Григорян К.Р. (г. Ставрополь)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
УДК 159.922
Аннотация. В данной статье описываются результаты эмпирического исследования направленного на изучение особенностей развития коммуникативных способностей обучающихся с детским церебральным параличом. Подчеркивается важность совершенствования коммуникации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного подхода в общеобразовательной организации.
Ключевые слова: коммуникативные способности, общение, младшие школьники, ограниченные возможности здоровья, детский церебральный паралич, инклюзивный подход.
Развитие коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста является одной из важнейших задач. Новая социальная ситуация развития, предполагающая включение ребенка в школьную среду требует обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а следовательно предполагает высокий уровень коммуникативных способностей.
Особенно эта задача актуализируется в условиях реализации инклюзивного подхода в образовании, предполагающего активное включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в социум общеобразовательной школы. Включение детей с ОВЗ, в частности с детским церебральным параличом в общеобразовательное пространство школы является обязательным условием развития их социальной интеграции и независимости в будущем.
Коммуникативные способности – вид способностей, проявляющиеся в сфере общения и способствующие успешности человека в различных областях деятельности.
Изучением коммуникативных способностей детей занимались дефектологи, психологи, педагоги и медицинские специалисты [2, 3, 4].
Фундаментальные основы теории формирования коммуникативных способностей человека имеется в трудах таких отечественных и зарубежных ученых, как А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик, П.М. Якобсон, Я.А. Яноушек и др.
В работах психологов определены соотношения понятий коммуникативные способности с коммуникативными свойствами личности (Васильев Г.С., Платонов К.К.), с коммуникативным потенциалом личности (А.А. Бодалев, В.В Рыжов), с коммуникативностью (Ханин Ю.Л.), с коммуникативной компетентностью (В.Н. Куницына, П.В. Растянникова, Е.В. Сидоренко, Л.А Петровская., Д.У. Джонсон, Б. Спицберг, Дж. Уайменн, Ю. Хабермас и др.).
С точки зрения О.Е. Грибовой, Л.Б. Халиловой, С.И. Чаплинской и др., применительно к младшему школьному возрасту, проблема развития коммуникативных способностей рассматривается в основном в контексте учебной деятельности, которая является ведущей для данного возраста и к которой значительная часть детей не подготовлена.
В соответствие с мнением М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Шулешко, сформированные коммуникативные способности являются основой при обучении ребенка в школе, когда отсутствие простых умений коммуникации усложняет взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми и это может приводить к возрастанию тревожности, снижению самооценки, возникновению трудностей в школе [1].
Сформированные коммуникативные способности для младших школьников являются важнейшим условием в ходе обучения, так как они являются основой для усвоения школьной программы, главным направлением социально-личностного развития. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал в подростковом возрасте [2]. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно детей с детским церебральным параличом, то есть для той категории младших школьников, которые в силу различных отклонений психического или физического плана не могут вести полноценную жизнь. Для них очень важно иметь сформированную коммуникативную способность, что позволит преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками.
Для выявления уровня развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста с ДЦП были определены следующие параметры:
- уровень сформированности коммуникативных действий обучающихся;
- уровень развития способности учитывать позиции собеседника;
- уровень сформированности умения договариваться;
- уровень самооценки;
- степень тревожности.
В ходе исследования были применены следующие методы и методики:
- метод наблюдения;
- беседа;
- Методика выявления уровня сформированности коммуникативных действий обучающихся «Рукавички» (Г.А. Цукерман);
- Методика изучения уровня развития способности учитывать позиции собеседника «Кто прав?» (модифицированная методика Г.А. Цукерман и д.р.);
- Методика выявления уровня сформированности умения договариваться, находить общее решение; умения аргументировать свое предложение, убеждать и уступать «Совместная сортировка» (Г.В. Бурменская);
В связи с дефектом, у детей младшего школьного возраста с ДЦП отмечается низкий уровень коммуникации, обусловленный высокой степенью тревожности и низким уровнем самооценки. Вследствие этого, целесообразным является выявить также уровень самооценки и степень тревожности таких детей, чтобы экспериментально уточнить теоретические данные.
- Методика, направленная на выявление уровня самооценки детей младшего школьного возраста «Лесенка» (В.Г. Щур);
- Методика, направленная на выявление уровня тревожности, включающая наблюдение (Р.Р. Сирс).
Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения СОШ № 21 г. Ставрополя, в течение 2016-2017 учебного года.
Экспериментальную группу составили 10 младших школьников третьих классов в возрасте 8-9 лет с ДЦП. Контрольную группу составили 10 младших школьников третьих классов в возрасте 8-9 лет, с нормальным развитием.
Результаты исследования уровня сформированности коммуникативных действий по методике «Рукавички» Г.А. Цукерман у детей экспериментальной и контрольной групп показали, что дети с ДЦП вели себя скованно, неуверенно. В ходе выполнения методики дети с неохотой подошли к ее выполнению. Значительное количество детей не смогли договориться и прийти к общему согласию, каждый настаивал на своем, в узорах преобладали расхождения или вообще не было общего замысла. В беседе с родителями и учителями также мы получили информацию о несогласованности коммуникативных действий детей с ДЦП. Они подтвердили, что на уроках и во внеурочное время дети более замкнутые и неуверенные в себе, чем сверстники с нормальным развитием.
В контрольной группе дети были открыты и сосредоточены на задании. У всех детей, рукавички были украшены одинаковым цветом и очень похожим узором. Дети активно обсуждали признаки узора и без особых трудностей приходили к общему мнению.
