С.А. Черкасова

С.А. Черкасова

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ



УДК 159.922.6

 

English verson:

Аннотация. В статье рассматриваются возможности формирования у будущих учителей компетенций необходимых для работы с агрессивными младшими школьниками посредством организации психологического кружка и научной проблемной группы по данной теме.

 

Ключевые слова: агрессивное поведение, агрессивные младшие школьники, научная проблемная группа, психологический кружок.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Проблема агрессии и агрессивного поведения человека неоднократно была предметом исследования психологов, педагогов, социологов, юристов, что отражает запросы общества, испытывающего на себе возросшее воздействие насилия и жестокости. В настоящее время школа не застрахована от проявлений агрессии и насилия во время уроков, на переменах и на улицах. Ученые отмечают, что агрессивность значительно помолодела. Если раньше речь шла о начальных проявлениях агрессивности преимущественно в подростковом возрасте, то теперь данная проблема стала актуальной и для начальной школы, а зачатки агрессивности в поведении детей все чаще наблюдаются уже в дошкольном возрасте [4]. Данное обстоятельство выдвигает на первый план проблему разработки содержания и организации специальной практико-ориентированной деятельности психолога по профилактике и коррекции агрессивности среди детей начальных классов. Младшие школьники, как особая социальная и возрастная группа, оказались наиболее восприимчивыми к деструктивным внешним воздействиям: СМИ, компьютерные игры, поведение старших по возрасту подростков, взрослых и др. [1, 2, 3].

Опыт нашей работы по­казывает, что негативные характеристики личнос­ти и способы поведения агрессивных младших школьников укореняются и развиваются вследствие неблагоприятных вза­имоотношений с педагогами, не обладающими навыками общения с «трудными» детьми. В част­ности, опрос учащихся с нарушениями в поведе­нии показал, что большинство из них постоянно подвергается вербальной и, в меньшей степени, физической агрессии со стороны педагогов, уни­жению личностного достоинства, несправедливо­му обращению и прочим антигуманным воздей­ствиям. Таким образом, затянувшаяся обоюдная конфронтация, непрекращающиеся конфликты и эмоциональная неприязнь, как правило, вызыва­ют вербальную и косвенную агрессию учащихся на педагогов и физическую агрессию на своих сверстников.

Вопросы подготовки учителей к работе с агрессивными младшими школьниками, с учетом влияния социальной ситуации развития, как в теоретическом, так и в практическом плане, остаются малоизученными, что затрудняет разработку эффективных мер воздействий превентивного характера. Не располагая информацией о способах поведения с детьми в ситуации проявления ими агрессивности, учителя склонны отвечать агрессией на агрессию, порождая тем самым ответную агрессию детей, в результате чего возникает замкнутый круг.

Следует отметить, что отсутствие системного подхода к проблеме подготовки будущих учителей к работе с детьми с агрессивным поведением в условиях вуза приводит к ограничению возможности приобретения необходимых умений и навыков, боле того, у будущих профессионалов не формируется целостного представления о содержании работы с такими детьми. Однако ГОС ВПО III поколения указывает на необходимость формирования компетенций, необходимых для работы трудными, в том числе и с агрессивными детьми.

Обучение в вузе предполагает изучение студентами – будущими педагогами следующих психологических дисциплин: общая психология, история психологии, возрастная, социальная, педагогическая.

Изучение студентами базовых психологических дисциплин начинается во втором семестре с курса общей психологии и истории психологии. Стандарт по данной дисциплине предполагает знакомство студентов с базовыми понятиями и категориями психологии в рамках рассмотрения следующих тем: зарождение психологии как науки; основные этапы развития психологии; психологические теории и направления; основные психологические школы; постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии; предмет, задачи, методы, структура современной психологии; проблема человека в психологии; психика человека как предмет системного исследования; основные факторы и механизмы развития личности, основные психологические теории личности; направленность; потребности; мотивация; деятельность; общение; когнитивные процессы; эмоции; чувства, воля; темперамент, характер, способности.

На втором курсе студенты знакомятся с возрастной (третий семестр) и социальной (четвертый семестр) психологией.

В рамках возрастной психологии будущие учителя изучают: предмет, задачи, методы возрастной психологи; условия, источники и движущие силы психического развития; проблему возраста и возрастной периодизации психического развития; социальную ситуацию развития; ведущую деятельность и основные новообразования; особенности развития ребенка в разных возрастах.

