Барадакова Н.В.

Барадакова Н.В.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ЦЕННОСТЯХ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.923

 

English verson:

Аннотация. В статье изложены результаты исследования представлений студентов о частной жизни. Автор делает попытку конкретизировать феноменологию частной жизни, обозначить основные векторы ее изучения.

Ключнвые слова: частная жизнь, ценности, ценностные представления, студенты.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Частная жизнь является неотъемлемым компонентом бытия человека. Во все времена и у всех народов человек с большим или меньшим успехом отстаивал свое право на частную жизнь. Неослабевающая привлекательность проживания некоторого фрагмента своего бытия в рамках частной жизни обусловлена присущими для нее и воспроизводимыми на протяжении веков особенностями. Частная жизнь, в отличие от социальной жизни, не претендует на то, чтобы не попадать под пристальное наблюдение и анализ со стороны посторонних для человека лиц. Она образует собой пространство, в котором человек получает возможность самовыражения, не страшась быть не понятым или, даже, осмеянным. Частная жизнь дает возможность заняться любимым делом, отвлечься, отдохнуть и, тем самым, получить мощный ресурс для дальнейшей деятельности в разных публичных сферах.

Вместе с тем, ресурсный потенциал частной жизни до сих пор не только не учитывается, но и до недавнего времени активно отрицался. В психологической науке исследовательская проблематика, посвященная частной жизни, находится на стадии становления. В русле научной школы И.Б. Котовой проведены исследования, позволившие конкретизировать феноменологию частной жизни, обозначить основные векторы ее изучения (Бережная А.М., Гроза И.В., Ибрагимова Д.Я., Ибрагимова Х.Ш., Канаркевич О.С., Мошкина Ю.Н., Мозговая Н.Н., Ткаченко И.В., Евдокимова Е.В., Шаков А.М. и др.).

Ценности как базовая категория современной психологии (Ананьев Б.Г., Маслоу А.Г., Кант И., Леонтьев Д.А., Олпорт Г., Рокич М., Ядов В.А. и мн. др.) рассматриваются в качестве элемента направленности личности, выражающего собой относительно устойчивую систему ее отношений к окружающему миру и к себе. Будучи сложным личностным образованием, ценности приобретают разную форму своего выражения в зависимости от включенности в психическую организацию человека и подлежат идентифицикации как ценностные представления, ценностные отношения, ценностные ориентации и ценностное поведение. Ценностные представления рассматриваются в качестве «ядра» ценностной сферы человека. Выступая субъектным отражением различных аспектов мира, себя и организации своей жизнедеятельности, имеющим явно выраженную ценностную окраску, ценностные представления характеризуются содержательными и динамическими особенностями, определяющими характер их воздействия на человека и его деятельностную активность. Концентрируя в себе смысловое объяснение предметного содержания конкретной ценности, ценностные представления продуцируют построение остальных ценностных форм – ценностных ориентаций, ценностных отношений и ценностного поведения.

Образование ценностей не является одномоментным процессом и обладает «возрастной сензитивностью» (Низовских Н.А.). Оно основывается на социальном опыте, который человек приобретает на протяжении жизненного пути. Наиболее устоявшимся научным подходом является рассмотрение ценностных особенностей субъекта, принадлежащего некоторой возрастной группе и характеризующегося в силу этого некоторой спецификой реализуемой активности. Период обучения в вузе является наиболее перспективным для изучения ценностных представлений человека, т.к. в этот период происходит интенсивное становление его мировоззрения, сопровождающееся выработкой основных ценностных ориентаций. Наиболее изученными являются ценности студентов, связанные с получением профессионального образования. Однако требуют изучения особенности формирования и других ценностей, например, ценностей частной жизни. В соответствии с проблемой и целью исследования нами были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Представления студентов о ценностях частной жизни могут быть охарактеризованы как сложное психологическое образование, которое является результатом субъектного отражения особенностей частной жизни как актуального пространства жизнедеятельности. Оно представлено комплексом значимых для студентов подпространств частной жизни.

