РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Аннотация. В статье представлена проблема развития эмоционального интеллекта как ведущего профессионально важного качества психолога. Раскрывается роль эмоционального интеллекта в успешности учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов.
Ключевые слова: интеллект, эмоции, развитие, эмоциональный интеллект, студент-психолог.
На современном этапе развития общества возрастают требования к системе образования, качеству подготовки профессионалов и уровню сформированности их профессионально-значимых характеристик, которые в значительной степени закладываются на вузовском этапе профессиональной подготовки.
Профессия психолога относится к тем профессиям, где личностные качества являются инструментами для профессиональной деятельности, где личность психолога обусловливает результат его взаимодействия с другими людьми. Поэтому формирование у студентов-психологов не только знаний, умений и навыков, необходимых для работы, но также и определенных личностных качеств, будет способствовать достижению высоких результатов в учебе и влиять на успех в будущей профессиональной деятельности.
Именно поэтому необходимо знать и вовремя распознавать, в процессе профессионального развития личности студентов-психологов, имеющиеся у них личностные особенности и специфические черты, которые либо способствуют, либо затрудняют адекватное восприятие и понимании самих себя, а также создают какие-либо сложности в общении и продуктивном взаимодействии с другими людьми. Нужно помогать студентам-психологам на раннем этапе их становления в профессии, сопровождая их на пути профессионализации, который начинается во время обучения в вузе.
Очевидно, что для современного общества характерен культ рационального отношения к жизни, поэтому проблема в понимании и выражении своих собственных эмоций и эмоций своего партнера стоит наиболее остро. Для современных людей характерно нарастание синдрома алекситимии, т.е. невозможности выразить эмоции устно, подбирать необходимые слова, чтобы донести до собеседника всю гамму внутренних ощущений. В этом отношении студенты-психологи не исключение. Решению эмоциональных проблем во многом способствует работа по развитию эмоциональной компетентности, которая в современных зарубежных и отечественных исследованиях получила название эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект определяется, прежде всего, сформированностью эмпатии, коммуникативной толерантности, адекватностью самооценки и уровня притязаний, уверенностью в себе и своей компетентности, умением осознавать свои чувства и эмоции, управлять ими, осознавать чувства и эмоции партнеров по взаимодействию и регулировать их [5].
Исходя из данной характеристики эмоционального интеллекта очевидно, что он является профессионально-важной чертой психолога. Поэтому его развитие и совершенствование должно осуществляться через профессиональное развитие и саморазвитие студентов-психологов в период вузовского обучения.
Способность к пониманию эмоциональных состояний других людей, умение сопереживать и понимать эмоциональные состояния, как больных, так и здоровых людей являются важными показателями профессионализма специалиста-психолога [4]. Поэтому задачей вуза является создание не только оптимальных учебных условий, но и условий для эмоционального взаимодействия студентов в социокультурной среде вуза, способствующих развитию эмоционального интеллекта будущих психологов.
Проблема эмоционального интеллекта активно исследуется зарубежными учёными, такими как: Д. Гоулман (D. Goleman),Г. Орме (G. Orme), Дж. Мейер (J.D. Mayer), П. Сэловей(P. Salovey) , Д. Карузо (D. Caruso) , Р. Бар-Он(R. Ваг-Оn), Дж. Сайаррочи (J.V. Ciarrochi) , Д. Слайтер (D. Sluiter), P. Poбертс (R. Roberts), Дж. Мэттьюс (G. Mattews), М. Зайднер (M. Zeidner), П. Лопес (P. Lopes), Р. Стернберг(R. Sternberg), Дж. Блок (J. Block), М. Кетс де Врис [2].
Термин «эмоциональный интеллект» был впервые введен американскими психологами П. Сэловеем и Дж. Майером. В 1990 г. авторы предложили свою модель эмоционального интеллекта, опубликовав на эту тему статью. Они предложили формальное определение эмоционального интеллекта как набора навыков, имеющих отношение к точной оценке своих и чужих эмоций, а также выражению своих эмоций, использованию эмоций и эффективному регулированию своих и чужих эмоций. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих трех категорий адаптивных способностей:
1) оценка и выражение эмоций;
2) регулирование эмоций;
3) использование эмоций в мышлении и деятельности [цит. по 1].
К 1997 г. Джон Мейер и Питер Сэловей доработали и расширили свою модель эмоционального интеллекта (Mayer, Salovey, 1997). В переработанной модели сделан новый акцент на когнитивной составляющей эмоционального интеллекта, связанной с переработкой информации об эмоциях. Также в этой модели появился компонент, связанный с личностным и эмоциональным ростом. В свете этих изменений понятие эмоционального интеллекта получило и новое определение – как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений [1].
