ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Мишина М.М. (г. Москва)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье раскрываются система важнейших методологических принципов исследования интеллектуальной деятельности личности. Данная система позволяет понять содержательные характеристики концепции проявления феномена интеллектуальной деятельности личности, раскрывает его сущностные признаки, психологические механизмы и движущие силы развития.

Ключевые слова: методологические принципы, интеллектуальная деятельность, личность.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Теоретико-методологическое обоснование разработки системной концепции интеллектуальной деятельности личности требует рассмотрения методологических принципов ее исследования. Методологические принципы позволяют содержательно описать свойства и сущностные признаки, движущие силы, психологические механизмы и функции интеллектуальной деятельности личности, а также выявить типологию и динамику изучаемого процесса, обобщить и интерпретировать полученный эмпирический материал.

Представленные ниже методологические принципы исследования интеллектуальной деятельности личности, подтверждают идеи Б.Г. Ананьева о комплексном изучении механизмов психических функций, обеспечивающих развитие изучаемого феномена [2].

На наш взгляд, при разработке концепции интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде должны быть учтены:

– базовые характеристики интеллектуальной деятельности и личности; детерминация и особенности процесса их функционирования;

– потребности общества в актуализации интеллектуального потенциала личности, использование новых технологий, способов, средств, выступающих «активизатором», стимулом в развитии интеллектуальной деятельности личности, повышении интеллектуальной активности, креативности, творчества, волевой регуляции и выборе оптимальных способов ее продуктивного развития;

– представления личности о возможностях актуализации интеллектуальной деятельности для построения собственной стратегии в направлении максимальных достижений.

Разработку концепции проявления феномена интеллектуальной деятельности личности необходимо осуществлять, опираясь на принцип системности, разработанный К.А. Абульхановой, В.А. Барабанщиковым, Л.И. Анцыферовой, Б.Ф. Ломовым, В.С. Мерлиным и др., который дает понимание целостной природы исследуемого психического феномена, как сложно организованного целого, состоящего из онтологически неразделимых функциональных компонентов.

Причиной обращения к принципу системности, как наиболее чувствительного к изменению системных качеств дает возможность измерения и дифференциации системных свойств, что обостряет проблему применения логико-методологических средств раскрывающих изучаемый феномен. Этот принцип объясняет основные виды связи между различными компонентами интеллектуальной деятельности личности. Он предполагает, что отдельные компоненты изучаемого феномена внутренне связаны между собой, образуют целостность и за счет этого приобретают новые свойства. Интеллектуальная деятельность личности имеет различные уровни своей организации, в которой компонентам внутренней психологической структуры соответствуют определенные внешние динамические составляющие. При этом развитие, динамика интеллектуальной деятельности личности заключается в подвижности ее составляющих, изменении их иерархической взаимосвязи, в превращении одних элементов в другие. Это позволяет исследовать структуру интеллектуальной деятельности личности, так как ставит проблему временной организации жизнедеятельности человека, что позволяет изучить проявление специфических закономерностей в динамике. В настоящий момент существуют глобальные исследования, детально раскрывающие иерархически-уровневую структуру отдельных психических функций и прослеживающие ее преобразование в различные макро- и микропериоды жизни человека, а также выявляющие центральные образующие организации той или иной функции на разных этапах развития психических процессов [6, 9].

Рассмотрение интеллектуальной деятельности личности как системы, обладающей определенной структурой, включающей совокупность компонентов, обладающих генетической общностью позволяет глубже исследовать процессы анализа, синтеза, обобщения, интеллектуальной активности, мотивации, эмоциональной и волевой регуляции в широких сферах жизнедеятельности человека. При этом отношения между компонентами определяют характер взаимодействия субъекта с миром. На основе анализа уровневой организации проявления изучаемого феномена дается представление об определенной структурной целостности, где «верхние этажи» занимают показатели, обладающие более высоким уровнем обобщения и дифференциации, составляющие главный потенциал человека [2, 9].

Применение принципа системности для анализа интеллектуальной деятельности личности, позволяет методологически раскрыть ее становление, и разработать программу по развитию, т.к. дает информацию о благоприятных и неблагоприятных условиях проявления потенциальных возможностей личности. Причем ценность этого принципа заключается в том, что он позволяет понять причины типологических различий в структурной организации интеллектуальной деятельности личности и выделить пять самостоятельных подструктур личности как субъекта:

1) когнитивную (репрезентирующую знания человека о мире и о себе);

2) потребностно-мотивационную (определяющую различные нужды человека);

3) эмоциональную (выражающую эмоциональные проявления личности);

4) регуляторно-волевая (интегрирующую и координирующую интеллектуальную деятельность личности); результативную (анализирующую результат) [1, 11]. В контексте исследования интеллектуальной деятельности речь идет об актуализации названных подструктур в процессе интеллектуального развития личности, где в полной мере проявляется ее субъектность.