2. Представления студентов о ценностях частной жизни, возможно, объединяют собой субъектные представления о компонентах частной жизни и их качественных особенностях, обладающих для них различной ценностной приоритетностью.

3. Представления студентов о ценностях частной жизни могут быть структурированы по нескольким ценностно-смысловым основаниям, объединяющим собой разноаспектные элементы и качества частной жизни.

4. Можно предполагать, что представления студентов о ценностях частной жизни имеют под собой личностную природу, определяющую объем и содержание приоритетов частной жизни.

5. Представления студентов о ценностях частной жизни можно целенаправленно развивать в рамках специально организованной психологической практики, учитывающей особенности формирования представлений у студентов вуза.

На базе обозначенных цели и гипотез исследования сформулированы его задачи.

Теоретические задачи:

1. Обозначить в исследовательском пространстве основные ракурсы ценностной проблематики.

2. Дать характеристику ценностных представлений студентов вуза.

3. Выявить научные предпосылки изучения частной жизни как сферы ценностных представлений личности.

Методические задачи:

1. Разработать процедуру изучения представлений студентов о ценностях частной жизни.

2. Подобрать комплекс методов и методик для эмпирического изучения представлений студентов о ценностях частной жизни.

3. Определить подходы к организации развития представлений студентов о ценностях частной жизни.

Эмпирические задачи:

1. Выявить основное содержание представлений студентов о ценностях частной сферы.

2. Установить ценностные приоритеты студентов в субъектных представлениях о компонентах частной жизни и их качественных особенностях.

3. Обозначить факторную структуру представлений студентов о ценностях частной жизни.

4. Изучить связь и особенности представлений студентов о ценностях частной жизни и параметров их личности.

5. Охарактеризовать психологические условия расширения представлений студентов о ценностях частной жизни.

В качестве тестового инструментария привлекались следующие психодиагностические методики: опросник нервно-психического напряжения Т.А. Немчина; методика изучения временной перспективы Ф. Зимбардо; диагностика типологий психологической защиты Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.; личная и социальная идентичность А.А. Урбанович; личностный опросник А.Т. Джерсайлд; методика самооценки тревожности, ригидности и экстравертности Д. Моудсли; психодиагностическая методика уровня притязаний В. Гербачевского; опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева; методика диагностики социально-психологической адаптивности К. Роджерса и Р. Даймонда; тест «Внушаемость» С.В. Клаучек, В.В. Деларю.

Математическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью компьютерных программ с применением пакетов «Microsoft Excel 2010», «STATISTIKA 6.0».

Теоретической основой исследования выступают работы, раскрывающие психологические особенности ценностной сферы человека (Ананьев Б.Г., Маслоу А.Г., Кант И., Леонтьев Д.А., Олпорт Г., Рокич М., Ядов В.А. и мн.др.), их социально-психологическую природу (Абульханова К.А., Горячева Г.М., Димиченский Г.Г., Парыгин Б.Д., Платонов К.К., Поршнев Б.Ф., Е.В. Шорохова), связь с субъектными особенностями человека (Артюхова Ю.В., Баранова С.А., Журавлева Н.А., Кирилова Н.А., Лисовский В.Т., Синицару Л., Уталиева Ж.Т. и др.); исследования, характеризующие ценностные ориентации (Журавлева Н.А., Леонтьев Д.А., Кольберг Л., Ядов В.А.) и ценностные представления (Московичи С., Абульханова К.А. и др.); обозначающие психологический вектор изучения частной жизни (Котова И.Б., Шиянов Е.Н.) и представлений о частной жизни (Бессмертный Ю.Л., Ибрагимова Д.Я., Дмитриева М.А., Канаркевич О.С., Хмарук И.Н., Шаков А.М. и др.).

