М.И. Плугина

М.И. Плугина

УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФАКУЛЬТЕТОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ



УДК 159.923

 

English verson:

Аннотация. В статье раскрываются причины сложностей функционирования факультетов повышения квалификации, и анализируются наиболее оптимальные условия для эффективной образовательной деятельности специалистов в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы. Акцентируется внимание на совершенствование профессионализма деятельности преподавателя системы повышения квалификации,  через развитие всех его потенциалов, стимулирование творчества, социальной и профессиональной активности.

 

Ключевые слова: последипломное образование, повышение квалификации, преподаватель высшей школы

 

Ссылка для цитирования

 

Современная система последипломного образования располагает различными видами и формами обучения, позволяющими специалисту повышать уровень имеющихся знаний и приобретать новые. Особое место в этой системе занимают факультеты повышения квалификации.

Несмотря на то, что за последние годы накоплен значительный опыт функционирования факультетов повышения квалификации, исследователи, анализируя историю их становления, называли следующие недостатки:

-        отсутствие учета особенностей специальности и контингента слушателей (Шапошникова А.П., 1975);

-        «перегруженность» элементами малой познавательной ценности; недооценка места и роли самостоятельной работы слушателей, что сдерживает их активность (Гринюк В.Н., 1978);

-        содержание обучения не всегда носит опережающий характер по отношению к состоянию практики, обучение на ФПК часто является «калькой» вузовского обучения и т.д. (Борисова Н.Б., 1987);

-        неэффективная организация учебной деятельности (или изучается все понемногу или происходит сосредоточение на какой-то одной дисциплине, часто это преподаваемая дисциплина (Горностаев Н.С., 1987);

-        разобщенность факультетов и слабость контактов между преподавателями родственных специальностей; недостаточность педагогической подготовки, которую получают преподаватели в системе ФПК (Сапунов В.Н., 1988) и т.д.

Если обратиться к деятельности факультетов повышения квалификации преподавателей высшей школы, то правомерно выделить следующие недостатки:

-        недооценка того, что приходится учить тех, кто сам привык учить других. Это порождает две основные проблемы: а) подбор кадров для обучения слушателей ФПК, которые могут пользоваться авторитетом, являются яркой, интересной личностью для обучаемых и сами должны пройти краткосрочные курсы, позволяющие им работать с такой специфичной аудиторией; б) использование тех методов воздействия и обучения, которые позволят слушателям занимать активную позицию, что в полной мере соотносится с их преподавательским опытом, возрастом и дает им возможность брать на себя ответственность за решение проблемных задач;

-        недостаточная глубина знаний психологии взрослого теми, кто преподает в системе повышения квалификации, что не позволяет им учитывать индивидуальные и возрастные особенности при организации образовательного процесса: вопросы восприятия, запоминания, переработки информации, ее интерпретации и применения в практической деятельности;

-        отсутствие четкого представления о потребностях и мотивации образовательной деятельности слушателей. Часто это осложняется тем, что в образовательный процесс преподаватели включаются не добровольно, а в силу «особого распоряжения» и на основании того, что пора пройти повышение квалификации;

-        отсутствие четкой дифференциации ведущего и вспомогательного видов деятельности для взрослых. Иначе говоря, необходимо учитывать тот факт, что процесс учения для взрослых выступает как вспомогательная деятельность по отношению к его основной, трудовой деятельности. Поэтому одна из главных задач тех, кто берется обучать взрослых – раскрыть смысл учебной деятельности, т. е. показать перспективы, которые открываются перед человеком как профессионалом и личностью после обучения. При этом важно опираться на жизненный и профессиональный опыт взрослых учеников, одновременно раздвигая его границы, что позволит взрослому, с одной стороны, более эффективно регулировать процесс своего учения, с другой, оптимизировать свою профессиональную деятельность;

-        отсутствие специального психологического сопровождения процесса обучения взрослых слушателей, с помощью которого можно оказать существенную помощь преподавателям в организации образовательной и самообразовательной деятельности, в познании своих потенциальных возможностей, являющихся основой для дальнейшего проектирования профессиональной и жизненной перспективы.

