Гринева В.П., Гусева Ю.Е. (г. Санкт-Петербург)
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ С ДЕВУШКАМИ У ЮНОШЕЙ, ОБУЧАВШИХСЯ В ОДНОРОДНОЙ ПО ПОЛУ ШКОЛЕ ЗАКРЫТОГО ТИПА
УДК 159.923
Аннотация. В статье представлены результаты исследования отношений с девушками у молодых людей, обучавшихся в однородной по полу школе закрытого типа. Гипотеза исследования состояла в том, что юноши, обучавшиеся в школе такого типа, имеют больше сложностей в построении межличностных отношений с представителями другого пола, нежели юноши, обучавшиеся в смешанных по полу классах. Данная гипотеза не нашла подтверждения в исследовании. Не было найдено достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами в сфере взаимоотношений с другим полом.
Ключевые слова: обучение, образование, социализация, общение, межличностные отношения, раздельное по полу обучение, гендерный подход.
Школа является одним из важнейших институтов социализации. Тип школы, особенности климата в школьном коллективе оказывают существенное влияние на формирование личности школьника. Обучение в однородном по полу классе является специфическим опытом, и процесс социализации в таком классе происходит особым образом [3; 5; 7; 9-12]. Когда к однородному по полу обучению добавляется фактор закрытости учебного заведения, социализация становится еще более специфичной. В связи с увеличением количества однородных по полу учебных заведений, а также с тем, что существуют полярные точки зрения относительно эффективности и целесообразности раздельного по полу обучения, актуализируется потребность в сравнительном анализе однородных по полу и смешанных школ [1; 2; 4; 6; 8; 13]. На данный момент уделено внимание изучение и проблем общения в однородных по полу классах и школах [5; 9; 12], однако вопрос требует дальнейшего изучения и осмысления.
Целью нашего исследования стало изучение особенностей отношения с девушками молодых людей, обучавшихся в однородном по полу коллективе. Раздельное по полу обучение является фактором риска появления проблем в общении [5; 7]. В связи с этим, была сформулирована гипотеза о том, что юноши, обучавшиеся в однородных по полу классах, имеют больше сложностей в построении межличностных отношений с другим полом, нежели юноши, обучавшиеся в смешанных классах.
Основной метод исследования – авторское полустандартизированное интервью, с помощью которого была собрана информация о личном опыте обучения, а также об отношениях с девушками во время обучения и после окончания школы. Нами был проведен контент-анализ полученных эмпирических данных, были выделены варианты ответов, встречающиеся в ответах на вопросы и проведен подсчет частоты их встречаемости. Анализ различий поводился с помощью критерия углового преобразования Фишера φ*.
Экспериментальную группу исследования составили выпускники школы для мальчиков закрытого типа им. А.М. Горчакова (Павловск, Санкт-Петербург). В исследовании приняли участие 23 выпускника трёх наборов школы. Возраст обследуемых составил от 17 до 26 лет, средний возраст – 22 года. Все испытуемые либо имели законченное высшее образование, либо являлись студентами вузов. Все испытуемые имеют опыт совместного обучения в начальной школе, два имеют опыт совместного обучения в начальной школе и в пятом классе.
Контрольная группа составила 19 молодых людей. Возраст испытуемых от 18 до 26 лет, средний возраст – 22 года. Все испытуемые контрольной группы не имели опыта раздельного по полу обучения, учились в государственных школах Санкт-Петербурга, на момент исследования либо имели законченное высшее образование, либо были студентами вузов.
Нами были рассмотрены особенности отношения с девушками во время обучения и после окончания школы в экспериментальной и контрольной группах и получены следующие результаты.
Отношение к другому полу во время обучения в школе у экспериментальной группы. Ни один испытуемый из экспериментальной группы не указал, что ему не нравилось в школе отсутствие девочек. Это могло происходить потому, что испытуемые привыкли к однополой среде, также, возможно, общий комфорт в школе не давал оснований для переживаний относительно отсутствия девочек в классе. Кроме того, имело место общение с девушками вне школы.
На вопрос «Завидовал ли ты ребятам, которые учились в разнополых классах?», 74% (17 чел.) ответили отрицательно, а 26% (6 чел.) ответили, что если и завидовали, то крайне редко, и, скорее, в шутку: «иногда, в старших классах, хотелось ради интереса поучиться вместе с девчонками, но недельку, не больше, а потом вернуться обратно» [экспериментальная группа (ЭГ), 25 лет]. На вопрос, хотели бы, чтобы школа осталась прежней, но в ней учились бы и девочки тоже, 48% (11 чел.) испытуемых экспериментальной группы ответили, что не хотели бы, чтобы с ними в школе учились девочки, 17% (4 чел.) ответили, что хотели, а 35% (8 чел.) затруднились ответить по разным причинам: «не могу определиться, я не то чтобы против, но это может создать проблемы с дисциплиной» [ЭГ, 19 лет], «я не против, но как бы мы жили вместе?» [ЭГ, 22 года], «девочки – это неплохо, но пришлось бы менять учебную программу, подстраивать ее под них, мне бы этого не хотелось» [ЭГ, 17 лет].