Теоретический анализ проблемы показал, что ценности частной жизни составляют собой мало изученное исследовательское пространство. Единичные исследования, реализованные на эмпирической основе по данной проблематике, освещают лишь отдельные грани этой сложной проблематики. Очевидность необходимости изучения ценностного пространства частной жизни субъектов, находящихся в периоде наиболее интенсивного оформления всех личностных структур, послужила поводом к эмпирическому выяснению психологических особенностей представлений студентов о ценностях частной жизни.

Ценности частной жизни характеризуются единством элементов и их качественных особенностей, обладающих для студентов субъективной значимостью. В целом, ценности частной жизни образуются для них сочетанием подпространств частных переживаний, частных действий, частных отношений и физиологических аспектов частной жизни.

Наиболее значимыми для студентов элементами частной жизни являются ценности частных переживаний, приоритетной ценностью среди которых наделены переживания субъектных привязанностей, страхов и счастья. Субъектные действия, попадающие для студентов в пространство частной жизни, характеризуются ценностными приоритетами направленности на будущее.

Возможность отнесения феномена к ценностям частной жизни определяется наделением его в пространстве субъективных представлений следующими качественными характеристиками:

- интимностью, безопасностью, ресурсностью, близостью, принадлежностью к категории «свое», желанностью, естественностью, сокровенностью, постоянством, уязвимостью и независимостью;

- обладанием целостностью качеств интимности, безопасности и ресурсности;

- принадлежностью к сфере ценностей, сочетающих на одновременной основе проявления собственности, субъективной близости, желанности и естественности.

Представления студентов о ценностях частной жизни имеют трехфакторную структуру. На субъектном уровне они структурируются и представлены факторами, получившими название «Надежность частной жизни», «Безопасность частной жизни» и «Ресурсность частной жизни». Фактор «Надежность частной жизни» характеризуются элементами, определяющими частную жизни как нечто, дающее надежный, постоянный приют, без которого не возможна жизнь человека. Фактор «Безопасность частной жизни» определяет частную жизнь в качестве среды, дающей человеку защиту, безопасность в силу сокрытия от посторонних своего содержания, закрытости, тайного характера происходящего в противовес независимости и уязвимости. Фактор «Ресурсность частной жизни» позиционирует частную жизнь в качестве источника энергии, позволяющей справиться с трудностями, преодолеть эпизодически возникающие страхи, тревоги и достичь состояний психологического комфорта, благополучия, счастья.

Факторы «Надежность частной жизни», «Безопасность частной жизни» и «Ресурсность частной жизни» рассматриваются в качестве основных смысловых линий, структурирующих представления студентов о ценностях частной жизни.

Развитие представлений о ценности частной жизни находится в статистически значимых связях с рядом личностных особенностей студентов. В наибольшей степени с представлениями о ценностях частной жизни связаны ощущение бессмысленности существования адаптация и эмоциональная комфортность. Обнаружена тенденция связи представлений о ценностях частной жизни с нервно-психическим напряжением, тревожностью и самопринятием студентов. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что представления студентов о ценностях частной жизни являются сложным психологическим образованием, представляющим собой личностную проекцию ее ценностных особенностей на актуальное пространство жизнедеятельности в форме индивидуальных приоритетов субъектной активности.

Установлено, что представления студентов о ценностях частной жизни объединяют собой субъектные приоритеты содержания и качественных особенностей частной жизни. Наиболее значимыми ценностными приоритетами частной жизни для студентов при этом выступают ее элементы, представленные частными переживаниями, и качественные характеристики, проявляющиеся в важности, интимности, безопасности и ресурсности частной жизни.