Принцип развития утверждает, что интеллектуальная деятельность личности динамична, следовательно, адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей генезиса (В.Г. Асеев, П.П. Блонский, Д. Брунер, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, О.В. Соловьева, В. Келер, Э. Клапаред, А.А. Митькин, Г. Спенсер, С. Холл, В. Штерн и др.). Процесс развития интеллектуальной деятельности личности следует рассматривать как борьбу противоречий, движущих психическое развитие, а также многократных переходов от более простого уровня функционирования к более сложному. При этом личность, осуществляя совместную деятельность, присваивает социально-исторический опыт, что оказывают влияние на формирование и развитие мотивации и мировоззрения человека. Данный принцип позволяет исследовать особенности проявления, историю возникновения, происхождение, становление, формирование и перспективы развития изучаемого феномена [13]. Следует выделить два вида развития интеллектуальной деятельности личности: филогенетический – развитие в процессе человеческого рода и онтогенетический – развитие в процессе жизнедеятельности индивида. Развитие может ускоряться и замедляться в зависимости от социальной ситуации, причем некоторые стадии могут вообще исчезать, что доказывает нелинейность развития. Структура интеллектуальной деятельности имеет фиксированные этапы развития. Процесс развития интеллектуальной деятельности личности можно рассматривать как борьбу противоречий, которые создают рассогласования и конфликты, или как направленность к состоянию равновесия, покоя и стабильности [1, 11].

В.Г. Асеев рассматривает сложную совмещенную структуру противоречий, движущих психическое развитие: противоречие между сложившимися функциональными возможностями личности и объективно требуемыми качествами, которые создают устойчивое, относительно неизменное «поле детерминации» под влиянием конкретных механизмов и конкретных ситуативных противоречий [4]. Понимание процесса развития интеллектуальной деятельности личности как многократных переходов от более простого уровня функционирования к более сложному ставит необходимость конкретного разрешения парадокса развития, который заключается в том, что высшее возникает из низшего, в котором высшего еще нет.

В работах Л.С. Выготского показано, что человек в ходе исторического развития присваивает социально-исторический опыт в процессе совместной деятельности и общения с другими, причем «сам тип общества определяет возможности, пределы и способы развития личности» [7]. Л.И. Анцыферова в своих исследованиях отмечает, что «личность – это способ бытия человека в обществе, в конкретных исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений [3, с. 3]. Современное общество характеризуется острыми противоречиями, которые оказывают влияние на формирование и развитие интересов, потребностей и мировоззрения человека.

Психологические исследования А.В. Запорожца подтверждают непрерывный характер развития и выявляют особенности функционального развития, совершающегося внутри одной и той же стадии, что ведет к накоплению качественно новых компонентов, образующих потенциальный резерв развития или зачатки более сложного уровня функционирования. Формирование функционального запаса в интеллектуальной деятельности обеспечивает возникновение качественно новых компонентов, ведет к появлению не только новых качеств личности, но и соответствующих психологических стратегий эффективного решения жизненных проблем.

Принцип саморазвития позволяет понять значимость интеллектуальной деятельности для развития личностных качеств и определить экстраполяцию себя в будущее (Л.И. Анцыферова, А.В. Быков, О.А. Конопкин, А.А. Митькин, В.И. Моросанова, Т.И. Шульга и др.). В современном обществе наметилась следующая тенденция: каждый человек на протяжении своей жизнедеятельности должен изыскивать возможности интеллектуального и личностного саморазвития в условиях стремительного обновления информационного пространства, изменения функционирования производственных систем и собственных выполняемых функций. Следовательно, само общество должно в своем арсенале иметь те стимулы, которые обеспечат формирование мотивации личности к интеллектуальному развитию и стимуляции ее интеллектуальной активности.