По данному параметру оценивания: из экспериментальной группы восемь детей получили по 1 баллу, а двое – по 2 балла. Из контрольной группы все десять детей получили по 3 балла.
Анализ данных полученных при проведении методики изучения уровня развития способности учитывать позиции собеседника (модифицированная методика Г.А. Цукерман и др.) показал, что большее количество детей с ДЦП не смогли определиться, чьей из сторон они придерживаются. Некоторые дети в первых двух пробах учитывали одну из позиций, а после прочтения третьего рассказа пытаясь высказать свое мнение, учли обе точки зрения персонажей, но свои ответы обосновать так и не смогли.
Дети из контрольной группы подошли к выполнению всех 3-ех проб с интересом и энтузиазмом. После прочтения всех трех рассказов демонстрировали понимание различных позиций персонажей и возможность обосновать свое собственное мнение.
Полученные результаты исследования уровня сформированности умения договариваться по методике «Совместная сортировка» (Г.В. Бурменская) свидетельствуют, что практически у всех пар детей с ДЦП сначала выполнения задания были разногласия. Дети не смогли определиться в ходе распределения фишек по нужным кучкам и в итоге отказались выполнять задание. Также некоторые дети распределяли фишки в произвольной форме, с нарушением заданного правила. Всего одна пара детей правильно выделила фишки, которые принадлежали каждому из них в отдельности, но договориться как разделить четыре фишки с общими элементами и девять с «лишними» детям так и не удалось. Во всех случаях можно отметить неумение учитывать мнение партнера в ходе выполнения задания.
В контрольной группе, все дети выполняли задание под контролем действий друг друга. Решение достигалось путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек.
Таким образом, в связи с дефектом, у детей младшего школьного возраста с ДЦП отмечается низкий уровень коммуникации.
Вследствие этого, целесообразным является выявить также уровень самооценки и степень тревожности таких детей, чтобы экспериментально уточнить теоретические данные, указывающие на наличие этой взаимосвязи.
Результаты исследования уровня самооценки по методике «Лесенка» показали, что в группе детей с ДЦП, двое детей поставили себя на 7 ступеньку, что говорят о том, что эти дети находятся в ситуации личностного и эмоционального неблагополучия. Пятеро детей поставили себя на 5 ступеньку, это говорит о том, что у них низкая ситуативная самооценка, которая может быть обусловлена плохой отметкой в школе, или ссорой со сверстниками. Трое детей поставили себя на 4 ступеньку, которая означает, что у этих детей стабильно заниженная самооценка. Данная ступенька характеризуется с определенной психологической проблемой школьника.
В контрольной группе четверо детей поставили себя на 2 ступеньку, а шестеро на 3 ступеньку. Обе эти ступеньки говорят об адекватной самооценке детей.
Результаты исследования уровня тревожности детей с ДЦП показали, что половина детей (5) имеют средний уровень тревожности. Эти дети часто агрессивны, нетерпеливы, имеют трудности в сосредоточении, особенно в экстремальной ситуации, а другая половина детей (5) имеют высокий уровень тревожности. Они часто напряжены, скованны, суетливы, а также при непосредственном общении с трудом включаются в работу.
В контрольной группе все дети имеют низкий уровень тревожности.
В целом результаты констатирующего этапа экспериментального исследования показали, что у детей младшего школьного возраста с ДЦП уровень развития коммуникативных способностей, а именно умения договариваться и учитывать позиции собеседника, находится на низком уровне по сравнению со сверстниками с нормальным развитием.
Также после проведения методик на выявление уровня самооценки и тревожности, мы видим, что у младших школьников с ДЦП действительно отмечается низкий уровень самооценки и высокая степень тревожности, в связи с этим, дети имеют сложности при вхождении в контакт со сверстниками и со взрослыми.
В этой связи необходима целостная коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста с ДЦП, а также снижения степени тревожности и повышения уровня самооценки. Такую работу необходимо организовать педагогу-психологу. При этом коммуникативная компетентность самого психолога является важным условием успешности такой деятельности [3]. Коммуникативные способности являются главным компонентом подсиситемы его профессиональной деятельности [4]. При этом психолог должен глубоко и точно понимать особенности внутреннего мира ребенка, уметь видеть психологически важные, внутренние характеристики за их внешними проявлениями и организовать процесс взаимодействия так, чтобы у детей было не только желание общаться и взаимодействовать, но и возникала радость от общения.
Сформированные коммуникативные способности для младших школьников и в норме и с ограниченными возможностями здоровья являются важнейшим аспектом их личностного развития. Развитые в младшем школьном возрасте коммуникативные способности позволят детям не только эффективно взаимодействовать, но и успешнее учиться, всесторонне реализовывая свой потенциал.
Литература
- Григорян К.Р. Развитие коммуникативных способностей обучающихся как объект научной рефлексии. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. - 2017. – № 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 10.12.2017).
- Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: дис. …канд. пед. наук. – Кемерово, 2005.
- Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Коммуникативная компетентность психолога: подходы и концепции. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». – №1 (8), 2012. – 374 с. – С. 267-270.
- Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Развитие коммуникативных способностей студентов-психологов в процессе учебной деятельности. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология», 2012. – №3. – С. 201-204.
Григорян Карина Рубеновна – выпускница магистратуры направления подготовки 44.04.03 – Специальное (дефектологическое) образование; специалист по учебно-методической работе Института образования и социальных наук Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail:
Научный руководитель – Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail:
Григорян К.Р. Особенности развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом . [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).