Нами выявлено, что представления студентов о ценностях частной жизни коррелируют с ощущением бессмысленности существования,адаптацией и эмоциональной комфортностью, связанными с объемом и содержанием приоритетов частной жизни. В рамках эмпирического исследования была разработана программа «Развитие представлений студентов о ценностях частной жизни», включающая психодиагностический, просветительско-лекционный, коррекционно-развивающий и психолого-консультативные блоки. В рамках разработки программы были выявлены основные направления просветительской деятельности в рамках развития представлений студентов о ценностях частной жизни, принципы, блоки групповой коррекционной работы и основной блок проблем, требующий консультативного вмешательства со стороны психолога. В качестве диагностируемых параметров выступили объем представлений студентов о ценностях частной жизни, уровень ощущения бессмысленности существования, адаптация и эмоциональная комфортность студентов – участников программы. Программа «Развитие представлений студентов о ценностях частной жизни» проходила в течение полугодия, и в ее рамках был решен комплекс задач. Итоговая психодиагностика позволила установить, что по сравнению с начальным замером, итоговый замер выявил: статистически достоверный рост объема представлений студентов о ценностях частной жизни, снижение уровня ощущения бессмысленности существования в сочетании с ростом адаптации и эмоциональной комфортности студентов. Таким образом, предложенные нами организационные подходы к развитию представлений студентов о ценностях частной жизни подтвердили свою эффективность. Их использование позволило достичь как реального роста у студентов – участников программы объемов представлений о ценностях частной жизни, так и статистические тенденции к изменению у них уровня развития личностных качеств, связанных с представлениями студентов о ценностях частной жизни.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что нами разработан и апробирован пакет исследовательских методов и методик, применение которых позволяет получать комплексный материал о психологических особенностях представлений студентов о ценностях частной жизни. В ходе исследования собран эмпирический материал, характеризующий содержательную и качественную стороны представлений студентов о ценностях частной жизни, который может быть использован в последующих сравнительно-сопоставительных исследованиях по соответствующей проблематике. Получены эмпирические данные о ценностных приоритетах частной жизни студентов, которые способны получить применение в практике коррекционно-развивающей работы с ними.

Разработанная авторская программа «Развитие представлений студентов о ценностях частной жизни» может быть использована в деятельности психологической службы вузов. Формирующий блок работы дал возможность выявить направления просветительской деятельности, принципы и блоки групповой коррекционно-развивающей работы, блок проблем, требующий консультативного вмешательства со стороны психолога, который способен усилить эффект психологического содействия студентам при возникновении трудностей определения ценностей тех или иных сторон частной жизни.

Мы предполагаем, что собранные в рамках исследования теоретические и эмпирические материалы могут использоваться при профессиональной подготовке студентов – психологов в рамках курсов «Общая психология», «Психология личности», «Педагогическая психология», «Основы консультативной психологии».

Сделанные по результатам исследования выводы и обобщения могут послужить основой для планирования последующих этапов изучения субъектных представлений и ценностной сферы на различных этапах онтогенетического развития.

Литература

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2004. – 520 с.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. – 200 с.

3. Куликов Л.В., Пастушик М.М. Обзор зарубежных исследований по проблеме эмоциональной близости // Вестник Санкт-Петербургского гос. ун-та. Серия 12. – 2009. – №4. – С. 161-167.

4. Котова И.Б., Канаркевич О.С. Жизненный ресурс личности как фактор ее эмоционального самочувствия // Гуманитарный анализ состояния и перспектив развития высшего образования в России: материал докладов научно-практической конференции. – Сочи, 2004. – С. 73-75.

5. Котова И.Б. Экзистенциальная составляющая феноменов частной жизни. //Сборник Всероссийской конференции «Экзистенциальная психология личности». – М.: МГУ, 2005.

6. Песков В.П. Метасистемный подход к исследованию структуры представления // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. – №3. – С.192-202.

7. Романова А.П. Культурная безопасность и страх перед чужим // Каспийский регион: политика, экономика, культура, 2013. – №2. – С. 228-237.

 

Об авторе

Барадакова Нина Викторовна – аспирантка кафедры социальной, специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия».

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Барадакова Н.В. Представление студентов о ценностях частной жизни: результаты эмпирического исследования.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 4.URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.