Принцип детерминизма позволяет понять, как возникает, изменяется и прекращает свое существование процесс интеллектуальной деятельности личности (В.П. Зинченко, Б.Ф Ломов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Ярошевский). Эффект воздействия зависит как от характера воздействия, так и от природы самого феномена; внутренние условия определяют интеллектуальную активность и складываются под влиянием внешних условий деятельности субъекта. Детерминизм предполагает, что развитие интеллектуальной деятельности личности объясняется и направляется целью, которая определяет стремление личности к самореализации, познанию и творчеству. В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия развернуто и убедительно обосновали тезис о влиянии детерминации внешней деятельности на формирование психических процессов. Выделяются следующие виды детерминизма: системный (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого); обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину); статический (при сходных причинах возникают различные эффекты); целевой (цель определяет процесс достижения результата). С.Л. Рубинштейн писал о том, что эффект воздействия одного явления на другое зависит не только от характера воздействия, но и от природы самого явления; внутренние условия определяют активность и избирательность психических процессов и складываются под влиянием внешних условий деятельности субъекта. Детерминизм выявляет генетическую связь между явлениями, он предполагает, что развитие интеллектуальной деятельности личности объясняется и направляется целью, которая определяет стремление личности к самореализации, познанию и творчеству [12]. В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия развернуто и убедительно обосновали тезис о влиянии детерминации внешней деятельности на формирование психических процессов.

Принцип единства сознания, личности и деятельности, разработанный С.Л. Рубинштейном позволяет понять, что сознание формируется в деятельности и в свою очередь, влияет на нее, образуя ее внутренний план. Факт частичного осознания личностью условий и целей своей деятельности изменяет ее характер и соотношение личностных свойств. Данный принцип утверждает, что между интеллектуальной деятельностью человека и его личностью существует тесная взаимосвязь. Сознание личности формируется более эффективно в процессе деятельности, при условии постоянного повышения своей компетентности и совершенствования собственных качеств. А.Н. Леонтьев, рассматривая теорию деятельности, выделял внешнюю (чувственно-предметную, материальную) и внутреннюю (оперирование образами, представлениями о предметах или идеальную деятельность сознания) деятельность. К принципам теории деятельности он относил: предметность (ядро теории деятельности), активность, неадаптивную природу предметной деятельности, опосредование, интериоризацию (экстериоризацию), психологический анализ «по единицам» (определяет свойства целого), зависимость психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности [8].

Различные виды деятельности раскрываются через: движение – действие – поступок. Факт частичного осознания личностью своей деятельности (ее условий и целей) изменяет ее характер и соотношение свойств. Данный принцип утверждает, что между интеллектуальной деятельностью человека и его личностью существует тесная взаимосвязь. Включение этого принципа в разработку понятия «интеллектуальная деятельность личности» объясняется тем, что сознание человека формируется более эффективно в процессе деятельности, при условии, что личность постоянно повышает свою компетентность и совершенствует свои качества.

Существенным для нашего исследования является принцип активности (А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский и др.), который определяется как совокупность обусловленных субъектом моментов движения деятельности. Активность является базисом прочного и глубокого усвоения знаний, она способствует выработке необходимых умений и навыков, помогает в формировании и развитии способностей. Включение этого принципа в ряд наиболее значимых обусловлено тем, что личность, как субъект деятельности, в том числе и интеллектуальной, характеризуется способностью активно и самостоятельно ставить цели, выбирать способы их достижения, осуществлять самоконтроль. Данный принцип предполагает активную интеллектуальную деятельность самого субъекта, т.е. активную субъектную позицию относительно процесса усвоения новых знаний, формирования практических умений на их основе и самостоятельного поиска возможных вариантов повышения своего интеллектуального уровня. Конечно, не всегда личность может находиться на той ступени социальной и интеллектуальной зрелости, которая позволяет формироваться потребности в постоянном интеллектуальном и личностном развитии.

В современном обществе наметилась следующая тенденция: каждый человек на протяжении своей жизнедеятельности должен изыскивать возможности интеллектуального и личностного саморазвития в условиях стремительного обновления информационного пространства, изменения функционирования производственных систем и собственных выполняемых функций. Следовательно, само общество должно в своем арсенале иметь те стимулы, которые обеспечат формирование мотивации личности к интеллектуальному развитию и стимуляции ее интеллектуальной активности. В процессе интеллектуальной деятельности проявляются различные виды активности: ситуативная, произвольная, надситуативная, поисковая; устойчивая, эпизодическая, кратковременная. Неспецифическое значение понятия «активность» заключается в осмыслении тех характеристик психического, которые выходят за пределы адаптивной, приспособительной деятельности индивида. Специфическое значение понятия «активность» заключается в сопоставлении ее с пассивностью [11].