Выделенные проблемы и трудности не исчерпываются этим списком. Существует множество других специфических недостатков, которые не позволяют сегодня создать наиболее оптимальные условия для эффективной образовательной деятельности специалистов в системе повышения квалификации и превратить образовательную деятельность в насущную личностную потребность на протяжении всей жизни.

Одной из главных проблем является компетентность профессорско-преподавательского состава, осуществляющего обучение слушателей в системе повышения квалификации. Действительно, для организации образовательной деятельности на этапе последипломного обучения нужны преподаватели с высоким кругозором и знаниями в области преподаваемой дисциплины, владеющие современными средствами обучения, воздействия на «взрослых» учеников и т.д. [2].

Следующую проблему необходимо рассматривать в более широком контексте. Процесс обучения в системе повышения квалификации имеет тесную связь с профессиональной деятельностью. Взрослый – субъект профессиональной деятельности, следовательно, в образовательном процессе необходимо создавать условия не только для интеллектуального, но и для общекультурного развития, личностного роста. Иначе говоря, НПО должно быть культуросообразным (соответствовать сложившимся культурным моделям) и персонализированным (ориентированным на интересы и потребности конкретных людей). Сама система повышения квалификации должна быть ориентирована не только на запросы производства, но в большей мере – на потребности человека, заинтересованного в проявлении и развитии своих способностей, нуждающегося в самоутверждении и социальной защищенности. Но, как показывают и исследования и имеющейся опыт в организации учебной деятельности на этапе последипломного образования, можно определить пути, способы, условия повышения качества последипломного образования. Так, многие исследователи предлагают достаточно эффективные способы преодоления существующих недостатков, противоречий проблем (Борисова Н.В., 1987; Ващенко Н.М., 1986; Музыченко Е.А., 1983; Сибирская М.П., 1998 и др.). Их обобщенный анализ позволяет выделить следующие условия:

-        выбор, разработка и внедрение в учебный процесс институтов повышения квалификации таких форм и методов обучения, совокупность которых дает возможность системно воссоздать предметное и социальное содержание профессиональной деятельности и тем самым обеспечить развитие творческой активности, профессиональной и социальной компетентности специалиста;

-        опора на ведущие принципы обучения и повышения квалификации специалистов (многоуровневость, разнопрофильность, вариативность, интегративность, индивидуальность, системность, проблемность, диалогичность и пр.);

-        выбор наиболее эффективных методов воздействия на слушателей системы ФПК и взаимодействия с ними (формирования мотивации и стимулирования переобучения, соединения специальной и психолого-педагогической подготовки, моделирования исследовательской деятельности, совокупность акмеологических методов воздействия).

Кроме этого выделяются такие принципы, условия, создание и соблюдение которых позволит эффективно функционировать системе повышения квалификации преподавателей: мобильность и динамичность образовательного процесса; органическая связь образовательного процесса с отраслью, с тенденциями и перспективами ее развития; непрерывное изменение содержания обучения в соответствии с современными задачами и тенденциями развития образования и общества; использование современных образовательных технологий; практическая направленность обучения; компьютеризация образовательного процесса и т.к.

В контексте заявленной проблемы необходимо акцентировать внимание на создании и учете следующих условий:

-        повышение психолого-педагогической компетентности преподавателей. Сегодня это условие следует рассматривать в качестве ведущих, обеспечивающих оптимизацию качества функционирования системы повышения квалификации. Решение этого вопроса можно осуществить посредством увеличения на факультетах повышения квалификации количества часов по психолого-педагогическим дисциплинам. Это обусловлено тем, что педагогическое мастерство определяется не только знаниями в области преподаваемых дисциплин, но и умением грамотно строить образовательный процесс на основе глубоких знаний в области педагогики и психологии; владением современных педагогических технологий и техниками конструктивного общения, аутопсихологической компетентностью и т.д.:

-        проявление субъектности обучаемых, что обусловлено ориентацией на один из важных принципов функционирования системы повышения квалификации: сознательность и активность обучаемых. Взрослый должен выступать в роли субъекта собственной образовательной деятельности, поэтому образовательный процесс должен строиться на основе субъект – субъектных отношений. А те, кто занимается обучением взрослых, должен учитывать в образовательном процессе жизненный и профессиональный опыты «взрослых» учеников, их готовность к «диалогическому» взаимодействию;