Поскольку испытуемые экспериментальной группы, хоть и учились в смешанных по полу классах до поступления в школу для мальчиков, но обучение происходило в начальной школе, т.е. происходило до полового созревания. И в связи с этим можно предположить, что они не имеют особого представления о том, каково это – учиться вместе с девочками. Таким образом, мы имеем дело с включением в свой внутренний мир воспринимаемых от других людей взглядов, мотивов, социальных установок. Скорее всего, эти взгляды были впитаны не от конкретных учителей, а от общей идеи школы, которая задумывалась и осуществлялась как современная версия Царскосельского лицея.
В ходе интервью мы спрашивали испытуемых, какие в школе были возможности для общения с другим полом. Были названы следующие виды активностей, организованные школой, во время которых происходило общение с девочками: вечеринки, занятия бальными танцами, научный форум, рыцарский турнир, группы, приезжающие в школу по обмену, поездки в другие города и страны. Также испытуемые сами организовывали своё общение: находили подруг в интернете, сами знакомились с девочками в свободное время и на выходных, общались с бывшими одноклассницами, завели знакомства во время посещения курсов перед поступлением в вузы в старших классах, приводили в школу своих подруг в свободное время.
Вспоминая этот опыт общения с другим полом, испытуемые экспериментальной группы рассказывали, как они вели себя с девочками во время учебы в школе. Большинство испытуемых ЭГ (70% , 16 чел.) были очень довольны этим опытом общения: «мне очень нравилось общаться» [ЭГ, 18 лет], «я активно знакомился с девочками» [ЭГ, 26 лет], «я любил потанцевать с ними и поцеловаться во время медляков» [ЭГ, 22 года]. У 48% (11 чел.) был опыт «отношений» с девочками в школьные годы: «я познакомился с девушкой, мы стали встречаться, либо она приезжала ко мне в школу, либо мы гуляли где-нибудь» [ЭГ, 18 лет]. 61% (14 чел.) утверждают, что не испытывали стеснения, свободно общались, когда в школу приезжали девочки. 26% (6 чел.) немного стеснялись, но все равно общались, а 13% жалуются на то, что сильно стеснялись девочек (см. рис. 10). При этом 13% (3 чел.) утверждают, что не чувствовали потребности в общении с девочками, им куда интереснее была учеба, еще 13% (3 чел.) не хватало встреч с девочками. 22% (5 чел.) говорят, что дефицита в общении не было, но «можно было бы общаться и побольше» [ЭГ, 22 года], еще 22% (5 чел.) утверждают, что общения с девочками было достаточно: «мы не были изголодавшимися, как многие думают» [ЭГ, 21 год]. При этом 22% (5 чел.) испытуемых считают, что ученики данной школы придают большее значение общению с девушками, чем ученики смешанных по полу школ: «мы больше ценили общение с девочками, чем парни из обычных школ, у которых девочки всегда под рукой, и они уже не обращают на них внимания» [ЭГ, 22 года]. 26% (6 чел.) поделились ощущением того, что они были популярны у девочек: «девочкам я нравился» [ЭГ, 26 лет], «я был популярен – мне говорили, что я симпатичный, я хорошо танцую» [ЭГ, 21 год], «у меня хорошо подвешен язык, девочкам это нравилось» [ЭГ, 18 лет], «девочки сами стремились общаться со мной» [ЭГ, 26 лет].
Отношение к другому полу во время обучения в школе у представителей контрольной группы. На вопрос, «Хотел ли ты когда-нибудь учиться в однополом классе?» все испытуемые контрольной группы (КГ) ответили отрицательно, с ярко выраженным негативным отношением к раздельному по полу обучению: «что потом: однополый ВУЗ, однополая работа, однополая семья?» [КГ, 18 лет], «мне жаль парней, которые учатся в однополых школах» [КГ, 20 лет]. На вопрос «Не мешали ли тебе девочки в учебном процессе?» 32% (6 чел.) ответили, что иногда мешали, а 68% (13 чел.) – что нет: «девочки, наоборот, помогали» [КГ, 26 лет].
В контрольной группе, несмотря на совместное с девочками обучение, некоторые мальчики все равно испытывали затруднение в общении с ними: 32% (6 чел.) вспоминают, что сильно смущались при общении с девочками: «особенно когда девочка мне нравилась, тогда вообще двух слов связать не мог» [КГ, 25 лет], 32% (6 чел.) немного стеснялись, но в целом могли успешно общаться и 37% (7 чел.) отмечают, что вообще не испытывали затруднений при общении с девочками (см. рис. 12).