Социальная психология предполагает рассмотрение следующих проблем: предмет социальной психологии, ее теоретические и прикладные задачи; группа как социально-психологический феномен и феномен группового давления, конформизм, групповая сплоченность; проблема лидерства и руководства; стадии и уровни развития группы; феномен межгруппового взаимодействия; этнопсихология; проблемы личности в социальной психологии, социализация, социальная установка и реальное поведение, межличностный конфликт.

В пятом семестре студенты изучают педагогическую психологию и знакомятся с предметом и задачами педагогической психологии; понятием учебной деятельности, ее психологической сущностью и структурой; проблемой соотношения обучения и развития; психологическими причинами школьной неуспеваемости; мотивацией учения; психологической готовностью к обучению; психологической сущностью воспитания, педагогической деятельностью; психологией личности учителя и проблемами профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста.

Анализ учебных планов и государственного образовательного стандарта позволяет утверждать, что проблеме детской агрессивности в процессе изучения студентами блока психологических дисциплин в настоящее время не уделяется должного внимания; специального, целенаправленного изучения проблемы агрессивности не предусмотрено в рамках ни одной психологической дисциплины. Понятия: агрессивность, диагностика, профилактика, коррекция агрессивного поведения не встречается ни в одном разделе государственного образовательного стандарта.

Некоторые аспекты проблемы агрессивности и агрессивного поведения затрагиваются при рассмотрении теорий личности, эмоционально-волевой сферы, темперамента в общей психологии, при характеристике младшего школьного возраста в возрастной психологии, при изучении особенностей воспитания «трудных детей» в курсе педагогической психологии.

Изучение проблемы личности предполагает знакомство студентов с основными отечественными и зарубежными теориями личности. В рамках поведенческих теорий некоторые преподаватели считают необходимым рассмотреть теорию социального научения А. Бандуры, поскольку именно эта теория в настоящее время большинством исследователей признана универсальной теорией происхождения агрессивного поведения.

При изучении эмоционально-волевой сферы в вопросе о классификации собственно эмоций, в качестве одной из фундаментальных эмоций человека рассматривается гнев как отрицательное эмоциональное переживание.

Понятие «агрессивность» встречается при рассмотрении типов темперамента в качестве характеристики холерика в методике Айзенка.

При изучении особенностей младшего школьного возраста ряд преподавателей, давая характеристику эмоциональной сферы, считают необходимым раскрыть некоторые аспекты гиперактивности и агрессивности как «проблемы современных детей».

Анализ государственного образовательного стандарта позволяет утверждать, что рассмотрение студентами проблемы агрессивности и агрессивного поведения в рамках изучения психологических дисциплин носит фрагментарный характер, знания, получаемые студентами поверхностны, отсутствует система в их изложении.

Данное обстоятельство говорит о необходимости дополнительной работы в данном направлении, такой как введения психологического кружка «Психологические основы работы с агрессивными младшими школьниками» и научной проблемной группы, которые позволяют углубить знания, сформировать компетенции необходимые будущему учителю для работы с агрессивными младшими школьниками.

Целью психологического кружка является инфор­мирование будущих учителей об индивидуально-психоло­гических особенностях личности агрессивных младших школьников и обучение эффективным способам взаимодействия с такими детьми средствами конфликтологии и игротерапии («проиг­рывания» критических и конфликтных ситуаций в сфере межличностных отношений). В ходе работы решаются следующие задачи:

-        распознание и идентификация собственных негативных эмо­циональных состояний, возникающих при обще­нии с асоциальными детьми;

-        обучение «ненаправ­ленным» способам отреагирования отрицательных эмоций и приемам регуляции психического рав­новесия;

-        снятие личных и профессиональных за­жимов и ограничений;

-        освоение методики кон­такта с неблагополучными детьми различного воз­раста и выработка эффективного стиля взаимо­действия.

Далее в таблице 1 приведена примерная программа проведения практических занятий в психологическом кружке.

Таблица 1

 

План проведения практических занятий психологического кружка «Психологические основы работы с агрессивными младшими школьниками»

занятия

Цель занятия

Основное содержание

Упражнения

Выполняемые действия

1

Обучение студентов отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также отреагирование всей ситуации в целом. Развитие доброжелательности.

1.Представление

2.Пластическое изображение гнева

3.Рисование собственного гнева

4.Будте добры

1.Оформление карточки визитки

2.Пластическое изображение гнева

3.Рисунок, лепка

4.Работа с памятью

2

Обучение студентов отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также отреагирование всей ситуации в целом.

