершенствованию педагогического и методического мастерства.
Ключевые слова: управление качеством, инновационные процессы, психологические аспекты.
Проблема управления качеством образования является одной из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя. Эта проблема – одна из самых сложных в теории и практике педагогической психологии.
В последние годы в связи с утверждением «Национальной доктрины образования Российской Федерации» (2010 г.), а также нового поколения государственных образовательных стандартов, возникла потребность в создании эффективного инструментария управления качеством образования на всех уровнях. Вследствие этого становится очевидной необходимость глубокого анализа и обобщения опыта работы образовательных организаций, стремящихся к высокому качеству профессиональной деятельности.
Наибольший вклад в разработку проблемы управления качеством образования внесли работы следующих ученых – Н.Г. Абрамовой, А.Г. Бернуса, В.П. Беспалько, В.С. Белозерова, А.В. Беляева, М.К. Бочарова, Ю.В. Васильева, Б.З. Вульфова, Б.С. Гершунского, В.И. Горовой, В.Н. Гурова, М.С. Дмитриевой, В.И. Загвязинского, М.М. Поташника, В.А. Шаповалова и др.
Несмотря на значительное число работ, возрастает потребность в исследованиях, посвященных изучению психологических аспектов качества образования в системе инновационных образовательных учреждений, характерных для современного поликультурного образовательного пространства.
Управление качеством образования – это планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования [1].
Варченко Е.И. отмечает, что система качества может рассматриваться как инструмент, как средство осуществления политики в области качества. Предлагая четкую программу действий по достижению определенных результатов, четко формируя цели, работа в области качества способна выполнять мотивирующую роль для персонала организации, поддерживая его профессиональные качества и принуждая его к совершенствованию педагогического и методического мастерства [1, с. 171].
Для повышения качества образования и создания условий развития личности учителя как «творца педагогического процесса, носителя и субъекта общей и профессиональной культуры» (В.А. Сластенин) в контексте инновационных процессов рассмотрим психологические аспекты управления качеством образования.
Первый аспект – мотивационно-ценностный. Мотивационно-ценностная стратегия обновления педагогического образования актуализирует блок проблем, связанных с повышением значимости ценностного компонента в качестве педагогического образования. В этом аспекте исследуются возможности повышения мотивации учащихся за счет вовлечения учащихся в активные формы обучения, использования технологий сотрудничества (Л.А. Байкова), сюжетно-ролевых, дидактических и организационно-деятельностных игр (О.И. Щербакова), актуализации ценностного отношения к педагогическому наследию прошлого (А.В. Амирова) [2].
Средствами реализации этой стратегии выступает последовательный отбор, предъявление и определение уровня сформированности ценностей (Л.С. Питина) или же наблюдение за эмоциональными переживаниями другого, деятельность, требующая проявления данной эмоции и осмысление эмоции через методы построения образов и сопоставления (С.И. Маслова, В.И. Блинов).
Второй аспект – технологический, он основан на социально-прагматической стратегии и ставит во главу угла развитие умений и навыков практической деятельности, в основе которой – навыки общения, мотивации и творчества. В основе социально-прагматической стратегии лежит изначальная установка на преодоление разрыва в двух базисных компонентах содержания образования: теоретической педагогики, базирующейся на теории воспитания и дидактике, и практической, основанной на обобщении реального педагогического опыта. Результатом этого синтеза должно стать новое теоретико-прикладное знание, обозначаемое как педагогическая технология (ПТ) и опирающееся на следующие основания:
- системно-деятельностный подход (ПТ есть модель деятельности педагога, а не знаний о ней);
- личностно-ориентированная направленность (ПТ в равной степени это всеобщие закономерности педагогического процесса и индивидуальные особенности его конкретного автора);
- целенаправленное проектирование и экспертиза результативности педагогических технологий (ПТ могут так же, как и результаты их применения, стать объектом внешней оценки);
- концептуализация передового опыта (ПТ отражают современные достижения в области теории и практики педагогического процесса);
- интенсификация, автоматизация и информатизация педагогических процессов (важнейшие критерии качества ПТ);
- рост системности и адаптивности в деятельности учителя.
Рассматривая возможности использования современных педагогических технологий для оптимизации содержания и качества образования, необходимо сознавать, что каждый автор и профессиональная группа, использующие это понятие, вкладывают в него свой собственный смысл. Так, с точки зрения:
- педагогов-практиков, ПТ представляет собой «модель построения учебного процесса, обеспечивающую успех в руках любого педагога в условиях современной массовой школы»;
- сторонников современных информационных средств, ПТ представляет собой «способ или стратегию использования ТСО (в особенности, компьютеров)»;
- академической науки, ПТ определяется особенностями педагогического воздействия и взаимодействия со школьниками как «сумма и система научно-обоснованных приемов и методов педагогического воспитательного воздействия на человека или группу людей».
Говоря об использовании современных педагогических технологий в контексте личностно-ориентированного образования, выделим несколько аспектов.
В частности, первым и наиболее значимым аспектом использования современных ПТ является их коммуникативная направленность [4]. Разные исследователи используют несколько альтернативных терминов, конкретизирующих эту универсальную характеристику:
- фасилитационные способности (О.В. Койкова);
- речевой контакт, речевая деятельность и поведение, атмосфера общения (Г.В. Рябичкина);
- коммуникативный потенциал педагога (Л.И. Савва);
- стиль педагогического общения (И.Я. Хазанов) и др.
Другое прочтение технологического компонента в образовании связано с акцентированием операционных, деятельностных элементов в образовании.