Отношения с девушками у испытуемых контрольной и экспериментальной группы в настоящий момент. Рассмотрим, как влияет на дальнейшие отношения с девушками обучение в однополом и смешанном классе.
Ответы на такие вопросы, как «кого среди твоих друзей больше – парней или девушек?», «возможна ли дружба между мужчиной и женщиной?», «может ли женщина быть лучшим другом для мужчины или это всегда другой мужчина?», а также провокационный вопрос для выявления гендерных предрассудков «кто лучше – парни или девушки?» не позволили выявить достоверных различий между экспериментальной и контрольной группой. Также не выявлено достоверных различий между группами практически относительно романтических отношений с девушками. В обеих группах испытуемые по большей части позитивно оценивают свой опыт.
У половины испытуемых экспериментальной группы (52%, 12 чел.) есть девушки и жены; у контрольной – у 42% (8 чел.), 22% (5 чел.) экспериментальной группы и 21% (4 чел.) контрольной свободны, но в целом довольны опытом романтических отношений, 22% (5 чел.) экспериментальной группы и 16% (3 чел.) контрольной позитивно оценивают свой опыт, но хотели бы, чтобы все складывалось немного лучше, 4% (1 чел.) экспериментальной и 21% (4 чел.) контрольной группы считают, что их романтические отношения складываются не очень хорошо и надеются, что в дальнейшем ситуация улучшится. Относительно последнего мнения между экспериментальной и контрольной группы существуют достоверные различия на 5% уровне значимости (φ*эмп = 1.732), что говорит о том, что у экспериментальной группы наблюдается чуть более позитивное отношение к сфере романтических отношений, однако это может быть связано с тем, что в момент проведения интервью два испытуемых из контрольной группы переживали разрыв отношений и могли быть настроены более негативно, чем обычно.
Один испытуемый из экспериментальной группы отмечает, что у него поначалу возникали небольшие проблемы в общении с девушками из-за учебы в однополой школе, которые быстро разрешились: «из-за того, что в школе я не интересовался девочками, то, когда я попал в университет, мне казалось, что я в плане отношений с противоположным полом отстал от других на пару лет, но я быстро это исправил» [ЭГ, 21 год]. Другие же испытуемые (22%, 5 чел.) выражают мнение, что их отношения с девочками и девушками зависят не от школы, а от них самих, от особенностей их личности. В числе испытуемых, придерживающихся этого мнения есть люди, оценивающие свой опыт общения с противоположным полом как более позитивно, так и более негативно.
Также нам показалось интересным выяснить, влияет ли обучение в однородной по полу школе на способы общения с другим полом, ухаживания и привлечения внимания.
Особенности налаживания коммуникации с девушками. Испытуемые из экспериментальной группы для привлечения внимания девушки обычно начинают с ней разговор (74%, 17 чел.), при этом многие рассказывают ей о себе, о школе (22%, 5 чел.): «как только мы начнем разговаривать, она поймет, что я не такой, как все» [ЭГ, 19 лет], «аккуратно втираюсь в доверие» [ЭГ, 22 года]. Испытуемые указывают на то, что много шутят (26%, 6 чел.), стараются быть активными и энергичными (30%, 7 чел.), некоторые ведут себя эксцентрично и провокационно (13%, 3 чел.), некоторые, напротив, стараются быть самим собой (26%, 6 чел.), многие стараются вести себя галантно и ухаживать за девушками (43%, 10 чел.): «многие девушки говорят, что у меня какое-то особое, джентльменское к ним отношение, которое выгодно отличает меня от других парней» [ЭГ, 22 года]. Также испытуемые не стесняются пользоваться собственной внешностью (17%, 4 чел.). Некоторые из них считают, что «девушки сами к тебе тянутся, если ты что-то из себя представляешь» [ЭГ, 21 год] (22%).
Испытуемые из контрольной группы для привлечения внимания девушки применяют свое обаяние, эрудицию, красноречие (11%, 2 чел.), используют невербальную коммуникацию: «взгляды, жесты, кокетство» [КГ, 22 года] (11%, 2 чел.), демонстрируют чувство юмора (11% 2 чел.), стараются говорить с девушкой о ней самой (26%, 5 чел.), наблюдают за ответной реакцией и в случае успеха продолжают то, что делали (11%, 2 чел.), ничего не предпринимают, демонстрируют свою внешность, ожидая действий со стороны девушки (21%, 4 чел.), пытаются быть самими собой (11%, 2 чел.).
Большинство испытуемых экспериментальной группы были довольны опытом общения с девочками во время обучения в школе, не испытывали нехватки общения или особого страха перед девочками. Возможно, возникновения негативных эффектов в построении коммуникации с другим полом, которые описывались многими исследователями однородных по полу коллективов, можно избежать с помощью умелой организации педагогами общения с девочками, создания для мальчиков ситуаций успеха в общении девушками.