Мотивацию индивида к решению актуальных задач и отношение человека к преобразованию действительности, поиск собственных решений задач, адекватных условиям и обстоятельствам жизнедеятельности, «выход» за пределы заданного и творчество можно понять, используя принцип активности. Д.Б. Богоявленская, изучая индивидуальные особенности интеллектуальной активности, обнаружила ее различную выраженность – «репродуктивы», «эвристы», «креативы», именно «креативы» имеют максимальную выраженность интеллектуальной активности [5]. А.Г. Асмолов, В.А. Иванников, В.А. Петровский исследовали источники побуждения активности, не обусловленной ситуативно заданными требованиями деятельности. Л.С. Славина термин «активность» определяет как антитезу интеллектуальной пассивности. Н.А. Менчинская рассматривает интеллектуальную активность в связи с разработкой проблемы усвоения знаний. Основным критерием познавательной активности или пассивности учащихся служит принятие и выполнение (или невыполнение) задания. Поэтому интеллектуальная активность отождествляется с самой интеллектуальной деятельностью личности, ее успешностью [10].

Перспективной теоретической основой, способной сблизить ряд направлений и течений психологической науки в ходе выявления и развития потенциального «ядра» интеллектуальной деятельности личности, является методологический принцип субъекта. Этот принцип требует рассматривать личность как субъекта познания, взаимодействия и преобразования окружающей среды (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.). Субъект как человек находится на высшем уровне активности, целостности и автономности, причем, вид деятельности определяет сущностные характеристики его личности. Принцип субъекта гласит, что психическое объективно существует только как субъективное, т.е. принадлежащее субъекту – индивиду, различным общностям людей или всему человечеству. Субъектом является не психика человека, а человек, обладающий психикой. Идея субъекта глубоко раскрывается через деятельностный подход. Соотношение субъекта с деятельностью отражено С.Л. Рубинштейном, который пишет: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого [12, с. 438]».

Принцип субъекта утверждает о том, что субъект может проявить инициативу, самостоятельность, оценку последствий принятия и реализации собственного решения; в случае понимания перспективы своей многомерной жизнедеятельности, ему свойственно самоизменение и самосовершенствование. Адекватное самопознание, самоосознание и самоответственность субъекта дают возможность целенаправленно соотносить свое прошлое, настоящее и будущее по-возможности измененяя его в соответствии с собственной стратегией. Перечисленные характеристики присущи достаточно зрелой в социальном плане личности.

Субъектная парадигма определяет реализацию человеком своей человеческой сущности. Это определение предполагает выделение качеств субъекта, как детерминанты осуществляемых им изменений в мире (активность), его способность к самостоятельности, самодетерминации (саморегуляции, самоорганизации) и самосовершенствованию. В научной литературе, в зависимости от направления исследования, различаются: субъект деятельности, субъект познания, субъект общения и субъект жизненного пути. Категория субъекта обозначает высший уровень развития личности. Б.Г. Ананьев и С.Л. Рубинштейн связывали этот уровень развития личности с понятием индивидуальности. Они считали, что личность становится индивидуальностью, достигая максимального уровня своей особенности, а субъектом она становится, достигая оптимального уровня своей человечности и этичности. В самом широком смысле понятие «субъект» включает в себя все человечество в целом, представляющее собой противоречивое системное единство субъектов иного уровня и масштаба: наций, этносов, индивидов, взаимодействующих друг с другом [2, 12].

Принцип субъекта раскрывает категоризацию видов деятельности по ведущей роли в развитии личности. Особенностью порождаемой субъектом активности является творческий характер личности. В теориях личности субъект характеризуется через формы внешней и внутренней активности как творец и создатель своего внутреннего мира. Высокое развитие человека как личности должно сочетаться с развитием его как субъекта деятельности. Человек отражает действительность, как субъект действия, а не субъект пассивного созерцателя. Любой человеческий индивид изначально социален, а социальное всегда неразрывно связано с природным, что касается даже наиболее сложных личностных качеств. Социальны не только субъект-субъектные, но и субъект-объектные взаимодействия. Социальность означает, что индивид как субъект, находясь внутри человечества, не только воспроизводит усваиваемую им культуру, но и в силу своей неповторимости и уникальности участвует в ее развитии. Это проявляется в процессе интеллектуальной деятельности личности, т.к. личность хотя бы в минимальной степени является творческой, продуктивной и самостоятельной. Использование принципа субъекта позволяет определять интеллектуальные возможности личности, структурировать деятельность и придать личностно-значимую направленность.

Принцип проблематизации позволяет определить проблему с целью ее разрешения, причем, конструктивно стимулирует интеллектуальную деятельность личности, развивая рефлексивное осмысление и рациональный анализ (В.В. Давыдов, Ю.Н. Кулюткин; В.В. Селиванов и др.). Разрешение субъектом проблемных ситуаций обеспечивает ему возможность осознавать затруднения и проблемы, а также выделять факторы, препятствующие развитию собственной интеллектуальной деятельности. Принцип проблематизации дает возможность находить способы преодоления затруднений, обеспечивая при этом системную организацию процесса саморазвития.

Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на неповторимость личности, дает новые организационно-методические решения в сфере образования, что позволяет сохранить устойчивую мотивацию к выполнению заданий, т.к. при этом учитываются личностные интересы, потребности, способности и склонности личности; вырабатывается эффективная стратегия самообразовательной деятельности – самообучение, а это позволяет создать специальные благоприятные условия для достижения поставленных целей (Б.Г. Ананьев, Т.И. Артемьева, А.Г. Асмолов, М.И. Плугина, О.А. Степанова и др.). Индивидуальность развивается и преобразовывается в контексте социально-исторического образа жизни общества, включающего в себя предшествующий опыт человечества. Социально-исторический образ жизни является источником развития личности в социогенезе. В сочетании с принципом гуманизации это дает понимание ценности человеческого бытия, что обеспечивает прогрессивное развитие человеческой психики.

Принцип соотношения актуального и потенциального (А.М. Мамардашвили, М.И. Плугина, А.М. Пятигорский, Г.М. Тарнапольская) дает возможность объяснить актуализацию интеллектуального потенциала личности в условиях влияния различных факторов среды, обеспечивая достижение лучшего конечного результата.

Принцип оптимизации позволяет выделить и описать условия, обеспечивающие развитие интеллектуальной деятельности личности (А.Н. Андреев, М.И. Плугина и др.). Оптимизация, созданная на базе новых психолого-педагогических технологий, определяет цели, содержание, методы, средства и прогнозируемые результаты развития изучаемого феномена. Проектирование новых психолого-педагогических технологий предполагает ориентацию на конечный результат, причем объективным условием является создание развивающей разновозрастной студенческой среды, в которой проявляется интеллектуальная деятельность личности.

В психологическом исследовании личности доминирует принцип общественно-исторической обусловленности всех этапов жизнедеятельности человека – активного участника исторических событий своего времени (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

На основе вышеизложенного материала можно сформулировать следующие выводы.

В процессе разработки концепции проявления феномена интеллектуальной деятельности личности следует опираться на следующие принципы: системности, который способствовал определению компонентного состава структуры и функций изучаемого феномена; развития, определяющий степень интеграции показателей компонентов структуры интеллектуальной деятельности личности в зависимости от уровней и этапов развития; саморазвития, выявляющий значимость интеллектуальной деятельности для собственного развития личности; детерминизма, дающий возможность выявить систему детерминант развития интеллектуальной деятельности личности; единства сознания, личности и деятельности, определяющий динамику качественных изменений показателей компонентов ее структуры и их соотношение с личностными качествами; субъекта, предполагающий рассмотрение человека как активной, целостной, автономной, инициативной личности; всеобщей связи, исследующий проявление изучаемого феномена во взаимосвязи с другими психологическими качествами личности; оптимизации, выделяющий важные условия и систему факторов, обеспечивающих продуктивное развитие интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде.

Система важнейших методологических принципов дает возможность познать содержательные характеристики концепции проявления феномена интеллектуальной деятельности личности, раскрыть его сущностные признаки, психологические механизмы и движущие силы развития. Целенаправленные социально-обусловленные системы в процессе индивидуального развития проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры.

Совместная человеческая деятельность является единственным генетическим основанием, из которого развертывается система интеллектуальной деятельности конкретной личности.

Литература

  1. Агапов В.С., Мишина М.М. Психология интеллектуальной деятельности личности монография. – М.: ИИУ МГОУ, 2015. – 431 с.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2010. – 285 с.
  3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях; переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита. // Психологический журнал, 1994. – Т.15. – № 1. – C. 3-19.
  4. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. – М.: Бестпринт, 2005. – 197 с.
  5. Богоявленская Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.01. – М., 1988. – 395 с.
  6. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: МГУ, 1998. – 336 с.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. // Под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ, 2008. – 671 с.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл-Академия. – 2004. – 304 с.
  9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1999. – 350 с.
  10. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. – М.: МПСИ, МОДЭК. – 2004. – 512 с.
  11. Мишина М.М. Системная концепция интеллектуальной деятельности личности: монография. – М.: ИИУ МГОУ, 2013. – 556 c.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2010. – 712 с.
  13. Соловьева О.В. Феноменология развития познавательных способностей учащихся. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. – С. 12-16.

Об авторе

Мишина Марина Михайловна – доктор психологических наук, профессор кафедры теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Мишина М.М. Методологические принципы исследования интеллектуальной деятельности личности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).