Дальнейший анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил Дж. Мейеру и П. Сэловею выделить четыре компонента эмоционального интеллекта, которые были названы «ветвями». Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которых, по предположению авторов, последовательно развиваются в онтогенезе:
- Восприятие, оценка и выражение эмоций или же идентификация эмоций.
- Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности.
- Понимание и анализ эмоций.
- Сознательное управление эмоциями для личностного роста и улучшения межличностных отношений [цит. по 2].
Р. Бар-Он определил эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Он выделил пять обширных сфер компетенции, в каждой из которых отметил более специфические навыки, ведущие к достижению успеха:
1) познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);
2) навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);
3) способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);
4) управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);
5) преобладающее настроение (счастье, оптимизм) [6].
В российской психологической науке понятие эмоционального интеллекта было впервые использовано Г.Г. Гарсковой . В настоящее время на постсоветском пространстве изучением эмоционального интеллекта занимаются: Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, О.И. Власова, С.П. Деревянко, М.А. Манойлова, Г.В. Юсупова, А.С. Петровская и другие. В белорусской психологии известны исследования эмоционального интеллекта, проведённые Т.П. Березовской, А.П. Лобановым, Е.А. Лобановым [цит. по 1].
Одной из теоретических основ исследования эмоционального интеллекта явилась концепция, разрабатываемая Д.В. Люсиным. Ученый считает, что эмоциональный интеллект можно представить в виде конструкта, имеющего двойственную структуру, который, с одной стороны, связан с когнитивными способностями, а с другой стороны – с личностными характеристиками. По мнению Д.В. Люсина, это способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т. е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям [4].
Д.В. Люсиным создана также методика измерения эмоционального интеллекта «Опросник ЭмИн». В основу опросника положена трактовка эмоционального интеллекта (ЭИ) как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [4].
Анализ теоретических исследований зарубежных и отечественных авторов позволяет определить эмоциональный интеллект как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.
Эмоциональный интеллект включает следующие ментальные способности:
1) способность безошибочно воспринимать, оценивать и выражать эмоции;
2) способность иметь доступ и вызывать чувства, чтобы повысить эффективность мышления;
3) способность к пониманию эмоций, эмоциональному познанию;
4) способность к осознанной регуляции эмоций, управлению эмоциями, повышению уровня эмоционального и интеллектуального развития [цит. по 3].
Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, что обусловливает их более высокую адаптивность и эффективность в общении, они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.
Предпосылками развития эмоционального интеллекта являются биологические факторы и социальные факторы периода раннего онтогенеза. Однако ученые, занимающиеся проблемой эмоционального интеллекта, считают, что его можно целенаправленно нарабатывать, развивая навыки распознавания и управления эмоциями [1, 3, 4 и др.].
Развитый эмоциональный интеллект как совокупность эмоциональных и социальных способностей открывает новые возможности для более эффективного взаимодействия в общении. Он способствует лучшему восприятию и пониманию людьми друг друга, проявлению более качественных эмоциональных состояний и переживаний. Эмоциональный интеллект является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми.
Таким образом, эмоциональный интеллект является профессионально важным качеством психолога. Это обосновывается рассмотрением его главных характеристик и составляющих, в числе которых адекватная оценка и выражение эмоций, использование их для понимания и анализа ситуации, для эффективности мышления и деятельности. Сознательное управление эмоциями способствует улучшению межличностных отношений и личностному росту.
В этой связи высокую значимость имеет изучение эмоционального интеллекта студентов-психологов на этапе обучения в вузе. Его показатели отражают не только характеристики личности, но и являются своеобразным индикатором профессиональной пригодности, а также основой для целенаправленного развития. Развитый эмоциональный интеллект у будущих психологов эксплицитно выражается вспособностяхконтроля и управления эмоциями, в коммуникативной компетентности, в познании и совершенствовании собственной личности, в склонности к рефлексии своего жизненного и профессионального пути и в готовности к самореализации в профессии – психолог.
Литература
- Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена. // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78-86.
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2010. – 452 с.
- Люсин Д.В. Новая методика измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. // Психол. диагностика. – 2006. – № 4. – С. 3-22.
- Панкратова А.А. Практический, социальный и эмоциональный виды интеллекта сравнительный анализ. // Вопросы психологии. – 2010. – № 2. – С. 111-119.
- Bar-On R., Parker J. D. A. The Handbook of emotional intelligence. San Francisco: Jossey-Bass, A Wiley Company, 2000.
Бондаренко Ольга Сергеевна – аспирантка 2-го года обучения направления подготовки 37.06.01 – Психология, профиль Педагогическая психология, Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь.
Научный руководитель – Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail:
Бондаренко О.С. Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.