Не найдено достоверных различий между экспериментальной и контрольной группой относительно затруднений в общении с девочками в школьные годы. И в контрольной, и в экспериментальной группе есть испытуемые, которые не испытывали затруднений в общении с девочками, которые испытывали небольшие затруднения и которые испытывали сильное смущение при общении с девочками. Вероятно, личностные особенности оказывают существенно большее влияние на наличие или отсутствие проблем в коммуникации, нежели факт обучения в однородной по полу школе.
Было выявлено, что у испытуемых контрольной группы нет особых приёмов для привлечения внимания девушек. В основном молодые люди стараются заговорить с девушкой, либо поухаживать, либо ждут, когда она сама обратит на них внимание. Испытуемые экспериментальной группы в целом ведут себя схожим образом: привлекают внимание девушки с помощью разговора, ухаживания. Но они проявляют большую фантазию при ответе на вопрос: они называют больший набор средств, с помощью которых они налаживают коммуникацию с девушками. Проявление большей фантазии может быть вызвано не столько лучшим умением общаться с девушками, сколько привычкой к конкуренции с другими представителями своего пола, которая более остро чувствуется в однополом коллективе.
Выводы. Основной гипотезой нашего исследования была гипотеза о том, что юноши, обучавшиеся в однородной по полу школе, имеют больше сложностей в построении межличностных отношений с девушками, нежели юноши, обучавшиеся в смешанных классах. Данная гипотеза не нашла подтверждения, не было найдено достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами в сфере построения отношений с другим полом.
Несмотря на риск возникновения проблем в общениии с другим полом у учеников однородной по полу закрытой школы, на примере школы им. А.М. Горчакова мы видим, что педагогический коллектив может предпринять действия, которые снизят этот риск. Для этого педагогам необходимо создать ученикам опыт позитивного общения с противоположным полом при помощи грамотной, не формально, а максимально естественно организованной совместной активности в рамкой внеучебной досуговой деятельности, чтобы дать возможность своим подопечным эффективнее адаптироваться к окружающему миру.
Литература
- Абрамов А.В. Актуальные вопросы введения раздельного обучения в современной России // Colloquium-journal. – 2019. – № 24-4 (48). – С. 114-115.
- Борисова Е.В. Параллельно-раздельное обучение как способ реализации гендерного подхода в образовании // Международная научная конференция обмена научными достижениями. // Cборник научных докладов, 2014. – С. 28-32.
- Гринева В.П., Гусева Ю.Е. Особенности отношения к учителям молодых людей, обучавшихся в однородном по полу закрытом учебном заведении // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании Материалы I Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой, 2018. – С. 179-186.
- Грухин Ю.А., Самодуров Р.М Стоит ли вернуться к раздельному обучению? // Актуальные концепции развития гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, аспекты материалы международной научно-практической конференции, 2016. – С. 112-114.
- Гусева Ю.Е., Гринева В.П. Особенности взаимодействия с юношами выпускников однородного по полу закрытого учебного заведения // Мужское и женское: сотрудничество и конфронтация Сборник научных трудов Международной научной конференции. Под редакцией В.Е. Быданова, Н.А. Вахнина, О.А. Штайн, 2016. – С. 90-95.
- Гусева Ю.Е., Гринева В.П. Полодифференцированное школьное образование: мифы и реалии // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, 2017. – С. 401-408.
- Кон И. С. Мальчик – отец мужчины. – М.: «Время», 2009.
- Новиков С.И. Раздельное обучение как педагогическая проблема //
Проблемы науки. – 2015. – № 1 (1). – С. 77-81. - Печникова Е.Э. Особенности межличностных отношений подростков в условиях раздельного обучения // Студенческая наука и XXI век. – 2015. – № 12. – С. 95-97.
- Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003.
- Троицкая Е.А. Особенности «Я-образа» у школьников подросткового и юношеского возраста в условиях раздельного и совместного обучения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2015. – № 18 (729). – С. 116.
- Финогенова О.Н. Особенности общения детей в раздельном по полу обучении // Коммуникативные процессы в образовательном пространстве материалы Международной научно-практической конференции в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития». Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2015. – С. 363-368.
- Штылёва Л.В. Мифы и реалии перехода к раздельному обучению детей: социально-педагогические уроки периода 1943-1954 гг. // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2016. – № 3. – С. 41-49.
Гринева Варвара Павловна – аспирантка направления подготовки 44.06.01 – Образование и педагогические науки Санкт-Петербургского государственного университета
e-mail:
Гусева Юлия Евгеньевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург.
e-mail:
Гринева В.П. Особенности отношений с девушками у юношей, обучавшихся в однородной по полу школе закрытого типа [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).