1.Пожелания

2.Галерея

негативных портретов (А)

3. Галерея

негативных портретов (Б)

4. Галерея

негативных портретов (В)

5.Письма гнева

1.Приветствие

2.Работа с воображением

3.Работа с воображением, обсуждение

4.Обсуждение портретов

5.Написание письма

3

Обучение студентов отреагированию собственного гнева, обучение контролю за своими агрессивными импульсами. Развитие симпатии и благодарности к окружающим.

1.Здравствуйте

2.Соознание гнева через сенсорные каналы

3.Рецепт: как сделать ребенка агрессивным (А)

4.Рецепт: как сделать ребенка агрессивным (Б)

5.Подарок соседу

1.Приветствие

2.Обсуждение гнева

3. Написание рецепта гнева

4. Обсуждение гнева

5.Памятное пожелание

4

Обучение студентов навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции). Установление определённых правил, которые помогут студентам справиться с собственным гневом.

1.Непослушные шарики

2.Ввод правил

3.Закрепление правил в ролевой игре

4. Сказка: «Сказка о Дрюпе Дрюпкине»

1.Игра с шариками

2.Ввод правил

3.Закрепление правил

4.Обсуждение сказки

5

Обучение студентов управлению своим гневом, снижение уровня личностной тревожности.

1.Построимся?

2.Снежная баба

3.Апельсин

4.Сдвинь камень

5.Сказка «Сказ о том, как Штирлицев свой страх победил»

1.Построения

2.Изображение снежной бабы

3.Релаксирующая гимнастика

4.Релаксирующая гимнастика

5.Обсуждение сказки

6

Обучение студентов управлению своим гневом, снижение уровня личностной тревожности.

1.Игра в мяч

2.Черепаха

3.Расслабление в позе «Морской звезды»

4.Когда душа поёт

5.Пожелания

1.Приветствие

2.Релаксирующая гимнастика

3.Релаксирующая гимнастика

4.Работа с воспоминаниями

5. Написание письма

7

Научить студентов видеть различные способы поведения в проблемной ситуации. Помочь студентам сформировать навыки конструктивного поведения. Расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеале снять) деструктивные элементы в поведении. Развитие эмпатии.

1.Электрический ток

2.Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации

3.Ролевая игра

4.Цветы в подарок

1.Вводная игра

2. Сочинение истории по картинкам

3. Ролевая игра

4.Прощание с предписанием положительных качеств участникам

8

Научить студентов видеть различные способы поведения в проблемной ситуации. Помочь сформировать навыки конструктивного поведения. Расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации.

1.Приветствие

2.На ошибках учатся

3.Сказка: «Детская демократическая республика»

4.Нахал

 

1.Приветствие

2.Проигрывание сделанной ошибки в ситуации

3.Обсуждение сказки

4.Разыгрывание жизненных ситуаций

9

Формирование навыков позитивного межличностного общения. Формирование конструктивных поведенческих реакций. Развитие чувства доверия и поддержки в коллективе.

1.Объединенния в группы

2.Корабль среди скал

3.Трио

4.Умение слушать

5.Восковая палочка

1.Вводная игра

2.Игра на доверия, обсуждение

3.Игра на взаимодействие

4.Игра, формирующая умение слушать

5.Игра на формирование доверия

10

Формирование навыков позитивного межличностного общения. Формирование конструктивных поведенческих реакций. Развитие умения видеть в любом человеке положительное. Развитие умения устанавливать контакт с окружающими.

1.Комплимент

2.Сто мячей

3.Групповой портрет

4.Самокритика

5.Выход из контакта

1.Вводная игра

2.Игра на установление контакта

3.Рисование группового портрета

4.Обсуждение качеств личности

5.Обыгрывание ситуации выхода из контакта

11

Формирование навыков позитивного межличностного общения. Формирование конструктивных поведенческих реакций. Развитие сотрудничества в мини-группах.

1.Приветствие

2.Головомяч

3.Точка зрения

4.Сказка: «Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море»

1.Вводная игра (приветствие)

2.Игра в мяч

3.Обсуждение актуальной проблемы

4.Обсуждение сказки

12

Развитие эмпатии. Формирование осознавания собственного эмоционального мира и чувств других людей.

1.Приветсвие

2.Работа с фотографиями

3.Символическое изображение эмоций

4.Цвета эмоций

5.За что мы любим

1.Вводная игра

2.Определение эмоционального состояния человека по фотографии

3.Пластическое изображение эмоций

4.Пластическое изображение цвета

5.Характеристика импонируемых людей

13

Развитие эмпатии. Формирование осознавания собственного эмоционального мира и чувств других людей.