-        актуализация идеи сближения теории и практики, как дидактической основы повышения квалификации специалистов. Преподаватели, включенные в новый вид деятельности – учебную деятельность, постоянно проецируют получаемые знания на свою профессиональную деятельность и оценивают их с точки зрения возможного применения в дальнейшей педагогической деятельности или в области личностного становления;

-        расширение функций факультетов повышения квалификации. В частности, кроме традиционных тематических курсов повышения квалификации на ФПК можно проводить краткосрочные курсы и семинары по психолого-педагогическим проблемам. Тем самым будет формироваться потребность и мотивация к изучению психологии человека, психологии и педагогики высшей школы как базовых дисциплин в педагогической деятельности. Включение преподавателей, не имеющих специального педагогического или психологического образования, в проблемные группы по решению современных психолого-педагогических образовательных задач может стать существенным стимулом к их дальнейшему обучению в аспирантуре или докторантуре. А новые знания в области психологии будут способствовать формированию более высокого уровня личностной рефлексии, потребности в саморазвитии, готовности к самоизменениям, личностному и профессиональному росту, установкам на самообразовательную деятельность;

-        создание специфической образовательной среды. В исследованиях Лурье Л.И. отмечается, что в основе повышения квалификации должна быть высокотехнологичная образовательная среда, интегрирующая глобальные процессы в образовании и смежных областях социально-экономической деятельности, обеспечивающая зрелость, высокое профессиональное мастерство педагогической деятельности, при которой может быть обеспечено овладение обучающимися опытом самопознания, самореализации, интеллектуальной и практической деятельностью в различных образовательных областях [1]. Действительно, среда, в которую попадает человек, во многом обуславливает характер деятельности, формирование потребности в получении эффективного результата, активность личности и т.д.

Последние из описанных условий оптимизации функционирования системы повышения заслуживает более подробного анализа. Сегодня при решении этого вопроса психологи и педагоги акцентируют свое внимание на деятельности служб практической психологии в высшей школе. Но при этом следует обратить внимание на такой момент: специалисты психологической службы должны в качестве приоритетной рассматривать задачу оказания помощи и поддержки в личностно-профессиональном развитии не только студентам, но и преподавателям. Иначе говоря, необходимо ставить вопрос об организации психологического сопровождения образовательной деятельности слушателей системы повышения квалификации [2]. Именно это позволит преподавателям перейти от целенаправленного образования, обучения (где он, преподаватель, в большей степени является объектом, а не субъектом образовательного процесса) к самообучению, к самообразованию. Но, как показывает практика, здесь имеются некоторые трудности. В частности, сложность этого вопроса заключается в том, что часто педагог не имеет навыков самообразовательной деятельности, отсутствует ее алгоритм, нет четкого вектора в данном виде деятельности, нет стимулов и т.д. Вместе с тем, научные исследования показывают, что одна из функций образования сегодня: через образование привести человека к самообразованию. Следовательно, необходимо в учебный процесс слушателей включать такие методы обучения, которые позволят «взрослому» ученику проявлять активность, реализовывать свой потенциал, свой профессиональный и жизненный опыт, свои личностные устремления и переходить от образования к самообразованию.

Анализ условий, обеспечивающих эффективность функционирования современной системы повышения квалификации, позволяет говорить о том, что сегодня нарабатывается такой опыт организации последипломного обучения преподавателей, который позволяет не только повышать профессиональное мастерство педагогов. Главное назначение системы повышения квалификации – совершенствование профессионализма деятельности через профессионализм личности; развитие всех потенциалов личности, стимулирование творчества, социальной и профессиональной активности, когда каждый выступает субъектом деятельности, общения и познания.

 

Литература

1. Лурье Л.И. Региональная проблема модернизации системы повышения квалификации работников образования. Труды Всероссийской научно-практической конференции: Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество. – М., 2002.

 

2. Плугина М.И. Психологическое сопровождение образовательной деятельности преподавателей высшей школы в системе повышения квалификации. Научно-методическое пособие. – Ставрополь: Сев-Кав ГТУ, 2004. – 100 с.

 

Об авторе

Плугина Мария Ивановна – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и специальных дисциплин ГОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия» (СтГМА)

 

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Плугина М. И. Условия оптимизации функционирования факультетов повышения квалификации преподавателей высшей школы. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.