В этом ряду используются следующие понятия:
- оперативное мышление, т.е. способность вычленять, ставить и решать нестандартные психолого-педагогические задачи в образовании (Е.И. Туревская);
- навыки решения учебно-профессиональных задач, основанных на анализе учебно-педагогических ситуаций (Н.В. Брызжева);
- управленческая или лидерская компетентность, проявляющаяся в управлении образования [3].
Особое значение имеет включение в процесс подготовки учащихся личностно-ориентированных образовательных технологий. Однако именно в этой сфере возникают наиболее существенные проблемы и противоречия:
- личностно-ориентированное образование присутствует в основном как элемент теоретического и чаще – описательного содержания, но не как актуальная педагогическая практика;
- реальные педагогические технологии образования оказываются в стороне от наиболее современных идей и концепций;
- происходящие изменения носят в большинстве случаев случайный характер и не имеют отношения к реконструкции образовательного процесса на принципах личностно-ориентированного образования.
Тем более ценными на этом фоне оказываются преподаватели, реально работающие в парадигме личностно-ориентированного образования и демонстрирующие следующие качества:
- творческая направленность;
- готовность к сотрудничеству;
- отсутствие прямого или косвенного давления на обучающегося;
- демократический стиль общения;
- педагогическая поддержка учащихся через организацию их творческой деятельности, а также самопознания (Н.Я. и Л.И. Сайгушевы, Н.А. Шепилова);
- единство преподавательской и исследовательской деятельности;
- творческая интерпретация эмпирического знания в сочетании с фундаментальной теоретической подготовкой.
В этой же связи разрабатываются системные средства и стратегии личностно-ориентированного образования:
- углубленная профессионально-личностная диагностика учащихся, включающая мироззренческий, профессионально-личностный, образовательный и операционный блоки;
- реализация программы непрерывной практики, включающей систему самопознания, самовоспитания и рекомендаций по педагогической деятельности;
- гибкое расписание и построение его, исходя из принципа блочно-психологического погружения учащегося в предмет;
- всесторонность подготовки учителя в рамках учебно-научно-производственного комплекса;
- создание системы методического обеспечения самостоятельной научно-исследовательской работы учащихся на базе лицейских лабораторий;
- активизация деятельности ученического самоуправления через участие лицеистов в составе общественных организаций (самоуправление педагогов и учащихся).
Третий аспект критериально-оценочный. Выделяется на основе критериально-оценочной стратегии инновационной деятельности в системе образования. Эта стратегия исходит из первоочередной необходимости разработки целостной системы профессионально-педагогических критериев, нормативов и профессионализма каждого учителя.
Проблема критериев и средств мониторинга образовательных процессов является одним из наиболее принципиальных оснований организации системы управления качеством образования. Как указывается в статье С.М. Редлиха, качество подготовки может быть оценено с точки зрения:
- будущего специалиста (самооценка значимости и эффективности полученного образования);
- государства (соответствие образовательных программ и результатов доктрине образования, законодательству; результативность итоговой аттестации, аттестации и аккредитации вузов);
- социума (престижность и конкурентоспособность представителей соответствующих специализаций и профессий).
Соответственно мы рассматриваем качество образования как сложный феномен, определяемый действием ряда факторов, в частности, качеством:
- образовательных целей, стандартов и эталонов;
- образовательных программ;
- кадрового и научного потенциала;
- подготовки абитуриентов и выпускников;
- материально-технического оснащения образовательного процесса;
- используемых образовательных технологий;
- а также эффективностью системы контроля достижений и др.
Определение уровня качества образования реализуется как системный проект, построенный на учете всех этих факторов и во всех аспектах (личностном, социальном, государственном и др.).
Таким образом, в качестве психологических аспектов управления качеством образования в контексте инновационных процессов можно выделить следующие.
Мотивационно-ценностный аспект, актуализирующий значимость ценностного компонента в качестве педагогического образования и мотивирующую роль деятельности педагогов образовательной организации.
Технологический аспект, предполагающий развитие умений и навыков практической деятельности, в основе которой – навыки, стиль и атмосфера педагогического общения, коммуникативный потенциал педагога. А также личностно-ориентированная направленность, подразумевающая отсутствие прямого или косвенного давления на обучающегося, готовность к сотрудничеству и педагогическую поддержку учащихся.
Критериально-оценочный аспект, который в числе прочих показателей содержит самооценку значимости и эффективности профессиональной деятельности и стремление к повышению квалификации.
Учет психологических аспектов при управлении качеством образования в контексте инновационных процессов актуализирует профессиональную деятельность педагога, обращая его к совершенствованию педагогического и методического мастерства. Это в свою очередь влияет на состояние и результативность образовательной организации, ее соответствие нормативным целям образования, а также потребностям, ожиданиям, запросам личности и различных социальных групп в достижении высокого образовательного результата.
Литература
- Варченко Е.И. Управление качеством образования в образовательном учреждении. // Молодой ученый. – 2013. – №3. – С. 471-474. – URL https://moluch.ru/archive/50/6384/ (дата обращения: 18.12.2017).
- Злобин Э.В., Мищенко С.В., Герасимов Б.И. Управление качеством в образовательной организации. – Тамбов: Издательство ТГТУ, 2004. – 88 с.
- Соловьева О.В., Гаврилова К.В. Феноменология лидерства: проблемы генезиса. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. – 2013. – № 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 10.12.2017).
- Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Развитие коммуникативных способностей студентов-психологов в процессе учебной деятельности. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология», 2012. – №3. – С. 201-204.
Дудка Людмила Александровна – студентка 2 курса магистратуры направления подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.
e-mail:
Научный руководитель – Строй Галина Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.
e-mail:
Дудка Л.А. Психологические аспекты управления качеством образования в контексте инновационных процессов . [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).