1.Линия

2.Танцы-противополож-ности

3.Изображение различных предметов и явлений природы

4.Я грустный, когда …

5.«Агрессор» и «жертва» меняются местами

1.Вводная игра

2.Пластическое изображение противоположных эмоций

3.Пластическое изображение предметов и явлений природы, обсуждение

4.Проработка эмоционального состояния

5.Проигрывание ситуаций

14

Формирование позитивного самовосприятия и самосознания у студентов. Развитие сплочённости.

1.Молекулы

2.Реконструкция позитивного опыта через детские воспоминания

3.Наша семья

4.Только вместе

1.Вводна игра

2.Работа с ассоциациями, обсуждение

3.Изображение семейного портрета

4.Игра с мячом

15

Формирование позитивного самовосприятия и самосознания у студентов. Развитие сплочённости. Формирование чувства значимости.

1.Тропинка

2.Хвасталки

3.Сказка «Светлячок»

4.Мне в тебе нравится…

1.Вводная игра

2.Рисование поступков, обсуждение

3.Обсуждение сказки

4.Высказывание комплиментов

16

Формирование позитивного самовосприятия и самосознания у студентов. Развитие сплочённости.

1.Передай апельсин

2.Сказка: «Байка про Егора-мухомора.»

3.Копилка хороших поступков

4.Тетрадь моих достижений

5.Чемодан

1.Вводная игра

2.Обсуждение сказки

3.Работа с памятью

4.Оформление тетради – достижений

5.Памятное пожелание

 

Проблемная группа выступает одним из средств организующим научно-исследовательскую и самостоятельную работу студентов, где реализуется интеллектуальный потенциал личности. Самостоятельная работа в проблемной группе является эффективным средством формирования у студенческой молодежи научно-исследовательских умений, которые должны образовать основу их будущей эффективной работы.

Проблемная группа «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с агрессивным поведением» позволит будущим учителям получить необходимые знания, умения и навыки для работы с агрессивными детьми.

Основной целью в работе данной проблемной группы является подготовка студентов к работе с агрессивными младшими школьниками. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующую систему задач:
-        изучение проблемы агрессивного поведения в целом и в младшем школьном возрасте;
-        ознакомление студентов со структурно-логической схемой исследования проблемы агрессивного поведения в младшем школьном возрасте;
-        ознакомление со схемой диагностического обследования детей с агрессивным поведением;
-        овладение методами и технологиями коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте;
-        закрепление полученных теоретических знаний и применение их на практике.

Для решения поставленных задач студентам предлагается использование комплекса методов: системное, теоретическое и практическое моделирование; анализ научной литературы, нормативно-правовых актов, программно-методических материалов; вопросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, оценивание, обобщение независимых характеристик); обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение, самонаблюдение); праксиметрические (анализ продуктов деятельности детей и педагогов); количественной и качественной оценки полученных результатов (компьютерная обработка данных, их оформление в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков).

В процессе исследовательской деятельности студенты имеют возможность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему; выдвинуть гипотезу, найти и предложить способ ее проверки; собрать экспериментальные данные, проанализировать их, предложить методику их обработки; сформулировать выводы и увидеть возможности практического применения полученных результатов и проблему в целом (все аспекты и этапы ее решения). Коллективная работа позволяет студентам определить меру личного участия в решении проблемы.

Таким образом, решение проблемы подготовки студентов педвуза к работе с агрессивными детьми позволит решить данную проблему; повысит уровень профессиональной компетентности выпускников, т.е. удовлетворит запросы всех потребителей образовательных услуг – личности, общества, государства.

 

Литература

1.  Агрессия детей и подростков / Под ред. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004. – 316 с.

2.  Бережкова Е.И. Агрессивность младших школьников // Актуальные проблемы современной психологии: Уч. зап. ЛГОУ им. А.С. Пушкина.– СПб., 2003. – С. 104-107.

3. Голенищева Е.Л. Психологические детерминанты агрессивного поведения младших школьников.– СПб.: АППО, 2005. – 154 с.

4. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.

5. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2000. – 512 с.

 

Об авторе

Черкасова Светлана Александровна – старший преподаватель кафедры практической психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.

е-mail: сЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Черкасова С. А. Формирование у будущих учителей компетенций необходимых для работы с агрессивными младшими школьниками.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.